____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________
Верховный Совет Российской Федерации
постановляет:
Утвердить представленную Президентом Российской Федерации и Комитетом Верховного Совета Российской Федерации по охране здоровья и социальному обеспечению Федеральную целевую программу на 1993-1995 году по предупреждению распространения заболеваний СПИДом в Российской Федерации (АнтиСПИД).
Председатель
Верховного Совета
Российской Федерации
Р.И.Хасбулатов
Москва,
Дом Советов России
13 июля 1993 года
N 5426-1
Основной целью программы является предупреждение распространения заболеваний СПИДом в Российской Федерации, снижение социально-экономических последствий от СПИДа путем скоординированного осуществления комплекса мероприятий организационного, научного и практического характера.
Реализация этих мероприятий будет проводиться по следующим направлениям:
предупреждение распространения СПИДа половым путем и через кровь;
диагностика, лечение и диспансеризация;
совершенствование системы эпидемиологического надзора;
научные исследования по проблеме СПИДа;
информационное обеспечение и подготовка кадров.
Заражение населения СПИДом через половые контакты в ближайшие годы будет оставаться основным путем распространения этой инфекции.
В связи с этим необходимо создание системы целенаправленного информирования населения о проблеме СПИДа и возрастающей угрозе заражения этой инфекцией, обеспечение населения доступными средствами предупреждения передачи инфекции половым путем.
Информация должна быть понятной для различных возрастных и социальных групп населения. Предусмотрено: создание тематических радио- и телепередач, 25 видеоклипов, 5 киновидеофильмов, 5 телефильмов, организация их демонстрации в кинотеатрах, трансляция и показ по государственным, ведомственным и коммерческим каналам радиовещания и телевидения; подготовка и выпуск массовым тиражом, а также распространение просветительских изданий ( памяток - 15 млн. экземпляров, плакатов - 1 млн. экземпляров, буклетов - 5 млн. экземпляров ежегодно), разработка 5 общеобразовательных программ полового и нравственного воспитания для различных возрастных групп населения, внедрение их в дошкольные учреждения, общеобразовательные, профессиональные, средние специальные и высшие учебные заведения; привлечение к участию в этой работе молодежных, религиозных, общественных организаций, лидеров и активистов из групп высокого риска заражения; расширение сети кабинетов анонимного обследования и психологической поддержки, организация их в городах с численностью населения свыше 200 тысяч человек; проведение систематических социологических исследований по проблеме СПИДа.
Для обеспечения населения в достаточном количестве и по доступной цене презервативами предусмотрено расширение их производства на предприятиях Российской Федерации и выдача определенным контингентам населения из числа лиц с высоким риском заражения (наркоманам, лицам, проживающим в общежитиях, и так далее).
Предполагается, что в результате проведенных мероприятий к 1996 году интенсивность заражения населения вирусом иммунодефицита половым путем будет снижена на 25-30 процентов.
Соответственно уменьшаться расходы на лечение инфицированных и больных СПИДом (стоимость лечения одного больного в 1989 году составляла 40 тыс. рублей, в ценах 1992 года - 500 тыс. рублей).
Основными исполнителями данного раздела являются:
Министерство здравоохранения Российской Федерации;
Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора;
Российская государственная телевизионная и радиовещательная компания;
Министерство образования Российской Федерации;
Министерство внутренних дел Российской Федерации;
Министерство культуры Российской Федерации;
Комитет Российской Федерации по кинематографии;
Министерство печати и информации Российской Федерации;
Министерство юстиции Российской Федерации;
Комитет Российской Федерации по химической и нефтехимической промышленности;
Министерство экономики Российской Федерации;
Министерство финансов Российской Федерации;
Комитет Российской Федерации по туризму.
С целью совершенствования системы обеспечения безопасности крови, других биологических материалов и медицинских иммунобиологических препаратов программой предусмотрено оснащение соответствующих лабораторий оборудованием и диагностическими тест-системами из расчета необходимости проведения 6 миллионов исследований в год. Кроме того, планируется к 1995 году исключить плацентарную и абортную кровь в качестве сырья для производства медицинских иммунобиологических препаратов и переход на их изготовление только из донорской крови.
В связи с угрозой возможного внутрибольничного заражения СПИДом предусматривается комплекс мер, направленных на подготовку медицинского персонала для обеспечения санитарно-противоэпидемического режима, расширение и модернизацию производства шприцов, игл, катетеров и систем для переливания крови, определяющих возможность заражения населения через кровь. При этом учтено, что обеспечение лечебно-профилактических учреждений другими видами медицинского инструментария однократного и многократного применения, имеющего контакт с кровью, предусмотрено Государственной программой Российской Федерации по созданию современной медицинской техники и увеличению ее производства в 1992-1993 годах и на период до 1995 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1992 года N 77 "О неотложных мерах по созданию современной медицинской техники и увеличению ее производства в 1992-1995 годах". Программа включает также вопросы обеспечения лечебно-профилактических учреждений стерилизационным оборудованием.
Выполнение указанного объема работ позволит обеспечить к 1996 году надежный уровень безопасности донорской крови и ее препаратов, а также проводимых в лечебно-профилактических учреждениях медицинских манипуляций.
Основными исполнителями данного раздела являются:
Министерство здравоохранения Российской Федерации;
Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора;
Министерство внутренних дел Российской Федерации;
Комитет Российской Федерации по химической нефтехимической промышленности;
Министерство финансов Российской Федерации;
Министерство экономики Российской Федерации.
Диагностика СПИДа в лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждениях будет осуществляться с использованием скрининговых и подтверждающих диагностических препаратов, оборудования для иммуноферментного анализа и полимеразной цепной реакции (метода амплификации генов) из расчета необходимости проведения 4 миллионов исследований в год по клиническим показаниям и при обследовании лиц из группы высокого риска заражения.
Предусмотрено обеспечение эффективными препаратами для лечения больных СПИДом и оппортунистическими инфекциями, не вошедшими в перечень жизненно необходимых лекарственных препаратов утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 1991 года "О неотложных мерах по обеспечению населения и учреждений здравоохранения РСФСР лекарственными средствами в 1992 году и развитию фармацевтической промышленности в 1992-1995 годах".
Лечение больных СПИДом будет проводиться в Российском республиканском центре по профилактике и борьбе со СПИДом в городе Москве и в клинической инфекционной больнице в городе Санкт-Петербурге, где им оказываются все виды специализированной медицинской помощи, а также проводиться обслуживание больных в терминальной стадии. Лечение и диспансеризация инфицированных и больных СПИДом также будут осуществляться территориальными центрами по профилактике и борьбе со СПИДом и в лечебно-профилактических учреждениях по месту их проживания. В центрах по профилактике СПИДа организуются кабинеты медико-психологической помощи лицам с этой патологией, членам их семей, а также лицам из групп высокого риска заражения. Для инфицированных больных СПИДом детей создаются специализированные центры.
Предусматривается также выделение лимитов государственных капитальных вложений на строительство и реконструкцию инфекционных больниц, центров по профилактике и борьбе со СПИДом, лабораторий диагностики СПИДа, центров госсанэпидемнадзора.
Осуществление указанных мероприятий позволит к 1996 году добиться социального эффекта в отношении этой категории лиц путем увеличения сроков сохранения трудоспособности инфицированных и увеличения продолжительности их жизни на два-три года.
Основными исполнителями данного раздела являются:
Министерство здравоохранения Российской Федерации;
Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора;
Министерство экономики Российской Федерации;
Министерство финансов Российской Федерации.
Программой предусмотрена разработка проекта закона Российской Федерации "О профилактике заболевания СПИДом" где найдут отражения вопросы правовой и социальной защиты инфицированных и больных СПИДом, а также вопросы правовой защиты медицинских работников, подвергшихся риску заражения этой инфекцией.
При этом планируется:
законодательно закрепить меры, исключающие возможность дискриминации больных и инфицированных;
выплата государственного пособия лицам, зараженным при проведении медицинских манипуляций;
бесплатное обследование, лечение и содержание в учреждениях здравоохранения инфицированных и больных СПИДом;
бесплатный их проезд к месту лечения и обратно;
первоочередное обеспечение изолированной жилой площадью лиц зараженных при медицинских манипуляциях, а также семей, имеющих инфицированных детей в возрасте до 16 лет;
обучение детей и подростков, находящихся на стационарном лечении.
Предусмотрено также сохранение рабочих мест за лицами, инфицированными и больными СПИДом на время их пребывания на обследовании и лечении за исключением медицинских работников, связанных по роду своей профессиональной деятельности с проведением парентеральных манипуляций. Медицинские работники данной категории трудоустраиваются.
В результате проведения этих мероприятий будут отрегулированы правовые взаимоотношения государства, медицинских учреждений, инфицированных и больных, а также отдельных юридических лиц, что обеспечит социальную и правовую защиту инфицированных и больных СПИДом, а также медицинских работников и других категорий населения.
Основными исполнителями данного раздела являются:
Министерство социальной защиты населения Российской Федерации;
ЦК профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации;
Министерство труда Российской Федерации;
Министерство юстиции Российской Федерации;
Министерство здравоохранения Российской Федерации;
Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора;
Министерство экономики Российской Федерации;
Министерство финансов Российской Федерации.
Предусмотрена разработка более совершенной системы эпидемиологического надзора за СПИДом включающей организацию мониторинга за инфицированными и лицами из групп высокого риска заражения этой инфекцией, данные лабораторных исследований и сроки их проведения достоверные методы краткосрочного и долгосрочного прогнозирования развития эпидемического процесса. Будет осуществляться дальнейшее материально-техническое и программное оснащение центров по профилактике СПИДа, центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора компьютерной техникой, средствами телекоммуникации, что позволит создать на федеральном и региональных уровнях единую комплексную автоматизированную информационно-аналитическую систему по этой проблеме на основе базовых компьютерных программ. Подлежит пересмотру и совершенствованию система медицинского освидетельствования населения, предусматривающая переход от массовых эпидемиологически и экономически не обоснованных обследований к выборочным обследованиям отдельных категорий населения с сохранением объема исследований в отношении лиц из групп высокого риска заражения и других контингентов.