• Текст документа
  • Статус
Действующий

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 3 ноября 2005 года N 03-06-03-03/56

 [О государственной пошлине за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним]



В связи с письмом от 14 марта 2005 года N 04/1798-ВЯ по вопросу уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним Минфин России разъясняет.

Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество установлен положениями Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон).

Статьей 11 Федерального закона определено, что за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах взимается государственная пошлина.

1.1. В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрена уплата государственной пошлины за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество физическим лицам в размере 500 рублей, юридическим лицам - в размере 7500 рублей.

Согласно Федеральному закону под государственной регистрацией прав на недвижимое имущество понимается регистрация не объектов недвижимости, а правоотношений, касающихся объектов недвижимости.

В соответствии с пунктом 40 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года N 219, регистрация права общей долевой собственности осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр прав отдельных записей о праве каждого из участников общей долевой собственности на отдельном листе подраздела II-1 Единого государственного реестра прав.

Таким образом, государственной регистрации подлежит право в общей долевой собственности каждого из участников общей долевой собственности, независимо от того, представлено ли одно заявление, подписанное всеми участниками долевой собственности, или заявления от каждого участника долевой собственности.

В соответствии с данным Федеральным законом государственная регистрация прав на недвижимое имущество сопровождается обязательной выдачей правообладателю (физическому или юридическому лицу) соответствующего свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество, в том числе на его долевую собственность.

Таким образом, за государственную регистрацию права общей долевой собственности, если сособственниками данного недвижимого имущества являются юридические и физические лица, которая сопровождается обязательной выдачей каждому правообладателю (физическому или юридическому лицу) соответствующего свидетельства о государственной регистрации права на долевую собственность, государственная пошлина должна уплачиваться каждым сособственником доли недвижимого имущества в размерах, определенных подпунктом 20 пункта 1 статьи 333_33 Кодекса, т.е. за государственную регистрацию права на долевую собственность физическим лицам в размере 500 рублей, юридическим лицам - 7500 рублей.

1.2. В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 333_33 Кодекса предусмотрена уплата государственной пошлины за государственную регистрацию договоров об отчуждении недвижимого имущества (сделок) физическим лицам в размере 500 рублей, юридическим лицам - в размере 7500 рублей.

Таким образом, за государственную регистрацию договоров отчуждения недвижимого имущества (сделок) размер государственной пошлины должен определяться исходя из того, кому (юридическому или физическому лицу) переходит в собственность отчуждаемое имущество.

Если недвижимое имущество на основании договора отчуждения (сделки) переходит в собственность физического лица, то в этом случае согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 333_33 Кодекса размер государственной пошлины будет равен 500 рублей, в случае перехода в собственность юридического лица - 7500 рублей.

В случае, если недвижимое имущество на основании договора отчуждения (сделки) переходит в долевую собственность физического лица и юридического лица, то размер государственной пошлины в этом случае будет определяться исходя из размера, определенного подпунктом 20 пункта 1 статьи 333_33 Кодекса для юридического лица, 7500 рублей.

Что касается нормы, предусмотренной в пункте 2 статьи 318 Кодекса, на которую вы ссылаетесь, то она на определение размера государственной пошлины за государственную регистрацию договоров об отчуждении недвижимого имущества не распространяется, поскольку каждый собственник регистрирует свое право на принадлежащую ему долю в недвижимом имуществе или договор, и льгот по уплате государственной пошлины за государственную регистрацию договоров об отчуждении недвижимого имущества главой 25_3 "Государственная пошлина" Кодекса не предусмотрено.

2. Согласно статье 1 Федерального закона аренда как ограничение (обременение) прав представляет собой условия запрещения, стесняющие правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона ограничения (обременения), возникающие на основании договора или акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.

Статьей 26 Федерального закона определено, что государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества.

Учитывая изложенное, за государственную регистрацию договоров аренды недвижимого имущества, как государственную регистрацию ограничений (обременений) прав, должна взиматься государственная пошлина в соответствии с указанным подпунктом 20 пункта 1 статьи 333_33 главы Кодекса. Уплата государственной пошлины производится стороной, обратившейся за государственной регистрацией договора аренды, т.е. в чьих интересах производится данная регистрация.

В случае если по договору аренды арендодателями являются юридическое и физическое лица, то размер государственной пошлины за государственную регистрацию данного договора должен определяться исходя из размера государственной пошлины, уплачиваемой юридическим лицом за указанную регистрацию, т.е. в размере 7500 рублей.

3. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона под государственной регистрацией прав на недвижимое имущество понимается юридический акт признания и подтверждения государством возникновения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество.

Учитывая изложенное, за государственную регистрацию прекращения права собственности на недвижимое имущество, как за государственную регистрацию прав, должна уплачиваться государственная пошлина в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 333_33 Кодекса.

Данная норма предусматривает государственную регистрацию прекращения права в случае, когда право прекращается без перехода права к новому правообладателю, и соответственно за данную регистрацию должна уплачиваться государственная пошлина бывшим правообладателем.

В случае, если право прекращается в связи с переходом права к новому правообладателю, государственная пошлина должна уплачиваться новым правообладателем, как за государственную регистрацию прав новым правообладателем.

4. Согласно подпункту 6 пункта 3 статьи 333_35 главы Кодекса государственная пошлина за государственную регистрацию ипотеки, возникающей на основании закона, не уплачивается. Учитывая, что погашение записи об ипотеке, возникающей в силу закона, согласно статье 25 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (далее - Закон) является одним из действий, связанных с государственной регистрацией ипотеки, то соответственно и государственная пошлина за совершение данного действия уплачиваться не должна.

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Закона после государственной регистрации договора ипотеки, в том числе и в силу закона, на основании соглашения между залогодателем и залогодержателем могут быть внесены изменения и дополнения в условия договора об ипотеке. В этом случае за выдачу повторного свидетельства с учетом внесенных изменений в условия договора об ипотеке, в силу закона, как за действие, связанное с государственной регистрацией данного договора, по нашему мнению, государственная пошлина уплачиваться не должна.

С.Д.Шаталов


Письмо Министерство юстиции Российской Федерации от 14 марта 2005 года N 04/1798-ВЯ

Министерство юстиции Российской Федерации полагает необходимым обратиться по вопросу, связанному со взиманием государственной пошлины за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с подпунктами 20-26 пункта 1 статьи 333_33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК) (в редакции Федерального закона от 02.11.2004 N 127-ФЗ, вступившего в силу 01.01.2005).

По представленной Федеральной регистрационной службой информации, требуют разъяснений следующие основные вопросы.

1. Государственная пошлина, взимаемая при одновременном обращении нескольких плательщиков (заявителей), в том числе физического лица и юридического лица, за государственной регистрацией права общей долевой собственности, договоров об отчуждении недвижимости. (Мнение и предложения Минюста России.)

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 333_33 НК государственная пошлина за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества (за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 19, 22-24 данного пункта) уплачивается в размерах: физическим лицам - 500 руб., организациям - 7500 руб.

Согласно пункту 2 статьи 333_18 НК несколькими плательщиками, не имеющими права на льготы, уплата государственной пошлины осуществляется в равных долях, если данные лица обращаются одновременно за совершением одного юридически значимого действия.

1.1. Предложения по вопросу о порядке (в том числе размерах) уплаты государственной пошлины, если объект недвижимого имущества поступает или находится в общей долевой собственности.

Полагаем, что в данном случае вопрос о порядке уплаты, в том числе размерах, государственной пошлины должен решаться в зависимости от того, с какого момента возникает право общей долевой собственности, какое юридически значимое действие совершается.

Статьями 8 и 223 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК) предусмотрено, что право собственности возникает с момента его государственной регистрации, если иное не установлено законом.

Если согласно закону право возникает с момента его государственной регистрации (например, на вновь созданный объект недвижимости - статья 219 ГК), государственная регистрация, соответственно, носит правообразующий характер, а за ее проведением должны одновременно обратиться все приобретающие право лица, поскольку право общей долевой собственности не может возникать "по частям".

По иному, на наш взгляд, должна рассматриваться ситуация, когда в силу положений закона право возникает не с момента государственной регистрации. (Например, право на недвижимость у наследников возникает с момента открытия наследства независимо от даты его государственной регистрации (статья 1152 ГК).) В указанном случае: государственная регистрация носит правоподтверждающий характер (подтверждает факт наличия возникшего до проведения государственной регистрации права); все участники общей долевой собственности не обязаны являться в регистрирующий орган одновременно; не противоречащей закону является ситуация, когда в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрирована доля в праве общей собственности только одного из нескольких (двух, трех и т.д.) сособственников. Соответственно, каждый участник общей долевой собственности обращается фактически за государственной регистрацией принадлежащей ему доли в уже возникшем праве общей собственности.

На основании изложенного, учитывая также, что за совершение одного юридически значимого действия, указанного в подпункте 20 пункта 1 статьи 333_33 НК, физическим лицом не должно быть уплачено более 500 руб., а юридическим лицом - 7500 руб., полагаем, что:

1) если за государственной регистрацией права общей долевой собственности, возникающего в силу закона с момента государственной регистрации, обратятся:

два и более физических лица, то каждое из них должно уплатить равную долю государственной пошлины, общая сумма которой не должна превысить 500 руб.;

два и более юридических лица, то каждое из них должно уплатить равную долю государственной пошлины, общая сумма которой не должна превысить 7500 руб.;

например, четыре лица, приобретающих недвижимость в общую долевую собственность, два из которых являются физическими лицами и два - организациями, то доля государственной пошлины для каждого физического лица составит 125 руб., а для каждого юридического лица - 1875 руб.;

2) если государственной регистрации подлежат доли в праве общей долевой собственности на один объект недвижимого имущества, возникшем в силу закона не с момента государственной регистрации, то при обращении:

двух и более физических лиц каждое из них должно уплатить 500 руб.;

двух и более организаций каждая из них должна уплатить 7500 руб.;

физических лиц и организаций каждое физическое лицо должно уплатить 500 руб., а каждое юридическое лицо - 7500 руб.

1.2. Предложения по вопросу о порядке (в том числе размерах) взимания государственной пошлины за государственную регистрацию договоров об отчуждении недвижимости.

При государственной регистрации договора об отчуждении объекта недвижимости (например, договора купли-продажи квартиры - статья 558 ГК) за совершением указанного одного юридически значимого действия обращаются все стороны договора (пункт 1 статьи 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").

При этом на стороне участника сделки, отчуждающего объект недвижимости, и (или) на стороне участника сделки, приобретающего объект недвижимости, могут действовать как одно, так и несколько лиц (только физических лиц, только юридических лиц либо и физических лиц, и организаций).

Принципиальным в данном случае является вопрос о том, из какой суммы следует исчислять долю государственной пошлины для плательщиков, одновременно обращающихся за государственной регистрацией договора. Представляется, что при ответе на него необходимо исходить из буквального толкования подпункта 20 пункта 1 статьи 333_33 НК, то есть из того, кто является приобретателем недвижимости по договору, а именно:

если приобретателем по договору является физическое лицо, то государственная пошлина исчисляется исходя из 500 руб. (даже в случае, когда объект недвижимого имущества отчуждается юридическим лицом);

если приобретателем по договору является юридическое лицо, то государственная пошлина исчисляется исходя из 7500 руб. (даже в случае, когда объект недвижимого имущества отчуждается физическим лицом);

если на стороне приобретателя по договору выступают и физическое лицо, и организация, то размер государственной пошлины за регистрацию такого договора должен определяться исходя из состава и количества указанных лиц, например: если объект приобретается в общую собственность одним физическим лицом и одной организацией, то за государственную регистрацию договора в общей сложности должно быть уплачено 4000 руб. (сумма 1/2 доли от 500 руб. и 1/2 доли от 7500 руб.).

2. Государственная пошлина за государственную регистрацию договора аренды недвижимости. (Мнение и предложения Минюста России.)

Пункт 1 статьи 333_33 НК не содержит специальной нормы, определяющей размер государственной пошлины за регистрацию договора аренды.

При разрешении данного вопроса, по нашему мнению, следует руководствоваться пунктом 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", предусматривающим, что государственная регистрация аренды недвижимости осуществляется посредством государственной регистрации договора аренды. В этой связи при определении размера государственной пошлины за государственную регистрацию договора аренды должны применяться положения подпункта 20 пункта 1 статьи 333_33 НК.

При этом статья 26 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не обязывает обращаться за государственной регистрацией обеих сторон договора аренды. Соответственно, платеж производится стороной, обратившейся за регистрацией, в размере, установленном для категории плательщика, являющегося арендатором, то есть лицом, в пользу которого регистрируется аренда (для арендатора, являющегося физическим лицом, - 500 руб., юридическим лицом, - 7500 руб.). Если арендаторами по договору являются, например, одно физическое лицо и одна организация, то в совокупности за регистрацию должно быть уплачено 4000 руб. (сумма 1/2 доли от 500 руб. и 1/2 доли от 7500 руб.).

3. Государственная пошлина за государственную регистрацию прекращения вещного права, ограничения (обременения) данного права, прекращения (расторжения) сделки об отчуждении объекта недвижимости. (Мнение и предложения Минюста России.)

Пункт 1 статьи 333_33 НК не содержит специальной нормы, определяющей размер государственной пошлины за регистрацию прекращения права. Однако, принимая во внимание положения пункта 1 статьи 131 ГК, абзаца первого пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", полагаем, что в данном случае государственная пошлина должна взиматься исходя из размеров, установленных подпунктом 20 пункта 1 статьи 333_33 НК.

4. Государственная пошлина за государственную регистрацию прекращения ипотеки, возникшей на основании закона. (Мнение и предложения Минюста России.)

Согласно пункту 3 статьи 333_35 НК государственная пошлина при осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним не уплачивается в том числе за государственную регистрацию ипотеки, возникающей на основании закона.

Учитывая содержание абзаца первого пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", полагаем, что государственная пошлина не должна уплачиваться и за погашение записи об ипотеке, возникшей на основании закона. Если же залогодатель одновременно ходатайствует о выдаче нового свидетельства о государственной регистрации права, не содержащего сведения о наличии зарегистрированной ипотеки (в связи с погашением в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи об ипотеке), им, как представляется, должна быть уплачена только государственная пошлина согласно подпункту 26 пункта 1 статьи 333_33 НК.

В целях установления единообразной практики взимания государственной пошлины за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, недопущения нарушения налогового законодательства, руководствуясь статьей 34_2 НК, просим рассмотреть настоящее письмо и дать разъяснения по затронутым в нем вопросам. Министерство юстиции Российской Федерации, при необходимости, готово оказать максимальное содействие в подготовке таких разъяснений (представить дополнительную информацию, пояснения и т.д.).


Текст документа сверен по:
рассылка

О государственной пошлине за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Название документа: О государственной пошлине за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Номер документа: 03-06-03-03/56

Вид документа: Письмо Минфина России

Принявший орган: Минфин России

Статус: Действующий

Опубликован: Документ опубликован не был
Дата принятия: 03 ноября 2005

Дата начала действия: 03 ноября 2005
Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах