ПИСЬМО
от 22 марта 2005 года N 11/1-48-СМ
О некоторых вопросах, возникающих в практике деятельности территориальных
органов федеральной регистрационной службы
В Федеральную регистрационную службу (далее - Росрегистрация) поступают обращения руководителей и исполняющих обязанности руководителей территориальных органов Росрегистрации (далее - территориальные органы) по вопросам регистрационной деятельности, кадрового и финансового обеспечения.
В целях единообразного и точного исполнения всеми территориальными органами положений нормативных правовых актов по указанным вопросам предлагаем исходить из следующего.
В настоящее время реализация правоприменительных и контрольных функций в сфере адвокатуры и нотариата, предусмотренных Федеральным законом от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" и Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, должна осуществляться территориальными органами Росрегистрации на основании Указа Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1315 "Вопросы Федеральной регистрационной службы" и приказа Минюста России от 3 декабря 2004 года N 183 "Об утверждении общего положения о территориальном органе Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) Российской Федерации".
Вопрос об исполнении функций, отнесенных к совместной компетенции органов юстиции и нотариальных палат субъектов Российской Федерации, обсуждался представителями Росрегистрации на заседании правления Федеральной нотариальной палаты 28 февраля 2005 года. Правлением принято решение внести в положения о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, о квалификационной комиссии, апелляционной комиссии и в порядок прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса, изменения, закрепляющие за территориальными органами функции, ранее возложенные на территориальные органы Минюста России.
Бланки лицензий на право осуществления нотариальной деятельности должны изготавливаться территориальным органом самостоятельно. Соответствующие изменения планируется закрепить в Порядке выдачи лицензий на право нотариальной деятельности.
Во исполнение статьи 9 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате совместно с Федеральной нотариальной палатой разработан и направлен в Минюст России проект Правил нотариального делопроизводства.
Согласно пункту 13 статьи 156 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, часть пятая статьи 23 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, на основании которой финансирование государственных нотариальных контор осуществлялось из федерального бюджета, признана утратившей силу.
В соответствии с подпунктом 28 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится определение численности нотариусов и границ нотариальных округов в пределах территории субъекта Российской Федерации.
Руководствуясь указанными нормами, Министерство финансов Российской Федерации разъяснило, что средства на содержание государственных нотариальных контор должны предусматриваться в бюджетах субъектов Российской Федерации.
Разделяя указанную позицию, в свою очередь полагаем, что отнесение определения численности нотариусов к финансовым обязательствам субъекта Российской Федерации предполагает наличие в этой численности только нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, поскольку в ином случае финансирования со стороны субъекта Российской Федерации не требуется.
Также полагаем, что деятельность государственных нотариальных контор целесообразна только в малонаселенных и труднодоступных районах Российской Федерации, в которых отсутствуют необходимые условия для функционирования внебюджетного нотариата.
Территориальным органам необходимо довести до сведения органов государственной власти субъектов Российской Федерации информацию о том, что вопросы финансирования, организационного и материально-технического обеспечения государственных нотариальных контор, определения их статуса и статуса работающих в них нотариусов должны решаться субъектом Российской Федерации самостоятельно с учетом требований Основ законодательства Российской Федерации о нотариате.
В случае необходимости открытия или упразднения государственной нотариальной конторы орган государственной власти субъекта Российской Федерации обращается с обоснованным и мотивированным предложением в территориальный орган.
Предложение об открытии государственной нотариальной конторы должно содержать информацию о финансовом, материально-техническом и организационном обеспечении ее деятельности, в том числе о предоставляемом помещении, размере средств, выделяемых на оплату труда нотариусов и других работников государственной нотариальной конторы.
Предложение об упразднении государственной нотариальной конторы должно содержать информацию об удовлетворении в полном объеме физических и юридических лиц нотариальными услугами, о передаче и сохранности документов, хранящихся у нотариусов, работающих в государственной нотариальной конторе.
Указанные предложения органа государственной власти субъекта Российской Федерации направляются территориальным органом в Росрегистрацию со своим заключением, в котором излагается позиция по данному вопросу.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 4 марта 2005 года N 18 внесены изменения в приказ Минюста России от 8 августа 2002 года N 216 "Об утверждении формы удостоверения адвоката", в соответствии с которыми на внутренней стороне удостоверения проставляется подпись начальника территориального органа.
В настоящее время решается вопрос об изготовлении новых бланков внутренней стороны удостоверения адвоката. До их изготовления территориальным органам следует в отдельных случаях осуществлять выдачу удостоверений адвокатов с использованием бланков внутренней стороны старого образца.
Росрегистрацией подготовлен проект приказа о внесении изменений в приказ Минюста России от 29 июля 2002 года N 211 "Об утверждении порядка ведения реестров адвокатов субъектов Российской Федерации", который в настоящее время проходит стадию согласования.
Территориальным органам необходимо изготовить малую гербовую выжимную металлическую печать по аналогии с образцом печати, утвержденным приказом Минюста России от 24 декабря 2001 года N 340, заменив при этом слова "Министерство юстиции Российской Федерации" словами "Федеральная регистрационная служба". Указанную печать следует проставлять на удостоверениях адвокатов.
В соответствии со статьей 5 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года (в редакции протокола от 28 марта 1997 года) компетентные учреждения юстиции при выполнении Конвенции сносятся через свои центральные, территориальные и другие органы, перечень которых определяют Государства - участники Конвенции.
В настоящее время Росрегистрацией совместно с Департаментом международного права и сотрудничества Минюста России решается вопрос о предоставлении территориальным органам возможности напрямую взаимодействовать с компетентными учреждениями юстиции Государств - участников Конвенции при выполнении международных обязательств в части истребования копий наследственных дел и материалов по ним.
Исполнение международных обязательств Российской Федерации в части истребования и пересылки документов о государственной регистрации актов гражданского состояния с территории государств - членов СНГ и стран Балтии в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1315 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" и приказом Минюста России от 28 января 2005 года N 7 "Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу и Перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по федеральным округам" осуществляется Минюстом России и его территориальными органами.
Согласно приказу Росрегистрации от 28.02.2005 N 29 "Об утверждении Положения об условиях выплаты ежемесячной надбавки за особые условия государственной службы и ежемесячной надбавки за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы, премий по результатам работы и материальной помощи федеральным государственным служащим и работникам, занимающим должности, не отнесенные к государственным должностям, и осуществляющим техническое обеспечение деятельности центрального аппарата и территориальных органов Федеральной регистрационной службы" материальная помощь федеральным государственным служащим и работникам выплачивается в пределах фонда оплаты труда в размере двух должностных окладов при уходе в ежегодный основной оплачиваемый отпуск без подачи соответствующего заявления.
В пределах фонда оплаты труда в индивидуальном порядке могут быть рассмотрены заявления федеральных государственных служащих и работников на выплату им материальной помощи в случаях заболевания, смерти ближних родственников и по другим уважительным причинам, подтвержденным документами.
Решение о выплате такой материальной помощи и ее размере принимается в отношении:
руководителей управлений и самостоятельных отделов, иных федеральных государственных служащих и работников центрального аппарата Росрегистрации - директором Росрегистрации либо по его поручению заместителем директора Росрегистрации на основании заявления и ходатайства руководителя структурного подразделения, согласованного с Финансово-экономическим управлением и Отделом государственной службы и кадров Росрегистрации;
руководителей территориальных органов - директором Росрегистрации либо по его поручению заместителем директора Росрегистрации на основании заявления, согласованного с Финансово-экономическим управлением и Отделом государственной службы и кадров Росрегистрации;
иных федеральных государственных служащих и работников территориальных органов - руководителями территориальных органов на основании их заявлений и ходатайств руководителей структурных подразделений, согласованных с финансовыми и кадровыми подразделениями.
Указанный проект приказа Росрегистрации находится в настоящее время на регистрации в Минюсте России и будет доведен до сведения территориальным органам в установленном порядке.
Удержание указанных сумм производится путем внесения в кассу территориального органа, с дальнейшим перечислением в доход федерального бюджета.
Решение о том, нарушает ли запрашиваемая заинтересованными лицами статистическая информация, полученная на основе сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, права и законные интересы правообладателей, принимает непосредственно государственный регистратор, выдающий ее.
Сроки предоставления статистической информации законом не предусмотрены, однако полагаем, что она представляется в общие сроки, предусмотренные для рассмотрения заявлений, жалоб в установленном порядке.
Размер платы за предоставляемую информацию определен пунктом 2 "Правил осуществления платы за представление информации о зарегистрированных правах, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2004 N 773.
За государственную регистрацию договоров об отчуждении недвижимого имущества физическим лицом согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) размер государственной пошлины для физических лиц составляет 500 рублей, для юридических лиц - 7500 рублей. Таким образом, если правоприобретателем долевой собственности по договору является юридическое лицо, государственная пошлина взимается в размере 7500 рублей, если правоприобретателем является гражданин, сумма государственной пошлины составляет 500 рублей.
Согласно статье 333.33 НК РФ не предусмотрена уплата государственной пошлины за государственную регистрацию договоров, не связанных с отчуждением недвижимого имущества. Полагаем, что в этом случае следует применять положения подпункта 20 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию указанных договоров, как ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество.
3.4. О предоставлении в налоговые органы сведений о земельных участках и лицах, на которых зарегистрировано право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненно наследуемого владения на эти земельные участки
В соответствии с пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщить в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, а также о лицах, на которых зарегистрировано право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненно наследуемого владения на эти земельные участки на 1 января 2005 года по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации.
В настоящее время указанные формы разработаны Министерством финансов Российской Федерации и находятся в стадии согласования. После их утверждения Министерством финансов Российской Федерации они будут направлены в территориальные органы Росрегистрации.
В целях законодательного закрепления за территориальными органами Росрегистрации правоприменительных функций по вопросам государственной регистрации и контроля общественных и религиозных объединений подготовлены проекты Федеральных законов "О внесении изменений в Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", "О внесении изменений в Федеральный закон от 12 января 1996 года N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", "О внесении изменений в Федеральный закон от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", "О внесении изменений в Федеральный закон от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" и "О внесении изменений в Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", которые вошли составной частью в проект Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере государственной регистрации", и проект Указа Президента Российской Федерации "О порядке взаимодействия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной регистрации общественных объединений, и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц".
В настоящее время проекты направлены в Минюст России для направления в Правительство Российской Федерации.
До внесения изменений в указанные акты реализация правоприменительных функций по вопросам государственной регистрации и контроля общественных и религиозных объединений, предусмотренных Федеральным законами "Об общественных объединениях", "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", "О свободе совести и о религиозных объединениях", "О политических партиях" и "О противодействии экстремистской деятельности" и "О национально-культурной автономии", должна осуществляться территориальными органами Росрегистрации на основании Указа Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1315 "Вопросы Федеральной регистрационной службы" и Приказа Минюста России от 3 декабря 2004 года N 183 "Об утверждении общего положения о территориальном органе Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) Российской Федерации".
В настоящее время разрабатываются новые правила рассмотрения заявлений и принятия решения о государственной регистрации, формы документов, применяемых при государственной регистрации общественного объединения и религиозной организации в качестве юридического лица, образцы документов, необходимых для государственной регистрации политической партии и ее регионального отделения, с последующим признанием утратившими силу Приказов Минюста России от 25 марта 2003 года N 68 "Об утверждении Правил рассмотрения заявлений и принятия решения о государственной регистрации", от 12 июля 2002 года N 199 "Об утверждении форм документов, применяемых при государственной регистрации торгово-промышленной палаты, общественного объединения и религиозной организации в качестве юридического лица" и от 5 декабря 2003 года N 310 "Об утверждении образцов документов, необходимых для государственной регистрации политической партии и ее регионального отделения".