Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЭНЕРГЕТИКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 12 апреля 2006 года N 78


Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и подготовке к принятию проектов технических регламентов

____________________________________________________________________
Не применяется на основании
приказа Минпромторга России от 21 июля 2017 года N 2380
____________________________________________________________________

В целях повышения эффективности работ по реализации главы 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 52, ст.5040), выполнения распоряжения Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2004 года N 1421-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2005 года N 1889-р), обеспечения применения единых правил установления в регламентах обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также способов подтверждения соответствия этим требованиям и оказания помощи разработчикам проектов технических регламентов

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по разработке и подготовке к принятию проектов технических регламентов.

2. Признать утратившим силу приказ Минпромэнерго России от 21 декабря 2004 года N 176 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и подготовке к принятию проектов технических регламентов".

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра А.Г.Реуса.

Министр
В.Б.Христенко

     

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом
Минпромэнерго России
от 12 апреля 2006 года N 78

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по разработке и подготовке к принятию проектов технических регламентов

     

Разработаны
при участии
Федерального агентства
по техническому регулированию
и метрологии;
Института законодательства
и сравнительного правоведения
при Правительстве
Российской Федерации;
Академии народного хозяйства
при Правительстве
Российской Федерации;
Государственного университета -
Высшая школа экономики;
Российской Академии наук;
МГУ имени М.В.Ломоносова
Экономического факультета;
Бюро экономического анализа;
ОАО "Всероссийский
научно-исследовательский
институт сертификации";
Российским научным
обществом анализа риска

     

     

I. Общие положения

1. Настоящие Методические рекомендации носят рекомендательный характер и могут быть использованы при разработке, подготовке к внесению и анализе проектов общих и специальных технических регламентов (далее - регламентов), разрабатываемых в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон).

2. Целями настоящих Методических рекомендаций являются:

- оказание помощи разработчикам проектов технических регламентов, а также органам и организациям, принимающим участие в организации разработки проектов технических регламентов;

- обеспечение применения единых правил установления в регламентах обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации в соответствии со статьей 3 Закона.

II. Определение объектов технического регулирования

3. Весь объем работ по разработке и подготовке к внесению проекта, согласно требованиям Закона, которые прописывают все этапы разработки проекта технического регламента, можно разделить на две взаимосвязанных области законотворческой деятельности разработчика:

научно-методическая, в рамках которой точно определяется предметная область будущего проекта, идентифицируется полный состав объектов технического регулирования (далее - ОТР), в нее входящих, и разрабатывается и обосновывается полный объем научно-технических и юридико-технических требований, которые и определяют содержание проекта;

организационная, когда разработчик выполняет все действия, предусмотренные порядком разработки, принятия, изменения и отмены регламента согласно статьям 9 и 10 Закона.

3.1. Научно-методическая деятельность представляет собой комплекс научных исследований и анализа информации, ориентированный на составление и обоснование (в том числе и финансово-экономическое) содержания регламента. Эта работа выполняется в два этапа. Результатом первого этапа является проект технического регламента и первичный пакет сопроводительных документов к нему. В результате второго этапа появляется проект технического регламента, доработанный по материалам прошедших обсуждений, и пакет сопроводительных документов, состав которого зависит от вида документа (указ Президента Российской Федерации, федеральный закон, постановление Правительства Российской Федерации), которым принимается технический регламент. На втором этапе проекту технического регламента окончательно придается адекватная юридическая форма в соответствии с правилами юридической техники.

3.2. Организационная деятельность заключается в выполнении всех процессов и процедур, установленных Законом и соответствующей распорядительной документацией уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.

Настоящие Методические рекомендации содержат рекомендации по реализации всех этапов разработки проекта технического регламента.

4. Поскольку область действия регламента определяется только теми ОТР, которые в нем перечислены, рекомендуется начинать работу над проектом с уточнения перечня ОТР. В Законе нет явных ограничений на размер и состав такого перечня, что при необходимости позволяет в одном техническом регламенте предъявлять требования к нескольким объектам, существенно различающимся типами и функциональным назначением. Вместе с тем при определении области действия регламента желательно исходить из соображений целесообразности охвата одним нормативным документом нескольких однородных объектов. В большинстве случаев при разработке регламента уместно ограничиться всего одним видом (типом) объектов, что упростит не только подготовку и принятие документа, но и дальнейшее его применение. Следует также предусматривать, что недостаточное обоснование в отношении хотя бы одного из названных в регламенте объектов может служить основанием для отказа в принятии всего документа.

Однако в некоторых случаях включение в регламент нескольких видов объектов технического регулирования может оказаться вполне обоснованным, например, включение:

разнотипных ОТР, имеющих связанное функциональное назначение;

ОТР, требования к которым должны выполняться одним лицом (например, одновременно участвующим как в процессе производства продукции, так и в процессе эксплуатации средств этого производства).

ОТР, участвующих в едином технологическом процессе.

При составлении подобных перечней объектов технического регулирования рекомендуется руководствоваться, в том числе, соображениями удобства последующего применения регламентов.

4.1. Работу по конкретизации перечня ОТР рекомендуется начать с уточнения природы ОТР, включаемых в предметную область проекта. В соответствии с определением понятия "технический регламент", установленным Законом, сфера действия регламентов как законодательных актов может распространяться только на:

материальные объекты (различные виды продукции, в т.ч. здания, строения, сооружения);

технологические процессы (производство, эксплуатация, хранение, перевозка, реализация и утилизация).

Необходимо учитывать, что эти два класса объектов технического регулирования взаимосвязаны:

с одной стороны, требования к параметрам материального объекта (продукции) должны быть сформулированы для всех стадий жизненного цикла изделия, которые соотносятся с названными группами технологических процессов,

с другой стороны, требования к технологиям должны включать не только требования к оборудованию, режимам обработки и вспомогательным материалам, но и учитывать возможные вредные воздействия свойств изделия в технологическом процессе.

4.2. На основе анализа научно-технической документации, действующих до вступления в силу технических регламентов требований безопасности согласно статье 46 Закона, необходимости их актуализации и гармонизации с международно признанными нормами и правилами, целей и задач разработки проекта конкретного регламента, однозначно и точно определяются границы и состав предметной области ОТР.

Для решения вопроса о необходимости включения конкретного вида (типа) ОТР в проект с учетом всех перечисленных факторов может быть использована многокритериальная оценка, приведенная в Методических рекомендациях по разработке систем технического регулирования в отдельных отраслях и сферах деятельности.

Необходимо помнить, что основным мотивом для включения любого ОТР в предметную область и принятия решения о разработке регламента является признание его опасным, поэтому основными аргументами могут служить:

официально зарегистрированная чрезвычайная ситуация (далее - ЧС) в Российской Федерации или за рубежом, где данный или подобный ОТР либо послужил источником ЧС либо, испытав какие-либо воздействия в процессе ЧС, увеличил ее масштабы;

результаты теоретических и/или экспериментальных исследований в области безопасности, в т.ч. прогнозы глобальных изменений внешней среды.

4.3. Поскольку для обеспечения действия любого законодательного акта сфера его применения должна быть однозначно определена, то для всех включенных в предметную область видов (типов) ОТР необходимо обеспечить их однозначную идентификацию.

Существует два основных способа обеспечения однозначной идентификации и разные комбинации этих способов. Первый - это задание идентификационных реквизитов, каковыми могут быть собственное наименование ОТР, идентификационный код, наименование высшей классификационной группировки.

Примечание. Желательно избегать прямой ссылки на признанные классификаторы, поскольку при внесении в них изменений придется вносить изменение и в регламент. Однако существующие классификационные системы рекомендуется учитывать.

Второй способ - перечисление характерных свойств ОТР (характеристики свойств, физические величины), к части которых, собственно, и устанавливаются требования в регламенте.

Примечание. При использовании перечня свойств в качестве идентификационного признака необходимо, чтобы каждое свойство сопровождалось указанием соответствующих физических величин и методов их измерения.

Естественно, не следует забывать такую идентификационную характеристику, как собственное наименование ОТР.

Рекомендуется придерживаться следующего общего правила идентификации ОТР. Идентификацию ОТР удобно обеспечивать в три этапа: сначала по наименованию, затем по перечню свойств, дополнив это приведением идентификационных реквизитов.

III. Описание опасностей ОТР

5. Согласно положениям Закона при разработке проектов технических регламентов необходимо формулировать в них минимальные и необходимые требования и по возможности избегать включения в проекты готовых технических решений, поскольку таковые могут ограничивать движение научно-технического прогресса.

Поскольку для оценки опасности каждого ОТР, включенного и идентифицированного в проекте регламента, необходимо проанализировать все его свойства с учетом их проявления в штатных и нештатных ситуациях, то рекомендуется придерживаться определенных принципов их описания.

6. Свойства материальных ОТР в регламенте для удобства анализа целесообразно разделить на следующие группы:

свойства материалов и веществ, из которых изготовлена продукция;

структура и/или конструкция продукции (изделий, технических систем);

эксплуатационные (функциональные) свойства, в т.ч. свойства, определяющие особенности хранения и реализации;

свойства основных и побочных продуктов, являющихся результатом использования продукции по назначению;

свойства, определяющие особенности утилизации.

Свойства материалов и веществ рекомендуется именовать в соответствии с Классификатором свойств веществ и материалов (Москва, Издательство стандартов, 1980. - 132 с.) или другой систематизацией, прошедшей научную апробацию. Отклонения от указанных наименований допускаются со ссылкой на источник, откуда взят соответствующий синоним, и обоснованием замены. Это же рекомендуется делать для всех стадий жизненного цикла продукции.

Для более точного описания свойств процессов производства, эксплуатации и т.п. лучше разделить их предварительно на этапы и подэтапы. Это же рекомендуется делать для всех стадий жизненного цикла продукции. В Законе названы этапы: производство, эксплуатация, хранение, перевозка, реализация и утилизация. Для удобства рекомендуется прописывать этапы жизненного цикла более детально, разделив некоторые этапы на подэтапы: проектирование, изготовление, испытания, использование по назначению, обслуживание (если оно предусмотрено в процессах использования по назначению), ремонт, транспортирование, хранение (консервация), утилизация.

7. Рекомендуется формировать требования к ОТР таким образом, чтобы их соблюдение могло предотвратить опасные проявления свойств ОТР. В соответствии с определением понятия "требования" они должны быть выражены в регламенте в виде некоторого набора свойств и/или параметров процесса и значений физических величин, характеризующих свойства. Одновременно должны быть описаны критерии выбора этих свойств и величин. Если в регламенте требования приводятся в виде методики обеспечения безопасности, должно быть указано, как можно конкретно реализовать эту методику.

Критерием выбора согласно статье 6 Закона служит значимость характеристик для обеспечения:

"защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей".

8. Регламентированию подлежат характеристики, влияющие согласно статье 7 Закона на безопасность защищаемых объектов от:

излучений,

биологических воздействий,

взрывов,

механических воздействий,

пожаров,

промышленных опасностей,

термических воздействий,

химических воздействий,

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»