О состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации

Рис.2.1

     

Структура парка автотранспорта в России (2002 год)



Наиболее распространенными среди легковых автомобилей являются автомобили Волжского автомобильного завода. Их численность составила свыше 11 млн. единиц, или 50,6% от общего парка легковых автомобилей. Из отечественных моделей в 2002 году значительно увеличилось количество автомобилей ВАЗ-2110 и его модификаций (почти в 1,5 раза), а также автомобилей "Ока" ВАЗ-1111 (на 25,8%).

Из всего парка легковых автомобилей пятую часть (22,2%, или 5 млн. единиц) составили иномарки. Только за 2002 год их количество увеличилось на 9,1%, при этом число автомобилей с правым расположением руля возросло в 1,2 раза. Каждая пятая легковая иномарка (1,1 млн.ед., или 21,2%) имеет правостороннее расположение рулевого управления. Характерной особенностью динамики численности автотранспортных средств иностранного производства является опережение темпов роста парка легковых автомобилей. Так, за последние два года количество иномарок грузовых автомобилей увеличилось на 3,9%, автобусов сократилось на 5,4%, а легковых увеличилось на 12,5%.

При сокращении (за 2002 год на 6,0%) численности автомобилей марки "Москвич" их количество остается довольно значительным (на начало 2003 года - более 2,5 млн. единиц).

Следует отметить, что за последние два года парк легковых автомобилей заметно "постарел". В частности, удельный вес количества автомобилей со сроком эксплуатации свыше 10 лет возрос с 47,2% (2000 год) до 49,6% (2002 год), а автомобилей со сроками эксплуатации до 5 лет и от 5 до 10 лет сократился - с 20,6% до 19,5% и с 32,2% до 30,9% соответственно.

Парк грузовых автомобилей на конец 2002 года насчитывал свыше 4,6 млн. единиц. Его удельный вес в общей численности автомотопарка практически не изменился: в 2000 году - 13,9%, а в 2002 году - 14,0%. Практически треть (34,5%) грузового парка страны составили автомобили "ГАЗ", при этом более половины (51,7%) из них - устаревшие модели" ГАЗ-52", "ГАЗ-53" и "ГАЗ-66".

Седьмую часть (13,6%) парка грузовых автомобилей составили автомобили марки "ЗИЛ". За прошедший год их количество сократилось (на 6,9%), в основном за счет прекращения эксплуатации устаревшей модели "ЗИЛ-130" (-12,4%). Следующую по численности группу (13,3%) составляет семейство автомобилей марки "КамАЗ".

Каждый десятый (10,7%) грузовой автомобиль - иностранного производства. Общее их количество достигло почти 500 тыс. единиц. Если в целом за последние два года количество грузовых иномарок увеличилось (на 3,9%), то за 2002 год их численность несколько сократилась (на 1,6%). С правосторонним расположением руля эксплуатируется 60,4 тыс. грузовых автомобилей (12,2% от грузовых иномарок), при этом за последний год их количество увеличилось на 2,2%.

Более половины грузовых транспортных средств эксплуатируются свыше 10 лет. Их доля в грузовом автопарке за последние два года значительно увеличилась (с 50,8% в 2000 году до 56,3% в 2002 году).

Самая малочисленная группа автомобильного парка страны - автобусы. В минувшем году их численность составила 703,2 тыс. единиц, из которых каждый четвертый (26,8%) - иностранного производства. Численность автобусов-иномарок в 2002 году сократилась на 3,9%. Вместе с тем количество иномарок с правым рулем увеличилось на 12,9%. Третью часть (36,5%) автобусов иностранного производства составляют марки "Икарус" и "ЛАЗ". Из отечественных автобусов наиболее распространены "ПАЗ" (14,0% от общей численности автобусов), "КАВЗ" (12,7%) и "УАЗ" (11,3%).

С точки зрения сроков эксплуатации автобусного парка в последние годы заметно проявляется тенденция "расслоения", т.е. возрастает количество автобусов со сроками службы до 5 лет и свыше 10 лет. Если в 2000 году доля автобусов со сроком эксплуатации до 5 лет составляла 19,3%, то в минувшем году она увеличилась до 22,6%. При этом количество таких автобусов за данный период возросло на 28,8%. Численность автобусов выпуска до 1993 года увеличилась на 15,3%, а их удельный вес вырос с 43,2% (2000 год) до 45,3% (2002 год).

В минувшем году продолжилась многолетняя тенденция сокращения количества мототранспортных средств. Так, в 2000 году их удельный вес составлял 19,6%, в прошедшем году он снизился до 15,7%. На конец 2002 года парк мототранспорта насчитывал немногим менее 5,2 млн. единиц (-9,6%). Мотопарк является самым "старым" из всего парка транспортных средств страны. Три четверти (75,6%) эксплуатируемых мототранспортных средств имеют сроки эксплуатации свыше 10 лет.

Процессы, происходящие в экономике страны, находят свое отражение в структурных преобразованиях автомобильного хозяйства. Из состава крупных и средних организаций выделяются малые, формируется совокупность индивидуальных предпринимателей, специализирующихся на автоперевозках.

По состоянию на конец 2000 года 164,9 тыс. крупных и средних организаций всех отраслей экономики имели в собственности автомобили всех типов, за год их число сократилось до 163,3 тыс. Этим организациям на конец 2001 года принадлежало 2,7 млн. автомобилей, в том числе 1,2 млн. грузовых. В целом для всех отраслей экономики характерно преобладание мелких автохозяйств: 60,1% организаций имеют от 1 до 9 автомобилей, 23,1% - от 10 до 24,10,8% - от 25 до 49 и лишь 6% организаций имеют 50 и более автомобилей.

Сократилось с 3,5 тыс. (на начало 2001 года) до 3,4 тыс. (на начало 2002 года) количество крупных и средних автопредприятий и организаций. Число автомобилей в них составило 301,5 тыс., из которых 122,9 тыс. - грузовые. Специализированные автопредприятия чаще располагают большим парком автомобилей. Менее 10 автомобилей имеют только 8,1% организаций автомобильного транспорта, от 10 до 24 автомобилей - 14,7%, от 25 до 49 - 21,9%, от 50 до 99 - 28,3%, 100 автомобилей и более - 27,0% организаций.

На рынке транспортных услуг в настоящее время действуют также 167 тыс. индивидуальных предпринимателей (физических лиц), получивших лицензии на перевозки грузов автомобильным транспортом. В их собственности находится более 159 тыс. грузовых автомобилей (без учета арендованных).

В условиях оживления деятельности реального сектора экономики в 2002 году грузовым автомобильным парком всех отраслей экономики перевезено 6,3 млрд. тонн грузов, что на 3,6% больше уровня прошлого года, а грузооборот составил 167,2 млрд. т-км (+4,6%). По сравнению с 2000 годом эти показатели увеличились соответственно на 8,0% и 9,5%.

В объеме перевозок грузов автомобильный транспорт занимает лидирующее положение. На долю автомобильного транспорта всех отраслей экономики приходится три четверти грузов, перевезенных всеми видами транспорта. Из общего объема перевозок грузов автомобильным транспортом на коммерческой основе выполняется только 20,7%, остальные грузы перевозятся предприятиями и организациями для собственных нужд.

Объем перевозок грузов, выполненный индивидуальными предпринимателями - владельцами грузовых автомобилей, в 2002 году составил 39,5 млн. тонн и увеличился по сравнению с 2000 года на 19,3%.

Наиболее распространенным видом пассажирского транспорта являются автобусы. Автобусами общего пользования выполняется почти половина общего объема (48,7%) перевозок пассажиров всеми видами транспорта во всех сообщениях и почти треть (32,0%) пассажирооборота. В 2002 году автобусами общего пользования перевезено 19,6 млрд. человек, что на 11,0% меньше, чем в 2000 году. Такое сокращение объема перевозок восполняется за счет допуска к работе на маршрутах общего пользования автобусов, находящихся в собственности физических лиц. В минувшем году ими было перевезено около 2 млрд. пассажиров, что в 2,4 раза больше, чем в 2000 году.

В 2002 году автобусным транспортом предприятий, работающих на коммерческой основе с учетом привлеченного транспорта перевезено 21,6 млрд. пассажиров (-2,7% к 2001 году). Пассажирооборот с учетом привлеченного транспорта составил 167,3 млрд. пас. км (-1,1%).

Продолжается рост объема международных пассажирских перевозок. В 2002 году в международном сообщении автобусами было перевезено 9,96 млн. пассажиров, что на 12,5% больше, чем в 2001 году (в 2000 году - 6,9 млн.). Количество действующих международных регулярных автобусных маршрутов достигло 486 (в 2000 году - 440).

В последние годы происходит сокращение парка электротранспорта. На конец 2002 года насчитывалось 11,3 тыс. трамвайных вагонов и 11,9 тыс. троллейбусов, что соответственно на 6,3% и 2,0% меньше, чем на конец 2000 года. Заметна тенденция старения парка: если в 1995 году находились в эксплуатации более 10 лет 13% троллейбусов, то в настоящее время - 58,2%. В 1995 году практически половина (47,0%) трамваев имела сроки эксплуатации свыше 10 лет, в том числе более 20 лет - 4,5%, а к настоящему времени их численность достигла 84,5% и 18,9% соответственно.

Протяженность эксплутационных трамвайных путей по сравнению с 2000 годом изменилась незначительно и составила на конец 2002 года 2,9 тыс.км, число маршрутов снизилось с 658 до 641. В 2002 году протяженность эксплутационных троллейбусных линий составила 4,8 тыс.км, число маршрутов увеличилось с 946 до 953.