Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЭНЕРГЕТИКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 21 декабря 2004 года N 176


Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и подготовке
к принятию проектов технических регламентов

(с изменениями на 21 июля 2005 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Ростехрегулирования от 12 апреля 2006 года N 78
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минпромэнерго России от 28 марта 2005 года N 58 (с изменениями, внесенными приказом Минпромэнерго России от 21 июля 2005 года N 213).

____________________________________________________________________


В целях реализации главы 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 52, ст.5140), обеспечения применения единых правил установления в регламентах обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также способов подтверждения соответствия этим требованиям и оказания помощи разработчикам общих и специальных технических регламентов

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по разработке и подготовке к принятию проектов технических регламентов (первая редакция).

2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Заместитель Министра
А.Г.Реус


УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минпромэнерго России
от 21 декабря 2004 года N 176

     

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по разработке и подготовке к принятию проектов технических регламентов

(с изменениями на 21 июля 2005 года)

     

Первая редакция

     

1. Введение

1.1. Настоящие Методические рекомендации носят рекомендательный характер для использования при разработке и анализе общих и специальных технических регламентов (далее - регламент), подпадающих под действие Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон), и направлены на написание технического регламента в статусе проекта федерального закона, как наиболее сложного варианта нормативно-правового документа.

1.2. Цель разработки этих методических рекомендаций - оказание помощи разработчикам проектов регламентов и в соответствии со статьей 3 Закона обеспечение применения единых правил установления в регламентах обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации с учетом других требований указанной статьи.

Приведенные в тексте методических рекомендаций прямые цитаты из Закона выделены курсивом с той целью, чтобы разработчик проекта регламента мог отличить обязательные требования ФЗ от комментариев, рекомендаций и предложений, подлежащих дальнейшему обсуждению и проверке на практике.

1.3. При разработке методических рекомендаций учитывалось, что такая законотворческая деятельность, как разработка и утверждение регламентов, касается вопросов безопасности государства, людей, окружающей среды, сооружений и технических систем. Поэтому особое внимание в методических рекомендаций уделено организации технического регулирования таким образом, чтобы оно основывалось на научных исследованиях, практическом опыте обеспечения безопасности всего жизненного цикла опасной продукции и других подобных объектов (в том числе международном) и не противоречило законодательству Российской Федерации.

1.4. Продукция, процессы ее производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации выступают в качестве объекта технического регулирования (далее - ОТР). Основным предметом регламента является установление требований, обеспечивающих безопасность всех перечисленных ОТР. Исходя из требований Закона, установление подобных требований фактически должно регламентировать две взаимосвязанные области деятельности:

содержательную (разрабатывается и обосновывается смысловая часть требований);

организационно-правовую (научно-технические документы получают форму правовых, высшим из которых является технический регламент).

1.5. В содержательной области результатом работы являются:

представление регламента, как правового акта, включающая обоснование необходимости его принятия, в т.ч. и финансово-экономическое обоснование,

описание ОТР с технической точки зрения и его представление в регламенте,

выбор и обоснование требований, обеспечивающих безопасность ОТР,

выбор и обоснование способов подтверждения соответствия установленным требованиям.

В организационно-правовой области результатом работы являются:

установление особенностей проведения контроля (надзора) за выполнением требований регламента (если это необходимо),

установление требований к переходному периоду до вступления в силу требований регламента,

оформление регламента как юридического документа,

выполнение процедуры разработки и принятия регламента.

1.6. Закон предусматривает практически полную прозрачность при подготовке проекта регламента к принятию в качестве правового документа. Это неизбежно будет способствовать придирчивому анализу проекта со стороны научных, административных и производственных организаций, ведущих специалистов в России и за рубежом. Поэтому рекомендуется параллельно разработке проекта вести такой документ, как "Пояснительная записка", в котором не только давать обоснования всем принимаемым решениям, но и предусматривать возможные возражения. Предлагаемая методика написания документа может в значительной мере облегчить и прохождение публичного обсуждения.

Вероятные позиции оппонентов могут базироваться на проблемах:

корректности идентификации ОТР;

рациональности использования альтернативных технических подходов к проблеме;

возможности решения проблемы путем принятия стандартов или методами, не требующими вмешательства государства;

установления излишних ограничений на экономическую деятельность;

гармонизации с аналогичными зарубежными или международными документами.

Могут предлагаться альтернативные подходы, например, такие как:

использование положений действующего законодательства;

применение норм и практических приемов страхования;

активизация экономических рычагов (страхование, налоги, ценовая политика и пр.);

разработка стандартов и/или других нормативно-технических документов;

внедрение образовательных программ;

ориентирование общественных организаций и формирование общественного мнения и т.п.

1.7. В настоящих методических рекомендациях применяются те же термины, которые использованы в Законе. Необходимые уточнения и комментарии к ним, а также другие понятия, использованные при написании рекомендаций, приведены в приложении N 1.

2. Представительная часть регламента

2.1. Представительная часть регламента включает область заглавия и формулировку целей разработки регламента и области его применения (при необходимости).

2.2. При выборе подходящего заглавия разработчик должен учитывать, что должны быть отражены два момента: собственно название и указание вида разрабатываемого регламента.

Остальные позиции текста в этой области носят формальный характер и определяются исключительно правилами оформления нормативных актов (раздел 5 методических рекомендаций).

2.2.1. Название (заголовок) регламента, как правового документа, должно представлять собой специфическую редакцию предмета документа, его темы или цели принятия данного регламента. Обязательными его элементами (словами, словосочетаниями) должны быть наименование ОТР и термин, имеющий отношение к проблемам безопасности.

Поэтому перед составлением названия полезно написать краткую аннотацию будущего документа и точно определить предмет регламента. Желательно, чтобы в результате этой операции ОТР был не только назван, но и отнесен к некоторой предметной классификации. Об этом должна быть написана краткая справка в пояснительной записке к проекту регламента. Общая характеристика действующих классификационных схем дана в приложении 2. Если не одна из них не устраивает разработчика регламента, то он вправе дать свою систему, но при этом надо обязательно пояснить ее структуру, основания и принципы построения. Общие рекомендации по этим операциям также даны в приложении N 2.

По структуре название должно соответствовать стилистике названий нормативных актов Российской Федерации.

2.2.2. Согласно требованиям ст.8 Закона возможна разработка только двух видов технических регламентов: Общих и специальных.

2.3. Формулировка цели разрабатываемого регламента должна учитывать положения п.1 статьи 6 Закона: "Технический регламент принимается в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей)", с учетом специфической конкретизации, учитывающей особенности выбранного ОТР.

2.4. Описание области применения регламента

2.4.1. Описание области применения регламента целесообразно проводить с учетом требований действующих нормативных документов, таких как Перечень ЕЭК по стандартизации. Организация Объединенных наций/Экономический и социальный совет. Публикация N CE/STAND/20/Rev/5.

2.4.2. В число уточнений области применения могут входить географические (территориальные) реквизиты. В этом случае необходимо строго придерживаться принятых для них обозначений. Если необходимые географические наименования отсутствуют в этих документах, следует пользоваться энциклопедическими изданиями последнего года выпуска. Обращаем внимание разработчиков на то, что применение в заголовке регламента географического названия требует дополнительного обоснования и соответствующих финансово-экономических расчетов.

3. Описание объекта технического регулирования в регламенте

3.1. Общее представление об ОТР

3.1.1. В соответствии с определением понятия "технический регламент", установленным Законом, сфера действия регламентов как законодательных актов распространяется на:

материальные объекты (различные виды продукции, в т.ч. здания, строения, сооружения);

технологические процессы (производство, эксплуатация, хранение, перевозка, реализация и утилизация).

Эти два объекта технического регулирования взаимосвязаны:

с одной стороны, требования к параметрам материального объекта должны быть сформулированы для всех стадий жизненного цикла изделия, которые соответствуют названным группам технологических процессов,

с другой стороны, требования к технологиям должны включать не только требования к оборудованию, режимам обработки и вспомогательным материалам, но и учитывать возможные вредные воздействия свойств изделия в технологическом процессе.

3.1.2. Область действия регламента определяется только теми объектами технического регулирования, которые в нем перечислены. В Законе нет явных ограничений на размер и состав такого перечня, что при необходимости позволяет в одном техническом регламенте предъявлять требования к нескольким объектам, существенно различающимся типами и функциональным назначением. Вместе с тем при определении области действия регламента желательно исходить из соображений целесообразности охвата одним нормативным документом нескольких однородных объектов. В большинстве случаев при разработке регламента уместно ограничиться всего одним видом (типом) объектов, что упростит не только подготовку и принятие документа, но и дальнейшее его применение. Следует также предусматривать, что недостаточное обоснование в отношении хотя бы одного из названных в регламенте объектов может служить основанием для отказа в утверждении всего документа.

Однако в некоторых случаях включение в регламент нескольких видов объектов технического регулирования может оказаться вполне обоснованным, например, включение:

разнотипных объектов, имеющих связанное функциональное назначение;

объектов, требования к которым должны выполняться одним лицом (например, одновременно участвующему как в процессе производства продукции, так и в процессе эксплуатации средств этого производства).

объектов, участвующих в едином технологическом процессе.

При составлении подобных перечней объектов технического регулирования необходимо руководствоваться соображениями удобства последующего применения регламентов.

3.1.3. Любому ОТР в регламенте должны быть присвоены две группы реквизитов:

1) идентификационные (собственное наименование ОТР, идентификационный код по соответствующему классификатору, наименование высшей классификационной группировки);

собственное наименование ОТР на английском языке, соответствующее аналогичной зарубежной продукции или технологическому процессу.

2) свойства (характеристики свойств, физические величины), к которым, собственно, и устанавливаются требования в регламенте.

3.1.4. Основаниями для признания продукции или технологии опасным объектом и принятия решения о разработке регламента могут служить:

официально зарегистрированная чрезвычайная ситуация (далее - ЧС) в Российской Федерации или за рубежом, где данный или подобный объект либо послужил источником ЧС либо, испытав какие-либо воздействия в процессе ЧС, увеличил ее масштабы;

результаты теоретических и/или экспериментальных исследований в области безопасности, в т.ч. прогнозы глобальных изменений внешней среды.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»