Недействующий

     

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 26 декабря 2006 года N 120

О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений
и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации

(с изменениями на 23 апреля 2007 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Генпрокуратуры Российской Федерации от 17 декабря 2007 года N 200
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Генпрокуратуры Российской Федерации от 23 апреля 2007 года N 65.

____________________________________________________________________



В целях совершенствования порядка рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации обращений граждан, обращений (запросов) депутатов, органов законодательной и исполнительной власти, а также приема граждан, в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", руководствуясь ст.17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",

приказываю:

1. Утвердить и ввести в действие Инструкцию о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации.

2. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов, районов, военным прокурорам, прокурорам иных специализированных прокуратур, руководителям научных и образовательных учреждений организовать изучение настоящей Инструкции всеми работниками прокуратуры.

3. Обеспечить рассмотрение обращений и приема заявителей в строгом соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и настоящей Инструкции.

4. Работу по рассмотрению и разрешению обращений граждан, обращений (запросов) депутатов, органов законодательной и исполнительной власти подчинить решению задач по охране прав и свобод человека и гражданина, укреплению законности и правопорядка. Поставить дело таким образом, чтобы каждое обращение получило объективное и окончательное разрешение в той прокуратуре (учреждении), к компетенции которой относится решение вопроса.

5. Начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры, Главной военной прокуратуры, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур не реже одного раза в полугодие проводить комплексный анализ обращений граждан, парламентских запросов, запросов и обращений членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований, а также практики их разрешения в органах прокуратуры.

Итоги анализа использовать для прогнозирования и планирования надзорной деятельности.

5.1. Начальникам подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним прокурорам справки о результатах анализа обращений граждан представлять к 1 февраля и 1 августа в управление по рассмотрению обращений и приему граждан Главного управления обеспечения деятельности органов и учреждений прокуратуры Генеральной прокуратуры Российской Федерации, которому по итогам каждого полугодия обобщать состояние этой работы (пункт в редакции приказа Генпрокуратуры Российской Федерации от 23 апреля 2007 года N 65 - см. предыдущую редакцию).

5.2. Начальникам подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации аналитические справки о практике рассмотрения парламентских запросов, запросов и обращений членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в те же сроки представлять для обобщения и последующего доклада Генеральному прокурору в организационное управление Главного организационно-инспекторского управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

6. Установить, что работа прокуратур субъектов Российской Федерации, городов, районов, военных и иных специализированных прокуратур с обращениями граждан, членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также депутатов, органов законодательной (представительной) власти и местного самоуправления подлежит обязательному изучению при комплексных проверках организации прокурорского надзора.

Начальнику Главного организационно-инспекторского управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации осуществлять периодические проверки выполнения настоящего приказа в подразделениях центрального аппарата.

7. Настоящий приказ и Инструкцию опубликовать в журнале "Законность".

8. Считать утратившими силу приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 15 января 2003 года N 3 "О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема граждан в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации", п.1 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 16.03.2006 N 13 "О внесении изменений в приказы Генерального прокурора Российской Федерации", приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 05.07.2006 N 37 "О внесении изменений в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 15.01.2003 N 3" и указание Генерального прокурора Российской Федерации от 03.12.2004 N 36/20 " Об усилении контроля за соблюдением порядка разрешения запросов и обращений членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

9. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Приказ направить прокурорам субъектов Российской Федерации, городов, районов, военным прокурорам, прокурорам иных специализированных прокуратур, руководителям научных и образовательных учреждений.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
Ю.Я.Чайка

     

     
УТВЕРЖДЕНА
приказом
Генерального прокурора
Российской Федерации
от 26 декабря 2006 года N 120

ИНСТРУКЦИЯ
о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах
прокуратуры Российской Федерации

(с изменениями на 23 апреля 2007 года)

     

     

1. Общие положения

1.1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии со ст.10 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и иным федеральным законодательством.

Инструкция устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, запросов Общественной палаты Российской Федерации, должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории Российской Федерации, а также порядок приема граждан, должностных и иных лиц в Генеральной прокуратуре Российской Федерации, в прокуратурах субъектов Российской Федерации, городов, районов и приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах.

1.2. Порядок рассмотрения обращений, поступивших от граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации, о нарушении их прав и свобод за пределами территории Российской Федерации регламентируется соответствующими международными договорами Российской Федерации.

1.3. Обращения могут быть индивидуальными, то есть поданными самим гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина представителем общественной организации, трудового коллектива, и коллективными.

Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

1.4. Преследование гражданина в связи с его обращением в органы и учреждения прокуратуры с критикой их деятельности либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц запрещается.

1.5. Заявитель имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) органов прокуратуры или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.

В случае указания заявителем в обращении заведомо ложных сведений расходы, понесенные в связи с рассмотрением обращения, могут быть взысканы с заявителя по решению суда.

1.6. Порядок приема, учета, регистрации обращений (запросов), их формирования в надзорные производства, оформления, размножения, систематизации и хранения, а также контроля за их исполнением устанавливается Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, а также приказами и указаниями Генерального прокурора Российской Федерации.

1.7. Заявление гражданина о прекращении рассмотрения его обращения дает право прокурору прекратить дальнейшую проверку, если в полученных материалах нет сведений о наличии нарушений закона, требующих принятия мер прокурорского реагирования.

1.8. Основные термины, используемые в Инструкции:

1) обращение - изложенные в письменной или устной форме предложение, заявление, жалоба или ходатайство, в том числе коллективное, гражданина, должностного и иного лица;

2) предложение - рекомендация заявителя по совершенствованию законов и иных нормативных актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению деятельности государства и общества в социально-экономической и иных сферах;

3) заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

4) жалоба - просьба заявителя о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;

5) ходатайство - изложенное в письменной форме обращение заявителя с просьбой о признании в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, определенного статуса, прав, свобод;

6) коллективное обращение - обращение двух или более лиц, а также обращение, принятое на митинге или собрании и подписанное организаторами или участниками митинга, собрания;

7) должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления;

8) дубликат обращения - обращение заявителя, являющееся копией предыдущего обращения, либо экземпляр обращения по одному и тому же вопросу и в интересах одного и того же лица;

9) повторное обращение - обращение, поступившее от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, в котором:

обжалуется решение, принятое по предыдущему обращению, поступившему в данную прокуратуру;

сообщается о несвоевременном рассмотрении предыдущего обращения, если со времени его поступления истек установленный законодательством срок рассмотрения;

указывается на другие недостатки, допущенные при рассмотрении и разрешении предыдущего обращения;

10) парламентский запрос - запрос, принятый соответствующей палатой Федерального Собрания Российской Федерации с соблюдением требований ст.18 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в порядке, установленном их регламентами, по вопросам, входящим в компетенцию Генерального прокурора Российской Федерации;

11) запрос члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации - оформленный надлежащим образом документ о нарушениях законов с предложением об их устранении, направленный Генеральному прокурору Российской Федерации;

12) обращение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации - документ члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, направленный в органы прокуратуры, с сообщением о нарушениях закона, а также с просьбой о предоставлении информации, сведений и документов по вопросам, связанным с их деятельностью, не оформленный как запрос.

1.9. В подразделениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Главной военной прокуратуры, в прокуратурах субъектов Российской Федерации, прокуратурах городов, районов, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах в распоряжениях о распределении обязанностей определяется конкретное должностное лицо, на которое возлагаются обязанности по учету и контролю за правильной и своевременной регистрацией запросов и обращений членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации, оформлению соответствующих контрольных и статистических карточек.

2. Пределы действия Инструкции

2.1. Положения Инструкции распространяются на обращения (запросы), содержащие сведения о нарушениях законодательства, охраняемых законом прав, свобод и интересов человека и гражданина, интересов общества и государства, полученные в письменной или устной форме на личном приеме, по почте, факсимильной связи, телеграфу, информационным системам общего пользования.

2.2. Письменное обращение (запрос) подлежит обязательной регистрации в течение 3 дней с момента поступления в органы прокуратуры.

2.3. Сообщения о преступлениях принимаются, регистрируются и проверяются в органах прокуратуры в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации и Инструкцией о едином порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 16.03.2006 N 12.

2.4. Обращения (запросы), в которых заявители выражают несогласие с решением и в связи с этим ставят вопрос о привлечении судей и прокуроров к ответственности, высказывая предположение о возможном совершении им должностного преступления, при отсутствии в них данных о признаках преступления не требуют проверки в порядке, предусмотренном ст.144 и 145 УПК РФ, о чем заявители уведомляются начальником отдела с разъяснением права и порядка обжалования. В части оспаривания судебного решения такие обращения передаются на разрешение в соответствующее подразделение.

2.5. Жалобы на действия (бездействие) и решения органов дознания, дознавателей, следователей и прокуроров, связанные с расследованием уголовных дел, а также на приговоры, решения, определения и постановления судов проверяются в порядке и в пределах полномочий, предусмотренных процессуальным законодательством.

2.6. В подразделениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах в пределах предоставленной компетенции разрешаются обращения и жалобы граждан, должностных и юридических лиц на решения прокуроров субъектов Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти в округе. По поручению Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителей также разрешаются обращения и жалобы на решения, принятые по уголовным делам (материалам) прокурорами субъектов Российской Федерации, если такие дела и материалы не находятся на контроле в отраслевых подразделениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации (пункт в редакции приказа Генпрокуратуры Российской Федерации от 23 апреля 2007 года N 65 - см. предыдущую редакцию).

2.7. Порядок рассмотрения и разрешения поступающих на заключение ходатайств о помиловании, а также заявлений граждан о реабилитации в соответствии с Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" устанавливается специальными приказами и указаниями Генерального прокурора Российской Федерации.

Обращения (запросы) членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам, связанным с реабилитацией граждан, рассматриваются с учетом требований настоящей Инструкции.

2.8. В соответствии с настоящей Инструкцией рассматриваются обращения граждан, направленные средствами массовой информации.

2.9. Письменное обращение гражданина, должностного и иного лица должно содержать либо наименование органа, в который направляется обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо его должность, а также фамилию, имя, отчество гражданина, направившего обращение, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресовании обращения, изложение существа вопроса, личную подпись указанного гражданина и дату. По обращению, не содержащему сведений о лице, направившем его (фамилию и почтовый адрес), ответ не дается. При наличии в таких обращениях сообщений о готовящихся или совершенных преступлениях, за исключением преступлений, совершенных работниками органов прокуратуры, они направляются в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией.

2.10. Обращения, в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения (об органе, вынесшем обжалуемое решение, времени его принятия и т.д.), в семидневный срок возвращаются заявителям с предложением восполнить недостающие данные, а также с разъяснением, куда им для этого следует обратиться. Информация об этом подписывается начальником отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, начальником отдела, старшим помощником прокурора субъекта Российской Федерации, прокурором города, района, приравненным к ним прокурором военной и иной специализированной прокуратуры. Копии таких обращений формируются в надзорные производства. При устранении причин, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, и последующем поступлении обращения в органы прокуратуры оно рассматривается как первичное в соответствии с настоящей Инструкцией.

2.11. Не подлежат разрешению обращения (запросы), содержание которых свидетельствует о прямом вмешательстве авторов в деятельность органов прокуратуры при расследовании уголовных дел или осуществлении надзорных полномочий. Об этом в срок не позднее семи дней автору обращения направляется мотивированное сообщение, которое подписывается начальником управления, старшим помощником прокурора субъекта Российской Федерации, прокурором города, района, военным или специализированным прокурором.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»