Действующий


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 22 сентября 2005 года Дело N 3-279/05


[Об оспаривании ст.6 Закона Санкт-Петербурга N 19-4 от 08.02.2000
"О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего
пользования в Санкт-Петербурге"]

_____________________________________________

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28.12.2005 N 78-Г05-57 решение оставлено без изменения.

_____________________________________________


Санкт-Петербургский городской суд в составе судьи ... с участием прокурора ... при секретаре ... рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Б-и З.Т. об оспаривании ст.6 Закона Санкт-Петербурга N 19-4 от 08.02.2000 "О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге", установлено:

19 января 2000 года Законодательным Собранием Санкт-Петербурга был принят и 8 февраля 2000 года губернатором Санкт-Петербурга был подписан Закон Санкт-Петербурга N 19-4 "О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге".

В соответствии со ст.3 указанного Закона Администрация Санкт-Петербурга устанавливает маршруты движения наземного пассажирского маршрутного транспорта общего пользования на территории Санкт-Петербурга с определением начальных и конечных пунктов маршрута, утверждает расписание движения транспорта по маршрутам.

Администрация Санкт-Петербурга при установлении маршрутов движения наземного пассажирского маршрутного транспорта общего пользования учитывает предложения муниципальных образований по оптимальному и наиболее безопасному для граждан прохождению маршрута и развитию инфраструктуры, необходимой для организации движения по данному маршруту, и несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за состояние проезжей части на установленных маршрутах перевозок.

Согласно ст.6 указанного Закона Санкт-Петербурга Администрация Санкт-Петербурга организует для маршрутных перевозчиков конкурс, по результатам которого им предоставляется право осуществления перевозок по каждому установленному в соответствии с настоящим Законом коммерческому маршруту.

Порядок организации и проведения конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок по маршрутам устанавливается Администрацией Санкт-Петербурга.

Б-и З.Т. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с заявлением, в котором просил признать недействующей ст.6 Закона Санкт-Петербурга "О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге".

В обоснование своего заявления Б-и З.Т. указал, что он является индивидуальным предпринимателем, зарегистрированным в установленном порядке и имеющим надлежащую лицензию на право осуществления пассажирских перевозок.

На основании договоров N К-444-308 и N К-445-288, заключенных им с Администрацией Санкт-Петербурга 14 марта 2002 года, вступивших в силу 19 марта 2002 года и действующих три календарных года, он осуществлял перевозки на коммерческих маршрутах N К-308 и N К-288. Статья 6 Закона Санкт-Петербурга "О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге", по утверждению Б-и З.Т., противоречит федеральному законодательству ст.447 ГК РФ, ст.72 Бюджетного кодекса РФ, ст.7, 8 ФЗ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" - и нарушает его права на занятие предпринимательской деятельностью, гарантированные ст.34 Конституции РФ, так как создает ему препятствия в дальнейшей работе на маршрутах N К-308 и N К-288, а также на других коммерческих маршрутах, возлагая на него обязанность участвовать в конкурсе на право осуществления перевозок по каждому коммерческому маршруту (л.д.9, 15-17).

В судебном заседании заявитель Б-и З.Т., представители заявителя Л-ко В.В., К-в А.А. и Ю-н С.А. поддержали заявленные требования.

Законодательное Собрание Санкт-Петербурга и Губернатор Санкт-Петербурга в письменных отзывах на заявление Б-и З.Т. просили суд отказать Б-и З.Т. в удовлетворении его требований (л.д.24-26, 28-33).

Представитель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Г-ва В.М. и представитель Губернатора Санкт-Петербурга С-в С.А. в судебном заседании поддержали указанные выше письменные отзывы. В обоснование своих доводов они указали, что ст.6 Закона Санкт-Петербурга "О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге" не противоречит федеральному законодательству, поскольку указанный Закон Санкт-Петербурга принят в пределах ведения субъекта Российской Федерации. Данный Закон не регулирует гражданские правоотношения, а носит административно-правовой характер, в силу чего ссылки заявителя на противоречие оспоренной им нормы ст.7, 8 ФЗ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" нормам гражданского и бюджетного законодательства являются необоснованными. Указанная норма не нарушает права заявителя, поскольку из ее содержания следует, что в открытом конкурсе на равных условиях вправе добровольно принять участие все желающие лица, имеющие лицензию на право пассажирских перевозок.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные сторонами доказательства, заслушав заключение прокурора Б-й Н.А., полагавшей, что в удовлетворении заявления Б-и З.Т. должно быть отказано, суд считает, что заявление Б-и З.Т. о признании недействующей ст.6 Закона Санкт-Петербурга N 19-4 от 08.02.2000 "О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге" не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с подп."б" ст.72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации относятся вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности.

В силу ст.1 и ст.3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" регулирование в области безопасности дорожного движения является одной из мер защиты жизни, здоровья и имущества граждан, их законных интересов, то есть указанное регулирование относится к вопросам защиты прав человека и общественной безопасности.

Таким образом, регулирование в области безопасности дорожного движения в соответствии со ст.72 Конституции РФ относится к совместному ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.

Согласно ст.4 ФЗ "О безопасности дорожного движения" законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых Российской Федерации, законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации.

Как следует из п.1 ст.6 ФЗ "О безопасности дорожного движения", вопросы организации транспортного обслуживания населения не отнесены к предметам ведения Российской Федерации. В соответствии с п.2 ст.6 указанного Федерального закона субъекты Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии с подп.20 п.2 ст.6 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями на 08.12.2003) организация транспортного обслуживания населения находится в ведении органов местного самоуправления.

Однако в силу части 2 пункта 3 ст.6 этого же Федерального закона в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - в целях сохранения единства городского хозяйства предметы ведения находящихся на их территориях муниципальных образований, в том числе установленные федеральным законом, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Как следует из ст.8 Закона Санкт-Петербурга от 18.06.1997 N 111-35 "О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге", вопросы организации транспортного обслуживания населения не отнесены Законом Санкт-Петербурга к вопросам местного значения.

Следовательно, в силу ст.6 ФЗ "О безопасности дорожного движения", подпункта 20 пункта 2 и части 2 пункта 3 статьи 6 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 8 Закона Санкт-Петербурга "О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге", вопросы организации транспортного обслуживания населения в Санкт-Петербурге относятся к компетенции субъекта Российской Федерации - города федерального значения Санкт-Петербурга.

Согласно ст.1 Закона Санкт-Петербурга "О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге", предметом регулирования данного Закона являются отношения, связанные с организацией обслуживания пассажиров наземного пассажирского маршрутного транспорта общего пользования.

Таким образом, Закон Санкт-Петербурга "О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге" принят в пределах компетенции субъекта Российской Федерации - города федерального значения Санкт-Петербурга.

Как следует из ст.1 указанного Закона Санкт-Петербурга, данный Закон регулирует отношения, связанные с организацией обслуживания пассажиров наземного пассажирского маршрутного транспорта общего пользования, то есть отношения, возникающие между государственными органами и перевозчиками при осуществлении транспортного обслуживания населения по вопросам технического обеспечения безопасности движения, соблюдения технических, санитарных, кадровых и иных требований к перевозчикам, которые не охватываются действием гражданского законодательства, не относятся к гражданско-правовым отношениям, так как не могут регулироваться на основе равноправия сторон, а подразумевают отношения на уровне власти (подчинения), характерные для административных правоотношений.

Проведение конкурса на право осуществлять перевозки пассажиров по установленным в соответствии с Законом Санкт-Петербурга "О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге" коммерческим маршрутам в данном случае производится в рамках указанных выше административных правоотношений, возникающих между государственными органами Санкт-Петербурга и перевозчиками при реализации государственными органами Санкт-Петербурга своих полномочий по организации обслуживания пассажиров наземного пассажирского маршрутного транспорта общего пользования. Проведение конкурса в соответствии с требованиями ст.6 Закона Санкт-Петербурга "О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге" направлено на выявление наиболее ответственных перевозчиков, способных обеспечить соблюдение технических, санитарных, кадровых и иных требований, предъявляемых к перевозчикам в целях обеспечения безопасности дорожного движения, обеспечения мер защиты жизни, здоровья и имущества граждан, их законных интересов.

В связи с изложенным суд находит несостоятельными доводы Б-и З.Т. о том, что оспоренная им норма Закона Санкт-Петербурга противоречит ст.447 ГК РФ, ст.72 Бюджетного кодекса РФ, поскольку указанные выше правоотношения, возникающие между органами государственной власти Санкт-Петербурга и перевозчиками, не регулируется данными нормами гражданского и бюджетного законодательства.

Суд также находит, что проведение конкурса на право осуществлять перевозки пассажиров по установленным в соответствии с указанным выше Законом Санкт-Петербурга маршрутам не противоречит ст.7, 8 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Установленные ст.6 Закона Санкт-Петербурга "О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге" правила в равной мере распространяются на всех перевозчиков, желающих осуществлять перевозки пассажиров по коммерческим маршрутам в Санкт-Петербурге. Указанный выше конкурс носит открытый характер, в нем вправе принять участие на добровольной основе каждый перевозчик, имеющий лицензию на право осуществления перевозки пассажиров, никому из претендентов статьей 6 оспоренного Закона Санкт-Петербурга не предоставляется каких-либо преимуществ и никому из претендентов не устанавливается каких-либо ограничений для участия в данном конкурсе.

Анализ ст.9 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", письма Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 28 февраля 2003 года N ИЮ/2272 "О порядке применения статьи 9 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" также позволяет суду сделать вывод о том, что антимонопольное законодательство предъявляет определенные антимонопольные требования к условиям проведения конкурса, однако не рассматривает сам по себе конкурс как ограничение конкуренции.

Суд также находит несостоятельными доводы Б-и З.Т. о том, что оспоренная им норма Закона Санкт-Петербурга нарушает права заявителя, предоставленные ему ст.34 Конституции Российской Федерации, поскольку проведение конкурса не препятствует заявителю свободно использовать свое имущество и способности для предпринимательской деятельности - осуществление маршрутных перевозок пассажиров, а лишь обеспечивает равные условия для всех претендентов на получение права осуществлять указанную деятельность.

Вывод суда о том, что проведение конкурса на право осуществлять перевозки пассажиров по установленным в соответствии с указанным выше Законом Санкт-Петербурга коммерческим маршрутам не нарушает права заявителя, установленные ст.34 Конституции Российской Федерации, суд также основывает на правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении Конституционного суда Российской Федерации от 14 марта 2001 года N 55-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гурбанова Керима Мухтара оглы и Штинникова Андрея Валентиновича на нарушение их конституционных прав положениями ст.2 Закона Архангельской области "О порядке обслуживания перевозчиками автобусных маршрутов общего пользования в Архангельской области", содержащей вывод о том, что само по себе установление конкурса на перевозку пассажиров не нарушает конституционные права заявителей.

Доводы Б-и З.Т. о том, что во исполнение ст.6 Закона Санкт-Петербурга "О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге" Комитетом по транспорту были незаконно выставлены на конкурс маршруты N К-288 и N К-308, на которых он работал и которые были, по утверждению заявителя, разработаны и обустроены им лично, в данном случае не имеют правового значения, поскольку относятся не к содержанию ст.6 указанного Закона Санкт-Петербурга, оспоренной заявителем, а к порядку исполнения указанного Закона, что не является предметом настоящего судебного разбирательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.197, 253 ГПК РФ, суд решил:

Заявление Б-и З.Т. о признании недействующей ст.6 Закона Санкт-Петербурга N 19-4 "О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге" оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана сторонами кассационная жалоба или принесено кассационное представление прокурором, участвующим в деле, в Верховный суд Российской Федерации через Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней.

Судья
...




Текст документа сверен по:

рассылка