Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 июня 2009 года N 283-П

Об отраслевой целевой программе "Развитие дорожного хозяйства Астраханской области на 2009-2011 годы"

(Утратил силу:

постановление Правительства Астраханской области от 30.03.2012 N 114-П)

(Изменения и дополнения:

постановление Правительства Астраханской области от 30.12.2011 N 658-П;

постановление Правительства Астраханской области от 07.11.2011 N 446-П;

постановление Правительства Астраханской области от 06.12.2010 N 520-П;

постановление Правительства Астраханской области от 05.07.2010 N 278-П;

постановление Правительства Астраханской области от 06.05.2010 N 203-П;

постановление Правительства Астраханской области от 31.08.2009 N 464-П НГР:RU30000200900888)

В соответствии с постановлением Правительства Астраханской области от 04.05.2008 N 184-П "О концепции отраслевой целевой программы "Развитие дорожного хозяйства Астраханской области на 2009-2011 годы" (НГР:RU30000200800355)

Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую отраслевую целевую программу "Развитие дорожного хозяйства Астраханской области на 2009-2011 годы" (далее - Программа).

2. Определить государственным заказчиком Программы министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области.

3. Министерству экономического развития Астраханской области (Кабикеев А.Н.) при формировании бюджета Астраханской области в течение всего периода реализации Программы включать ее в перечень отраслевых целевых программ.

4. Министерству финансов Астраханской области (Миронов С.К.) осуществлять финансирование Программы в пределах ассигнований, предусматриваемых в бюджете Астраханской области.

5. Агентству по печати и информационным коммуникациям Астраханской области опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.

6. Признать утратившими силу постановления Правительства Астраханской области от 28.05.2008 N 264-П "Об отраслевой целевой программе "Развитие дорожного хозяйства Астраханской области на 2009 год" (НГР:RU30000200800484) и от 30.12.2008 N 678-П "О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 28.05.2008 N 264-П" (НГР:RU30000200801337).

7. Постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор

Астраханской области

А.А. Жилкин

УТВЕРЖДЕНА

постановлением

Правительства

Астраханской области

от 16.06.2009 N 283-П

ОТРАСЛЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009-2011 ГОДЫ" Паспорт Программы

(в редакции постановления Правительства Астраханской области от 07.11.2011 N 446-П)


Наименование Программы

- отраслевая целевая программа "Развитие дорожного хозяйства Астраханской области на 2009-2011 годы"

Основания для разработки Программы

-постановления Правительства Астраханской области от 22.06.2007 N 227-П "О Порядке разработки и реализации комплексных и отраслевых целевых программ на территории Астраханской области" (НГР: http://192.168.0.15:8080/content/ngr/RU30DMJ200700420.doc ), от 04.05.2008 N 184-П "О концепции отраслевой целевой программы "Развитие дорожного хозяйства Астраханской области на 2009 - 2011 годы" (НГР: http://192.168.0.15:8080/content/ngr/RU30DMJ200800355.doc )

Государственный заказчик

- министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области

Основной разработчик Программы

- министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области

Исполнители основных мероприятий Программы

- министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области, юридические и физические лица, определенные на конкурсной основе

Цели Программы

- совершенствование и развитие сети автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений для обеспечения пользователю автодорог комфортных безопасных условий движения; повышение транспортной доступности для населения, а также участие в создании международных транспортных коридоров, проходящих по территории Астраханской области

Задачи Программы

- развитие международных транспортных автодорожных коридоров, пролегающих через Астраханскую область, повышение технического уровня существующих областных автодорог путем их модернизации; - расширение сети региональных автодорог путем строительства новых автодорог и искусственных сооружений (мостов, путепроводов, паромных переправ); - переход на нормативный метод финансирования содержания, ремонта и капитального ремонта автодорог; - повышение технического уровня транспортно-эксплуатационного состояния существующих региональных автодорог и качества содержания автомобильных дорог для обеспечения высокого уровня удобства и безопасности движения современных автотранспортных средств, а также проведение технической паспортизации и инвентаризации региональных автодорог (изготовление технических паспортов) для государственной регистрации прав собственности на объекты недвижимости; - увеличение объемов ремонтных работ на автомобильных дорогах и обеспечение сохранности существующей сети автомобильных дорог Астраханской области за счет совершенствования методов производства работ, применения новых технологий и совершенствования системы управления дорожным хозяйством, что позволит произвести перераспределение средств на содержание дорожной сети от циклических видов работ к объемным; - обеспечение круглогодичной транспортной связи между населенными пунктами Астраханской области; - приведение в нормативное состояние улично-дорожной сети муниципальных образований путем предоставления им субсидий из бюджета Астраханской области в соответствии с законодательством Астраханской области

Срок реализации Программы

2009 - 2011годы

Объемы и источники финансирования Программы

- объем финансирования Программы в 2009-2011 годах составляет 3121,956 млн рублей, из них: за счет средств федерального бюджета -1338,682 млн рублей, бюджета Астраханской области –1639,156 млн рублей (в том числе 922,7 млн рублей - бюджетный кредит), за счет средств бюджетов муниципальных образований – 144,118 млн. рублей (в том числе 91,5 млн рублей -бюджетный кредит)

Ожидаемые результаты реализации Программы

- комплексный подход, отраженный в Программе, позволит: улучшить транспортно-эксплуатационное состояние и качество содержания автомобильных дорог общего пользования, доведя долю протяженности автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационным показателям региональных дорог, до 93,1%, что приведет к снижению количества дорожно-транспортных происшествий из-за сопутствующих дорожных условий, повысит комфортность передвижения транспортных средств; перейти на нормативные сроки ремонта и капитального ремонта дорожной сети, обеспечить ликвидацию основных очагов дорожно-транспортных происшествий; повысить технические характеристики автомобильных дорог общего пользования, что позволит увеличить нагрузки на ось транспортных средств и, соответственно, объем грузоперевозок, снять вопрос введения временного ограничения движения по автодорогам, которое экономически невыгодно для всех отраслей экономики области; частично ликвидировать транспортную дискриминацию населения, т.е. уменьшить удельный вес числа населенных пунктов, не имеющих круглогодичной связи с дорожной сетью общего пользования по автомобильным дорогам с твердым покрытием, до 29,25%; повысить эффективность организаций, функционирующих на рынке дорожных работ; создать конкурентную среду на рынке дорожных работ, в том числе за счет привлечения предприятий малого бизнеса; снизить процент износа основных фондов предприятий отрасли, привлечь высокопроизводительную и технологичную технику и оборудование

Организация контроля за исполнением Программы

- государственный заказчик Программы несет ответственность за своевременное выполнение мероприятий Программы, рациональное использование выделенных бюджетных средств. Государственный заказчик Программы ежеквартально, до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в министерство экономического развития Астраханской области отчеты о ходе реализации Программы и эффективности использования бюджетных ассигнований по установленной форме.

1. Общие положения


Автомобильные дороги являются важнейшей составной частью транспортной системы Астраханской области. От уровня транспортно-эксплуатационного состояния и развития сети автомобильных дорог общего пользования, обеспечивающих связь между регионами и населенными пунктами Астраханской области, во многом зависит решение задач достижения устойчивого экономического роста, улучшения условий предпринимательской деятельности и повышения качества жизни населения, проведения структурных реформ.

Согласно положениям Транспортной стратегии Российской Федерации развитие дорожной сети должно соответствовать темпам социально-экономического развития России и обеспечивать потребность в перевозках в соответствии с ростом автомобилизации. Однако в настоящее время социально-экономическое развитие России во многом сдерживается из-за нарастающих ограничений при эксплуатации автомобильных дорог, основными из которых являются исчерпание пропускной способности и высокая степень износа значительной части дорог, отставание в развитии автомобильных магистралей в составе международных транспортных коридоров.

Именно поэтому особое значение приобретает осуществление мероприятий, направленных на сохранение и развитие существующей сети дорог, улучшение транспортно-эксплуатационных качеств дорожной сети и повышение безопасности движения, ликвидацию транспортной дискриминации.

Программа представляет собой комплексную систему мероприятий, направленных на развитие дорожного комплекса Астраханской области на основе целенаправленного устойчивого развития автомобильных дорог и средств их достижения.

При подготовке Программы использованы принципы развития дорожного хозяйства Российской Федерации, изложенные в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, материалы Национальной программы совершенствования и развития сети автомобильных дорог России на период до 2010 года, долгосрочной стратегии развития автодорог Астраханской области с позиции устойчивого развития, ранее выполненных работ по развитию дорожной сети.

Правовую основу Программы составляют Конституция Российской Федерации (НГР:RU0000R199305853), Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (НГР:RU0000R200704861), постановление Правительства Российской Федерации от 05.12.2001 N 848 "О федеральной целевой программе "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)" (НГР:RU0000R200102220) и другие нормативные правовые акты Российской Федерации и Астраханской области, регламентирующие вопросы развития дорожного хозяйства.

2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевыми методами


Автомобильные дороги наряду с другими инфраструктурными отраслями являются важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических и других целей, повышения качества жизни людей. Без решения проблем в дорожной отрасли невозможно добиться коренных изменений в хозяйственной деятельности в целом.

Гарантированные статьей 8 Конституции Российской Федерации (НГР:RU0000R199305853) единство экономического пространства и свободное перемещение товаров и услуг сегодня возможны только на основе целенаправленного устойчивого развития транспорта и дорог.

К наиболее актуальным проблемам дорожного хозяйства Астраханской области относятся следующие:

2.1. Неудовлетворительное техническое состояние и низкая пропускная способность сети автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них.

В настоящее время общая протяженность автомобильных дорог, проходящих по территории Астраханской области (регионального, федерального и муниципального значения), составляет 6229,7 км. Автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:

- автомобильные дороги общего пользования федерального значения;

- автомобильные дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения;

- автомобильные дороги общего пользования местного значения;

- частные автомобильные дороги.

Протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального значения (федеральных автодорог) составляет 567,66 км.

Протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального значения (далее - региональные автодороги) - 2192,75 км, из них 93,03% с твердым покрытием (1498,45 км - с капитальным, 99,85 км - с облегченным, 438,06 км - с переходным покрытием). 152,6 км (6,9%) дорог не имеют покрытия, т.е. грунтовые.

Протяженность муниципальных автодорог, включая улично-дорожную сеть, составляет 5042,9 км. При этом 42,8% муниципальных автомобильных дорог имеют грунтовое покрытие, и за последние годы мероприятия по улучшению состояния сети муниципальных дорог практически не проводились.

Основную долю региональных автодорог составляют автодороги 4 категории (62,8%), т.е. дороги с низкой пропускной способностью и грузоподъемностью. Средняя скорость движения по региональным автодорогам не превышает 45 км/час, что увеличивает транспортно-эксплуатационные расходы пользователей транспортной инфраструктуры и неблагоприятно влияет на экономическое развитие других отраслей.

В то же время за последние 10-20 лет повысились требования пользователей к автомобильным дорогам, к безопасности дорожного движения. В настоящее время на автомобильных дорогах в транспортном потоке автопоезда составляют 25%. Автомобильные дороги, построенные в 60-80 годах под нагрузку на ось 6 тонн, не позволяют беспрепятственно и с наименьшими потерями осуществлять перевозки грузов.

Астраханская область на всем пространстве пересекается многочисленными водотоками. При общей площади области 52,9 тыс. кв. км 10% занимает акватория. Только на дорогах федерального и регионального значения в настоящее время функционирует 218 мостов, общая протяженность которых составляет 19105 пог.м, из них на федеральных автодорогах - 38 мостов и путепроводов длиной 2318,0 пог.м, на региональных автодорогах - 180 мостов и путепроводов длиной 16786,5 пог.м.

В настоящее время в Астраханской области осуществляют деятельность 84 паромные переправы различных форм собственности, в том числе 16 паромных переправ, расположенных на региональных автодорогах. 134 населенных пункта Астраханской области не обеспечены круглогодичной связью с дорожной сетью общего пользования по автомобильным дорогам с твердым покрытием.

Результаты диагностики автодорог и мостов показывают, что более половины протяжённости сети (1400 км) региональных автодорог и около четверти искусственных сооружений нуждаются в капитальном ремонте, 264,8 км автодорог имеют просроченные межремонтные сроки, 700 км не отвечают нормативным требованиям по прочностным показателям, 280 км имеют неровность профиля, 560 км имеют низкий уровень сцепления.

Для ликвидации недоремонта и дальнейшего обеспечения нормативного содержания региональных автодорог необходимо ежегодно производить ремонт не менее 260 км автодорог и 16 мостов и/или путепроводов, а выделяемых в последние годы бюджетных средств хватает только на приведение в надлежащее состояние 70-80 км автодорог и 1-2 искусственных сооружений.

Из-за недостатка финансовых средств объемы работ, выполняемые по ремонту региональных дорог, не обеспечивают компенсации ежегодного износа, что увеличивает последующие расходы на восстановление дорожной сети. Систематическое несоблюдение межремонтных сроков покрытий дорог, построенных в 1983-1990 годах, может привести к их необратимому разрушению уже к 2010 году.

Показатели недоремонта автодорог за период 2004-2008 годов

N п/п

Наименование показателей

2004 год

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

1.

Протяженность автодорог всего, км, в том числе:

2298,6

2232,2

2192,2

2188,9

2188,9

протяженность автодорог с тве рдым покрытием, км

2135,4

2073,6

2040,3

2036,3

2036,3

2.

Потребность в ежегодном ремонте, исходя из 6-летнего межремонтного срока, км

356

346

340

339

339

3.

Фактически отремонтировано и реконструировано, км

61,2

87,63

95,34

44,0

74,2

4.

Недоремонт, км

295

258

245

295

264,8

В связи с увеличением количества транспортных средств, в том числе большегрузных, и объемов грузоперевозок ситуация на автодорогах Астраханской области при существующей низкой пропускной способности и слабой конструкции дорожной одежды автодорог ежегодно усугубляется.

Только за 2001 - 2007 годы парк автомобилей в Астраханской области вырос в 1,5 раза. В 2005 году на 1000 жителей Астраханской области было зарегистрировано примерно 204 автомобиля, а в 2006 году - около 223 автомобилей. Прогноз количества автомобилей на душу населения к 2010 году предполагает рост этого показателя до 260 единиц.

Для обеспечения соответствия автодорог современным нагрузкам автотранспортных средств незамедлительно требуется принять меры по усилению конструкций дорожной одежды и уширению существующих автомобильных дорог.

На автомобильных дорогах Астраханской области сохраняется высокий уровень аварийности и тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий.

В период 2005-2007 годов на региональных автодорогах Астраханской области произошло 768 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 199 человек и ранен 841 человек.

В сложившейся ситуации проблема повышения безопасности дорожного движения требует разработки и реализации ряда мероприятий, выполнение которых должно рассматриваться в качестве одной из основных социально-экономических задач по сохранению жизни и здоровья людей в Астраханской области.

2.2. Существующий уровень финансирования автомобильных дорог не позволяет отрасли развиваться и в полной мере способствовать социально-экономическому развитию Астраханской области.

Так, за прошедший десятилетний период (1997-2007 годы) при росте валового регионального продукта Астраханской области на 97,04% уровень бюджетного финансирования дорожной отрасли упал на 34,8%.

Необходим переход на финансирование по нормативу финансовых затрат на содержание, ремонт и капитальный ремонт региональных автодорог, что даст возможность в полном объеме выполнять весь комплекс работ по содержанию региональных автодорог, произвести капитальный ремонт 1475 км региональных автодорог и выйти на нормативные сроки ремонта и капитального ремонта дорожной сети, ликвидировать основные очаги (23) дорожно-транспортных происшествий.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»