Недействующий


АДМИНИСТРАЦИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 октября 2010 года N 497-па


Об утверждении областной целевой программы "Улучшение демографической ситуации в Курской области" на 2011 - 2014 годы

(с изменениями на 21 ноября 2013 года)

(в ред. постановлений Администрации Курской области от 21.10.2011 N 528-па, от 30.11.2011 N 644-па, от 22.10.2012 N 912-па (с изм. от 09.11.2012), от 13.11.2012 N 984-па, от 07.05.2013 N 267-па, от 13.05.2013 N 290-па, от 05.07.2013 N 428-па, от 02.09.2013 N 590-па, от 21.11.2013 N 861-па)

____________________________________________________________________

Утратил силу с 1 января 2014 года на основании постановления Администрации Курской области от 17.10.2013 N 742-па.

____________________________________________________________________





В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Администрация Курской области постановляет:


1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Улучшение демографической ситуации в Курской области" на 2011 - 2014 годы.


(в ред. постановления Администрации Курской области от 21.10.2011 N 528-па)


2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2011 года.



Губернатор
Курской области
А.Н.МИХАЙЛОВ



Утверждена
постановлением
Администрации Курской области
от 25 октября 2010 г. N 497-па



ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "УЛУЧШЕНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2011 - 2014 ГОДЫ


(в ред. постановлений Администрации Курской области от 21.10.2011 N 528-па, от 30.11.2011 N 644-па, от 22.10.2012 N 912-па (с изм. от 09.11.2012), от 13.11.2012 N 984-па, от 07.05.2013 N 267-па, от 13.05.2013 N 290-па, от 05.07.2013 N 428-па, от 02.09.2013 N 590-па, от 21.11.2013 N 861-па)




ПАСПОРТ
 областной целевой программы "Улучшение демографической ситуации в Курской области" на 2011 - 2014 годы

(в ред. постановления Администрации Курской области от 21.10.2011 N 528-па)

Наименование Программы

-

областная целевая программа "Улучшение демографической ситуации в Курской области" на 2011 - 2014 годы (далее - Программа)

(в ред. постановления Администрации Курской области от 21.10.2011 N 528-па)

Основание для разработки Программы

-

Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года";

постановление Администрации Курской области от 10.10.2008 N 321 "О Порядке принятия решений о разработке долгосрочных областных целевых программ, их формирования и реализации";

распоряжение Правительства Курской области от 14.10.2010 N 499-рп "Об утверждении Концепции областной целевой программы "Улучшение демографической ситуации в Курской области" на 2011 - 2013 годы";

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 марта 2011 года N 367-р "О плане мероприятий по реализации в 2011 - 2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года";

распоряжение Администрации Курской области от 01.06.2010 N 212-ра "Об утверждении Плана мероприятий по реализации на территории Курской области в 2011 - 2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года"

(в ред. постановления Администрации Курской области от 22.10.2012 N 912-па)

Государственный заказчик-координатор Программы

-

департамент по опеке и попечительству, семейной и демографической политике Курской области

Государственные заказчики Программы

-

департамент по опеке и попечительству, семейной и демографической политике Курской области;

комитет здравоохранения Курской области; комитет социального обеспечения Курской области;

комитет по культуре Курской области;

комитет по осуществлению полномочий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Курской области

(в ред. постановлений Администрации Курской области от 22.10.2012 N 912-па, от 05.07.2013 N 428-па)

Основные разработчики Программы

-

департамент по опеке и попечительству, семейной и демографической политике Курской области;

комитет здравоохранения Курской области; комитет социального обеспечения Курской области;

комитет образования и науки Курской области; комитет по культуре Курской области;

комитет информации и печати Курской области;

Главное управление МЧС России по Курской области;

комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области;

УМВД России по Курской области;

Управление Федеральной миграционной службы России по Курской области;

Управление Роспотребнадзора по Курской области

(в ред. постановления Администрации Курской области от 22.10.2012 N 912-па)

Цели и задачи Программы

-

целями Программы являются:

сокращение естественной убыли населения за счет снижения смертности и повышения рождаемости;

увеличение ожидаемой продолжительности жизни; укрепление и развитие социального института семьи, возрождение семейных ценностей, обеспечение условий для наилучшего выполнения семьей своих основных функций;

восполнение численных потерь населения за счет замещающей миграции.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

сокращение уровня смертности населения, прежде всего в трудоспособном возрасте, от внешних причин;

укрепление репродуктивного здоровья населения, в том числе детей и подростков;

сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни;

повышение уровня рождаемости за счет рождения в семьях второго, третьего и последующих детей;

всестороннее укрепление института семьи как наиболее рациональной формы жизнедеятельности личности и ее нормальной социализации, повышение воспитательного потенциала семьи путем формирования у детей, подростков и молодежи ориентации на полную семью и рождение двух и более детей, повышение в обществе престижа многодетной и социально благополучной семьи;

совершенствование системы социальных гарантий, направленных на повышение благосостояния и стабильности семей с детьми;

привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития региона с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

-

число родившихся на 1000 человек населения; число умерших на 1000 человек населения;

число умерших в трудоспособном возрасте на 100 тыс. человек населения трудоспособного возраста;

удельный вес семей с детьми, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания семьи и детей, к общему числу семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации;

удельный вес матерей-студенток в учреждениях профессионального образования, обучающихся по индивидуальному графику и дистанционно;

количество читателей старше 24 лет, пользующихся услугами областной библиотеки для детей и юношества;

число дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими в год;

количество иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших в Курскую область для постоянного проживания;

количество иностранных граждан и лиц без гражданства, получивших гражданство Российской Федерации;

количество лиц, принявших участие в областной целевой программе по оказанию содействия добровольному переселению в Курскую область соотечественников, проживающих за рубежом;

миграционный прирост населения

(в ред. постановлений Администрации Курской области от 21.10.2011 N 528-па, от 22.10.2012 N 912-па)

Сроки реализации Программы

-

2011 - 2014 годы

(в ред. постановления Администрации Курской области от 21.10.2011 N 528-па)

Перечень основных мероприятий Программы

-

мероприятия по повышению рождаемости, социально-экономическая поддержка семей с детьми;

мероприятия, направленные на сохранение здоровья и снижение смертности населения;

мероприятия, направленные на развитие и укрепление института семьи;

мероприятия миграционной политики

Исполнители основных мероприятий Программы

-

департамент по опеке и попечительству, семейной и демографической политике Курской области;

комитет здравоохранения Курской области; комитет социального обеспечения Курской области;

комитет образования и науки Курской области; комитет по культуре Курской области;

комитет информации и печати Курской области; комитет ЗАГС Курской области;

комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области;

Курский институт непрерывного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки) специалистов отрасли образования (по согласованию);

образовательные учреждения профессионального образования Курской области (по согласованию); координационные советы по оказанию помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в социальной поддержке, муниципальных районов и городских округов Курской области (по согласованию);

УМВД России по Курской области (по согласованию);

Управление Федеральной миграционной службы России по Курской области (по согласованию);

Управление Роспотребнадзора по Курской области (по согласованию);

комитет по осуществлению полномочий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Курской области;

областное казенное учреждение "Противопожарная служба Курской области" (по согласованию);

учреждения социального обслуживания семьи и детей Курской области (по согласованию);

органы местного самоуправления в Курской области (по согласованию);

областное казенное учреждение культуры "Курская областная библиотека для детей и юношества"

(в ред. постановлений Администрации Курской области от 21.10.2011 N 528-па, от 22.10.2012 N 912-па, от 13.05.2013 N 290-па, от 05.07.2013 N 428-па)

Объемы и источники финансирования Программы

-

общий объем финансирования Программы на 2011 - 2014 годы составляет 2255358,3 тыс. рублей, в том числе: 2011 год - 464640,0 тыс. рублей, 2012 год - 495316,0 тыс. рублей, 2013 год - 596400,8 тыс. рублей, 2014 год - 699001,5 тыс. рублей, из них:

за счет средств областного бюджета - в размере 2207358,3 тыс. рублей, в том числе:

2011 год - 452640,0 тыс. рублей;

2012 год - 483316,0 тыс. рублей;

2013 год - 584400,8 тыс. рублей;

2014 год - 687001,5 тыс. рублей;

за счет внебюджетных источников - в размере 480000,0 тыс. руб., в том числе:

2011 год - 12000,0 тыс. рублей;

2012 год - 12000,0 тыс. рублей;

2013 год - 12000,0 тыс. рублей;

2014 год - 12000,0 тыс. рублей.

Для реализации запланированных Программой мероприятий могут также привлекаться средства местных бюджетов

(в ред. постановлений Администрации Курской области от 13.05.2013 N 290-па, от 02.09.2013 N 590-па, от 21.11.2013 N 861-па)

Система организации контроля за исполнением Программы

-

общий контроль за исполнением Программы осуществляется Администрацией Курской области, текущий контроль - государственным заказчиком-координатором Программы - департаментом по опеке и попечительству, семейной и демографической политике Курской области

(в ред. постановления Администрации Курской области от 22.10.2012 N 912-па)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели эффективности реализации Программы

-

сохранение уровня рождаемости на уровне не ниже 11,0 на 1000 человек населения;

снижение уровня смертности населения до 16,6 на 1000 человек населения;

снижение уровня смертности населения трудоспособного возраста до 644,7 на 100 тыс. человек населения трудоспособного возраста;

увеличение удельного веса семей с детьми, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания семьи и детей, до 23,0% к общему числу семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации;

увеличение удельного веса матерей-студенток в учреждениях профессионального образования, обучающихся по индивидуальному графику и дистанционно, до 91,5%;

увеличение количества читателей старше 24 лет, пользующихся услугами областной библиотеки для детей и юношества, до 900 человек в год;

снижение числа дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими до 1910 в год;

прибытие для постоянного проживания в Курской области 10000 иностранных граждан;

увеличение численности лиц, принявших российское гражданство, на 6000 человек;

оказание содействия по добровольному переселению в Курскую область 6000 соотечественников, проживающих за рубежом (с членами семей);

обеспечение положительного миграционного прироста населения не менее 1000 человек в год за счет внешней (для региона) миграции

(в ред. постановления Администрации Курской области от 22.10.2012 N 912-па)



I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Сложившаяся демографическая ситуация в Курской области, как и в Российской Федерации, в значительной степени обусловлена социально-экономическими процессами, происходившими в ХХ веке. Во второй половине прошлого века ежегодно число родившихся превышало число умерших, что обеспечивало естественный прирост населения. С 1990 г. в Курской области стала наблюдаться естественная убыль населения, связанная с превышением смертности над рождаемостью. Естественные потери населения в среднем составляли 9,5 тыс. человек в год, достигая в отдельные периоды более высоких значений - до 15 - 18 тыс. человек в год (2001, 2002 г.). За период с 1990 по 2010 год численность населения Курской области уменьшилась на 184,3 тыс. человек (или на 13,8%) и составила на 1 января 2010 г. 1148,6 тыс. человек.


В настоящее время демографическая ситуация в Курской области, как и в России в целом, характеризуется продолжающейся депопуляцией, связанной с превышением смертности над рождаемостью. Основными причинами сокращения численности населения в Курской области остаются низкая рождаемость, высокая смертность, особенно в трудоспособном возрасте, массовое распространение однодетной семьи, не обеспечивающей воспроизводство населения.


Наряду с общей депопуляцией в течение последних 10 лет сокращение численности городского и сельского населения происходило по-разному. Доля сельских жителей в общей численности населения ежегодно уменьшалась с 41,6% (1990 г.) до 35,3% (2010 г.), а городского населения - возрастала с 58,4% (1990 г.) до 64,7% (2010 г.).


Изменения произошли также в половозрастной структуре населения региона. Численность мужчин постепенно снижалась с 45,7% (1990 г.) до 45,2% (2010 г.), а женщин, наоборот, возрастала с 54,3% (1990 г.) до 54,8% (2010 г.) от общей численности населения.


Определяющим фактором процесса депопуляции остается естественная убыль населения, которая наблюдается повсеместно, за исключением г. Курчатова, где по-прежнему наблюдается естественный прирост населения. Наименьшая естественная убыль наблюдалась в г. Железногорске и г. Курске.


За 2009 год число умерших превысило число родившихся (коэффициент депопуляции) в 1,6 раза, что на 5,9% меньше в сравнении с 2008 годом (коэффициент депопуляции в 2008 г. - 1,7). В целом по области естественные потери населения составили 7,8 тыс. чел. В ряде районов коэффициент депопуляции достигал высоких значений: Горшеченский (3,7), Конышевский (3,7), Касторенский (3,5), Льговский (3,5), Дмитриевский (3,0), Курчатовский (2,8). Более благоприятная ситуация наблюдалась на следующих территориях: г. Курчатов (0,8), г. Железногорск, г. Курск (1,1), Поныровский район (1,5), г. Льгов, Золотухинский район, Курский район, Фатежский район (1,8), где коэффициент депопуляции был меньше или незначительно превышал среднее значение по области.


В 2009 году уровень рождаемости составил 10,8 на 1000 чел. населения, что на 0,9% больше, чем в 2008 году. Из общего числа родившихся в семье первые дети составили 55,2% (6873 чел.), вторые - 34,0% (4232 чел.), третьи - 7,3% (915 чел.), четвертые и последующие - 3,5% (441 чел.), очередность неизвестна - 0,008% (1 чел.). По итогам 2009 года отмечен рост первых детей в семье на 0,07%, вторых - на 0,5%, четвертых и последующих - на 7,0%. При этом наблюдалось уменьшение на 2,1% числа детей, родившихся в семье третьими.


Наиболее высокие показатели рождаемости в истекшем году отмечены: в Поныровском районе (13,9%), г. Железногорске и г. Курске (12,1%), Фатежском районе (11,8%), Золотухинском и Курском районах (11,2%), Мантуровском районе (11,0%), в г. Курчатове (10,9%).


Наиболее низкий уровень рождаемости зарегистрирован: в Горшеченском (6,7%), Касторенский (6,9%), Конышевском (7,3%), Льговском (7,5%), Хомутовском (7,6%), Дмитриевском (8,6%), Пристенском (8,7%), Советском (8,8%), Тимском (9,0%) районах.


Существенным проявлением неблагополучия в демографическом развитии области остается достаточно высокий уровень общей смертности. Показатель смертности в 2009 году составил 17,6 на 1000 чел. населения, что на 3,8% меньше, чем в 2008 году.


Наименьшие показатели смертности по-прежнему наблюдаются в городах: Курчатов (8,3%), Железногорск (12,8%), Курск (13,4%), Льгов (18,8%), а среди районов - в Октябрьском (18,2%), Рыльском и Хомутовском (19,7%).


Самый высокий уровень смертности отмечен в следующих районах: Курчатовский (27,5%), Конышевский (26,7%), Льговский (26,1%), Дмитриевский (25,8%).


Таким образом, в результате повышения рождаемости и снижения смертности в целом по области по итогам 2009 года сокращение темпов естественной убыли населения составило 10,5%.


В 2009 году в структуре смертности по основным причинам смерти: I место занимали болезни системы кровообращения, II - новообразования, III - внешние причины, IV - болезни органов дыхания, V - болезни органов пищеварения, VI - некоторые инфекционные и паразитарные болезни.


В 2009 году отмечено сокращение смертности по следующим основным классам причин: от болезней системы кровообращения на 11,2%, от новообразований - на 1,1%, от внешних причин - на 9,0%, в том числе: от случайных отравлений алкоголем - на 11,3%, от самоубийств - на 9,9%, от убийств - на 21,0%, от болезней органов пищеварения - на 1,6%, от некоторых инфекционных и паразитарных болезней - на 14,2%. Наряду с этим зарегистрирован рост смертности населения от болезней органов дыхания - на 1,7%.


Из общего числа умерших 24,7% составили граждане трудоспособного возраста, из них: 82,3% - мужчины, 17,7% - женщины. В 2009 году смертность населения в трудоспособном возрасте среди мужчин была в 4,5 раза выше, чем среди женщин.


В структуре смертности населения трудоспособного возраста в 2009 году I место занимали болезни системы кровообращения, II - внешние причины, III - новообразования, IV - болезни органов пищеварения, V - болезни органов дыхания, VI - некоторые инфекционные и паразитарные болезни.


По итогам 2009 года отмечено снижение уровня смертности населения в трудоспособном возрасте в сравнении с 2008 годом на 9,5%, среди мужчин трудоспособного возраста - на 9,3%, среди женщин трудоспособного возраста - на 11,2%. При этом зарегистрировано сокращение смертности по следующим основным классам причин смерти: от болезней системы кровообращения на 12,1%; от новообразований - на 7,8%; от внешних причин - на 10,0%, в том числе: от случайных отравлений алкоголем - на 20,2%, от самоубийств - на 5,6%, от убийств - на 34,6%, от транспортных несчастных случаев - на 18,6%; от болезней органов пищеварения - на 9,8%, от некоторых инфекционных и паразитарных болезней - на 17,6%.


Наряду с этим отмечен рост смертности населения в трудоспособном возрасте от болезней органов дыхания - на 0,5%.


Смертность мужчин в трудоспособном возрасте по всем основным классам причин смерти по-прежнему значительно превышает данный показатель среди женщин: от болезней системы кровообращения - в 5,2 раза, от новообразований - в 2,1 раза, от внешних причин - в 5,2 раз, от болезней органов дыхания - в 6,3 раза, от болезней органов пищеварения - в 2,9 раза, от некоторых инфекционных и паразитарных болезней - в 4,9 раза.


Миграционные процессы в Курской области в 2009 году характеризовались миграционным приростом, который компенсировал естественную убыль населения только на 12,4%. В то же время отмечено уменьшение миграционного прироста населения в сравнении с 2008 годом в 1,8 раза и увеличение межрегионального миграционного оттока населения на 54,5%.


Миграционный прирост населения обусловлен международной миграцией: на 98,7% из стран СНГ и Балтии, на 1,3% из других стран. Миграционный прирост преимущественно составили граждане, прибывшие из Украины (37,8%), Армении (19,2%), Киргизии (9,2%), Узбекистана (8,5%), Молдовы (7,4%).


Среди территорий Курской области привлекательными для мигрантов являлись: г. Курск (миграционный прирост - 3206 чел.), г. Железногорск (миграционный прирост - 589 чел.), Медвенский район (миграционный прирост - 287 чел.), Рыльский район (миграционный прирост - 259 чел.), Октябрьский район (миграционный прирост - 140 чел.), Железногорский район (миграционный прирост - 103 чел.), Суджанский район (миграционный прирост - 96 чел.), Фатежский (миграционный прирост - 58 чел.) районы, Курчатов (миграционный прирост - 40 чел.) районы.


Наибольшая миграционная убыль населения наблюдалась на следующих территориях: Курский (-488 чел.), Кореневский (-283 чел.), Глушковский (-271 чел.), Касторенский (-241 чел.), Беловский (-247 чел.), Мантуровский (-227 чел.), Черемисиновский (-199 чел.), Курчатовский (-193 чел.), Хомутовский (-176 чел.).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»