ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН


О региональной целевой программе "Водоохранные
и водохозяйственные работы в Ленинградской области
на 2006-2008 годы"

(с изменениями на 14 октября 2008 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Ленинградской области от 27 февраля 2007 года N 33-оз (Вестник Правительства Ленинградской области, N 14, 26.03.2007);

Законом Ленинградской области от 11 декабря 2007 года N 172-оз (Вести, N 246, 19.12.2007, N 248, 21.12.2007);

Законом Ленинградской области от 14 марта 2008 года N 17-оз (Вести, N 66, 09.04.2008);

Законом Ленинградской области от 14 октября 2008 года N 111-оз (Вести, N 206, 29.10.2008, N 208, 31.10.2008).     

____________________________________________________________________



(Принят
Законодательным собранием
Ленинградской области
26 апреля 2006 года)

     

Статья 1

Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Водоохранные и водохозяйственные работы в Ленинградской области на 2006-2008 годы".

Статья 2


Настоящий областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков



Санкт-Петербург

18 мая 2006 года

N 34-оз

Приложение


УТВЕРЖДЕНА
областным законом
от 18.05.2006 N 34-оз

     

Региональная целевая программа
 "Водоохранные и водохозяйственные работы
 в Ленинградской области на 2006-2008 годы"

(с изменениями на 14 октября 2008 года)


Паспорт
региональной целевой программы
"Водоохранные и водохозяйственные работы
в Ленинградской области на 2006-2008 годы"

Полное наименование Программы

Региональная целевая программа "Водоохранные и водохозяйственные работы в Ленинградской области на 2006-2008 годы" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Водный кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 мая 2004 года N 742-р "Основные направления водохозяйственного комплекса России до 2010 года";
постановление Правительства Ленинградской области от 25 марта 2004 года N 50 "Об утверждении комплексного плана мероприятий по повышению безопасности гидротехнических сооружений, расположенных на территории Ленинградской области";
распоряжение Правительства Ленинградской области от 22 сентября 2005 года N 340-р "О разработке региональной целевой программы "Водоохранные и водохозяйственные работы в Ленинградской области на 2006-2008 годы"

Период реализации Программы

2006-2008 годы

Цель Программы

Повышение эффективности функционирования водоохранного и водохозяйственного комплекса Ленинградской области

Основные задачи Программы










Реализация комплекса водоохранных и водохозяйственных мероприятий нацелена на выполнение следующих основных задач:
обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, защита населения и ценных в хозяйственном отношении земель на территории Ленинградской области от вредного воздействия вод и создание условий для восстановления малых гидроэлектростанций на основе существующих гидротехнических сооружений;
создание условий надежного обеспечения населения питьевой водой за счет использования новых разведанных подземных источников водоснабжения;
восстановление и в дальнейшем стабилизация качества поверхностных водных объектов за счет выполнения комплекса мероприятий по уточнению размеров водоохранных зон и обустройству водоохранных зон водных объектов

Объем финансовых средств, запланированных для реализации Программы

Всего по Программе - 155914,0 тысячи рублей, в том числе:
федеральный бюджет - 73285,0 тысячи рублей,
областной бюджет - 78829,0 тысячи рублей,
местные бюджеты - 300,0 [тысяч рублей],
прочие источники - 3500,0 тысячи рублей
2006 год
всего - 58922,0 тысячи рублей, в том числе:
федеральный бюджет - 47932,0 тысячи рублей,
областной бюджет - 7490,0 тысячи рублей,
местные бюджеты - 0,
прочие источники - 3500,0 тысячи рублей
2007 год
всего - 39774,0 тысячи рублей, в том числе:
федеральный бюджет - 15353,0 тысячи рублей,
областной бюджет - 24421,0 тысячи рублей,
местные бюджеты - 0,
прочие источники - 0
2008 год
всего - 57218,0 тысячи рублей, в том числе:
федеральный бюджет - 10000,0 тысячи рублей,
областной бюджет - 46918,0 тысячи рублей,
местные бюджеты - 300,0 [тысяч рублей],
прочие источники - 300,0 [тысяч рублей]

(строка в редакции, введенной в действие с 31 октября 2008 года Законом Ленинградской области от 14 октября 2008 года N 111-оз, - см. предыдущую редакцию)

Объем освоенных средств за предыдущие годы (2003-2005 годы)

Всего по Программе - 216350,6 тысячи рублей, в том числе:
федеральный бюджет - 3300,0 тысячи рублей,
областной бюджет - 202977,6 тысячи рублей,
местные бюджеты - 10073,0 тысячи рублей,
прочие источники - 0

Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели Программы

Реализация Программы позволит провести работы:
1) по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений и повышению инвестиционной привлекательности восстановления малых гидроэлектростанций:
а) разработка комплекта правоустанавливающей и проектной документации по бесхозяйным гидротехническим сооружениям,
б) разработка и техническое сопровождение автоматизированной информационной системы (АИС) мониторинга безопасности гидротехнических сооружений,
в) разработка проектов приведения в безопасное состояние аварийных и бесхозяйных гидротехнических сооружений,
г) реконструкция и капитальный ремонт гидротехнических сооружений (три гидроузла - Белогорский, Сиверский, Рощинский), в результате чего будет обеспечена безопасность эксплуатации гидротехнических сооружений и предотвращено разрушение плотин Оредежского каскада и плотины Рощинского гидроузла и затопление территорий населенных пунктов,
д) проведение инженерной защиты от подтопления и затопления города Тихвина;
2) по защите водных объектов от загрязнений и истощения:
а) разработка проектов водоохранных зон водных объектов и выполненное на их основе обустройство водоохранных зон водных объектов позволит значительно снизить негативное антропогенное и техногенное воздействия на водные объекты, улучшить экологическую обстановку, повысить инвестиционную привлекательность Ленинградской области,
б) проведение работ по восстановлению и оздоровлению гидросистем Староладожского, Малоневского каналов и протоки Малой Невки, включая расчистку более одного километра каналов, позволит улучшить экологическую ситуацию в городе Шлиссельбурге;
3) по оценке перспектив водоснабжения за счет подземных вод, проведению поисковых и разведочных работ на подземные воды:
а) поисковые и оценочные работы на подземные воды для водоснабжения населенных пунктов на территории области, в частности оценка эксплуатационных запасов подземных вод для резервного водоснабжения городов Тихвина и Волосово,
б) разработка и техническое сопровождение (обновление базы данных) информационно-моделирующего комплекса управления водопользованием.
Потенциальный предотвращенный ущерб от аварий на гидротехнических сооружениях, на которых предполагается проведение ремонтно-восстановительных работ, составит в целом по Программе не менее 45 миллионов рублей, в том числе:
в 2006 году - не менее 10,0 млн. рублей;
в 2007 году - не менее 10,0 млн. рублей;
в 2008 году - не менее 25,0 млн. рублей.
Предотвращенный ущерб за счет соблюдения режима хозяйственной деятельности в водоохранных зонах водных объектов и проведения мероприятий по их обустройству в результате сокращения поступления загрязняющих веществ составит в целом по Программе не менее 36 миллионов рублей, в том числе:
в 2008 году - не менее 36,0 млн. рублей.
Эколого-социальная эффективность при выполнении мероприятий Программы выражается в обеспечении надежными резервными источниками водоснабжения двух городов (Тихвин и Волосово) с населением более 70,0 тысячи человек; защите от затопления и подтопления 18 населенных пунктов Гатчинского и Выборгского районов с населением более 7 тысяч человек и свыше одной тысячи гектаров сельскохозяйственных угодий; предотвращении загрязнения и истощения поверхностных вод, улучшении качества водных объектов; сохранении среды обитания объектов животного и растительного мира; создании благоприятных условий для проживания и отдыха населения, повышении рекреационной привлекательности региона.
Бюджетная эффективность выражена в дополнительном поступлении в областной бюджет Ленинградской области налоговых и неналоговых доходов (прибыль, доход на имущество, налог на доходы физических лиц, транспортный налог) от организаций, выполняющих работы за счет средств федерального бюджета

(строка в редакции, введенной в действие с 26 марта 2007 года Законом Ленинградской области от 27 февраля 2007 года N 33-оз, - см. предыдущую редакцию)

Разработчик Программы

Комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области

Сроки разработки Программы

2005 год

Представитель государственного заказчика Программы

Комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области

Основные исполнители Программы

Ленинградское областное государственное учреждение "Региональное агентство природопользования и охраны окружающей среды" (далее - Агентство природопользования), Администрация муниципального образования "Тихвинское городское поселение" Тихвинского муниципального района Ленинградской области (далее - Администрация МО "Тихвинское городское поселение")

(строка в редакции, введенной в действие с 21 декабря 2007 года Законом Ленинградской области от 11 декабря 2007 года N 172-оз, - см. предыдущую редакцию)

Фамилия, имя, отчество, должность, номер телефона руководителя Программы

Дедов Михаил Александрович - председатель комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области; тел.719-62-48

Система организации контроля за выполнением Программы

Контроль за выполнением мероприятий Программы осуществляется представителем государственного заказчика - комитетом по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области, а за целевым использованием финансовых средств - комитетом финансов Ленинградской области.
Оперативный контроль за выполнением отдельных мероприятий Программы в соответствии с выделенными ресурсами и планом реализации мероприятий Программы осуществляет Агентство природопользования,  Администрация МО "Тихвинское городское поселение".

Ежеквартальные отчеты о ходе выполнения Программы представитель государственного заказчика Программы представляет в комитет экономического развития Ленинградской области.
Общий контроль за выполнением Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области Г.В.Двас

(строка в редакции, введенной в действие с 21 декабря 2007 года Законом Ленинградской области от 11 декабря 2007 года N 172-оз, - см. предыдущую редакцию)

     

1. Оценка современного состояния водных объектов
Ленинградской области. Обеспечение безопасной эксплуатации
гидротехнических сооружений

     

1.1. Оценка состояния поверхностных водных объектов

Ленинградская область расположена в границах трех водных бассейнов:

Балтийского моря, Ладожского озера и Каспийского моря. Водные объекты занимают свыше 13 процентов площади области (без учета Финского залива и Ладожского озера).

В регионе насчитывается около 100 тысяч водотоков, более 20 тысяч водоемов. Почти 98 процентов водных объектов составляют реки длиной менее 10 километров и озера с площадью зеркала менее одного кв. километра.

Естественные суммарные водные ресурсы в средний по водности год составляют около 100 куб. километров. Безвозвратное водопотребление всех отраслей экономики не превышает 0,2 куб. километра, то есть составляет менее одного процента водного ресурса. Но почти повсеместно наблюдается дефицит воды питьевого качества, что объясняется загрязнением водных объектов.

В Ленинградской области находится более 400 водопользователей, забирающих воду из поверхностных водных объектов. Суммарный годовой забор воды составляет более 5,5 млрд. куб. метров, из них объемы морской воды (на производственные нужды Ленинградской атомной электростанции) - более 4,5 млрд. куб. метров.

Как правило, водоприемниками сточных вод являются те же поверхностные водные объекты, которые используются для целей водоснабжения.

Современное качество поверхностных вод по гидрохимическим, гидробиологическим и бактериологическим показателям не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Большинство водных объектов Ленинградской области характеризуются как "грязные" или "умеренно загрязненные". При этом тенденция к улучшению качества вод за последние годы проявляется незначительно (таблица 1).

Таблица 1

Водный объект

Пункт наблюдений створ

Характеристика и класс качества вод

1986 год

1995 год

2001 год

2004 год

Свирь

Устье реки

Умеренно загрязненные
III класс

Загрязненные
IV класс

Загрязненные
IV класс

Умеренно загрязненные
III класс

Волхов

Г.Новая Ладога

Грязные
V класс

Загрязненные
IV класс

Загрязненные
IV класс

Загрязненные
IV класс

Оять

Дер.Акулова Гора

Загрязненные
IV класс

Загрязненные
IV класс

Загрязненные
IV класс

Загрязненные
IV класс

Паша

С.Часовенское

Грязные
V класс

Грязные
V класс

Загрязненные
IV класс

Загрязненные
IV класс

Сясь

Дер.Новоандреево

Загрязненные
IV класс

Загрязненные
IV класс

Грязные
V класс

Умеренно загрязненные
III класс

Г.Сясьстрой

Грязные
V класс

Грязные
V класс

Грязные
V класс

Загрязненные
IV класс

Пярдомля

Г.Бокситогорск

Умеренно загрязненные
III класс

Умеренно загрязненные
III класс

Умеренно загрязненные
III класс

Умеренно загрязненные
III класс

Тихвинка

Г.Тихвин

Умеренно загрязненные
III класс

Умеренно загрязненные
III класс

Умеренно загрязненные
III класс

Умеренно загрязненные
III класс

Луга

Г.Луга

Очень грязные
VI класс

Загрязненные
IV класс

Загрязненные IV класс

Загрязненные
IV класс

Нарва

Дер.Степановщина

Загрязненные
IV класс

Загрязненные
IV класс

Умеренно загрязненные
III класс

Умеренно загрязненные
III класс

Плюсса

Выше г.Сланцы

Грязные
V класс

Загрязненные
IV класс

Умеренно загрязненные
III класс

Умеренно загрязненные
III класс

Ниже г.Сланцы

Грязные
V класс

Загрязненные
IV класс

Загрязненные
IV класс

Загрязненные
IV класс

Нева

Г.Кировск

Загрязненные
IV класс

Загрязненные
IV класс

Загрязненные
IV класс

Умеренно загрязненные
III класс

Вуокса

Г.Приозерск

Загрязненные
IV класс

Умеренно загрязненные
III класс

Умеренно загрязненные
III класс

Умеренно загрязненные
III класс


Помимо основных источников загрязнения, таких как предприятия жилищно-коммунального хозяйства, целлюлозно-бумажной промышленности, сельского хозяйства, существенное негативное воздействие на водные объекты оказывает неорганизованный поверхностный сток с территории.

Для предотвращения загрязнения, засорения и истощения поверхностных вод, а также для поддержания водных объектов в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, разрабатываются проекты водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов. Проектами устанавливается особый режим хозяйственной деятельности, определяется комплекс инженерных и организационных мероприятий, проведение которых позволит обеспечить эффективную защиту водных объектов от попадания в них загрязняющих веществ, что приведет к стабилизации, а в дальнейшем и улучшению качества вод.

1.2. Оценка состояния подземных водных объектов


На территории Ленинградской области подземные воды распространены практически повсеместно. В гидрогеологическом отношении Ленинградская область расположена в пределах трех гидрогеологических структур: Балтийского бассейна трещинных и трещинно-жильных вод, охватывающего северную часть Карельского перешейка и небольшой участок на севере Подпорожского района; Московского бассейна пластовых напорных вод, расположенного в восточных частях Тихвинского и Бокситогорского районов, и Ленинградского бассейна пластовых напорных вод, занимающего остальную часть области.

Подземные воды широко используются в основном для целей хозяйственно-питьевого водоснабжения населения, в меньшей мере - для водообеспечения промышленных и сельскохозяйственных предприятий: свыше 1000 водопользователей пользуются подземными водными объектами, эксплуатируя при этом более 3000 водозаборных скважин и каптажей. Общий забор воды из подземных водных объектов составляет свыше 200 тыс. куб. метров в сутки, в том числе для хозяйственно-питьевого водоснабжения - около 160 тыс. куб. метров в сутки. Ресурсы подземных вод на территории Ленинградской области, пригодные по качественным показателям для хозяйственно-питьевого водоснабжения, практически повсеместно превышают их потребность по крупным муниципальным образованиям (таблица 2).

Таблица 2

N п/п

Муниципальное образование

Общая потребность в воде на 2006 год (тыс.куб.м/сутки)

Прогноз эксплутационных ресурсов (тыс.куб.м/сутки)

Доля подземных вод в балансе водоснабжения (процентов)

Сведения о не обеспеченных подземными водами территориях, загрязненных и незащищенных участках

1.

Бокситогорский муниципальный район

40,5

794,7

77

На большей части территории водоносные горизонты не защищены от поверхностного загрязнения

2.

Волосовский муниципальный район

14,1

657,0

100

Почти по всей территории водоносные горизонты не защищены от поверхностного загрязнения

3.

Волховский муниципальный район

46,5

103,6

В северной части территории - почти полное отсутствие ресурсов пресных подземных вод, в том числе не обеспечены города Волхов, Новая Ладога, Сясьстрой

4.

Всеволожский муниципальный район

75,6

123,7

17,5

Южная половина территории не обеспечена ресурсами пресных подземных вод, в том числе город Всеволожск, поселки Дубровка, Кузьмоловский, Рахья, имени Свердлова

5.

Выборгский муниципальный район

85,5

465,6

30

Северная половина территории не обеспечена ресурсами пресных подземных вод, в том числе города Каменногорск, Светогорск; город Выборг обеспечен частично

6.

Гатчинский муниципальный район

92,0

367,5

69

В северо-западной части района водоносные горизонты не защищены от загрязнения, отмечаются повышенные концентрации нитратов

7.

Кингисеппский муниципальный район (г.Ивангород)

48,0

218,4

100

Северная часть территории района не обеспечена ресурсами пресных подземных вод; западнее города Кингисеппа (промплощадка ОАО "Фосфорит") подземные воды загрязнены нитратами, сульфатами и другими компонентами

8.

Киришский муниципальный район

32,3

95,4

9

На территории, прилегающей к реке Волхов, в том числе город Кириши, пресные подземные воды отсутствуют

9.

Кировский муниципальный район

52,5

75,0

23

В северной части района - почти полное отсутствие ресурсов подземных вод; не обеспечены города Кировск, Отрадное, Шлиссельбург, поселки Павлово, Приладожский, Синявино

10.

Лодейнопольский муниципальный район

13,0

54,7

5

Значительная часть территории не обеспечена ресурсами подземных вод, в том числе город Лодейное Поле. Технически трудная добыча подземных вод вследствие преобладания глинистых пород

11.

Ломоносовский муниципальный район

65,8

198,1

80

В северной части района - полное отсутствие ресурсов подземных вод. В южной части водоносные горизонты не защищены от загрязнения, отмечаются повышенные концентрации нитратов

12.

Лужский муниципальный район

32,6

580,5

100

Повышенное содержание железа в подземных водах верхних водоносных горизонтов

13.

Подпорожский муниципальный район

13,0

109,5

98

Технически трудная добыча подземных вод вследствие преобладания глинистых пород

14.

Приозерский муниципальный район

32,7

105,6

44

Северная половина территории не обеспечена ресурсами пресных подземных вод, в том числе: город Приозерск, поселок Кузнечное

15.

Сланцевский муниципальный район

23,7

204,5

28

В районе города Сланцы (в радиусе 10 км) - эпизодическое загрязнение подземных вод фенолами

16.

Тихвинский муниципальный район

47,4

347,3

0,4

Технически трудная добыча подземных вод вследствие преобладания глинистых пород. Город Тихвин обеспечен подземными водами частично

17.

Тосненский муниципальный район

42,9

216,0

45

Повышенное содержание железа в подземных водах верхних водоносных горизонтов


Как видно из таблицы, на территории области имеются участки, содержащие воды неудовлетворительного качества, а также участки, где подземные воды практически полностью отсутствуют. С учетом природных и техногенных факторов, приводящих к загрязнению подземных вод, доля подземных вод в балансе хозяйственно-питьевого водоснабжения варьирует в весьма широких пределах.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»