Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

13 октября 2009 года № 387

Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы «Переселение
граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали
на территории Забайкальского края (2011- 2015 годы)»
___________________________________________________

Утратило силу с 01 января 2012 года на основании постановления
Правительства Забайкальского края от 29 декабря 2011 года № 520
_________________________________________________________
(с изменениями на 27 июля 2011 года)

__________________________________________________________________________________________

Документ с изменениями и дополнениями, внесенными

постановлением Правительства Забайкальского края от 27 июля 2011 года № 271 ("Азия-Экспресс", № 31, 4 августа 2011 года)

___________________________________________________________________________________________

     


В соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края и Порядком принятия решений о разработке, формирования и реализации краевых долгосрочных целевых программ, утвержденным постановлением Губернатора Забайкальского края от 17 июля 2008 года № 148, в целях улучшения жилищных условий граждан, проживающих в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Забайкальского края в жилищном фонде, признанном непригодным для проживания, Правительство Забайкальского края

    

    постановляет:


1. Утвердить прилагаемую краевую долгосрочную целевую программу «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Забайкальского края (2011-2015 годы)».

2. Рекомендовать администрации муниципального района «Каларский район» разработать аналогичную муниципальную целевую программу.


И.о. Губернатора Забайкальского края
Г.П.Чупин

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства Забайкальского края
13 октября 2009 года № 387
(с изменениями, внесенными
постановлением Правительства Забайкальского края
от 27 июля 2011 года № 271 )

КРАЕВАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

«Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне

Байкало-Амурской магистрали на территории Забайкальского края

(2011-2015 годы)»

ПАСПОРТ
краевой долгосрочной целевой программы «Переселение граждан
из ветхого и аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали
на территории Забайкальского края (2011-2015 годы)»

Наименование программы

Краевая долгосрочная целевая программа «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Забайкальского края (2011-2015 годы)» (далее - программа).

Дата принятия решения
о разработке программы  

Распоряжение Правительства Забайкальского края от 12 мая 2009 года № 277-р «О целесообразности разработки краевой долгосрочной целевой программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Забайкальского края (2011-2015 годы)».

Дата утверждения программы

Постановление Правительства Забайкальского края «Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Забайкальского края (2011-2015 годы)»  от 13 октября 2009 года № 387.

Государственный заказчик
программы               

Министерство территориального развития Забайкальского края.

Основной  разработчик
программы             

Министерство территориального развития Забайкальского края.

Цель и задачи программы        

Цель:

улучшение жилищных условий граждан, проживающих в зоне Байкало-Амурской магистрали (далее - БАМ) на территории Забайкальского края в жилищном фонде, признанном непригодным для проживания, с ликвидацией существующего ветхого и аварийного жилищного фонда после переселения граждан.

Задачи:

улучшение жилищных условий для граждан, проживающих в жилищном фонде, признанном ветхим или непригодным для проживания в соответствии с установленными стандартами;

обеспечение жильем на условиях договора социального найма граждан с низким уровнем доходов, проживающих в государственном или муниципальном жилищном фонде, признанном непригодным для проживания;

увеличение объемов жилищного строительства за счет использования освободившихся земельных участков под строительство нового жилья;

исполнение полномочий исполнительных органов государственной власти Забайкальского края по реализации права на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в жилых домах, признанных непригодными для проживания.

Важнейшие целевые
индикаторы программы

Площадь ликвидированного жилья - 61257,8 квадратных метров;

количество переселенных семей/человек - 1062/2706;

площадь жилья, предоставленного для переселения - 57303 квадратных метров.

Сроки и этапы реализации
программы

2011-2015 годы.

Программа реализуется в один этап.

Потребность в финансировании
программы
     (Позиция с изменениями, внесенными постановлением Правительства Забайкальского края от 27 июля 2011 года № 271  )

Потребность в финансировании мероприятий программы за счет средств краевого бюджета составляет 98626,17 тыс. рублей, в том числе по годам:

2011 год - 37220,0 тыс. рублей;

2012 год - 13234,78 тыс. рублей;

2013 год - 14598,60 тыс. рублей;

2014 год - 16026,97 тыс. рублей;

2015 год - 17545,82 тыс. рублей.

Основные ожидаемые конечные
результаты реализации
программы

Обеспечение граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде в зоне БАМа на территории Забайкальского края, благоустроенными жилыми помещениями;

полная ликвидация к 2015 году ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне БАМа на территории Забайкальского края и удовлетворение потребности в жилых помещениях 1062 семей (2706 человек), состоящих на учете в муниципальных образованиях.

Реализация программы позволит:

создать благоприятные условия для ежегодного наращивания объемов нового жилищного строительства на территории муниципальных образований края, что будет способствовать развитию строительной отрасли;

увеличить объем налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

повысить комфортность и безопасность проживания в жилище для граждан, проживающих в жилищном фонде, признанном ветхим или непригодным для проживания, в соответствии с установленными стандартами;

обеспечить жильем на условиях договора социального найма граждан с низким уровнем доходов, проживающих в государственном или муниципальном жилищном фонде, признанном непригодным для проживания;

снизить социальную напряженность в обществе;

     создать дополнительные рабочие места;
     улучшить демографическую ситуацию в крае;

улучшить состояние здоровья населения.

Реализация программы будет способствовать улучшению экологической обстановки в результате проведения мероприятий по рекультивации и благоустройству территорий, на которых будет осуществлен снос и ликвидация ветхого и аварийного жилищного фонда.

Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом

Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне БАМа является одной из острых проблем для Забайкальского края. Формирование существующего в настоящее время фонда ветхого и аварийного жилья обусловлено следующими причинами.

Во-первых, существовавшая в годы строительства БАМа жилищная проблема решалась путем возведения временных поселков контейнерного типа со сборно-щитовыми домами, утепленными минераловатными плитами, которые предназначались для строителей, работников геологоразведочных и изыскательских экспедиций, осуществлявших свою финансово-хозяйственную деятельность в зоне БАМа. Первые капитальные дома здесь начали появляться только с 1976 года, а временные поселки существуют до сих пор, хотя, согласно документации, рассчитаны они были всего на несколько лет - на период строительства БАМа. В последнее время продолжает возрастать доля жилья с износом более 70 %. Неотложному ремонту подлежит около 14,77 тыс. квадратных метров жилья. Пятиэтажные жилые здания первых массовых серий 1-335АС, 1-306С, эксплуатируемые в течение 25-40 лет, в настоящее время не соответствуют требованиям, предъявляемым к теплозащитным и сейсмобезопасным характеристикам зданий.

Прекращение финансирования строительства в зоне БАМа привело к тому, что объемы постоянного жилого фонда, построенного для обслуживания железной дороги и социальной инфраструктуры поселков, не позволили разместить строителей, оставшихся после остановки работ на магистрали. Поэтому они вынуждены проживать в жилых домах временного типа, срок амортизации которых давно истек. В таких домах сложно поддерживать нормальный температурный режим даже при температуре теплоносителя 95°С. Жильцы компенсируют теплопотери через стены установкой электрических нагревательных приборов, в результате чего подводящие электрические провода и кабели не выдерживают нагрузки. За три последних года в этой зоне уничтожен пожарами ветхий жилой фонд площадью 3385 квадратных метров. Основная причина возгорания - перегрузка электрической сети и неисправная электропроводка в жилых домах временного типа.

В Забайкальском крае БАМ проходит по территории муниципального района «Каларский район». Характеристика социально-экономического положения муниципального района «Каларский район» и входящих в него поселений приведена в приложении к настоящей программе.

Жилищный фонд района по состоянию на 01 января 2009 года составляет 221,6 тыс. квадратных метров. В настоящее время значительная часть жилищного фонда муниципального района «Каларский район» не удовлетворяет потребности населения не только по объему, но и по своим качественным характеристикам.

Согласно данным районной статистики, площадь аварийного и ветхого жилищного фонда составляет 42,224 тыс. квадратных метров, в том числе аварийного - 14,777 тыс. квадратных метров. Износ ветхого жилья составляет более 70 %. Вследствие аварийного состояния часть жилищного фонда была списана и разобрана. Граждане, переселенные из аварийного и сгоревшего жилья, проживают в приспособленных для жилья помещениях (здание бывшей поликлиники и другие, построенные также по титулу временных зданий и сооружений в период строительства БАМа). Во временном ветхом жилье проживает 1088 семей, которые нуждаются в улучшении жилищных условий.

При этом согласно актам обследования помещений, проведенным межведомственными комиссиями района и поселений в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» и другими действующими нормативными правовыми актами, суммарная площадь жилищного фонда муниципального района «Каларский район», техническое состояние которого не соответствует стандартам проживания, составляет 61,258 тыс. квадратных метров, или 27,6 % от всего жилищного фонда района. Данные обследования в целом по району и по поселениям приведены в таблице 1.

                                                                             Таблица 1
Жилищный фонд муниципального района «Каларский район»,
отнесенный к категории ветхого и аварийного на основании
действующих нормативных правовых актов и актов обследования
межведомственных комиссий района и поселений

№ п/п

Наименование поселения

Площадь,
кв. м

Количество человек

Количество семей

Количество домов

1

Городское поселение «Новочарское», в том числе:

37094,4

1629

672

306

     поселок Новая Чара

31832,3

1436

560

211

     село Удокан

5262,1

193

112

95

2

Сельское поселение «Куандинское»,  в том числе:

9144

283

125

87

     село Куанда

7148

209

97

59

     село Неляты

1996

74

28

28

3

Сельское поселение «Чарское», в том числе:

8453,4

504

189

88

     село Чара

7400,4

436

166

68

     село Кюсть-Кемда

1053

68

23

20

4

     Сельское поселение «Икабьинское»

2999

111

48

11

5

Сельское поселение
«Чапо-Ологское»

2510

173

54

54

6

Село Средний Калар

1057

84

-

24

     ВСЕГО по муниципальному району

61257,8

2784

1088

570


Разница между статистическими данными и фактическим объемом ветхого и аварийного жилищного фонда обусловлена тем, что из-за высокой дотационности бюджетов муниципального района и поселений отсутствует возможность создания резервного фонда для обеспечения жильем граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде, в соответствии с действующим законодательством. Поэтому часть актов о признании жилищного фонда ветхим и аварийным опротестовывается органами прокуратуры.

Ветхий и аварийный жилищный фонд населенных пунктов характеризуется наличием деревянных домов постройки 1930-1980 и 1980-1990 годов со 100-процентным износом, дальнейшее проживание в которых практически невозможно ни по санитарным, ни по социальным нормам. В таком фонде проживает около 2,8 тыс. человек (29 % населения муниципального района «Каларский район»). Процесс пополнения ветхого и аварийного жилищного фонда идет стремительно. Ежегодно в эту категорию переходит порядка 16,5 тыс. квадратных метров жилья. В целом в населенных пунктах района насчитывается 570 аварийных и ветхих жилых домов. Ликвидируются в настоящее время только дома, которые уничтожены пожарами.

Во-вторых, в городском поселении «Новочарское», сельском поселении «Куандинское» имеется большое число капитальных деревянных домов, эксплуатирующихся с первых дней строительства БАМа и находящихся в аварийном состоянии, что свидетельствует о том, что в вопросах проектирования, строительства и особенно эксплуатации этих строений были допущены серьезные просчеты. На это повлияли следующие факторы:

строительство жилищного фонда на территориях, подвергающихся сезонному затоплению мерзлотными и грунтовыми водами и паводковыми разливами реки Чара;

нарушение правил эксплуатации объектов, непринятие эксплуатационными службами оперативных мер по устранению многочисленных утечек в системах водоснабжения, канализации и теплоснабжения;

отсутствие системы ливневой канализации в населенных пунктах;

применение некачественных строительных материалов.

Совокупность указанных обстоятельств привела к тому, что грунты оснований фундаментов обводнены и затоплены, происходит неконтролируемое оттаивание вечной мерзлоты. Это, в конечном итоге, привело к неравномерным просадкам грунтов, вызывая появление недопустимых трещин, подтопление и гниение цоколей деревянных строений.

В-третьих, из отдельных населенных пунктов муниципального района «Каларский район» требуется полное переселение жителей. Так, село Средний Калар (межселенная территория) и село Неляты (сельское поселение «Куандинское») относятся к разряду неперспективных населенных пунктов из-за отсутствия основного производства и перспективы создания новых рабочих мест. Весь жилищный фонд этих населенных пунктов отнесен к категории ветхого и аварийного жилья.

Частично проблема переселения и обеспечения жильем населения северных территорий решается в рамках действующих подпрограмм «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» и «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, в соответствии с которой на территории Забайкальского края разработаны региональные целевые программы. В соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» часть граждан, проживающих в ветхом и аварийном фонде в зоне БАМа, имеет право на получение субсидии. Однако это не решает проблемы комплексного переселения граждан из зоны БАМа. Лимиты, выделяемые из средств федерального бюджета на данное направление, не могут в ближайшей перспективе обеспечить всех очередников социальными выплатами. Время ожидания граждан, включенных в сводные списки на получение государственных жилищных сертификатов, будет с каждым годом увеличиваться, и при существующей очередности реализация подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» закончится ориентировочно через 100 лет. Кроме того, согласно нормам федерального законодательства в первую очередь сертификатами обеспечиваются граждане из категории «инвалиды», затем - «пенсионеры», «безработные» и «работающие». В связи с этим сотни граждан, стоящих в очереди на получение сертификата, фактически не имеют возможности его получить.

Данные о количестве участников федеральных и региональных целевых программ по улучшению жилищных условий, а также граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с федеральным законодательством, по поселениям и в целом по муниципальному району приведены в таблице 2.

                                                                                                         Таблица 2
Количество семей муниципального района «Каларский район»,

проживающих в ветхом и аварийном жилье и являющихся

участниками федеральных и региональных целевых программ
по улучшению жилищных условий

№ п/п

Наименование поселения

Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей»,
семей/человек

Реализация  Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»,
семей/человек

1

Городское поселение «Новочарское»

17/51

167/549

2

Сельское поселение «Чарское»

2/5

46/125

3

Сельское поселение «Икабьинское»

-

12/47

4

Сельское поселение «Чапо-Ологское»

-

-

5

Сельское поселение «Куандинское»

2/7

22/70

Всего по муниципальному району

21/63

247/791

Всего по муниципальному району нуждающихся в переселении из ветхого и аварийного жилья

1088/2784


Имеющийся в муниципальном районе «Каларский район» жилищный фонд, соответствующий всем требованиям, невелик, поэтому приобрести жилье на вторичном рынке не представляется возможным. Решение проблемы ветхого и аварийного жилищного фонда в населенных пунктах района осложняется еще и тем, что за последние двадцать лет резко сократились объемы строительства нового жилья и его капитального ремонта. С учетом сейсмики 9 баллов, крайне сложной схемы доставки строительных материалов, практически полного отсутствия строительных предприятий и баз стоимость строительства 1 квадратного метра жилья в районе составляет около 32,0 тысяч рублей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»