Недействующий

     

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 15 января 2003 года N 3


О введении в действие Инструкции
о порядке рассмотрения и разрешения обращений
и приема граждан в органах и учреждениях
прокуратуры Российской Федерации *О)

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Генпрокуратуры Российской Федерации
от 26 декабря 2006 года N 120

____________________________________________________________________


В целях совершенствования порядка рассмотрения и разрешения в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации заявлений, обращений и жалоб граждан, обращений (запросов) депутатов, органов законодательной и исполнительной власти, а также приема граждан, руководствуясь ст. 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",

приказываю:

1. Утвердить и ввести в действие Инструкцию о порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема граждан в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации.

2. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и другим специализированным прокурорам, прокурорам городов, районов, военных и иных специализированных прокуратур, руководителям научных и образовательных учреждений организовать изучение настоящей Инструкции всеми работниками прокуратуры, обеспечить рассмотрение обращений и прием заявителей в строгом соответствии с ее требованиями.

3. Работу по рассмотрению и разрешению жалоб и заявлений граждан, обращений (запросов) депутатов, органов законодательной и исполнительной власти подчинить решению задач по охране прав и свобод человека и гражданина, укреплению законности и правопорядка. Поставить дело таким образом, чтобы каждое обращение получило объективное и окончательное разрешение в той прокуратуре (учреждении), к компетенции которой относится решение вопроса.

4. Начальникам управлений, отделов (на правах управлений) Генеральной прокуратуры, Главной военной прокуратуры, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и специализированных прокуратур не реже одного раза в полугодие проводить комплексный анализ обращений граждан, парламентских запросов, запросов и обращений членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов законодательной (представительной) власти и местного самоуправления, а также практики их разрешения в органах прокуратуры.

Итоги анализа использовать для прогнозирования и планирования надзорной деятельности.

4.1. Прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним прокурорам экземпляры справок о результатах анализа представлять к 25 января и 25 июля в Управление по рассмотрению писем и приему граждан Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

4.2. Начальникам подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации аналитические справки о практике разрешения парламентских запросов, запросов и обращений членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в те же сроки представлять для обобщения и последующего доклада Генеральному прокурору в Организационное управление.

5. Установить, что работа прокуратур субъектов Российской Федерации, городов, районов, военных и иных специализированных прокуратур с обращениями граждан, членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также депутатов, органов законодательной (представительной) власти и местного самоуправления подлежит обязательному изучению при комплексных проверках организации прокурорского надзора.

Начальнику Организационного управления осуществлять периодические проверки выполнения настоящего Приказа в подразделениях центрального аппарата.

6. Настоящий Приказ и Инструкцию опубликовать в журнале "Законность".

7. Считать утратившими силу приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 24 декабря 2001 года N 80 "О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема заявителей в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации" и распоряжение Генерального прокурора Российской Федерации от 30 июля 2002 года N 47/20р "Об изменении порядка рассмотрения обращений в Генеральной прокуратуре Российской Федерации".

8. Контроль за исполнением Приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Приказ направить прокурорам субъектов Российской Федерации, городов, районов, военным прокурорам, прокурорам иных специализированных прокуратур, руководителям научных и образовательных учреждений.



Генеральный прокурор
Российской Федерации,
действительный
государственный
советник юстиции
В.В.Устинов

Утверждена
Приказом
Генерального прокурора
Российской Федерации
от 15 января 2003 года N 3

ИНСТРУКЦИЯ
о порядке рассмотрения и разрешения
обращений и приема граждан в органах и учреждениях
прокуратуры Российской Федерации

     

1. Общие положения

     

1.1. В соответствии со ст. 10 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в органах и учреждениях прокуратуры разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушениях законов на территории Российской Федерации, поступившие от граждан России, лиц без гражданства, а также должностных и других лиц.

Жалобы, заявления и обращения могут быть поданы самим гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина надлежаще уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива.

1.2. Настоящей Инструкцией устанавливается порядок рассмотрения и разрешения жалоб, заявлений и обращений граждан, должностных и иных лиц, парламентских запросов, запросов и обращений членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также приема граждан, должностных и иных лиц в Генеральной прокуратуре, прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратурах, прокуратурах городов, районов, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах, в научных и образовательных учреждениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации *.

_______________

* В части, не урегулированной настоящей Инструкцией, порядок рассмотрения обращений, а также приема граждан, должностных и иных лиц в прокуратурах субъектов Российской Федерации и приравненных к ним военных и специализированных прокуратурах может устанавливаться приказом соответствующего прокурора.



1.3. Порядок приема, учета, регистрации заявлений, жалоб, запросов (обращений), их формирования в надзорные производства, оформления, размножения, систематизации и хранения, а также контроля за их исполнением устанавливается Инструкцией по делопроизводству в органах прокуратуры Российской Федерации.

1.4. Основные понятия, используемые в настоящей Инструкции

Обращение - изложенное в письменной или устной форме предложение, заявление, жалоба или ходатайство, в том числе коллективное, гражданина, должностного и иного лица.

Предложение - обращение должностного лица или гражданина, не связанное с нарушением его прав, направленное на улучшение деятельности органов прокуратуры или других правоохранительных органов.

Заявление - обращение гражданина по поводу реализации его прав и свобод, закрепленных в Конституции и законодательстве России.

Жалоба - обращение гражданина по поводу нарушения его прав и свобод решениями и действиями (бездействием) органа, должностного лица и иных лиц.

Ходатайство - изложенное в письменной форме обращение гражданина с просьбой о признании в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, определенного статуса, прав, свобод.

Коллективное обращение - обращение двух и более граждан, а также обращение, принятое на митинге или собрании и подписанное организаторами или участниками митинга, собрания.

Дубликат обращения - обращение гражданина, являющееся копией предыдущего обращения, либо экземпляр обращения по одному и тому же вопросу и в интересах одного и того же лица.

Повторное обращение - обращение, поступившее от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, в котором:

обжалуется решение, принятое по предыдущему обращению, поступившему в данную прокуратуру;

сообщается о несвоевременном рассмотрении предыдущего обращения, если со времени его поступления истек установленный законодательством срок рассмотрения;

указывается на другие недостатки, допущенные при рассмотрении и разрешении предыдущего обращения.

Парламентский запрос - запрос, принятый соответствующей палатой Федерального Собрания Российской Федерации с соблюдением требований ст. 18 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в порядке, установленном их регламентами, по вопросам, входящим в компетенцию Генерального прокурора Российской Федерации.

Запрос члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации - оформленный надлежащим образом документ о нарушениях законов с требованием об их устранении и направленный Генеральному прокурору Российской Федерации.

Обращение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации - документ члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, направленный в органы прокуратуры с сообщением о нарушениях закона, а также с просьбой о предоставлении информации, сведений и документов по вопросам, связанным с их деятельностью, и не оформленный как запрос.

1.5. В управлениях (отделах на правах управлений) Генеральной прокуратуры, Главной военной прокуратуры, прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах, прокуратурах городов, районов и иных специализированных прокуратурах в распоряжениях о распределении обязанностей определяется конкретное должностное лицо, на которое возлагаются обязанности по учету и контролю за правильной и своевременной регистрацией запросов и обращений членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, оформлению соответствующих контрольных и статистических карточек.

     

2. Пределы действия Инструкции

     

2.1. Положения Инструкции распространяются на заявления, жалобы, запросы и обращения, содержащие сведения о нарушениях законодательства, охраняемых законом прав, свобод и интересов человека и гражданина, интересов общества и государства, полученные в письменной или устной форме на личном приеме, по почте, факсимильной связи, телеграфу.

2.2. Заявления и сообщения о совершенном или готовящемся преступлении рассматриваются в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством (ст. 141 УПК РФ).

2.3. Жалобы на действия (бездействие) и решения органов дознания, дознавателей, следователей и прокуроров, связанные с расследованием уголовных дел, а также на приговоры, решения, определения и постановления судов проверяются в порядке и в пределах полномочий, предусмотренных соответственно уголовно-процессуальным, гражданским или арбитражным процессуальным законодательством *.

___________________

* В подразделениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах разрешаются заявления, жалобы и иные обращения на решения, принятые по уголовным делам прокурорами субъектов Российской Федерации, если такие дела не находятся на контроле в других подразделениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации.



2.4. Порядок рассмотрения и разрешения поступающих на заключение ходатайств о помиловании, а также заявлений граждан о реабилитации в соответствии с Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" устанавливается специальными приказами и указаниями Генерального прокурора Российской Федерации. Депутатские обращения и запросы по вопросам, связанным с реабилитацией граждан, рассматриваются в соответствии с настоящей Инструкцией.

2.5. В соответствии с настоящей Инструкцией рассматриваются обращения граждан, направленные средствами массовой информации.

2.6. Письменное обращение гражданина, а также должностного и иного лица должно содержать фамилию, имя, отчество, адрес, наименование органа или должностного лица, которым оно направлено, изложение существа вопроса, указание на нарушенный, по мнению заявителя, закон, дату и личную подпись.

Обращения, не содержащие сведений о лице (фамилию и его местонахождение (адрес)), признаются анонимными и оставляются без разрешения. При наличии в таких обращениях сообщений о готовящихся или совершенных преступлениях - направляются в правоохранительные органы по принадлежности.

2.7. Обращения с неразличимым текстом или такие, в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения (об органе, принявшем обжалуемое решение, о времени его принятия и т.д.), в 5-дневный срок возвращаются заявителям с предложением восполнить недостающие данные, а также с разъяснением, куда им для этого следует обратиться. Информация об этом подписывается начальником управления, отдела (на правах управления) Генеральной прокуратуры Российской Федерации, старшим помощником прокурора субъекта Российской Федерации и приравненным к нему военным и другим специализированным прокурором, прокурором города, района, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурором. Копии таких обращений помещаются в надзорные производства.

2.8. Не подлежат разрешению запросы и другие обращения, содержание которых свидетельствует о прямом вмешательстве авторов в деятельность органов прокуратуры при расследовании уголовных дел или осуществлении надзорных полномочий. Об этом в срок не позднее 10 дней автору обращения направляется мотивированное сообщение.

     

3. Рассмотрение заявлений, жалоб, запросов (обращений)

     

3.1. Ответственность за своевременное и качественное разрешение обращений возлагается на руководителей управлений и отделов Генеральной прокуратуры, прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур, прокуроров городов, районов, военных, иных специализированных прокуратур.

При установлении фактов недобросовестного отношения к проверке обращений, а также ненадлежащего и несвоевременного выполнения поручений вышестоящих прокуратур виновные в этом прокурорские работники несут ответственность в соответствии со ст. 41_7 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".

3.2. По каждому обращению в Генеральной прокуратуре, Главной военной прокуратуре, прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратурах, прокуратурах городов, районов, военных, иных специализированных прокуратурах может быть выполнено одно из следующих действий:

принятие к производству;

передача на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры;

направление в другие органы;

приобщение к ранее поступившей жалобе.

3.3. Заявления, жалобы граждан, должностных и иных лиц, запросы (обращения) членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, подлежащие разрешению другими органами и учреждениями, в 5-дневный срок направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением, куда им следует обратиться. Извещение подписывается начальником управления, отдела (на правах управления) Генеральной прокуратуры Российской Федерации, старшим помощником прокурора субъекта Российской Федерации и приравненным к нему военным и другим специализированным прокурором, прокурором города, района, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурором.

3.4. Заявления, жалобы граждан, запросы (обращения), разрешение которых не входит в компетенцию данной прокуратуры, в 5-дневный срок с момента поступления подлежат направлению соответствующему прокурору с одновременным уведомлением об этом заявителей.

При пересылке заявлений, жалоб граждан, запросов (обращений) вышестоящему прокурору к ним прилагаются имеющиеся материалы, необходимые для его разрешения.

3.5. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации после предварительного рассмотрения для доклада Генеральному прокурору либо лицу, его замещающему, передаются:

обращения Президента Российской Федерации и его помощников, Председателя Правительства Российской Федерации и его заместителей, Руководителя Администрации Президента, Секретаря Совета Безопасности, Председателей Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, их заместителей, членов Государственного совета, Председателей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Председателя Счетной палаты, его заместителей и аудиторов Уполномоченного Российской Федерации при Европейском суде по правам человека, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, руководителей федеральных органов исполнительной власти, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, а также обращения, в которых обжалуются решения заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»