МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 21 апреля 2003 года N BP-1/п


Об утверждении Правил безопасности морской перевозки грузов

(с изменениями на 6 июля 2012 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минтранса России от 6 июля 2012 года N 196 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N  44, 29.10.2012).

____________________________________________________________________


В соответствии с пунктом 2 статьи 5 и статьей 2 Федерального закона от 30 апреля 1999 года N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст.2207; 2001, N 22, ст.2125) и на основании Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3342; 2006, N 15, ст.1612, N 24, ст.2601, N 52 (ч.III), ст.5587; 2008, N 8, ст.740, N 11 (ч.I), ст.1029, N 17, ст.1883, N 18, ст.2060, N 22, ст.2576, N 42, ст.4825, N 46, ст.5337; 2009, N 3, ст.378, N 4, ст.506, N 6, ст.738, N 13, ст.1558, N 18 (ч.II), ст.2249, N 32, ст.4046, N 33, ст.4088, N 36, ст.4361, N 51, ст.6332; 2010, N 6, ст.650, N 6, ст.652, N 11, ст.1222, N 12, ст.1348, N 13, ст.1502, N 15, ст.1805, N 25, ст.3172, N 26, ст.3350, N 31, ст.4251; 2011, N 14, ст.1935, N 26, ст.3801, ст.3804, N 32, ст.4832, N 38, ст.5389, N 46, ст.6526, N 47, ст.6660, N 48, ст.6922; 2012, N 6, ст.686, N 14, ст.1630, N 19, ст.2439)

(Преамбула в редакции, введенной в действие с 9 ноября 2012 года приказом Минтранса России от 6 июля 2012 года N 196. - См. предыдущую редакцию)

приказываю:

Утвердить прилагаемые Правила безопасности морской перевозки грузов.


Первый заместитель Министра
В.Рукша



Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

27 июня 2003 года,

регистрационный N 4835

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса России
от 21 апреля 2003 года N ВР-1/п

     

     

ПРАВИЛА
безопасности морской перевозки грузов

(с изменениями на 6 июля 2012 года)

     

I. Общие положения

1. Правила безопасности морской перевозки грузов (далее - Правила) разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 5 и статьей 2 Федерального закона от 30 апреля 1999 года N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" (далее - КТМ России)*, а также в целях исполнения обязательств Российской Федерации по Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года с поправками (далее - Конвенция СОЛАС-74)**.

1. Правила безопасности морской перевозки грузов (далее - Правила) разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 5 и статьей 2 Федерального закона от 30 апреля 1999 года N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ России), статьей 26 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также в целях исполнения обязательств Российской Федерации по Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года с поправками (далее - Конвенция СОЛАС) и Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года с поправками (далее - Международная конвенция МАРПОЛ)

(Пункт в редакции, введенной в действие с 9 ноября 2012 года приказом Минтранса России от 6 июля 2012 года N 196. - См. предыдущую редакцию)

________________

Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст.2207; 2001, N 22, ст.2125; 2003, N 27 (ч.I), ст.2700; 2004, N 45, ст.4377, N 15, ст.1519; 2005, N 52 (ч.I), ст.5581; 2006, N 50, ст.5279; 2007, N 46, ст.5557, N 50, ст.6246; 2008, N 29 (ч.I), ст.3418, N 30 (ч.II), ст.3616, N 49, ст.5748; 2009, N 1, ст.30, N 29, ст.3625; 2010, N 27, ст.3425, N 48, ст.6246; 2011, N 23, ст.3253, N 25, ст.3534, N 30 (ч.I), ст.4590, ст.4596, N 45, ст.6335, N 48, ст.6728; 2012, N 18, ст.2128; Российская газета, 2012, N 136

(Сноска в редакции, введенной в действие с 9 ноября 2012 года приказом Минтранса России от 6 июля 2012 года N 196. - См. предыдущую редакцию)

Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст.5557; 2008, N 29 (ч.I), ст.3418, N 30 (ч.II), ст.3616; 2009, N 52 (ч.I), ст.6427; 2010, N 19, ст.2291, N 48, ст.6246; 2011, N 1, ст.3, N 13, ст.1688, N 17, ст.2313, N 30 (ч.I), ст.4590, ст.4594

(Сноска дополнительно включена с 9 ноября 2012 года приказом Минтранса России от 6 июля 2012 года N 196)

Приложение N 1 к Бюллетеню международных договоров, 2011

(Сноска в редакции, введенной в действие с 9 ноября 2012 года приказом Минтранса России от 6 июля 2012 года N 196. - См. предыдущую редакцию)

Постановление Совета Министров СССР от 30 сентября 1983 года N 947 "О присоединении СССР к Протоколу 1978 года к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года" (Постановления Совета Министров СССР, 1983, сентябрь, с.127

(Сноска дополнительно включена с 9 ноября 2012 года приказом Минтранса России от 6 июля 2012 года N 196)

2. Настоящие Правила применяются при перевозке различных штучных грузов, металлогрузов всех разновидностей, подвижной техники (самоходной и несамоходной, на колесном или гусеничном ходу), железобетонных изделий и конструкций, контейнеров, тарно-штучных грузов, грузов в транспортных пакетах, крупногабаритных и тяжеловесных грузов, лесных грузов (далее - генеральные грузы), а также наливных и навалочных грузов.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 9 ноября 2012 года приказом Минтранса России от 6 июля 2012 года N 196. - См. предыдущую редакцию)

Для грузов, рассматриваемых в настоящих Правилах и одновременно внесенных в перечни опасных грузов, должны также соблюдаться требования к морской перевозке опасных грузов.

Настоящие Правила не применяются к судовым запасам, оборудованию и снабжению судов

(Абзац дополнительно включен с 9 ноября 2012 года приказом Минтранса России от 6 июля 2012 года N 196)

3. Правила устанавливают общие требования к погрузке-разгрузке судов, обеспечивающие безопасность при перевозке генеральных грузов, в том числе опасных веществ в упакованном виде, крупногабаритных и тяжеловесных грузов, а также наливных и навалочных грузов, которые в силу присущих им свойств и особенностей могут при перевозке морем создать угрозу для жизни и здоровья людей, привести к повреждению судов и перевозимых грузов.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 9 ноября 2012 года приказом Минтранса России от 6 июля 2012 года N 196. - См. предыдущую редакцию)

4. Операции с грузами в морском порту осуществляются с учетом их физико-химических свойств, в том числе с учетом факторов, негативно воздействующих на груз, а также требований к совместимости грузов и их размещению на судне.

(Абзац дополнительно включен с 9 ноября 2012 года приказом Минтранса России от 6 июля 2012 года N 196)

Операции с опасными грузами в морском порту осуществляются с учетом требований правила 3 главы VII Конвенции СОЛАС к каждому грузу соответствующего класса опасности Международной морской организации (далее - ИМО) опасных грузов в упакованном виде, правила 7-5 главы VII Конвенции СОЛАС к каждому классу опасности ИМО и группе опасных навалочных грузов, правила 2 главы 1 Приложения I и правила 2 главы 1 Приложения II к Международной конвенции МАРПОЛ к каждому виду наливных опасных грузов

(Абзац дополнительно включен с 9 ноября 2012 года приказом Минтранса России от 6 июля 2012 года N 196)

____________________________________________________________________

Абзац первый предыдущей редакции считается абзацем третьим настоящей редакции - приказ Минтранса России от 6 июля 2012 года N 196.

____________________________________________________________________

Грузы, нуждающиеся в таре и упаковке для обеспечения их полной сохранности при перевозках, должны предъявляться для перевозок в исправной таре и упаковке. Тара и упаковка, на которые установлены государственные стандарты или для которых установлены технические условия, должны соответствовать им. Такие требования применяются также и к предъявляемым отправителем контейнерам (пункт 1 статьи 139 КТМ России).

Перевозка грузов, маркировка, знаки опасности и (или) упаковка которых не соответствуют положениям статьи 139 КТМ России, глав VI и VII Конвенции СОЛАС, части 4, глав 5.2, 5.3 и части 6 Международного кодекса морской перевозки опасных грузов (далее - МКМПОГ) и настоящих Правил, не допускается

(Абзац дополнительно включен с 9 ноября 2012 года приказом Минтранса России от 6 июля 2012 года N 196)

________________

Пункт 1 правила 1 главы VII Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года.

(Сноска дополнительно включена с 9 ноября 2012 года приказом Минтранса России от 6 июля 2012 года N 196)

5. Грузоотправитель должен своевременно передать перевозчику все требуемые в соответствии с портовыми, таможенными, санитарными или иными административными правилами касающиеся груза документы. Грузоотправитель несет ответственность перед перевозчиком за убытки, причиненные вследствие несвоевременной передачи, недостоверности или неполноты таких документов (статья 141 КТМ России).

6. Отправитель обязан надлежащим образом маркировать груз и представлять перевозчику необходимые сведения о нем (пункт 2 статьи 139 КТМ России).

(Пункт в редакции, введенной в действие с 9 ноября 2012 года приказом Минтранса России от 6 июля 2012 года N 196. - См. предыдущую редакцию)

7. Пункт исключен с 9 ноября 2012 года - приказ Минтранса России от 6 июля 2012 года N 196. - См. предыдущую редакцию.

8. Информация о грузе может использоваться в течение срока действия, устанавливаемого разработчиком в зависимости от характера и динамики изменения транспортных характеристик и свойств груза.

9. Пункт исключен с 9 ноября 2012 года - приказ Минтранса России от 6 июля 2012 года N 196. - См. предыдущую редакцию.

10. Пункт исключен с 9 ноября 2012 года - приказ Минтранса России от 6 июля 2012 года N 196. - См. предыдущую редакцию.

11. Пункт исключен с 9 ноября 2012 года - приказ Минтранса России от 6 июля 2012 года N 196. - См. предыдущую редакцию.

12. Капитан судна совместно с организацией, выполняющей погрузку, до начала грузовых работ может оформить опросный листок о готовности судна к погрузке по рекомендуемой форме, приведенной в приложении N 2 к настоящим Правилам.

13. Пункт исключен с 9 ноября 2012 года - приказ Минтранса России от 6 июля 2012 года N 196. - См. предыдущую редакцию.

14. Пункт исключен с 9 ноября 2012 года - приказ Минтранса России от 6 июля 2012 года N 196. - См. предыдущую редакцию.

II. Требования к грузу, таре, упаковке и маркировке

15. Груз, предъявляемый к перевозке, должен быть подготовлен с учетом требований стандартов на груз, а также соответствовать требованиям условий морской транспортировки и стандартов в части: исправности тары и упаковки; наличия и исправности пломб, замков, контрольных лент; отсутствия течи жидких грузов в таре; соответствия тары нормативным документам; наличия на таре ясно видимой маркировки, в том числе предупредительных надписей; отсутствия подмочки грузов, боящихся таковой; отсутствия запахов или других признаков, свидетельствующих о порче груза.

16. При подготовке генерального груза к перевозке необходимо учитывать:

а) возможность его смещения под воздействием качки;

б) опасность, связанную с возможностью его возгорания, взрыва и неблагоприятного воздействия на человека и окружающую среду (токсичность, радиационное излучение);

в) возможность потери качества или порчи от воздействия влаги, пыли, загрязнений, тепла, коррозии, испарений и различных видов бактерий;

г) выделение влаги, пыли, тепла и различных запахов;

д) необходимость обеспечения определенных температурных, влажностных и вентиляционных режимов перевозки.

17. По признакам совместимости генеральные грузы делятся на три категории:

а) обладающие агрессивными свойствами;

б) подверженные воздействию агрессивных факторов;

в) нейтральные.

18. Тара грузовых мест массой брутто 1 тонна и более должна иметь приспособления (обуха, рымы, гаки, стропы и т.п.) для выполнения погрузочно-разгрузочных работ и крепления грузов на судне. Прочность указанных приспособлений должна соответствовать массе грузового места и нагрузкам, возникающим при морской транспортировке. Подъемные приспособления не должны выступать за наружные поверхности тары.

19. При обнаружении недостатков, связанных с опасностью утраты, порчи или повреждения груза и/или нанесения ущерба судну, грузоотправитель должен привести тару в соответствие с требованиями действующих нормативных документов.

III. Подготовка грузовых помещений и судовых устройств к приему груза

20. Суда, подаваемые перевозчиком под погрузку, должны быть в мореходном состоянии, а грузовые помещения подготовлены к приему груза.

21. Подготовка судна к приему груза должна включать:

а) приведение грузовых помещений в соответствующее для данного груза состояние и проверку систем, проходящих через грузовые помещения;

б) проверку исправности действия грузовых устройств;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»