О состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации

4.3. Обеспечение безопасности пассажирских перевозок на автомобильном транспорте


Автобусный транспорт обслуживает около 80 тыс. сельских населенных пунктов и по существу является единственным видом общественного пассажирского транспорта для большинства жителей села. Маршрутными автобусами в городском и пригородном сообщении осуществляются пассажирские перевозки в 1268 городах и поселках городского типа, причем в большинстве из них автобусы являются единственным видом городского пассажирского транспорта. Легковыми таксомоторами в 2002 году обслуживалось 94 города России, трамваями - 68 городов, троллейбусами - 89. Перевозка пассажиров городским электрическим транспортом в 2002 году осуществлялась на 1594 маршрутах.

Таким образом, несмотря на быстрый рост парка личных легковых автомобилей, которым обеспечивается до 40% подвижности городского населения, роль коммерческого пассажирского автомобильного транспорта остается весьма значительной.

Состояние безопасности пассажирских перевозок оценивается уровнем риска для пассажиров и водителей пострадать или погибнуть в ДТП, динамикой абсолютных показателей аварийности с участием и по вине водителей автобусов, уровнем и динамикой относительных показателей аварийности, количеством и характером выявленных нарушений установленных требований в сфере организации и обеспечения безопасности пассажирских перевозок.

В настоящее время по уровню риска пассажиров и водителей пострадать в ДТП (оцениваемого числом пострадавших на 10 тыс. транспортных средств) наиболее опасным является автобусный транспорт. Значение этого показателя для автобусного транспорта в 1,5 раза выше, чем для легкового, а его рост в 2002 году по сравнению с предыдущим годом составил 20,1%. Кроме того, автобусы имеют значительно больший риск нанесения ущерба другим участникам движения по сравнению с легковыми автомобилями. Так, по данным зарубежных исследований, в плотном потоке городского транспорта риск нанесения ущерба автобусами другим участникам движения в 4 раза выше, чем легковыми автомобилями.

В 2002 году с участием автобусов зарегистрировано свыше 10 тыс. ДТП, что составило около 6% от их общего количества, в то время как доля автобусов в общей численности автомотопарка страны значительно ниже (2%).

Более трети от всех ДТП с участием автобусов совершается из-за нарушения ПДД водителями автобусов. Количество ДТП, связанных с нарушениями ПДД водителями автобусов, число раненных в этих ДТП растет уже четвертый год. Рост количества таких ДТП в 2002 году к 1998 году составил 18,6%, числа пострадавших - 23,3% (рис.4.1). Причем темпы увеличения указанных показателей в целом по России возрастают. В 2002 году по сравнению с 2001 годом количество таких ДТП увеличилось на 11,8%, число пострадавших - на 15,1%.