от 13 сентября 2010 года N ЮН-02-09/4912
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 7 сентября 2010 года N ИК-1374/19
ПИСЬМО
Во исполнение пункта 4 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина от 1 октября 2009 года N ВП-П12-41пр Министерство спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации и Министерство образования и науки Российской Федерации направляют методические указания по использованию спортивных объектов в качестве межшкольных центров для проведения школьных уроков физической культуры и внешкольной спортивной работы.
Заместитель Министра спорта,
туризма и молодёжной политики
Российской Федерации
Ю.Нагорных
Заместитель Министра
образования и науки
Российской Федерации
И.Калина
В настоящее время в Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта особое внимание стало уделяться необходимости модернизации системы физкультурно-спортивного воспитания в образовательных учреждениях всех уровней.
Правительством Российской Федерации 7 августа 2009 года утверждена Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Стратегия), основной целью которой является создание условий, обеспечивающих возможность для граждан страны, в первую очередь для детей и молодёжи, вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом.
К основным целевым ориентирам Стратегии относятся:
- увеличение доли обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом (к 2015 году - до 60 процентов, к 2020 году - до 80 процентов);
- достижение объёма недельной двигательной активности населения (к 2015 году - от 6 до 8 часов при не менее чем 2-3-разовых занятиях и к 2020 году - 6-12 часов при не менее чем 3-4-разовых занятиях в зависимости от возрастных и других особенностей граждан).
В рамках реализации Стратегии Минобрнауки России и Минспорттуризмом России определены меры, направленные на модернизацию системы физкультурно-спортивного воспитания в образовательных учреждениях, основными из которых являются:
- внедрение мониторинга состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности обучающихся;
- сохранение обязательной формы физкультурного образования для обучающихся - урока физической культуры в объёме не менее 3 часов в неделю в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом;
- совершенствование преподавания физической культуры в образовательных учреждениях Российской Федерации путём модернизации образовательных программ, внедрения новейших методик в этой области, повышения квалификации преподавателей;
- увеличение объёма физкультурно-спортивной и оздоровительной работы в образовательных учреждениях во внеучебное время;
- совершенствование системы физкультурных и спортивных мероприятий для всех категорий обучающихся;
- оснащение общеобразовательных учреждений необходимым спортивным инвентарём и оборудованием.
Продолжается реализация федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы", в соответствии с которой осуществляется строительство спортивных сооружений в образовательных учреждениях и по месту жительства.
В настоящее время Министерством образования и науки Российской Федерации завершается работа по разработке федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС), поэтапное внедрение которых начнётся с 2010/2011 учебного года.
При разработке содержания ФГОС особое внимание уделено повышению интереса и привлекательности, развития мотивации к занятиям физической культурой и спортом.
Впервые в ФГОС общего образования предусмотрена организация и определено количество часов для внеурочной деятельности, в том числе физкультурно-спортивной и оздоровительной направленности, и формы для её реализации (секции, клубы школьного спорта, физкультурные и спортивные мероприятия и т.п.).
Одним из направлений Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", утверждённой Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 года N Пр-271, является сохранение и укрепление здоровья школьников. Подчёркивается, что спортивные занятия, в том числе внеурочные, должны позитивно влиять на улучшение здоровья школьников.
В соответствии с пунктом 4 поручения Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2009 года N АЖ-П12-10-пр органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления муниципальных образований рекомендовано предусмотреть использование физкультурно-оздоровительных комплексов в качестве межшкольных центров по проведению уроков физической культуры и внешкольной спортивной работы.
Минобрнауки России был проведён анализ деятельности субъектов Российской Федерации по указанному направлению, свидетельствующий о том, что в настоящее время в субъектах Российской Федерации осуществляются меры по повышению эффективности использования находящихся в региональной и муниципальной собственности спортивных объектов для проведения уроков физической культуры и внешкольной спортивной работы.
В Сахалинской области на базе дворовых спортивных площадок и кортов, построенных в 2007-2009 годах в рамках областной акции "Спорт против подворотни", проводятся как уроки физической культуры, так и внешкольные физкультурно-спортивные мероприятия.
В Свердловской области для реализации общеобразовательных программ по физической культуре образовательные учреждения используют спортивные залы, легкоатлетические комплексы и площадки спортивных объектов иных учреждений согласно заключённым договорам.
В Республике Карелия поддерживается система взаимодействия между образовательными учреждениями и спортивными сооружениями общего назначения в интересах развития массового детского спорта и подготовки спортивного резерва.
В Республике Татарстан общеобразовательными учреждениями активно используются спортивно-оздоровительные объекты муниципального уровня для проведения уроков физической культуры и организации внеурочной физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности.
В Приморском крае Департаментом образования и науки в муниципальные органы управления образованием направлены рекомендации по проведению уроков физической культуры, соревнований воспитанников дошкольных образовательных учреждений и обучающихся образовательных учреждений, в том числе с участием родителей, в спортивных учреждениях общего типа независимо от форм собственности.
В Краснодарском крае заключены соглашения о безвозмездном использовании многофункциональных воздухоопорных комплексов для проведения учебных занятий по физической культуре и соревновательной деятельности в Ейском, Белоглинском, Кореновском, Кавказском, Новокубанском районах, а также в городах Краснодар, Сочи, Армавир, Горячий Ключ и др.
В Костромской области в 2009 году введены в эксплуатацию комплексные открытые спортивные площадки с использованием современного спортивного инвентаря и оборудования, на которых организуются и проводятся учебные занятия по физической культуре и массовые спортивные мероприятия.
В Санкт-Петербурге реализуется адресная программа оборудования школьных стадионов "Мой первый школьный стадион". В качестве межшкольных центров для проведения уроков физической культуры используется учебно-материальная база 11 районных детско-юношеских спортивных школ и 4 Центров физической культуры, спорта и здоровья.
В Москве на основании утверждённого Регламента использования физкультурно-оздоровительных комплексов города спортивные объекты выделяют на безвозмездной основе утреннее время для проведения уроков физической культуры расположенным рядом общеобразовательным учреждениям, а также время для занятий детей из малообеспеченных, многодетных семей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Предоставляется на бесплатной основе спортивная база для обучения школьников плаванию в рамках основного образования. В 44 бассейнах Москомспорта проводятся уроки плавания для 30 тысяч школьников. Заключены соглашения более чем со 150 образовательными учреждениями.
На спортивных объектах проводятся не только учебные занятия с обучающимися, но и физкультурно-массовые мероприятия под девизом "Выходи во двор, поиграем!".
Эта работа проводится на основании соглашений, заключённых между муниципалитетами внутригородских муниципальных образований города Москвы, центрами физической культуры и спорта административных округов и детскими оздоровительно-образовательными центрами административных округов.
В Хабаровском крае проведён мониторинг эффективности использования спортивных объектов и создан реестр спортивных сооружений, имеющихся на территории Хабаровского края. Данный реестр позволяет осуществлять ежегодный мониторинг состояния спортивной базы края.
Министерство спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации и Министерство образования и науки Российской Федерации с учётом опыта субъектов Российской Федерации рекомендуют органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, повысить эффективность использования спортивных объектов в качестве межшкольных центров для проведения школьных уроков физической культуры и внешкольной спортивной работы.
Для организации данной работы рекомендуется:
1. Провести мониторинг эффективности использования спортивных объектов по следующим показателям: назначение спортивных объектов, находящихся на территории муниципального образования; их классификация; размеры; форма собственности; в чьём управлении находятся; использование объектов по назначению; оснащённость спортивным инвентарём и оборудованием; режим эксплуатации спортивных объектов (использование объектов час/сутки, дней/неделю); количество штатных работников; сезонность использования (круглосуточно/сезон); оценка технического состояния (нуждаются ли в реконструкции, капитальном ремонте); количество занимающихся в день/неделю, в том числе на платной основе; пропускная способность спортивных объектов.
2. Создать реестр спортивных объектов.
3. Разработать нормативные правовые акты, регулирующие использование спортивных объектов в качестве межшкольных центров для предоставления физкультурно-спортивных и оздоровительных услуг обучающимся общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
4. Разработать Регламент использования спортивных объектов, расположенных в непосредственной близости от общеобразовательных учреждений, определяющий порядок предоставления на безвозмездной основе времени для проведения уроков физической культуры, физкультурно-спортивных и оздоровительных услуг для обучающихся в общеобразовательных учреждениях.
Вышеуказанные регламенты должны быть разработаны в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Законом Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 года N 3266-1, законами субъектов Российской Федерации, регулирующими вопросы физической культуры, спорта и образования.
Данные регламенты должны включать в себя цели и задачи использования спортивных объектов, нормативные документы, расписание занятий, назначение лиц, ответственных за проведение учебных, учебно-тренировочных занятий и других физкультурно-спортивных мероприятий.
При распределении времени занятий должно учитываться наличие и состояние всей спортивной базы на территории субъекта Российской Федерации и муниципальных образований.
Руководители спортивных объектов должны обеспечивать надлежащее техническое состояние мест проведения уроков физической культуры, спортивных мероприятий в соответствии с требованиями технических регламентов, нормами, правилами и требованиями, установленными органами государственного контроля (надзора), санитарными правилами, а также несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за причинение вреда жизни или здоровью лиц, осуществляющих занятия физической культурой и спортом на объекте.
Использование спортивных объектов общеобразовательными учреждениями разрешается для проведения уроков физической культуры в рамках учебного процесса, учебно-тренировочных занятий и физкультурно-спортивных мероприятий.
5. Разработать типовые договоры (соглашения) между спортивными объектами, находящимися в ведении муниципальных органов власти, и общеобразовательными учреждениями, регулирующие взаимоотношения сторон по вопросам сотрудничества и совместного использования спортивных объектов, составления расписания занятий на спортивных объектах, определения лиц, ответственных за проведение уроков физической культуры, учебно-тренировочных занятий и других физкультурно-спортивных мероприятий (приложение).
6. Определить перечень категорий обучающихся, которым предоставляются спортивные объекты в свободное от платных мероприятий и тренировок время для проведения уроков физической культуры, учебно-тренировочных занятий, физкультурно-спортивных и оздоровительных услуг на безвозмездных и льготных условиях.
В перечень рекомендуется включить следующие категории обучающихся:
а) детей из многодетных и малообеспеченных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов - на безвозмездных условиях;
б) другие категории обучающихся - на льготных условиях (на уровне 50% от стоимости взрослого посещения).
В случае посещения спортивного объекта организованными группами обучающихся общеобразовательных учреждений рекомендуются следующие нормы бесплатного предоставления спортивных объектов:
Спортивные залы | Не менее 15% рабочего времени |
Открытые площадки | Не менее 25% рабочего времени |
Арены дворцов спорта, манежи, бассейны | Не менее 15% рабочего времени |
Легкоатлетические ядра, футбольные, хоккейные поля, конькобежные дорожки | Не менее 20% рабочего времени |
Лыжные базы | Не менее 25% рабочего времени |
7. Разработать критерии оценки эффективности использования спортивных объектов с учётом применения механизма льготного посещения спортивных сооружений отдельными категориями населения (дети, обучающиеся, студенты, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, и другие категории).
Критерии оценки эффективности использования спортивных объектов предназначены для оценки состояния и уровня готовности (включая техническое состояние) спортивных объектов к предоставлению услуг обучающимся в соответствии с профилем спортивного объекта.
Разработанные критерии будут действовать до утверждения Министерством спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации единых критериев оценки эффективности эксплуатации спортивных объектов в Российской Федерации.
Директор Департамента
государственной политики
в сфере физической культуры и
спорта Минспорттуризма России
М.Томилова
Директор Департамента
развития системы физкультурно-
спортивного воспитания
Минобрнауки России
А.Паршиков
Типовой договор о сотрудничестве и совместном использовании помещений спортивных объектов