______________________________________________________
Фактически утратило силу в связи
с изменением законодательства.
______________________________________________________
I. Общие положения
Настоящая Инструкция издана на основании и в развитие распоряжения мэра Санкт-Петербурга N 92-р от 02.02.94 "О регистрации собственности и сделок с недвижимостью в жилищной сфере", Положения о регистрации собственности и сделок с недвижимостью в жилищной сфере г. Санкт-Петербурга и распоряжения мэра Санкт-Петербурга N 166-р от 01.03.94 "О порядке перехода к государственной регистрации собственности и сделок с недвижимостью в жилищной сфере".
В соответствии с пунктом 2 распоряжения мэра Санкт-Петербурга N 92-р от 02.02.94 регистрация собственности на недвижимость в жилищной сфере производится Жилищным комитетом мэрии.
На основании пунктов 7-8 Положения о регистрации собственности и сделок с недвижимостью в жилищной сфере Санкт-Петербурга проверка представляемых на регистрацию документов и их подготовка к регистрации осуществляется Городским жилищным агентством.
Инструкция устанавливает:
временный порядок регистрации собственности юридических лиц (независимо от формы их собственности и места регистрации) и граждан (независимо от гражданства и места жительства) на недвижимость в жилищной сфере, сделок, направленных на установление, изменение или прекращение права собственности на недвижимость в жилищной сфере (в дальнейшем в тексте настоящей Инструкции - "собственности"), в отношении объектов недвижимости в жилищной сфере, находящихся на территории Санкт-Петербурга и административно подчиненных ему территориях (кроме тех районов, в которых регистрация собственности и сделок производится проектно-инвентаризационными бюро, бюро технической инвентаризации, иными организациями до передачи ими архивных материалов Жилищному комитету);
порядок проверки и подтверждения правомочий собственников указанных объектов недвижимости в жилищной сфере.
Инструкция определяет также порядок приема, проверки и подготовки соответствующими подразделениями Городского жилищного агентства документов, необходимых для государственной регистрации собственности и для подтверждения правомочий собственника.
Под недвижимостью в жилищной сфере понимаются находящиеся на территории Санкт-Петербурга и административно подчиненных ему территориях:
жилые дома с жилыми и нежилыми помещениями;
квартиры;
иные жилые помещения в жилых домах и других строениях, пригодных для постоянного и временного проживания;
сооружения и элементы инженерной инфраструктуры жилищной сферы.
Приведенный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Регистрации подлежит право собственности на недвижимость в результате сделки (купля-продажа, договор о передаче квартиры в собственность граждан в порядке приватизации, мены, дарения) или по другим основаниям, не противоречащим закону (строительство жилого дома; внесение полной суммы паевого взноса за квартиру, предоставленную в пользование члену жилищного или жилищно-строительного кооператива; приобретение квартиры, комнаты, дома в порядке наследования по закону или по завещанию и др.).
Жилищный комитет и Городское жилищное агентство несут ответственность за необоснованную задержку государственной регистрации собственности и подтверждения правомочий собственника, а также за необоснованный отказ в государственной регистрации и подтверждении правомочий собственника.
II. Порядок регистрации собственности
Порядок приема документов
Прием документов на регистрацию собственности осуществляется оператором регистрационного отдела (РО) ГЖА.
Прием заявлений и прилагающихся к ним документов осуществляется только в приемные часы и дни и исключительно в помещении операционного зала РО. Информация о режиме работы РО помещается возле операционного зала для всеобщего сведения.
Подавать документы на регистрацию собственности вправе следующие лица:
гражданин, вступающий в права собственности на недвижимость в жилищной сфере в результате сделки или по другим основаниям, не противоречащим закону;
несовершеннолетние в возрасте от 15 до 18 лет, а также лица, признанные судом ограниченно дееспособными, могут самостоятельно подавать заявление на регистрацию собственности, но с согласия родителей, усыновителей и попечителей, что подтверждается заявлением последних;
представитель, действующий на основании закона или нотариально удостоверенной доверенности.
Полномочия законных представителей несовершеннолетних лиц, не достигших 15-летнего возраста, подтверждается:
для родителей - паспортом и свидетельством о рождении ребенка;
для опекунов - удостоверением опекуна;
для усыновителей - свидетельством о рождении ребенка с указанными в нем данными усыновителя.
Полномочия законного представителя лица, признанного в установленном порядке недееспособными, подтверждаются удостоверением опекуна. Законные представители вправе обращаться с заявкой о регистрации как самостоятельно, так и через представителя.
Представитель юридического лица, вступающего в права собственника объекта недвижимости, - руководитель предприятия, его заместитель, иной полномочный представитель.
Полномочия руководителя юридического лица подтверждаются или нотариально заверенной копией Устава (Положения), протоколом о избрании или приказом о назначении на должность.
Полномочия заместителя руководителя или иных представителей юридического лица подтверждаются надлежаще оформленной доверенностью, скрепленной подписью руководителя и круглой печатью предприятия и содержащей сведения о сроках полномочий представителя, документе, удостоверяющим его личность и пределах компетенции (правом заключать договора от лица фирмы или осуществлять их регистрацию);
Сотрудник специализированного предприятия (организации), осуществляющего операции на рынке недвижимости Санкт-Петербурга (риэлтерского предприятия) и аккредитованного в установленном порядке при Жилищном комитете мэрии Санкт-Петербурга.
Полномочия сотрудника риэлтерского предприятия подтверждаются надлежаще оформленной доверенностью, скрепленной подписью руководителя и круглой печатью предприятия, и договоров между указанным предприятием и его клиентом (физическим или юридическим лицом), в интересах которого предприятие обращается за регистрацией собственности Жилищным комитетом.
Заявитель предъявляет оператору следующие документы:
документ, подтверждающий уплату государственного сбора и оплату услуг Агентства;
заявление установленной формы (Приложение N 1);
документ, удостоверяющий личность (паспорт, паспорт моряка, для военнослужащих действительной службы - удостоверение офицера или военный билет);
для представителя - документ, подтверждающий его полномочия;
подлинник основного правоустанавливающего документа;
нотариально заверенную копию основного правоустанавливающего документа (договор о передаче квартиры в собственность граждан в порядке приватизации или справку из ЖСК - в ксерокопии).
Требования, предъявляемые к основному правоустанавливающему документу:
форма основного правоустанавливающего документа, подтверждающего возникновение, изменение или прекращение права собственности, должна отвечать требованиям действующего законодательства РФ и соответствовать форме типовых нотариальных документов. В договоре (свидетельстве) должны содержаться сведения о дате их заключения (выдачи), о месте совершения; полное наименование и адреса сторон, сведения о документах, подтверждающих полномочия лиц, подписавших договор; предмет сделки должен быть индивидуализирован путем указания точного адреса объекта недвижимости, метража жилой и общей полезной площади, количества комнат, сведения о стоимости объекта и основаниях возникновения права собственности, данных о регистрации последней ПИБами, БТИ и др. организациями.
Основной правоустанавливающий документ должен содержать запись о том, что объект недвижимости не состоит под арестом (запрещением), не является предметом залога.
Поступающие в Жилищный комитет сведения о наложении ареста (запрещении) на объекты недвижимости в жилищной сфере, а также о залоге указанных объектов, заносятся в архив (банк данных) Жилищного комитета.
В документе (договоре, свидетельстве) должна содержаться оговорка о том, что он вступает в силу только после государственной регистрации Жилищным комитетом мэрии Санкт-Петербурга.
Оператор при приеме документов от заявителя обязан:
проверить наличие и правильность оформления документа, подтверждающего уплату государственного сбора и оплату услуг Агентства;
установить личность заявителя;
проверить наличие документов, необходимых для государственной регистрации.
Основания для отказа в приеме документов:
отсутствие или ненадлежащее оформление документа, подтверждающего уплату государственного сбора и оплату услуг Агентства;
отсутствие у заявителя документа, удостоверяющего личность;
отсутствие или ненадлежащее оформление документа, удостоверяющего полномочия представителя;
наличие в указанных документах явных следов подлога (подчистки, неоговоренные исправления, следы травления текста, признаки замены фотографии и т.п.);
для юридических лиц, зарегистрированных вне пределов Российской Федерации, - отсутствие данных о произведенной легализации учредительных документов учреждением Министерства иностранных дел РФ в стране нахождения юридического лица или заверение указанных документов штампом апостиля или штампом торгово-промышленной палаты страны нахождения юридического лица;
отсутствие документов, необходимых для государственной регистрации собственности.
В случае отказа в приеме документов оператор возвращает документы заявителю с устным разъяснением причин отказа и предложением устранить выявленные недостатки. Регистрация обращения в этом случае не производится.
Если заявитель не согласен с отказом, он вправе обратиться к старшему оператору.
Оператор принимает от заявителя следующие документы:
документ, подтверждающий уплату государственного сбора и оплату услуг Агентства;
заявление;
подлинник основного правоустанавливающего документа;
нотариально заверенную копию основного правоустанавливающего документа (договор передачи квартиры в собственность граждан в порядке приватизации или справку из ЖСК - в ксерокопии); доверенность представителя в подлиннике или ксерокопии.
Факт приема документов регистрируется оператором в присутствии заявителя в книге приема и передачи документов.
По просьбе заявителя оператор выдает ему расписку с перечнем принятых документов.
Оператор сообщает заявителю (устно или, по просьбе заявителя, письменно) входящий номер, за которым зарегистрированы его документы, и дату, не позднее которой они будут ему выданы или будет сообщено об отказе в регистрации.
Порядок проверки и подготовки документов
Проверка документов, поданных для государственной регистрации собственности и подтверждения полномочий собственника, осуществляется инспектором РО.
Проверка документов осуществляется в течение 25 дней с даты поступления документов в Агентство. В случае необходимости проведения дополнительной правовой экспертизы срок проверки может быть продлен, но не более чем на 10 дней, о чем в письменной форме не сообщается заявителю.
Инспектор РО проверяет подлинность предоставленных документов, правильность их оформления, соответствие данных основного правоустанавливающего документа сведениям, имеющимся в архиве (банка данных) Жилищного комитета.
Документы, прошедшие проверку в Городском жилищном агентстве, поступают в Жилищный комитет для государственной регистрации собственности.
Регистрация собственности
Регистрация собственности осуществляется Жилищным комитетом.
По поступающим из Городского жилищного агентства документам отдел регистрации Жилищного комитета в течение 1 рабочего дня принимает одно из следующих решений:
Основания для отказа в государственной регистрации:
наличие в представленных документах явных следов подлога;
расхождение сведений, указанных в представленных документах, с данными архива Жилищного комитета;
несоответствие представленных документов по форме или содержанию требованиям действующего законодательства РФ, а также положениям настоящей Инструкции.
О направлении документов на дополнительную проверку в Агентство, о чем в письменной форме отделом регистрации Жилищного комитета сообщается заявителю. Срок дополнительной проверки не может превышать 10 дней.