Недействующий

     

ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН


О региональной целевой программе "Переселение граждан
Российской Федерации, проживающих на территории
Ленинградской области, из аварийного и ветхого
жилищного фонда до 2013 года"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 31 декабря 2008 года
 на основании Закона Ленинградской области
 от 29 декабря 2008 года N 156-оз

____________________________________________________________________

     

(Принят
Законодательным собранием
Ленинградской области
19 июля 2005 года)

     

Статья 1


Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Переселение граждан Российской Федерации, проживающих на территории Ленинградской области, из аварийного и ветхого жилищного фонда до 2013 года".

Статья 2


Настоящий областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков



Санкт-Петербург

15 августа 2005 года

N 74-оз

Приложение


УТВЕРЖДЕНА
областным законом
от 15 августа 2005 года N 74-оз

     
Региональная целевая программа "Переселение граждан
Российской Федерации, проживающих на территории
Ленинградской области, из аварийного и ветхого
жилищного фонда до 2013 года"

Паспорт региональной целевой программы
"Переселение граждан Российской Федерации, проживающих
на территории Ленинградской области, из аварийного и
ветхого жилищного фонда до 2013 года"

Полное наименование Программы

Региональная целевая программа "Переселение граждан Российской Федерации, проживающих на территории Ленинградской области, из аварийного и ветхого жилищного фонда до 2013 года" (далее - Программа)

Основания разработки Программы

Конституция Российской Федерации,
Гражданский кодекс Российской Федерации,
Жилищный кодекс Российской Федерации,
постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы",
постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2002 года N 33 "О подпрограмме "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы"

Период и этапы реализации Программы

2005-2013 годы:
1-й этап - 2005-2007 годы
2-й этап - 2008-2013 годы

Цели Программы

Переселение в благоустроенное жилье граждан, проживающих в помещениях (домах), признанных непригодными для постоянного проживания; ликвидация аварийного жилищного фонда

Основные задачи, мероприятия Программы

Основными задачами Программы являются:
подготовка условий и разработка механизма переселения граждан из жилищного фонда, непригодного для проживания;
реализация обязательств собственника по восстановлению жилищного фонда;
оптимизация развития территорий, занятых в настоящее время жилищным фондом, непригодным для проживания. Мероприятия Программы:
1. Формирование законодательной и нормативной базы для предоставления жилья гражданам.
2. Разработка методики выявления, форм описания жилых помещений и зданий, составления и ведения реестра ветхого и аварийного жилищного фонда.
3. Разработка методики и форм составления и ведения реестра граждан, проживающих в аварийном и ветхом жилищном фонде.
4. Разработка методики и форм ведения реестра территорий, территориальных зон и земельных участков для жилищного строительства.
5. Составление программ и графиков ликвидации и (или) капитального ремонта и (или) реконструкции жилых помещений и зданий, непригодных для постоянного проживания.
6. Составление программ и графиков инженерной подготовки территорий и земельных участков под жилищное строительство, проектирование и капитальное строительство для целей реализации Программы.
7. Определение видов и установление договорных отношений с гражданами, подлежащими переселению из аварийного и ветхого жилищного фонда и участвующими в реализации Программы.
8. Установление адресной очередности переселения граждан из непригодного для проживания жилья и сноса освободившегося жилищного фонда.
9. Привлечение и адресное аккумулирование бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов для реализации Программы.
10. Поэтапное переселение жильцов и снос жилищного фонда непригодного для проживания.
11. Оптимизация развития освободившихся земельных участков, создание рыночных механизмов страхования для минимизации финансовых рисков собственников жилья

Объем и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования - 1346,5 млн.руб.
из них:
средства федерального бюджета, областного бюджета Ленинградской области, местных бюджетов - 807,9 млн.руб. (60 процентов),
внебюджетные средства - 538,6 млн.руб. (40 процентов)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Переселение до 2013 года из аварийного жилищного фонда 5,3 тысячи граждан;
ликвидация аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 2000 года (первая очередь), в 2000-2004 годах (вторая очередь);
разработка финансовых и иных механизмов повышения ответственности собственников жилищного фонда за состояние и сохранение жилых зданий и помещений, общего имущества домовладений;
разработка механизмов привлечения внебюджетных ресурсов для решения сложных социальных проблем;
выполнение государственных и муниципальных обязательств по переселению граждан из жилых помещений, непригодных для постоянного проживания

Разработчики Программы

Депутаты Законодательного собрания Ленинградской области М.П.Водопьянов, В.Г.Жуков, В.И.Закурдаев, С.Н.Кузьмин, В.Н.Леонов, В.С.Рябов;
комитет по энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области;
государственное учреждение "Дирекция жилищных строительных программ Ленинградской области"

Государственный заказчик Программы

Правительство Ленинградской области

Представитель государственного заказчика Программы

Комитет по энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области

Основной исполнитель и исполнители Программы

Основной исполнитель - государственное учреждение "Дирекция жилищных строительных программ Ленинградской области".
Исполнители:
комитет по строительству Ленинградской области;
комитет по энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области;
государственное учреждение "Управление строительства Ленинградской области";
органы местного самоуправления;
предприятия, учреждения и организации, юридические и физические лица, в том числе определяемые на конкурсной основе, привлекаемые для реализации мероприятий Программы в установленном порядке

Фамилия, имя, отчество, должность, номер телефона руководителя представителя государственного заказчика Программы

Мяков Сергей Борисович - председатель комитета по энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области, тел. 576-6280

Система организации контроля за исполнением Программы

Контроль за целевым использованием бюджетных и внебюджетных средств, направленных на реализацию Программы, осуществляется вице-губернаторами Ленинградской области по профилю деятельности, представителем заказчика, комитетом финансов, комитетом экономического развития, другими уполномоченными органами государственной власти.
Оценка результатов реализации Программы и контроль за выполнением мероприятий Программы осуществляются представителем заказчика. Отчет о реализации мероприятий Программы представляется представителем заказчика в комитет экономического развития ежеквартально и по итогам года.
Комитет экономического развития осуществляет и представляет Правительству Ленинградской области и Губернатору Ленинградской области обобщенную оценку финансирования, выполнения и эффективности Программы ежеквартально и по итогам года.
О ходе и итогах выполнения Программы представитель заказчика ежеквартально докладывает вице-губернатору Ленинградской области по профилю деятельности и не реже одного раза в год - Правительству Ленинградской области.
Отчет о ходе выполнения Программы в прошедшем году представляется Губернатором Ленинградской области на утверждение Законодательному собранию Ленинградской области в составе отчета об исполнении областного бюджета за соответствующий финансовый год

     

Раздел 1

Анализ ситуации и обоснование целей и задач Программы

     

1.1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами


Более 30 тысяч человек (около двух процентов населения Ленинградской области) в настоящее время проживают в аварийных и ветхих домах, не приспособленных для постоянного проживания.

Суммарная площадь ветхого и аварийного жилья в Ленинградской области в государственном и муниципальном жилищных фондах составляет 612,9 тыс.кв.м (около 3,9 процента муниципального и государственного жилищного фонда Ленинградской области), что в 1,2 раза превышает объемы годового ввода в действие жилых домов за счет всех источников финансирования.

Ветхое и аварийное жилье имеется во всех муниципальных образованиях Ленинградской области (сведения о наличии ветхого и аварийного жилищного фонда в Ленинградской области приведены в приложении 1 к Программе).

Наибольшую долю ветхого и аварийного жилищного фонда составляет малоэтажное (до трех этажей) жилье, занимаемое на условиях найма, являющееся муниципальной собственностью. Достаточно велика в этом фонде доля приватизированных квартир. В меньшей степени к ветхому и аварийному жилью в настоящее время относятся многоэтажные (свыше трех этажей) жилые здания.

На сегодняшний день органы местного самоуправления не в состоянии решить проблемы, связанные с передачей в муниципальную собственность жилищного фонда, ранее числившегося на балансе организаций (ведомственного жилищного фонда), в связи с чем почти прекращена работа по переселению граждан из ведомственного аварийного и ветхого жилья.

Основной удельный вес в структуре ветхого и аварийного жилья занимает ветхий жилищный фонд - 76 процентов, аварийный - 24 процента. Аварийный жилищный фонд составляет более 163 тыс.кв.м.

Исходя из размеров ветхого и аварийного жилищного фонда, а также средней стоимости затрат на переселение граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда в масштабах Ленинградской области необходимо только по муниципальному и государственному жилищным фондам 2290 млн.руб.

1.2. Цели Программы, основные задачи и мероприятия Программы


Цель Программы - переселение в благоустроенное жилье граждан, проживающих в помещениях (домах), признанных непригодными для постоянного проживания, и ликвидация аварийного жилищного фонда в Ленинградской области. В том числе: решение проблемы планомерного инвентаризационного учета состояния и своевременного обновления жилищного фонда, предупреждения аварийных ситуаций и ликвидации последствий аварий и катастроф природного и техногенного характера; решение вопросов формирования маневренного жилищного фонда, необходимого для оперативного расселения аварийных домов и кратковременного проживания граждан на период капитального ремонта и реконструкции жилых зданий, обновления жилья как средства улучшения комфортности проживания с возложением обязанности на всех собственников жилья нести бремя содержания и ответственности за риск утраты.

Проблемы ветшания жилищного фонда, переходящего в его аварийность, ликвидации последствий аварийных ситуаций, формирования финансовых средств и резервов для своевременного проведения комплекса планово-предупредительных мероприятий должны стать проблемами всех собственников жилищного фонда и решаться ими, а не только государством и органами местного самоуправления.

До недавнего времени государство являлось основным собственником жилищного фонда и не обеспечивало надлежащего функционирования системы эксплуатации и реновации. Таким образом, замена жилого (в том числе приватизированного) помещения в случае его ветшания или аварийного состояния является обязанностью государства, а не только собственника этого помещения. Тем самым признается прямая ответственность государства за возникновение проблемы с жильем, непригодным для проживания.

Основными задачами Программы являются:

обеспечение благоустроенным жильем граждан, проживающих в условиях, непригодных для постоянного проживания;

ликвидация до 2010 года включительно существующего аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 2000 года, и ликвидация до 2013 года включительно аварийного жилищного фонда, признанного таковым в 2000-2004 годы.

В Программе решаются также следующие задачи:

разработка правовых и методологических механизмов переселения граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда, а также определение размеров оказываемой при переселении государственной помощи;

формирование обязательств собственников жилищного фонда относительно его состояния и восстановления в случае аварийного разрушения;

формирование концепции градостроительного и социально-экономического развития районов сосредоточения ветхого и аварийного жилищного фонда;

формирование финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения переселяемых граждан благоустроенным жильем;

оказание федеральной финансовой поддержки муниципальным образованиям, привлекающим к решению этой проблемы существенные ресурсы на местном уровне, путем консолидации бюджетных и внебюджетных источников финансирования;

учет различных возможностей привлечения внебюджетных ресурсов в муниципальных образованиях Ленинградской области;

взаимосвязь Программы с другими программами и мероприятиями федерального, регионального и местного уровней, решающими проблемы ликвидации ветхого и аварийного жилья.

Программа предусматривает наличие разработанных и утвержденных программ муниципальных образований (далее - муниципальные программы), которые не противоречат условиям Программы, учитывают правовую базу Программы и совместно с Программой обеспечивают решение проблемы переселения граждан с консолидированным взаимодействием программ трех уровней:

а) на федеральном уровне: подпрограмма "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда" определяет масштаб проблемы, правовые и финансовые механизмы ее решения, меры и пути предоставления федеральной поддержки субъектам Российской Федерации для переселения граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда;

б) на областном уровне: Программа определяет срок решения проблемы в регионе, формирует областную законодательную основу, определяет методы государственного управления в решении данной проблемы и государственной поддержки муниципальных образований;

в) на уровне муниципального образования: муниципальные программы предусматривают план действий органов, местного самоуправления с привлечением внебюджетных ресурсов для переселения граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда, эффективное целевое использование средств государственной поддержки, направленных на финансирование программных мероприятий в поселениях муниципального образования, ведение реестров аварийных и ветхих жилых помещений и помещений маневренного жилищного фонда, предназначенного для переселения граждан.

1.3. Система мероприятий Программы


Система мероприятий Программы включает в себя работу по следующим направлениям:

а) правовое и методологическое обеспечение улучшения жилищных условий граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде;

б) финансовое обеспечение Программы и практическая деятельность по переселению граждан в благоустроенное жилье (приложение 2 к Программе);

в) разработка и реализация концепции развития территорий сосредоточения ветхого и аварийного жилищного фонда.

1.3.1. Правовое в методологическое обеспечение Программы.
Подготовка реестра аварийных и ветхих жилых строений


Задача переселения граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда требует установления четких юридических правил отнесения жилищного фонда к аварийному или ветхому применительно к условиям Ленинградской области.

В рамках Программы необходимо разработать и утвердить методику оценки непригодности жилых зданий и жилых помещений для проживания.

Предусматривается выделение двух категорий домов и помещений; непригодных для проживания:

дома и помещения, которые после капитального ремонта, модернизации и реконструкции могут стать пригодными для проживания;

дома и помещения, которые не могут быть восстановлены (в том числе и по причине экономической нецелесообразности).

Исходя из этого в рамках формирования Программы составляется реестр ветхих и аварийных жилых строений (домов), уточняются объем такого жилья и численность проживающего в нем населения. С учетом показателей реестра формируется перечень конкретных объектов, предназначенных для переселения граждан, и определяются объемы и источники финансирования применительно к конкретным адресам жилищного строительства (покупки жилья). Указанный перечень используется при заключении государственных и муниципальных договоров (контрактов).

1.3.2. Формирование нормативно-правовой базы для переселения
граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда


Юридические вопросы переселения граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда на территории Ленинградской области решаются в рамках жилищного законодательства, которое является предметом совместного ведения Российской Федерации и Ленинградской области. Реализация Программы включает формирование муниципальной нормативно-методической базы, определяющей условия переселения граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда, и взаимодействие с федеральной целевой подпрограммой "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда".

Нормативные правовые документы, обеспечивающие реализацию Программы, должны предусматривать в первую очередь следующие положения:

а) граждане, имеющие одно и единственное жилье в муниципальном или государственном жилищном фонде, непригодном для проживания, и проживающие в нем на условиях социального найма, должны иметь право на первоочередное получение бесплатного жилья в пределах определенной законом нормы предоставления жилых помещений в муниципальном или государственном жилищных фондах;

б) граждане, имеющие в жилищном фонде, непригодном для проживания, частные (приватизированные) квартиры, могут иметь право на первоочередное получение бесплатного жилья на условиях социального найма в пределах нормы предоставления жилых помещений;

в) при желании граждан, проживающих в ветхих или аварийных жилых домах, получить жилье большей площади они должны иметь право произвести необходимую для этого оплату разницы между стоимостью такого жилья и жилья, полагающегося им бесплатно (например, взнос в фонд развития жилищного строительства на территории Ленинградской области на цели переселения из аварийного и ветхого жилья);"

г) очередность предоставления жилья гражданам, проживающим в аварийных и ветхих домах, определяется муниципальной программой ликвидации такого жилищного фонда, а именно - очередностью сноса того -или иного строения, определяемой в соответствии с положениями плана развития территории.

Граждане, имеющие в частной собственности непригодное для проживания, жилье, не бывшее в государственной (муниципальной) собственности, имеют право на получение субсидии из областного бюджета на строительство или покупку благоустроенного жилья в размере и порядке, установленных Правительством Ленинградской области.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»