О состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации

3.3. Целевые программы


Использование программно-целевого подхода позволяет при росте парка автомобилей добиваться сокращения количества ДТП, числа погибших и раненых в них людей.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 года N 232 была разработана федеральная целевая подпрограмма "Безопасность дорожного движения", которая была утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 года N 848 в составе Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России" на период 2002-2010 годов. Целью подпрограммы является снижение уровня аварийности и тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий.

Основными задачами подпрограммы на 2002 год являлись мероприятия по совершенствованию системы управления дорожным движением, повышению эффективности аварийно-спасательных работ и оказанию экстренной помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, предупреждению опасного поведения участников дорожного движения и повышению надежности водителей транспортных средств, совершенствованию правовой и информационной базы государственной системы управления безопасностью дорожного движения.

Затраты на реализацию мероприятий подпрограммы в 2002 году по всем источникам финансирования составили порядка 1,8 млрд. рублей. В том числе: капитальные вложения (включая строительно-монтажные работы) - 30 млн. рублей бюджетных ассигнований, 1,4 млрд. рублей средств внебюджетных источников, 46 млн. рублей из бюджетов субъектов Российской Федерации.

В 2002 году, в частности, была разработана проектно-сметная документация на развитие автоматизированной системы управления дорожным движением "Старт" в г.Москве и начаты строительные и монтажные работы пускового комплекса. На федеральных дорогах Архангельской, Курской, Брянской областей и Республики Удмуртия установлено оборудование по приему и передаче радиосигналов о совершившихся ДТП.

По проекту подпрограммы "Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы" разработано 12 проектов нормативных документов.

Проведены Всероссийский конкурс на лучший рисунок по тематике безопасности дорожного движения среди детей дошкольного и школьного возраста и Всероссийский конкурс профессионального мастерства водителей автобусов. В течение года реализовывались мероприятия по повышению эффективности контрольно-надзорной деятельности в области безопасности дорожного движения, проводилось оснащение надзорных органов оперативно-техническими и транспортными средствами, средствами технической диагностики транспортных средств.

Для обеспечения сохранности дорог и дорожных сооружений на федеральных дорогах оборудовались пункты весового контроля.

Работы по реализации программных мероприятий по всем источникам финансирования осуществлялись организациями и учреждениями, выбранными из числа претендентов на конкурсной основе в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 6 мая 1999 года N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд".

Вместе с тем в связи с недофинансированием программных мероприятий выполнение их осуществлялось выборочно по приоритетным направлениям.

Подпрограмма "Автомобильные дороги" входит в целевую программу "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы). Подпрограмма включает в себя комплекс взаимоувязанных и скоординированных мероприятий, охватывающих основные аспекты деятельности дорожного хозяйства Российской Федерации, в частности, мероприятия по развитию федеральных автомобильных дорог, территориальных автомобильных дорог. Протяженность территориальной дорожной сети за счет перевода части ведомственных дорог в сеть дорог общего пользования и строительства новых дорог возрастет до 620 тыс. километров.

Эффективность подпрограммы "Автомобильные дороги" определена в размере 700 млрд. рублей. Существенный эффект от мероприятий по модернизации автомобильных дорог подчеркивает особое значение факторов транспортной освоенности территорий и состояния дорожной сети для развития хозяйственной и социальной сферы регионов.

В рамках исполнения Президентской Программы "Дороги России" в 2001-2002 годах Росавтодором в тесном сотрудничестве с администрациями субъектов Российской Федерации развернуто дорожное строительство практически по всей территории страны.

Положительные результаты в снижении аварийности и сокращении участков концентрации ДТП ожидаются от отраслевой программы "Обустройства федеральных автомобильных дорог искусственным освещением на период 2002-2010 годов", которая в феврале 2002 года была рассмотрена и одобрена на заседании Правительственной комиссии Российской Федерации по обеспечению безопасности дорожного движения.

Целью Программы является снижение уровня дорожной аварийности на федеральных дорогах с высокой интенсивностью движения и улучшение условий движения в темное время суток за счет устройства в необходимых местах стационарного электрического освещения. Сроки устройства искусственного освещения на конкретных автомобильных дорогах устанавливались на основе результатов анализа состояния аварийности, при котором в первую очередь учитывались рост количества ДТП в темное время суток, степень риска возникновения ДТП в темное время суток (участки концентрации ДТП) и интенсивность транспортного потока.

Предусматриваются три этапа осуществления работ по устройству искусственного освещения на объектах Программы. На первом этапе (2002-2005 годы) планируется устройство освещения на магистральных дорогах категории "Е", входящих в состав международных транспортных коридоров. На втором этапе (2006-2007 годы) планируется устройство освещения на основных магистральных дорогах категории "Е", перегруженных автомобильным движением. На третьем этапе (2008-2010 годы) планируется устройство освещения на многополосных федеральных дорогах с высокой интенсивностью движения (подлежат реконструкции до 2010 года).

В последние годы в отдельных регионах разрабатываются целевые программы, направленные на улучшение работы по оказанию экстренной медицинской помощи больным и пострадавшим при ДТП. Так, в 2000 году Департаментом здравоохранения и лекарственного обеспечения Калужской области разработана целевая программа "Совершенствование оказания скорой и неотложной медицинской помощи и службы медицины катастроф на 2001-2003 годы", целью мероприятий которой является повышение качества и оперативности оказания скорой медицинской помощи населению, в том числе пострадавшим при ДТП и других чрезвычайных ситуациях. Данной программой предусматривается создание Центром медицины катастроф образовательной базы для обучения специалистов различных отраслей (сотрудники ГИБДД, пожарные, водители и др.) по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим при ДТП и других чрезвычайных ситуациях. На эти цели предусматривается израсходовать 145,0 тыс. рублей.

В настоящее время в 72 субъектах Российской Федерации разработаны и реализуются региональные программы безопасности дорожного движения.