Недействующий


АДМИНИСТРАЦИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 ноября 2012 года N 458

Об утверждении областной целевой программы «Развитие сельского хозяйства Липецкой области на 2013-2020 годы»

(с изменениями на 18 декабря 2013 года)
(редакция, действующая с 20 декабря 2013 года)

____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2014 года на основании
Постановления администрации Липецкой области от 27.12.2013 N 631
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
     Постановлением администрации Липецкой области от 19 марта 2013 года N 135 (Липецкая газета N 56 от 22.03.2013);
     Постановлением администрации Липецкой области от 21 мая 2013 года N 237 (Липецкая газета N 101 от 24.05.2013);
     Постановлением администрации Липецкой области от 25 июня 2013 года N 290 (Липецкая газета N 124 от 28.06.2013);
     Постановлением администрации Липецкой области от 15 июля 2013 года N 330 (Липецкая газета N 137 от 17.07.2013);
     Постановлением администрации Липецкой области от 20 сентября 2013 года N 428 (Липецкая газета N 188 от 27.09.2013);
     Постановлением администрации Липецкой области от 18 ноября 2013 года N 515 (Липецкая газета N 226 от 22.11.2013);
     Постановлением администрации Липецкой области от 18 декабря 2013 года N 599 (Липецкая газета N 244 от 20.12.2013).
____________________________________________________________________

В целях развития сельскохозяйственного производства и в соответствии с Уставом Липецкой области администрация Липецкой области

  постановляет:


Утвердить областную целевую программу "Развитие сельского хозяйства Липецкой области на 2013-2020 годы" (приложение).

Глава администрации
Липецкой области
О.П. Королев



Приложение
к постановлению
администрации Липецкой области
«Об утверждении областной целевой
программы «Развитие сельского хозяйства
Липецкой области на 2013-2020 годы»

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013-2020 ГОДЫ»

РАЗДЕЛ I. ПАСПОРТ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013-2020 ГОДЫ»

Наименование целевой программы

Областная целевая программа «Развитие сельского хозяйства Липецкой области на 2013 - 2020 годы» (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717 « О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы»

Заказчик Программы

Администрация Липецкой области

Разработчик Программы

Управление сельского хозяйства Липецкой области

Цель и задачи Программы

Цель Программы:
обеспечение устойчивого развития сельского хозяйства на основе технической и технологической модернизации.
 Задачи Программы:
- обеспечение устойчивого развития животноводства;
- обеспечение устойчивого развития растениеводства;
поддержка развития малых форм хозяйствования;
поддержка предприятий пищевой отрасли

Сроки реализации
Программы

2013-2020 годы

Основной исполнитель программных мероприятий

Управление сельского хозяйства Липецкой области

Объемы и источники финансирования

Источником финансирования являются средства областного бюджета.
Общий объем финансирования мероприятий Программы из областного бюджета прогнозно составит 4 962 833,8 тыс. рублей, в том числе по годам:
2013 год - 904 926,9 тыс. руб.;
2014 год - 589 391,0 тыс. руб.;
2015 год - 574 888,0 тыс. руб.;
2016 год - 574 983,0 тыс. руб.;
2017 год - 575 082,7 тыс. руб.;
2018 год - 581 187,4 тыс. руб.;
2019 год - 581 187,4 тыс. руб.;
2020 год - 581 187,4 тыс. руб.

(Позиция дополнена с 20 декабря 2013 года Постановлением администрации Липецкой области от 18 декабря 2013 года N 599, - см. предыдущую редакцию)


Ожидаемые конечные результаты реализации
Программы и показатели эффективности


К концу 2020 году ожидается:
увеличение производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) к 2012 году на 31%, в том числе растениеводства - на 25%, животноводства - на 34%;
увеличение производства пищевых продуктов, включая напитки (в сопоставимых ценах) к 2012 году на 22%;
обеспечение среднегодового темпа прироста объема инвестиций (в сопоставимых ценах) в основной капитал сельского хозяйства в размере 3,4%;
рост среднемесячной номинальной заработной платы в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства) до 24000 рублей;
увеличение производства скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий (в живом весе) до 312 тыс. тонн;
увеличение производства молока в хозяйствах всех категорий до 330 тыс. тонн;
увеличение производства племенного рыбопосадочного материала до 587 тонн;
увеличение производства товарной рыбы до 4,7 тыс. тонн;
увеличение объема субсидируемых кредитов (займов), привлеченных сельскохозяйственными предприятиями в области животноводства в текущем году до 8235 млн. руб.;
обеспечение среднегодового уровня рентабельности сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий) - 6,7%;
увеличение площади агрохимического обследования земель сельскохозяйственного назначения на 2508 тыс. га;
увеличение площади закладки многолетних насаждений на 1815 га;
увеличение объема субсидируемых кредитов (займов), привлеченных сельскохозяйственными предприятиями в области растениеводства в текущем году до 7030 млн. руб.;
увеличение количества крестьянских (фермерских) хозяйств, начинающих фермеров, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств с помощью государственной поддержки на 136 единиц;
увеличение количества построенных или реконструированных семейных животноводческих ферм на 24 единицы;
увеличение объема субсидируемых кредитов (займов), привлеченных гражданами, осуществляющими ведение личного подсобного хозяйства, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами в текущем году до 472 млн. руб.
В первом полугодии 2013 года объем реализации алкогольной продукции (за исключением пива и напитков, изготовленных на основе пива) составит около 164,2 тыс. дкл.

(Позиция дополнена с 17 июля 2013 года Постановлением администрации Липецкой области от 15 июля 2013 года N 330, - см. предыдущую редакцию)

Порядок осуществления контроля за ходом выполнения
Программы

Контроль за ходом выполнения Программы осуществляет администрация Липецкой области.
Управление сельского хозяйства Липецкой области в установленные сроки (по итогам 1 квартала, 1 полугодия и 9 месяцев - до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом; по итогам года - до 1 февраля года, следующего за отчетным) представляет в управления контроля и проверки исполнения, экономики администрации Липецкой области и управление финансов Липецкой области отчетную информацию за указанные периоды в электронном виде и на бумажных носителях в соответствии с постановлением администрации Липецкой области от 28 ноября 2007 года N 168 «О порядке разработки, утверждения и реализации областных целевых программ»


РАЗДЕЛ II. ОПИСАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ

1. Характеристика проблем в сельском хозяйстве, на решение которых направлена Программа


Сельское хозяйство является базовой отраслью агропромышленного комплекса и играет важную роль при формировании агропродовольственного рынка, продовольственной безопасности, трудового и поселенческого потенциала сельских территорий.

Вклад сельского хозяйства в валовой региональный продукт составляет около 6%, в обеспечение занятости населения - 12%.

За период действия областной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Липецкой области на 2009-2012 годы», утвержденной постановлением администрации Липецкой области от 09 октября 2008 года N 275, обеспечен рост продукции сельского хозяйства и производства пищевых продуктов.

За период 2009 - 2012 годов объем валовой продукции сельского хозяйства, несмотря на неблагоприятный 2010 год, увеличился на 21% и в 2012 году достиг 50 млрд. руб., в том числе растениеводства, несмотря на засуху 2010 года - на 11% (28 млрд. руб.), животноводства - на 23% (22 млрд. руб.).

Область полностью обеспечивает продовольственную безопасность за счет собственного производства. Уровень самообеспеченности по зерну превышен в 1,4 раза, мясу - в 2 раза, картофелю - в 1,7 раза, сахару - в 9,5 раз. По молоку регион обеспечен на 93% (пороговое значение Доктрины продовольственной безопасности, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года N 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» (далее - Доктрина продовольственной безопасности) - 90%).

Среднегодовое производство зерна превышает 2 млн. тонн, получены рекордные урожаи сахарной свеклы (3,5 млн. тонн). В 2012 году производство овощей возросло в 1,3 раза против 2008 года, мяса (реализация на убой скота и птицы) - на 34%, яиц - на 28%. Наметилась динамика роста производства молока.

В последние годы осуществляются меры по формированию многоканальной системы государственной поддержки сельского хозяйства. Принимаемые меры способствуют стабилизации и увеличению производства сельскохозяйственной продукции.

Однако еще недостаточно создано предпосылок для выхода отрасли и социальной сферы села на должный уровень развития. Для этого необходимы новые подходы в аграрной политике, ориентированные, прежде всего на повышение эффективности производства, его конкурентоспособности, рост доходов сельского населения, развитие сельских территорий.

В сельском хозяйстве сохраняется ряд проблем, препятствующих устойчивому поступательному развитию сельского хозяйства:

- низкий уровень племенной базы, что не позволяет в полном объеме обеспечить потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей области в племенной продукции (материале), качественным племенным молодняком вводимые в эксплуатацию новые молочные объекты;

- снижение заинтересованности инвесторов в развитии молочного животноводства из-за высоких сроков окупаемости проектов, сохраняющегося диспаритета цен между закупочными и потребительскими ценами на молоко;

- недостаток товарной рыбной продукции собственного производства;

- отставание развития материально-технической базы сельского хозяйства из-за недостаточного уровня доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей для осуществления модернизации, перехода на инновационный путь развития;

- высокие риски производства продукции растениеводства в условиях изменения природно-климатических условий;

- сокращение производства алкогольной продукции, что негативным образом сказывается на доходной части областного бюджета.

Мероприятия Программы по поддержке племенного животноводства направлены на формирование племенной базы, удовлетворяющей потребность сельскохозяйственных товаропроизводителей Липецкой области в племенной продукции (материале).

Отрасль молочного скотоводства в значительной степени определяет экономическую эффективность всего сельскохозяйственного производства. В 2011 году производством молока занималось 82 сельскохозяйственных предприятия. Во всех категориях хозяйств содержалось 144 тыс. голов крупного рогатого скота, в том числе 55 тыс. голов коров. Доля племенного поголовья в общей численности скота составляла всего 13%.

Ситуация в молочном скотоводстве остается неустойчивой. Рост продуктивности на фоне сброса поголовья коров не обеспечивает необходимого уровня увеличения производства молока, что создает проблему сокращения собственной сырьевой базы.

Планируется увеличение численности поголовья коров, создание технических условий устойчивого развития молочного скотоводства. Основной проблемой является сокращение поголовья коров, растет диспаритет цен между реализуемой продукцией и приобретаемыми промышленными товарами, услугами производственно-технического назначения. В связи с ухудшением условий конкуренции на рынке молока и увеличением импорта его сухого аналога, принимаемые меры поддержки не позволяют производителям молока отстаивать перед перерабатывающими предприятиями стабильные закупочные цены. Имея высокий удельный вес племенного поголовья в общей численности поголовья крупного рогатого скота, племенные хозяйства области не способны в полном объеме обеспечить качественным племенным молодняком вводимые в эксплуатацию новые молочные объекты.

Реализация мероприятий Программы по поддержке молочного скотоводства направлена на повышение рентабельности производства молока и инвестиционной привлекательности молочного скотоводства, сохранение и стабилизацию поголовья крупного рогатого скота, в том числе коров, создание условий для воспроизводства в скотоводстве, стимулирование повышение товарности молока.

Дальнейшая работа в сельскохозяйственном прудовом рыбоводстве направлена на формирование и устойчивое развитие в Липецкой области имеющейся племенной базы, производства и реализации рыбопосадочного материала и прудовой товарной рыбы, для обеспечения продовольственной безопасности населения региона, на основе применения мер государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей. Экономическая заинтересованность предприятий всех форм собственности в прудовом рыбоводстве приведет к перепрофилированию существующих и строительству новых прудов, зарыблению естественных водоемов и водохранилищ области, развитию пастбищного рыбоводства на базе использования естественных кормовых ресурсов водохранилищ и водоемов комплексного назначения.

Находящиеся и действующие на территории области производственные площади прудового рыбоводства в сельскохозяйственных предприятиях, крестьянских (фермерских) хозяйствах и предприятиях других форм собственности недостаточно обеспечивают население Липецкой области товарной продукцией собственного производства. За 2011 год в расчете на одного жителя области произведено 2,1 кг живой рыбы. Осуществление Программных мероприятий развития сельскохозяйственного рыбоводства в Липецкой области позволит к 2020 году довести объемы производства товарной прудовой рыбы на каждого жителя в количестве 4 кг и увеличить этот показатель по сравнению с 2011 годом в 1,9 раза.

Развитие растениеводства в сельском хозяйстве напрямую зависит от природно-климатических условий, которые оказывают серьезное влияние на урожайность сельскохозяйственных культур, объемы их производства и на обеспеченность животноводства кормовыми ресурсами, которые могут существенно повлиять на степень достижения прогнозируемых показателей. Зависимость функционирования отрасли от природно-климатических условий также снижает ее инвестиционную привлекательность. Но это не единственная проблема в данной отрасли.

В отрасли растениеводства также наблюдается низкий уровень селекции семеноводства и выполнения работ по орошению земель, недостаточная обеспеченность внесения минеральных удобрений. Проведение агрохимических обследований земель позволит улучшить структуры почвы, повысить плодородие почв, более рационально использовать применение минеральных удобрений. Также немаловажной проблемой является и увеличение площади закладки многолетних насаждений.

Создаваемые новые крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, занимающиеся сельскохозяйственным производством, сталкиваются с целым рядом серьезных проблем, в том числе связанных с недостатком первоначального капитала, необходимостью бытового обустройства на новом месте. В Липецкой области фермерство имеет определенный потенциал для развития животноводства. Крестьянские (фермерские) хозяйства способны удовлетворить потребность на молочные продукты и другие виды сельскохозяйственной продукции, эффективно организовать управление небольшими семейными животноводческими фермами, расположенными по кластерному принципу.

Актуальными вопросами в развитии агропромышленного комплекса Липецкой области является развитие производства и реализации алкогольной продукции. Спад производства этого отраслевого направления ощутимо сказывается на доходах бюджетов всех уровней. Государственная поддержка отечественного производителя позволит увеличить объемы производства и реализации алкогольной продукции, что соответственно увеличит поступление акцизов в бюджеты всех уровней.

Прогнозируемые объемы производства продукции сельского хозяйства и пищевых продуктов по большинству их видов позволят (с учетом допустимого импорта) обеспечить питание населения области по рациональным нормам и таким образом приблизиться к решению основных задач, определенных Доктриной продовольственной безопасности.

Решение обозначенных проблем является приоритетным направлением аграрной политики области и требует взаимосвязанного программно-целевого подхода.

2. Цель и задачи Программы с указанием сроков и этапов ее реализации


Цель Программы:

обеспечение устойчивого развития сельского хозяйства на основе технической и технологической модернизации.

Для достижения поставленной цели в Программе предусматривается решение следующих задач:

обеспечение устойчивого развития животноводства;

обеспечение устойчивого развития растениеводства;

поддержка развития малых форм хозяйствования;

поддержка предприятий пищевой отрасли.

Срок реализации Программы - 2013 - 2020 годы.

3. Обоснование ресурсного обеспечения Программы


Источником финансирования Программы являются средства областного бюджета. Общий объем финансирования мероприятий Программы в 2013 -2020 годах из областного бюджета прогнозно составит 4 962 833,8 тыс. руб., в том числе по годам:

(Абзац дополнен с 20 декабря 2013 года Постановлением администрации Липецкой области от 18 декабря 2013 года N 599, - см. предыдущую редакцию)

2013 год - 904 926,9 тыс. руб.;

(Абзац дополнен с 20 декабря 2013 года Постановлением администрации Липецкой области от 18 декабря 2013 года N 599, - см. предыдущую редакцию)

2014 год - 589 391,0 тыс. руб.;

2015 год - 574 888,0 тыс. руб.;

2016 год - 574 983,0 тыс. руб.;

2017 год - 575 082,7 тыс. руб.;

2018 год - 581 187,4 тыс. руб.;

2019 год - 581 187,4 тыс. руб.;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»