ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 31 мая 2004 года N 742-р


[Об утверждении основных направлений развития
водохозяйственного комплекса России до 2010 года и плана
мероприятий по их реализации]

1. Утвердить прилагаемые Основные направления развития водохозяйственного комплекса России до 2010 года и план мероприятий по их реализации.

2. МПР России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти организовать работу по выполнению плана мероприятий по реализации Основных направлений развития водохозяйственного комплекса России до 2010 года.

3. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации учитывать положения Основных направлений развития водохозяйственного комплекса России до 2010 года при планировании и осуществлении мероприятий, связанных с использованием, восстановлением и охраной водных объектов и их водных ресурсов, функционированием и развитием водохозяйственного комплекса.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Фрадков

УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 31 мая 2004 года
N 742-р


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
развития водохозяйственного комплекса России до 2010 года

Для обеспечения потребности в водных ресурсах населения, промышленности и сельского хозяйства, речного судоходства и рыбного хозяйства, защиты населенных пунктов и объектов экономики от наводнений и других видов вредного воздействия вод в России создан мощный водохозяйственный комплекс. В его состав входит около 65 тыс. водохозяйственных объектов, в том числе около 30 тыс. регулирующих речной сток водохранилищ и прудов общим объемом более 800 куб. километров, 37 систем межбассейнового перераспределения водных ресурсов по каналам общей протяженностью около 3 тыс. километров и объемом перебрасываемого в вододефицитные районы стока более 17 куб. километров в год.

Настоящие Основные направления определяют цели, задачи и приоритетные направления развития водохозяйственного комплекса страны на период до 2010 года для удовлетворения потребностей населения и экономики страны в водных ресурсах, сохранения водно-ресурсного потенциала, предупреждения и снижения вредного воздействия вод, защиты населения и объектов экономики от затоплений и подтоплений.

1. Современное состояние и проблемы
водохозяйственного комплекса России

Российская Федерация - одно из богатейших государств планеты по запасам пресных природных вод.

Основное значение для водопользования имеют возобновляемые ресурсы речного стока, которые обеспечивают около 90 процентов потребности в водных ресурсах населения и хозяйственного комплекса страны, и пресные подземные воды. Однако на наиболее освоенные районы европейской части страны, где сосредоточено до 80 процентов населения и производственного потенциала, приходится только около 8 процентов водных ресурсов.

Важнейшей проблемой водопользования в настоящее время является нерациональное и неэффективное использование водных ресурсов с высоким удельным расходом воды в промышленности, агропромышленном комплексе и жилищно-коммунальном хозяйстве.

В целом по России из поверхностных водных объектов забирается для использования относительно небольшая часть водных ресурсов только около 2 процентов, однако в бассейнах рек Волга, Дон, Кубань, Терек, Урал, Иртыш, Тобол и Ишим уже отмечается напряженная водохозяйственная обстановка, усугубляющаяся из-за неудовлетворительного качества воды.

Практически все поверхностные и часть подземных водных объектов, особенно в европейской части страны и в районах размещения крупных промышленных и сельскохозяйственных комплексов, значительно загрязнены сточными и поверхностными водами, а учащающиеся год от года аварии на нефтепроводах, шламонакопителях, сооружениях по очистке сточных вод ведут к еще большей деградации водных объектов и их экологических систем.

Ухудшающееся качество воды водных объектов при неудовлетворительном состоянии водопроводно-канализационного хозяйства населенных пунктов стало представлять угрозу здоровью и безопасности населения. Использование некачественной питьевой воды ведет к вспышкам инфекционных заболеваний, увеличению степени риска воздействия на организм человека токсичных, канцерогенных и мутагенных веществ, росту проявлений патологий. Отставание России по средней продолжительности жизни населения от развитых стран в значительной степени связано с потреблением некачественной воды.

Особую остроту для безопасности населения и функционирования хозяйственного комплекса приобрела проблема наводнений, среднемноголетний ущерб от которых составляет свыше 40 млрд. рублей в год. Увеличение частоты, масштабов и тяжести последствий наводнений в последние годы связано как с глобальным изменением климата, так и со все более усиливающимся влиянием антропогенного фактора на водосборных территориях водных объектов и с интенсивным хозяйственным освоением периодически затапливаемых территорий.

Вызывает серьезные опасения ухудшение технического состояния и эксплуатации гидротехнических сооружений, многие из которых находятся в аварийном и предаварийном состоянии. Значительная часть этих сооружений в настоящее время являются бесхозяйными.

В настоящее время в стране сложились крупные региональные водохозяйственные проблемы, которые уже к концу первого десятилетия XXI века могут стать фактором, сдерживающим социально-экономическое развитие России, если своевременно не принять необходимых мер с учетом долговременного характера разработки и реализации проектов, связанных с решением водохозяйственных проблем.

В отношении водосборных территорий бассейнов водных объектов страны возникают следующие основные требующие решения проблемы:

бассейн Балтийского моря - значительное загрязнение водных объектов сточными водами и связанные с этим проблемы с хозяйственно-питьевым водоснабжением в регионе, нагонные наводнения в г. Санкт-Петербурге;

бассейны рек Северная Двина и Печора - загрязнение водных объектов нефтепродуктами и сточными водами организаций лесного и нефтегазодобывающего комплексов, затопление значительных территорий и многих поселений при наводнениях;

бассейн реки Дон - дефицит водных ресурсов, особенно в маловодные годы, и связанные с этим ограничения водопользования для нужд рыбного хозяйства, водного транспорта и орошаемого земледелия, значительное загрязнение водных объектов сточными водами, истощение и деградация малых рек;

бассейн реки Кубань - дефицит водных ресурсов в среднезасушливые годы и связанные с этим ограничения водопользования для нужд населения, промышленных и сельскохозяйственных организаций, затопление значительных территорий и большого количества поселений при паводках, интенсивное развитие опасных русловых процессов, загрязнение сточными водами;

бассейны рек Терек, Сулак, Самур и других рек западного побережья Каспийского моря - затопление больших территорий при наводнениях, загрязнение водных объектов нефтепродуктами и сточными водами, распределение водных ресурсов пограничной реки Самур;

бассейн реки Волга - загрязнение сточными водами и отходами, напряженность водохозяйственного баланса и связанные с этим ограничения водопользования для нужд речного транспорта, рыбного и сельского хозяйства и электроэнергетики, затопление территорий, разрушение берегов водохранилищ, ухудшение состояния защитных гидротехнических сооружений;

бассейн реки Урал - загрязнение сточными водами, напряженность водохозяйственного баланса и связанные с этим ограничения водопользования для нужд речного транспорта, рыбного и сельского хозяйства и электроэнергетики;

бассейн реки Обь - загрязнение водных объектов нефтепродуктами, сточными водами промышленных и коммунальных объектов, загрязнение водосборных территорий вследствие выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, дефицит водных ресурсов и ограничение хозяйственно-питьевого и промышленного водоснабжения в верховьях бассейна, истощение водных ресурсов трансграничной реки Иртыш;

бассейн реки Енисей - нанесение ущерба населению и экономике вследствие наводнений, загрязнение сточными водами в результате деятельности жилищно-коммунального хозяйства и объектов промышленности;

озеро Байкал - продолжающееся негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера в результате осуществления хозяйственной деятельности;

бассейн реки Лена - нанесение ущерба населению и экономике региона от наводнений, осложнение условий судоходства в верхнем и среднем течении в условиях летнего маловодья, загрязнение сточными водами, проблемы с питьевым водоснабжением в районах Центральноякутской равнины и сезонный дефицит водных ресурсов в южных районах Якутии;

бассейн реки Амур - затопление больших территорий при наводнениях, интенсивные процессы деформации берегов рек и русловых перемещений, загрязнение сточными водами.

2. Прогнозная оценка потребности в водных ресурсах,
предотвращении и ликвидации последствий вредного воздействия вод

В связи со спадом промышленного и сельскохозяйственного производства водопотребление в России за период с 1990 года снизилось на 30 процентов, однако в 2000-2003 годах наметилась тенденция увеличения объемов водопользования, обусловленная ростом экономики.

Перспективы социально-экономического развития страны, включая решение национальной задачи удвоения внутреннего валового продукта, и ожидаемая модернизация основных секторов экономики промышленности, агропромышленного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства предполагают рост потребности в водных ресурсах с учетом рационализации водопользования и снижения удельной водоемкости.

Ожидаемый рост потребности в водных ресурсах может вызвать обострение региональных проблем водообеспечения населения, объектов экономики в бассейнах рек Волга, Дон, Кубань, Терек, Урал, Азовского и Каспийского морей и ряде других регионов, что требует принятия мер по развитию водохозяйственного комплекса.

3. Цели, задачи и меры по государственной поддержке развития
водохозяйственного комплекса России

Основными целями развития водохозяйственного комплекса России являются:

гарантированное обеспечение сбалансированной потребности населения и объектов экономики в водных ресурсах при последовательном осуществлении мер по рационализации водопользования, улучшению состояния и восстановлению водных объектов и их экосистем;

обеспечение безопасности жизнедеятельности населения и функционирования объектов экономики на территориях, подверженных наводнениям и другим видам вредного воздействия вод.

Достижение указанных целей определяет необходимость решения следующих важных задач развития водохозяйственного комплекса и мер по их реализации с учетом основных положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы):

а) формирование в рамках проводимой административной реформы эффективной системы государственного управления в области использования и охраны водных объектов на основе:

обеспечения комплексного управления водными ресурсами по бассейновому принципу, децентрализации и публичности принятия управленческих решений;

совершенствования системы планирования развития водохозяйственного комплекса, включая разработку схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, прогнозов развития водохозяйственного комплекса на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу, целевых программ, предусматривающих решение важнейших водохозяйственных проблем на федеральном, бассейновом и территориальном уровнях исходя из перспектив социально-экономического развития и размещения производительных сил и научно обоснованных нормативов предельно допустимых воздействий на водные объекты;

повышения роли государства в экономическом регулировании использования и охраны водных объектов, предоставления права пользования водными объектами преимущественно на основе гражданско-правовых норм и самофинансирования развития водохозяйственного комплекса;

совершенствования водного законодательства, в том числе в части межрегиональных взаимоотношений, правовых основ управления водными ресурсами и водохозяйственным комплексом;

расширения фундаментальных и прикладных научных исследований по проблемам использования, воспроизводства и охраны водных ресурсов, восстановления и сохранения экологических систем водных объектов, управления развитием водохозяйственного комплекса;

формирования системы технического регулирования и стандартизации в сфере использования и охраны водных ресурсов, предотвращения и ликвидации последствий наводнений и другого вредного воздействия вод;

совершенствования системы обеспечения информацией о состоянии и об использовании водного фонда и объектов водохозяйственного комплекса;

б) удовлетворение потребностей населения и объектов экономики в водных ресурсах на основе их рационального использования и воспроизводства за счет:

модернизации, реконструкции и строительства водохозяйственных систем, водохранилищ, гидротехнических сооружений и других водохозяйственных объектов, обеспечивающих сохранение и прирост водных ресурсов;

строительства, расширения, повышения технического уровня и надежности функционирования систем водоснабжения и водоотведения поселений с обеспечением подачи населению отвечающей санитарно-гигиеническим требованиям питьевой воды;

организации и обустройства зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения;

использования подземных вод для обеспечения населения питьевой водой и создания на их основе резервных источников водоснабжения поселений;

совершенствования технологий и повышения технического уровня систем водоснабжения в промышленности, агропромышленном и жилищно-коммунальном хозяйстве в целях снижения удельного водопотребления и минимизации потерь воды;

в) обеспечение улучшения качества водных ресурсов и экологического состояния водных объектов за счет:

повышения эффективности государственного контроля в области использования и охраны водных объектов, в первую очередь источников питьевого водоснабжения;

модернизации, реконструкции и строительства систем и сооружений по сбору, очистке и отведению коммунальных и промышленных сточных вод с применением прогрессивных методов, технологий и материалов;

строительства систем и сооружений для сбора и очистки ливневого стока с территорий поселений и предприятий, снижения загрязнения водных объектов через поверхность земли и воздух;

обустройства водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, в первую очередь источников питьевого водоснабжения;

г) предотвращение наводнений и другого вредного воздействия вод за счет:

установления специальных режимов осуществления хозяйственной и иной деятельности, а также определения порядка компенсации возможного ущерба от вредного воздействия вод на периодически затапливаемых территориях на основе их зонирования по степени риска затопления, подтопления и иного вредного воздействия вод;

обеспечения инженерной защиты поселений, объектов экономики, уникальных природных объектов и объектов историко-культурного наследия от вредного воздействия вод;

обеспечения безопасных для населенных пунктов и объектов экономики гидрологических режимов водных объектов в местах их пересечения транспортными коммуникациями и иными специализированными сооружениями в целях предотвращения затопления, подтопления и иного вредного воздействия вод на прилегающих территориях;

совершенствования методов прогнозирования паводков и наводнений и развития системы оповещения о них;

д) обеспечение безопасности гидротехнических сооружений за счет:

повышения эффективности системы государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений;

безусловного выполнения собственниками гидротехнических сооружений установленных требований к безопасности этих сооружений с проведением их реконструкции, своевременного ремонта и надлежащей эксплуатации;

е) развитие системы государственного мониторинга водных объектов по следующим приоритетным направлениям:

расширение и модернизация сети наблюдения за гидрологическим, гидрохимическим и гидробиологическим режимами водных объектов с учетом перспектив развития и размещения производительных сил;

организация системы мониторинга источников загрязнения;

развитие автоматизированных и дистанционных методов наблюдения за режимом водных объектов и качеством вод;

развитие методов прогнозирования качественного и количественного состояния водных ресурсов и информирования населения о нем;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»