____________________________________________________________________
Документ не нуждается в госрегистрации
Министерства юстиции Российской Федерации. -
Письмо Минюста России от 8 апреля 2003 года N 07/3351-ЮД
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Отменено с 1 января 2021 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации от 4 августа 2020 года N 1181
____________________________________________________________________
Министерство труда и социального развития Российской Федерации
постановляет:
Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда.
Министр труда и социального развития
Российской Федерации
А.Починок
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по разработке государственных нормативных требований охраны труда
1.1. Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации"*, Трудовым кодексом Российской Федерации**, постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации"***, постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 года N 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда"**** и другими нормативными правовыми актами, предусмотренными приложением N 1 к настоящим Методическим рекомендациям*****, в целях оказания помощи заинтересованным организациям по подготовке и оформлению нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.
_______________
* Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст.3702.
** Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ч.1, ст.3.
*** Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 33, ст.3895; N 50, ст.5689; 1998, N 47, ст.5771; 1999, N 8, ст.1026.
**** Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 22, ст.2314.
***** Сноска на нормативные правовые акты обозначается квадратной скобкой.
1.2. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 года N 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда" система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, состоит из межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, строительных и санитарных норм и правил, правил и инструкций по безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации, сводов правил по проектированию и строительству, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда.
2.1. Правила и инструкции по безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, строительные и санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда, своды правил по проектированию и строительству в части государственных нормативных требований охраны труда разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие в установленном порядке соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минтрудом России с учетом настоящих Методических рекомендаций [1].
2.2. Проект нормативного правового акта, содержащего государственные нормативные требования охраны труда (далее - акт), представляется для согласования в Минтруд России, как правило, с сопроводительным письмом, подписанным руководителем федерального органа исполнительной власти или его заместителем. Предварительно рекомендуется согласовать его с заинтересованными подразделениями соответствующего федерального органа исполнительной власти и завизировать у руководителя юридической службы.
Разрабатываемые федеральными органами исполнительной власти акты до представления в Минтруд России предварительно направляются для рассмотрения и согласования в соответствующие профсоюзные органы [2].
2.3. Представляемый на согласование в Минтруд России проект акта при необходимости направляется руководителем Департамента условий и охраны труда Минтруда России для проведения экспертизы в соответствующие подразделения Минтруда России или организации (отдельным независимым экспертам). Полученные от них замечания и предложения по представленному документу оформляются письмом, подписываемым руководителем Департамента условий и охраны труда Минтруда России.
Согласование представленного в Минтруд России проекта акта оформляется соответствующим грифом [3].
Гриф согласования включает в себя слово "согласовано", наименование должности лица, с которым согласовывается документ (включая наименование Министерства), личную подпись, расшифровку подписи, дату согласования или наименование документа, подтверждающего согласование, его дату и номер. Гриф согласования располагается в нижней части оборотной стороны проекта постановления, приказа, распоряжения об утверждении акта.
2.4. Акты принимаются сроком на 5 лет и могут быть продлены не более чем на два срока. Решение о продлении срока действия или отмене актов принимается не позднее 9 месяцев до окончания срока действия федеральным органом исполнительной власти, их принявшим [4].
2.5. При внесении изменений в законодательство Российской Федерации об охране труда и акты межотраслевого значения (межотраслевые правила и межотраслевые типовые инструкции по охране труда) отраслевые акты корректируются или отменяются независимо от установленного срока их действия [4].
2.6. Акты, изданные совместно или по согласованию с Минтрудом России, изменяются, дополняются или признаются утратившими силу совместно или по согласованию с Минтрудом России [5].
2.7. В целях формирования федерального банка данных и единой компьютерной информационной системы федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие разработку и принятие актов, ежегодно представляют в Минтруд России перспективные планы их разработки и пересмотра, перечень актов, утвержденных в отчетном году, и по мере их утверждения, 3 экземпляра этих актов (в том числе 1 на магнитном носителе), а также систематически информируют Минтруд России о внесенных в эти акты изменениях [6].
2.8. Федеральные органы исполнительной власти организуют издание актов и обеспечение ими в установленном порядке заинтересованных организаций [7].
3.1. При разработке межотраслевых и отраслевых правил по охране труда следует руководствоваться настоящими Методическими рекомендациями.
3.2. В целях достижения организационно-методического единства при разработке межотраслевых и отраслевых правил по охране труда рекомендуется следующий порядок:
а) составление перспективного плана разработки новых, пересмотра или отмены действующих правил;
б) утверждение технического задания на разработку правил;
в) разработка проекта первой редакции правил и рассылка его на отзыв заинтересованным организациям;
г) составление сводки отзывов от заинтересованных организаций и справки о разногласиях по проекту правил;
д) подготовка проекта окончательной редакции правил.
3.3. Техническое задание на разработку межотраслевых и отраслевых правил по охране труда является составной частью государственного контракта на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, оформляемого и утверждаемого в установленном порядке [8, 9].
3.4. Разработка проекта первой редакции межотраслевых и отраслевых правил по охране труда, рассылка его на отзыв заинтересованным организациям, составление сводки отзывов и справки о разногласиях (при необходимости), формы которых предусмотрены приложениями N 2 и 3 к настоящим Методическим рекомендациям, подготовка окончательной редакции правил (с учетом полученных замечаний) осуществляются организацией - разработчиком правил. Справка о разногласиях подписывается руководителем соответствующего структурного подразделения федерального органа исполнительной власти - заказчика межотраслевых или отраслевых правил по охране труда. Им же принимается решение о направлении документа на утверждение при наличии разногласий.
3.5. Оформление межотраслевых и отраслевых правил по охране труда производится в соответствии с требованиями, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации".
Изложение требований межотраслевых и отраслевых правил по охране труда рекомендуется делать кратким и четким, исключающим возможность различного толкования. В межотраслевых и отраслевых правилах следует закреплять новые требования по охране труда и стремиться к минимуму отсылок к другим документам (СНиПам, СанПиНам, ГОСТам и др.).
При необходимости для полноты изложения вопроса в правилах могут воспроизводиться отдельные положения актов законодательства Российской Федерации, которые должны иметь ссылки на эти акты и на официальный источник их опубликования ("Российскую газету", Собрание законодательства Российской Федерации, Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации и др.). В случае ссылки на акты законодательства Российской Федерации без воспроизведения их отдельных положений указание на официальный источник опубликования также является необходимым.
В случае воспроизведения в межотраслевых и отраслевых правилах по охране труда отдельных положений иных нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, прошедших государственную регистрацию, либо их упоминания необходимо делать ссылку с указаниями наименований актов и федерального органа исполнительной власти, утвердившего акт, даты утверждения, номера, а также регистрационного номера, присвоенного ему Минюстом России при государственной регистрации, и даты государственной регистрации.
Если в межотраслевых и отраслевых правилах по охране труда приводятся таблицы, графики, карты, схемы, то они, как правило, оформляются в виде приложений.
Межотраслевые и отраслевые правила по охране труда делятся на главы, которые нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки.
Нормативные требования оформляются в виде пунктов, которые нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют. Пункты могут подразделяться на подпункты, которые могут иметь буквенную или цифровую нумерацию.
3.6. В межотраслевые и отраслевые правила по охране труда рекомендуется включать главы:
1. Общие требования.
2. Требования охраны труда работников при организации и проведении работ.
3. Требования, предъявляемые к производственным помещениям и производственным площадкам (для процессов, выполняемых вне производственных помещений), для обеспечения охраны труда работников.
4. Требования, предъявляемые к оборудованию, его размещению и организации рабочих мест, для обеспечения охраны труда работников.
5. Требования, предъявляемые к хранению и транспортировке исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства, для обеспечения охраны труда работников.
При необходимости в межотраслевые и отраслевые правила по охране труда могут быть включены другие главы.
3.7. В главе "Общие требования" предусматриваются:
- сфера действия межотраслевых и отраслевых правил;
- описание опасных и вредных производственных факторов, характерных для данных производственных процессов;
- допускаемые действующими нормативными правовыми актами параметры опасных и вредных производственных факторов.
Глава "Требования охраны труда работников при организации и проведении работ" содержит:
- требования охраны труда, предъявляемые к организации производственных процессов;
- меры, исключающие непосредственный контакт работников в процессе труда с исходными материалами, заготовками, полуфабрикатами, готовой продукцией и отходами производства, оказывающими на них опасное или вредное воздействие;
- меры по удалению опасных и вредных веществ и материалов из рабочей зоны, а также меры по удалению и обезвреживанию отходов производства, являющихся источниками опасных и вредных производственных факторов;
- способы контроля и управления, обеспечивающие защиту работников и аварийное отключение оборудования, а также указания по применению средств индивидуальной защиты работников;
- способы своевременного уведомления о возникновении опасных и вредных производственных факторов на отдельных технологических операциях;
- меры по защите работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов, возникающих в аварийных случаях;
- рациональную организацию труда и отдыха с целью профилактики монотонности и гиподинамии, а также ограничение тяжести труда.
В главе "Требования, предъявляемые к производственным помещениям и производственным площадкам (для процессов, выполняемых вне производственных помещений), для обеспечения охраны труда работников" приводятся допустимые уровни опасных и вредных производственных факторов в производственных помещениях (на площадках - для процессов, выполняемых вне производственных помещений) и на рабочих местах, а также параметры освещенности, температурного режима, влажности и других факторов.
В главе "Требования, предъявляемые к оборудованию, его размещению и организации рабочих мест, для обеспечения охраны труда работников" приводятся общие требования, предъявляемые к оборудованию, отдельным его группам и видам, коммуникациям, их размещению, обеспечивающие охрану труда работников.
В главе "Требования, предъявляемые к хранению и транспортировке исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства, для обеспечения охраны труда работников" отражаются особенности исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства, рациональные способы их хранения, требования, предъявляемые к механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ, влияющих на обеспечение охраны труда работников.
3.8. Проект окончательной редакции межотраслевых и отраслевых правил по охране труда до его подписания проверяется на соответствие законодательству Российской Федерации, а также правилам русского языка и визируется руководителем юридической службы федерального органа исполнительной власти. При необходимости устранения полученных замечаний правила могут быть возвращены разработчику для внесения соответствующих корректив.
3.9. Межотраслевые и отраслевые правила по охране труда предварительно направляются на рассмотрение и согласование в федеральную инспекцию труда [10] и соответствующие профсоюзные органы.
3.10. Межотраслевые правила по охране труда утверждаются Минтрудом России [2].