Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

29 июля 2011 года № 277

Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы «Инновационное развитие
транспортного комплекса на территории Забайкальского края (2012-2015 годы)»

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Забайкальского края от 25.02.2014 N 85.
____________________________________________________________________

В соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края, Порядком принятия решений о разработке, формирования и реализации краевых долгосрочных целевых программ, утвержденным постановлением Губернатора Забайкальского края от 17 июля 2008 года № 148, в целях внедрения инновационных услуг и технологий в сфере строительства, реконструкции и эксплуатации транспортной инфраструктуры Правительство Забайкальского края

    

    постановляет:  


1. Утвердить прилагаемую краевую долгосрочную целевую программу «Инновационное развитие транспортного комплекса на территории Забайкальского края (2012-2015 годы)».

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Забайкальского края по инвестиционной политике и развитию инфраструктуры А.А.Холмогорова.

И.о. председателя Правительства Забайкальского края
 А.А.Холмогоров

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства Забайкальского края
29 июля 2011 года № 277

.
КРАЕВАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

«Инновационное развитие транспортного комплекса на территории Забайкальского края (2012-2015 годы)»


ПАСПОРТ

краевой долгосрочной целевой программы

«Инновационное развитие транспортного комплекса на территории Забайкальского края (2012-2015 годы)»

Наименование
программы

Краевая долгосрочная целевая программа «Инновационное развитие транспортного комплекса на территории Забайкальского края (2012-2015 годы)» (далее - программа).

Дата принятия решения
о разработке
программы

Распоряжение Правительства Забайкальского края от 15 марта 2011 года №  88-р «О разработке краевой долгосрочной целевой программы «Инновационное развитие транспортного комплекса на территории Забайкальского края (2012-2015 годы)».

Дата утверждения
программы

Постановление Правительства Забайкальского края от 29 июля 2011 года № 277  «Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы «Инновационное развитие транспортного комплекса на территории Забайкальского края (2012-2015 годы)».

Государственный
заказчик
программы

Министерство территориального развития

Забайкальского края.

Основной
разработчик
программы

Министерство территориального развития

Забайкальского края.

Цель и задачи
программы

Цель:

   улучшение качества транспортного обслуживания населения края; повышение эффективности функционирования транспортной системы  края, а также создание необходимых условий для обеспечения инновационного развития Забайкальского края.

Задачи:

   развитие современной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике края;

   приведение в соответствие с требованиями ГОСТа водопропускных искусственных сооружений и обеспечение освещенности опасных участков дорог на территории Забайкальского края;

   повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения и хозяйствующих субъектов;

   повышение конкурентоспособности транспортной системы края и реализация ее транзитного потенциала;

   улучшение инвестиционного и инновационного климата и развитие рыночных отношений на транспорте.

Важнейшие
целевые
индикаторы
программы

  Достижение в 2015 году:

   объема перевозок грузов - 73,4 млн. т;

   грузооборота  транспорта - 195 950,1 млн. т-км.;

   объема перевозок пассажиров транспортом общего пользования - 43,906 млн. пасс.;

   пассажирооборота транспорта общего  пользования 320,86 млн.  пасс.-км;

   количества реконструированных мостов - 40 ед.

Сроки и этапы
реализации
программы

2012-2015 годы. Программа будет реализована в 1 этап.

Потребность в
финансировании
программы

Потребность в финансовых затратах на выполнение мероприятий программы за счет средств краевого бюджета - 1 887 357,53 тыс. рублей, в том числе по годам:

2012 год           - 297 500,0 тыс. рублей;

2013 год           - 548 400,0 тыс. рублей;

2014 год           - 559 257,53 тыс. рублей;

2015 год          - 482 200,0 тыс. рублей.

Основные
ожидаемые
конечные
результаты
реализации
программы

   В результате реализации мероприятий программы ожидается:

   обновление парка транспортных средств предприятий края, в том числе за счет приобретения 419 автобусов, 60 троллейбусов, 2 речных пассажирских судов на воздушной подушке, 3 воздушных судов;

   замена деревянных мостов на современные  конструкции в количестве 40 единиц;

   обустройство опасных участков дорог регионального и муниципального значения автономным освещением.

Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом

Транспортный комплекс - важнейшая составная часть производственной инфраструктуры Забайкальского края. Главной целью функционирования и развития транспортной системы края является гарантированное и качественное обеспечение потребностей населения в перевозках пассажиров и грузов.          

В условиях реформирования экономики усиливается влияние транспортной отрасли на развитие других отраслей экономики и социальной сферы, которые, в свою очередь, предъявляют более жесткие требования к качеству транспортного обслуживания. В состав транспортной системы  Забайкальского края входят объекты железнодорожного и автомобильного транспорта, водный транспорт, объекты гражданской авиации и транспортные терминалы.           

Транспортный комплекс  края образуют более 500 крупных и мелких организаций, относящихся к различным видам транспорта и формам собственности, специализирующихся на выполнении определенных видов перевозок и других транспортных услуг.

Ведущее место в транспортной системе края занимает железнодорожный транспорт. Железнодорожный транспорт в Забайкальском крае выполняет не менее 97% общего грузооборота всех видов транспорта, а также около 43% пассажирооборота.

Водным транспортом на территории края осуществляются перевозки по реке Шилка.  

На территории края в настоящее время зарегистрировано 283 666 автотранспортных средств, в том числе 7 010 автобусов, 40 680 грузовых автомобилей, 231 527 легковых автомобилей. Во все муниципальные районы и городские округа Забайкальского края, за исключением Каларского района, организованы межмуниципальные регулярные автобусные перевозки. Протяженность автобусной маршрутной сети составляет 38 761,7 км.

На территории Забайкальского края находятся 2 аэропорта и 43 посадочных площадки.  Аэропорт Чита (Кадала) - основной аэропорт, через который осуществляется  воздушное сообщение с другими городами Российской Федерации и КНР.  Аэропорт в с. Чара является единственным действующим аэропортом на территории Забайкальского края, расположенным в районе, приравненном к районам Крайнего Севера, через который осуществляется воздушное сообщение с краевым центром. Техническое состояние аэропортов не в полной мере соответствует установленным требованиям.

В настоящее время перевозка пассажиров и грузов осуществляется на воздушных судах авиакомпаний ООО «ВИМ Авиа», ОАО «Уральские авиалинии», ОАО «Авиакомпания «Сибирь», ЗАО «Авиакомпания «Ангара», ЗАО «Авиакомпания «ИрАэро», ОАО «Авиакомпания Якутия».

По территории  края проходят крупные федеральные автомагистрали  Р-297 «Амур» Чита - Хабаровск, Р-258 «Байкал» Иркутск - Улан-Удэ - Чита и А-350 Чита - Забайкальск - граница с Китайской Народной Республикой, автодороги регионального значения 76А-005 Дарасун - Госграница с МНР и 76А-138 Улан-Удэ - Романовка - Чита и другие. Эти дороги обеспечивают выход к государственной границе Российской Федерации с Китаем и Монголией, а также связь с соседними субъектами: Республикой Бурятия и Амурской областью. В результате пересечения эти федеральные и региональные автомобильные дороги, железная дорога и аэропорт образуют в городе Чите крупный транспортный узел межрегионального значения.

Несбалансированное и несогласованное развитие отдельных видов транспорта и его инфраструктуры в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов привело к их нерациональному соотношению в транспортном балансе края. Ослаблены позиции гражданской авиации и водного транспорта, что не позволяет в полной мере использовать конкурентные преимущества этих видов транспорта для увеличения объемов грузовых и пассажирских перевозок, наращивания и реализации транзитного потенциала края. Значительные резервы повышения эффективности работы транспортного комплекса выявляются при организации мультимодальных перевозок путем взаимодействия отдельных видов транспорта. Но в настоящее время в Забайкальском крае такое взаимодействие развито слабо, что, в конечном счете, приводит к потерям, диспропорциям и недостаточной удовлетворенности субъектов рыночной экономики края транспортными услугами. Это проявляется в следующем:

состояние транспортной сети края не соответствует существующим и перспективным грузо- и пассажиропотокам;

транспортные технологии не отвечают современным требованиям эффективного функционирования транспорта в условиях рынка, препятствуют удовлетворению растущего спроса на качественные транспортные услуги, снижению себестоимости перевозок, оптимальному использованию существующей транспортной инфраструктуры;

развитие дорожной сети не соответствует темпам развития автомобилизации края;

основные фонды всех видов транспорта обновляются недостаточными темпами;

не в полной мере используется транзитный потенциал Забайкальского края.

Серьезную проблему и угрозу для эксплуатации транспортных средств представляет существенный износ основных фондов организаций пассажирского транспорта общего пользования. Особенно остро данная проблема стоит для городского электрического транспорта, степень износа которого в 2010 году составила 87%. Степень износа водного транспорта составляет  89%, автомобильного - 53,2%. Действующие финансово-экономические механизмы воспроизводства основных фондов и инновационного развития недостаточно эффективны и не в полной мере адаптированы к особенностям транспортной отрасли. Для ликвидации сложившейся ситуации требуется привлечение значительных инвестиций.

В настоящее время используется только незначительная часть транзитного потенциала края. Исправить ситуацию можно только при комплексном развитии крупных транспортных коридоров в направлениях «Запад - Восток» с более эффективным использованием инфраструктурных объектов железнодорожного и автомобильного транспорта. Увеличение транзита требует качественно нового развития регионального транспортного узла, транспортно-логистических комплексов и таможенных переходов.

Из-за отсутствия железнодорожного обеспечения отдаленных уголков края затруднено освоение месторождений природных ресурсов.

В настоящее время социально-экономическое развитие Забайкальского края во многом сдерживается из-за ограничений при эксплуатации автомобильных дорог, значительная часть которых исчерпала свою пропускную способность и имеет высокую степень износа. Низкий технический уровень дорог обусловливает высокий размер транспортной составляющей в себестоимости продукции. С рядом населенных пунктов отсутствует круглогодичная транспортная связь, что зачастую ведет к их ликвидации. Резко теряют продуктивность прилегающие к ним сельскохозяйственные угодья, что негативно сказывается на результатах деятельности агропромышленного комплекса.

В целом транспортная система Забайкальского края представляет собой сложный комплексный объект, играющий важную роль в экономической и социальной сферах. В настоящее время требуется принятие неотложных мер, направленных на модернизацию и развитие транспортной системы края. Решение существующих проблем транспортного комплекса края возможно путем разработки и реализации конкретных мероприятий на основании программно-целевого метода, который является одним из наиболее эффективных по воздействию на экономику, так как позволяет в сжатые сроки решать стратегические проблемы развития регионов в увязке с единой региональной политикой государства.

Проведенный анализ ситуации в транспортном комплексе края подтверждает целесообразность и необходимость решения проблем развития транспортного комплекса путем реализации краевой долгосрочной целевой программы по его инновационному развитию.

Раздел 2. Цель, задачи, сроки и этапы реализации программы

Цель программы:

улучшение качества транспортного  обслуживания населения края; повышение эффективности функционирования транспортной системы  края, а также создание необходимых условий для обеспечения инновационного развития Забайкальского края.

Задачи программы:

развитие современной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике края;

приведение в соответствие с требованиями ГОСТа водопропускных искусственных сооружений и обеспечение освещенности опасных участков дорог на территории Забайкальского края;

повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения и хозяйствующих субъектов;

повышение конкурентоспособности транспортной системы края и реализация ее транзитного потенциала;

улучшение инвестиционного и инновационного климата и развитие рыночных отношений на транспорте.

Реализация  программы рассчитана на 2012-2015 годы и будет осуществляться в один этап. Для контроля программных мероприятий определены целевые индикаторы, характеризующие прямой эффект от реализации программы:

Наименование

2010 год
(базовый)

2012
год

2013
год

2014
год

2015 год

1. Объем перевозок грузов транспортом,  
млн. т     


66,172


65,86


67,66


69,06


73,4

2. Грузооборот  транспорта, млн. т-км     

191 941,115

190 700,045

191 800,045

192 900,045

195 950,1

3. Объем перевозок пассажиров транспортом общего пользования,
млн. пасс.   

39,343

40,005

41,105

42,806

43,906

4. Пассажирооборот транспорта общего  пользования, млн. пасс.-км   


315,231


313,35


315,85


318,76


320,86

5. Количество реконструированных мостов, ед.             

-

10

10

10

10

     

Характеристика основных мероприятий программы

     
 Совершенствование эффективности функционирования  воздушного транспорта

Мероприятия данного направления ориентированы на совершенствование деятельности воздушного транспорта Забайкальского края, а также обеспечение его дальнейшего развития на долгосрочную перспективу. Для этого необходимо приобретение воздушных судов в количестве 3 единиц. Воздушные суда будут приобретаться в собственность края с дальнейшим их использованием на условиях аренды авиакомпанией, выбранной по результатам конкурса, который  будет проведен в соответствии с действующим законодательством.  

 Совершенствование эффективности функционирования водного транспорта

Совершенствованию функционирования водного транспорта на территории Забайкальского края будет способствовать обновление парка речными пассажирскими суднами на воздушной подушке, которые будут приобретаться в собственность края с дальнейшим их использованием на условиях аренды предприятием, выбранным по результатам конкурса в соответствии с действующим законодательством.  

 Применение инновационных технологий  в дорожной деятельности

Целью данного направления является развитие дорожной инфраструктуры путем применения инновационных технологий при:

замене деревянных автомобильных  мостов временного типа на металлические гофрированные конструкции;

оборудовании опасных участков автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Забайкальского края автономными системами освещения.

Совершенствование организации пассажирских перевозок автомобильным и электрическим наземным транспортом

Мероприятия данного подраздела направлены на повышение качества и безопасности предоставляемых услуг, транспортной доступности отдаленных от центра территорий.

Для решения основных проблем по обеспечению населения транспортными услугами, оказываемыми автомобильным и электрическим наземным транспортом на территории Забайкальского края, а также развитию диспетчеризации в программу включены мероприятия по:

приобретению и внедрению спутниковых навигационных технологий;

обновлению парка подвижного состава пассажирского транспорта общего пользования за счет приобретения автотранспортных средств и электрического наземного транспорта;

строительству автовокзала в городе Чите для организации межмуниципальных и пригородных регулярных пассажирских перевозок.

Раздел 3. Ресурсное обеспечение программы


Финансирование мероприятий программы будет осуществляться за счет средств краевого бюджета.

Потребность в финансировании мероприятий программы составит 1 887 357,53 тыс. рублей.

Распределение средств на период действия программы будет осуществляться следующим образом:

2012 год                     - 297 500,0 тыс. рублей;

2013 год                     - 548 400,0 тыс. рублей;

2014 год                     - 559 257,53 тыс. рублей;

2015 год                     - 482 200,0 тыс. рублей.

Для достижения максимальной эффективности реализации программных мероприятий, финансируемых из краевого бюджета, очевидна необходимость мероприятий, направленных на инновационное развитие транспортного комплекса Забайкальского края, реализация которых будет производиться за счет средств федерального, местных бюджетов, а также внебюджетных источников.

Объем средств федерального бюджета определен в соответствии с  федеральной целевой программой «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 года № 480, федеральной целевой программой  «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05 декабря 2001 года  № 848, и инвестиционным проектом, реализуемым при государственной поддержке за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации «Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Забайкальского края», утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2006 года № 1708-р, и будет распределен следующим образом.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»