Министерство финансов Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ

ПИСЬМО

от 31 октября 2007 года N 03-05-05-01/45

     [О налогообложении имущества, составляющего государственную казну]



Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше обращение от 08.10.2007 N 3/4/1903 о налогообложении имущества, составляющего государственную казну, и сообщает.

В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Положение об учете федерального имущества (далее - Положение), устанавливающее состав подлежащего учету федерального имущества, порядок его учета и порядок предоставления информации из реестра федерального имущества, а также иные требования, предъявляемые к системе учета федерального имущества, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2007 N 447* "О совершенствовании учета федерального имущества" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 447). Согласно данному Положению под учетом федерального имущества понимается "получение, экспертиза и хранение документов, содержащих сведения о федеральном имуществе, и внесение указанных сведений в реестр федерального имущества в объеме, необходимом для осуществления полномочий по управлению и распоряжению федеральным имуществом". При этом реестр федерального имущества - это федеральная информационная система, представляющая собой организационно упорядоченную совокупность документов и информационных технологий, реализующих процессы учета федерального имущества и предоставления сведений о нем. Положение предусматривает обязанность территориальных органов по управлению государственным имуществом осуществлять учет имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации.

________________

*  Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "от 16.07.2007 N 447". - Примечание изготовителя базы данных.


Пунктом 9 постановления Правительства Российской Федерации N 447 органам власти субъектов Российской Федерации рекомендовано разработать соответствующее положение об учете государственного имущества субъектов Российской Федерации.

Статьей 214 ГК РФ также установлено, что имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со статьями 294, 296 ГК РФ.

Кроме того, пунктом 4 статьи 214 ГК РФ определено, что средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляет государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

На основании статьи 125 ГК РФ полномочия собственника имущества казны субъекта Российской Федерации принадлежат Правительству субъекта Российской Федерации, которое в свою очередь имеет право делегировать указанные полномочия исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации или определенному для выполнения этих целей бюджетному учреждению в установленном законодательством порядке.

Статьей 240 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) установлено, что бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов.

Регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации осуществляется в соответствии со статьей 5 и 13 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". В соответствии с требованиями данного федерального закона полномочия Минфина России по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности определены Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329.

Учитывая нормы статьи 240 Бюджетного кодекса и положения Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.02.2006 N 25н, Минфин России установил требование и определил порядок учета имущества казны в бухгалтерском учете. Отметим, что отсутствие бюджетного учета имущества казны приводило к искажению бюджетной отчетности части стоимости активов, находящихся в государственной собственности, а также исключало возможность контроля и оценки эффективности использования имущества, составляющего государственную казну (в том числе при передаче его в аренду, в доверительное управление).

Согласно Инструкции по бюджетному учету имущество государственной казны следует учитывать на балансах органов, уполномоченных осуществлять управление государственным имуществом, с отражением на соответствующих счетах Плана счетов бюджетного учета в порядке, установленном Инструкцией для бюджетного учета нефинансовых и финансовых активов.

Пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектом налогообложения по налогу на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Таким образом, налогоплательщиком налога на имущество организаций в отношении имущества государственной казны (т.е. основных средств, не закрепленных на правах оперативного управления или хозяйственного ведения за государственными предприятиями и учреждениями) признается балансодержатель данного имущества, то есть государственный орган (бюджетная организация), уполномоченный осуществлять бюджетный учет имущества государственной казны, без передачи ему права оперативного управления на данное имущество.

Установленный Минфином России порядок бюджетного учета имущества государственной казны не противоречит статье 77 Конституции Российской Федерации, гражданскому законодательству, законодательству о приватизации, а также законодательству о налогах и сборах, поскольку не устанавливает новые правовые нормы в отношениях, возникающих в процессе осуществления управления и распоряжения государственным имуществом, в том числе не затрагивает интересы собственника по передаче прав на имущество, составляющее государственную казну.

Директор Департамента
И.В.Трунин

     

     

Приложение

ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

     
ПИСЬМО

от 8 октября 2007 года N 3/4/1903

[О налогообложении публичной собственности]



В Правительство Пензенской области поступило обращение Управления Федеральной налоговой службы по Пензенской области по вопросу о необходимости учета объектов областной казны на балансе органов государственной власти Пензенской области. В обоснование необходимости учета приводятся разъяснения Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России.

Постановка на бюджетный учет государственного имущества органами государственной власти возможна только после его закрепления на праве оперативного управления, так как иной режим нахождения имущества у государственных учреждений действующим законодательством не предусмотрен.

Постановка на баланс органов государственной власти имущества, составляющего казну субъекта Российской Федерации, влечет за собой упразднение режима казны, т.е. все государственное имущество становится переданным на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.

Полномочия по отмене режима казны субъекта Российской Федерации отнесены к компетенции законодательных органов Российской Федерации.

Отмена данного правового режима возможна только путем признания утратившим силу абзаца второго части четвертой ст.214 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющего понятие государственной собственности, в том числе и понятие казны субъекта Российской Федерации.

Постановка на баланс имущества казны выводит из сферы действия /законодательства о приватизации оборот государственного имущества.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" действие данного Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении.

Данное обстоятельство будет иметь негативные последствия для бюджетов субъектов Российской Федерации и сделает невозможным продажу государственного имущества в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации.

Упразднение режима казны резко сужает круг правомочий собственника. Вместо прав, определенных ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно прав владения, пользования и распоряжения своим имуществом, остается лишь право оперативного управления органа государственной власти.

После передачи имущества казны на праве оперативного управления собственник - субъект Российской Федерации лишается возможности обеспечить свои обязательства путем заключения договора о залоге имущества, так как нельзя передать в залог имущество, обремененное правом оперативного управления. В отношении данного имущества невозможно заключать сделки, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, например договор доверительного управления и др.

В связи с вышеизложенным, по мнению Правительства Пензенской области вышеупомянутые разъяснения Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ противоречат Гражданскому кодексу Российской Федерации и нарушают конституционные права субъектов Российской Федерации в части распоряжения собственностью.

Кроме того, в разъяснениях указан орган, который должен поставить на балансовый учет имущество казны, что по нашему мнению ограничивает полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Так в соответствии, с Уставом Пензенской области, законом Пензенской области, определяющим порядок распоряжения собственностью Пензенской области, распределены полномочия органов государственной власти в данной сфере. Полномочия собственника по распоряжению имуществом в зависимости от суммы сделки и субъективного состава участников сделки распределены между Правительством Пензенской области и Министерством государственного имущества Пензенской области. В связи с этим, непонятно за каким из указанных органов государственной власти Пензенской области следует закреплять полномочия по постановке имущества казны Пензенской области на бюджетный учет.

В связи с вышеизложенным, по мнению Правительства Пензенской области указанные разъяснения Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ противоречат ст.77 Конституции Российской Федерации, где определено, что субъект Российской Федерации самостоятельно устанавливает систему органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом, а также противоречат ст.26.1 Федерального закона от 08.10.99 N184-ФЗ* "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", где определено, что полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации, определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "от 06.10.99 N184-ФЗ". - Примечание изготовителя базы данных.     

Разъяснения Минфина России имеют своей целью обоснование необходимости бюджетного учета и налогообложения имущества государственной и муниципальной казны. Данное требование не соответствует действующему в настоящее время законодательству.

Правительство Пензенской области считает целесообразным налогообложение публичной собственности.

Уплата данного налога по объектам казны увеличит доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, в основном за счет налогообложения имущества казны Российской Федерации. Однако, для этого по нашему мнению необходимо внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части установления порядка оплаты налога на имущество за объекты казны без постановки таковых на балансовый учет на основании данных по учету в реестрах государственной и муниципальной собственности. Данные реестры ведутся на основании нормативных актов Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества"), нормативных актов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Председатель Правительства
Пензенской области
Сатин В.А.




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»