МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 14 марта 1995 года N 60
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Минздрава России от 27 июля 2018 года N 476
____________________________________________________________________
В целях совершенствования охраны и укрепления здоровья детей, улучшения качества и эффективности проведения профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов
приказываю:
1. Утвердить "Инструкцию по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов" (далее - Инструкция).
2. Руководителям территориальных органов управления здравоохранением:
2.1. Разработать и утвердить территориальные целевые программы профилактической помощи детям дошкольного и школьного возрастов.
2.2. Внедрить Инструкцию в деятельность учреждений здравоохранения, размножить в необходимом количестве, обеспечить все лечебно-профилактические учреждения.
2.3. При лицензировании учреждений здравоохранения определить объем медико-экономических нормативов, выполняемый на каждом уровне оказания медицинской помощи (детская поликлиника, ЦРБ, ФАП и др.). Обеспечить профилактические осмотры в полном объеме каждому ребенку за счет выездных и др. организационных форм работы.
3. Управлению охраны здоровья матери и ребенка (Д.И.Зелинская), Управлению медицинской статистики (Э.И.Погорелова) разработать автоматизированные рабочие места для медицинских работников по оказанию профилактической помощи детям дошкольного и школьного возрастов (1995-1996 годов).
4. Управлению охраны здоровья матери и ребенка (Д.И.Зелинская) провести методические семинары-совещания для врачей территорий РФ по работе с Инструкцией (1995 года, IV кв.).
5. Информацию о ходе выполнения приказа представить в Управление охраны здоровья матери и ребенка к 01.02.96.
Министерство здравоохранения
и медицинской промышленности
РФ НИИ Гигиены и профилактики
заболеваний детей, подростков
и молодежи ГКСЭН РФ
Авторы к.м.н. Н.А.Ананьева, к.м.н. Н.М.Бондаренко, к.м.н. Л.В.Веремкович, к.м.н. А.С.Зутлер, к.м.н. А.Ф.Крамерова, к.м.н. Л.Л.Рязанова, Н.П.Синякова, к.м.н. Г.П.Юрко, к.б.н. Ю.А.Ямпольская, канд.экон.наук. Л.Л.Лунская, главный врач детской поликлиники N 21 г.Москвы M.X.Штульберг.
Медико-экономические нормативы профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов разработаны в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и Министерства образования Российской Федерации от 30.06.92 N 186/272 "О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях".
Объективный мониторинг здоровья детей дошкольного и школьного возраста с разработкой адекватных программ, обеспечивающих его охрану и укрепление, является не только актуальной медицинской, но и острой социальной проблемой. Основным источником сведений о состоянии здоровья детского населения служат результаты обязательных медицинских осмотров в дошкольном возрасте, перед поступлением в школу, а также в период школьного обучения. Достоверность этой информации впрямую зависит от качества организации и содержания таких осмотров на всей территории страны. В связи с этим, а также учитывая переход отечественного здравоохранения на принципы страховой медицины, разработаны нормативы профилактических осмотров дошкольников и школьников. Представленные ниже медико-экономические нормативы базируются на новом Положении о профилактических осмотрах детей, посещающих образовательные учреждения, утвержденном совместным приказом Министерства здравоохранения РФ и Министерства образования РФ от 30.06.92 N 186/272 "О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях" (приложение N 1 к приказу). Данным Положением стандартизованы сроки, структура, этапность, медико-социальные и психолого-педагогические задачи обязательных медицинских осмотров детей в возрасте от 3 до 17 лет*.
________________
* а) обязательных углубленных медицинских обследований на возрастном отрезке от 3 до 17 лет - 7, б) 3 обязательных этапа в профилактическом осмотре доврачебный педиатрический специализированный; в) организация осмотров на основе программы скрининг-тестов (тестирование выполняется на доврачебном этапе).
Далее приводится приложение N 1 к приказу Минздрава Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 30.06.92 N 186/272.
Нормативы содержат протоколы действий (перечни элементов обследования) и реестры диагностических процедур, необходимых при обследовании детей с разным уровнем здоровья в рамках профилактического осмотра на доврачебном, педиатрическом и специализированном его этапах. Затраты времени среднего медицинского работника, педиатра, врачей-специалистов на обследование ребенка в соответствии с нормативом определены хронометражем в специальном эксперименте по оценке реализуемости нормативов в условиях образовательного учреждения и территориальной детской поликлиники*.
________________
* Возможны различные модели организации профилактических осмотров: Модель А - в условиях медицинского кабинета дошкольного учреждения, школы; Модель Б - в условиях детской поликлиники. Модель В (смешанный вариант) - доврачебный и педиатрический этапы осмотра (или только доврачебный) в условиях медицинского кабинета дошкольного учреждения, школы, специализированный (или педиатрический и специализированный) - в условиях поликлиники. Выбор модели организации профилактических осмотров определяется конкретными условиями на местах: обеспеченностью медицинскими кадрами, в т.ч. врачами специалистами, оснащенностью медицинских кабинетов образовательных учреждений, отдаленностью детских садов и школ от поликлиники, транспортом и т.д. Принципы организации профилактических осмотров детей в условиях детской городской поликлиники при интегрированной форме медицинского обеспечения ("единый педиатр") даны в приложении (см. приложение N 1).
Расчет себестоимости профилактических осмотров, с учетом возраста детей и программы обследования, также базируется на экспериментальных данных (глава VI). Для обеспечения качественного выполнения осмотров в соответствии с нормативами в настоящий документ в виде "дополнительной информации" введены справочные материалы, позволяющие врачу правильно определить объем диагностических процедур, необходимых и достаточных при обследовании как здоровых, так и детей с отклонениями в состоянии здоровья (главы II, III, IV, V)*.
________________
* Объем исследований зависит от возраста детей (см. табл.).
Центральной фигурой в организации профилактических осмотров и их комплексной оценке является педиатр. Этим объясняется объем и характер справочных материалов, включенных в норматив педиатрического осмотра (главы II, V). Медико-экономические нормативы профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов, при согласовании правовых норм, явятся основой государственных стандартов.
N п/п | Вид деятельности* | Затраты времени на обследование 1 ребенка |
1. | Суммирование результатов анкетного теста | 1 мин |
2. | Определение роста и массы тела | 1 мин |
3. | Оценка физического развития с помощью таблицы | 20 сек |
4. | Измерение АД с корректировкой цифр с помощью специальной таблицы (у школьников) | 50 сек |
5. | Плантография (получение отпечатка стоп, оценка плантограммы) | 1 мин |
6. | Определение остроты зрения | 30 сек |
7. | Исследование тестом Малиновского | 30 сек |
8. | Исследование бинокулярного зрения | 10 сек |
9. | Исследование слуха с помощью шепотной речи | 30 сек |
10. | Определение сахара и белка в моче | 1 мин |
11. | Оформление документации тестового обследования | 2 мин |
12. | Вспомогательная работа (контроль за сбором мочи, беседа с ребенком в процессе обследования и др.) | 1 мин 10 сек |
________________
* Учитывается характер патологии, наиболее часто диагностируемой у дошкольников и школьников.
Дополнительная информация
Подробное описание каждого теста базовой скрининг-программы и принципов организации осмотров на основе скрининг-тестов содержится в методическом пособии "Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы" (под редакцией академика РАМН Г.Н.Сердюковской), М., 1993. Пособие утверждено Министерством здравоохранения РФ в 1992 году.
Возрастная дифференцировка программы
доврачебного тестового обследования для
детей дошкольного и школьного возрастов
Исследования | |||||||||||
Воз раст в годах | анкетный тест | физического развития | артериал. давления | опорно-двигательного аппарата | органа зрения | органа слуха шепотная речь | определение белка в моче | определение глюкозы в моче | |||
определение осанки | определение стопы* | определение остроты зрения** | определение предмиопии | определение бинокул. зрения | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
3*** | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
или | |||||||||||
4 | + | + | + | ||||||||
5*** | + | + | + | + | + | + | + | ||||
6 | + | + | + | или | |||||||
или | или | ||||||||||
7*** | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
или | |||||||||||
8 | + | + | + | ||||||||
9 | + | + | + | + | + | + | |||||
10*** | + | + | + | + | + | ||||||
11 | + | + | + | + | + | ||||||
12 | + | + | |||||||||
13 | + | + | + | + | + | + | |||||
14*** | + | + | + | + | |||||||
15 | + | + | + | + | + | ||||||
16 | + | + | + | ||||||||
17*** | + | + | + | + | + | + | + |
________________
* Детям с изменениями стопы, с ожирением различных степеней, со сколиозом - данное исследование проводится ежегодно.
** Детям "группы риска" данное исследование проводится ежегодно, так же как и детям с миопией.
*** Декретированные возрастные группы согласно приложению N 1 к приказу N 186/272 от 30.06.92 МЗ и МО РФ
Лабораторные и инструментальные исследования,
обязательные при профилактических осмотрах
дошкольников и школьников
Возраст | Вид исследования * | |||
клинический анализ крови | общий анализ мочи | анализ кала на яйца глистов | флюорография органов грудной клетки | |
3 г (перед поступлением в дошкольное учреждение) | + | + | + | |
5 или 6 лет (за год до поступления в школу) | + | + | + | |
6 или 7 лет (перед поступлением в школу) | + | + | + | |
10 лет (5 класс - переход на предметное обучение) | + | + | + | |
14-15лет (пубертатный период) | + | + | + | + |
16-17 лет (11 класс - окончание школы) | + | + | + | + |