Недействующий

     

ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН


О региональной целевой программе "Совершенствование
организации скорой медицинской помощи
в Ленинградской области на 2004-2006 годы"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 22 августа 2005 года на основании
закона Ленинградской области от 28 июля 2005 года N 62-оз
____________________________________________________________________

     

(Принят
Законодательным собранием
Ленинградской области
24 августа 2004 года)

Статья 1


Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Совершенствование организации скорой медицинской помощи в Ленинградской области на 2004-2006 годы".

Статья 2


Настоящий областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков



Санкт-Петербург

9 сентября 2004 года

N 59-оз

Приложение

УТВЕРЖДЕНА
областным законом
от 9 сентября 2004 года N 59-оз

Региональная целевая программа "Совершенствование
организации скорой медицинской помощи
в Ленинградской области на 2004-2006 годы"

     

Паспорт
региональной целевой программы
"Совершенствование организации скорой медицинской помощи
в Ленинградской области на 2004-2006 годы"

Полное наименование программы

Региональная целевая программа "Совершенствование организации скорой медицинской помощи в Ленинградской области на 2004-2006 годы" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

"Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от 22 июля 1993 года N 5487-1;
приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации "О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации" от 26 марта 1999 года N 100;
приказ комитета по здравоохранению Ленинградской области "О совершенствовании организации скорой медицинской помощи в Ленинградской области" от 24 августа 1999 года N 147;
приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации "Об утверждении отраслевого стандарта "Салоны автомобилей скорой медицинской помощи и их оснащение. Общие технические требования" от 14 октября 2002 года N 313

Период реализации Программы

2004-2006 годы

Цели и задачи Программы

Повышение доступности и эффективности скорой медицинской помощи населению Ленинградской области.
Укрепление материально-технической базы станций и отделений скорой медицинской помощи в Ленинградской области:
дооснащение санитарного автотранспорта скорой медицинской помощи медицинским оборудованием в соответствии с требованиями отраслевого стандарта;
внедрение компьютерных технологий управления и статистической обработки данных;
переоснащение станций и отделений скорой медицинской помощи современной медицинской аппаратурой и техникой.
Повышение квалификации медицинского персонала службы скорой медицинской помощи.
Совершенствование системы обучения основам первой медицинской и реанимационной помощи на базе станций и отделений скорой медицинской помощи.
Улучшение условий труда работников станций и отделений скорой медицинской помощи

Основные мероприятия Программы

1. Оснащение санитарного автотранспорта скорой медицинской помощи в соответствии с требованиями отраслевого стандарта.
2. Автоматизация труда диспетчера. Приобретение компьютеров с программными средствами.
3. Совершенствование системы обучения основам первой медицинской и реанимационной помощи на базе станций и отделений скорой медицинской помощи.
4. Улучшение условий труда работников станций и отделений скорой медицинской помощи.
5. Укрепление и развитие материально-технической базы станций, отделений скорой медицинской помощи

Объем финансовых ресурсов по Программе на 2004 год

13889 тысяч рублей, в том числе: областной бюджет - 7985 тысяч рублей; бюджеты муниципальных образований - 5904 тысячи рублей

Объем финансовых ресурсов, необходимых для завершения Программы, на 2004-2006 годы

43190 тысяч рублей, в том числе:
областной бюджет - 28958 тысяч рублей;
бюджеты муниципальных образований - 14232 тысячи рублей;
2004 год - 13889 тысяч рублей, в том числе:
областной бюджет - 7985 тысяч рублей;
бюджеты муниципальных образований - 5904 тысячи рублей;
2005 год - 13365 тысяч рублей, в том числе:
областной бюджет - 9595 тысяч рублей;
бюджеты муниципальных образований - 3770 тысяч рублей;
2006 год - 15936 тысяч рублей, в том числе:
областной бюджет - 11378 тысяч рублей;
бюджеты муниципальных образований - 4558 тысяч рублей

Ожидаемые конечные результаты, социальный и экономический эффект, важнейшие целевые показатели Программы

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
1) улучшить качество диагностики заболеваний и оказания скорой медицинской помощи жителям области:
при остром инфаркте миокарда, что приведет к своевременной госпитализации больных в 95 процентах случаев и снижению госпитальной летальности в данной группе на один процент, догоспитальной - на пять процентов;
при острых нарушениях мозгового кровообращения, что позволит повысить процент их госпитализации не менее чем на 10 процентов;
2) своевременно выполнять выезды (в течение четырех минут) и качественно оказывать скорую медицинскую помощь жителям области при несчастных случаях и повреждениях при дорожно-транспортных происшествиях (ДТП), что приведет к снижению числа случаев летальности при ДТП на догоспитальном этапе на два процента, в первые сутки после госпитализации - на три процента;
3) увеличить использование оксигенотерапии, число дефибрилляций на догоспитальном этапе в три раза, что улучшит результаты проведения реанимационных пособий на 40 процентов;
4) обеспечить стопроцентную доступность и улучшить качество специализированной консультативной медицинской помощи, оказываемой специалистами областных учреждений больным, находящимся в лечебно-профилактических учреждениях Ленинградской области;
5) оперативно эвакуировать больных, нуждающихся в высокоспециализированном лечении, из муниципальных лечебно-профилактических учреждений в областные;
6) проводить ежегодно обучение 120 врачей и 700 специалистов среднего медицинского персонала станций и отделений скорой медицинской помощи с целью повышения квалификации, стабилизировать кадровую ситуацию;
7) осуществлять ежегодно подготовку 800 не медицинских работников, наиболее часто сталкивающихся с неотложными состояниями у пострадавших (пожарные, работники государственной автоинспекции, управления внутренних дел), по вопросам оказания первой медицинской помощи раненым и пострадавшим;
8) провести учение по готовности скорой медицинской помощи к действиям в условиях чрезвычайной ситуации и катастроф, улучшить взаимодействие с силовыми структурами и спецслужбами районных служб скорой медицинской помощи и областных структур

Разработчик Программы

Комитет по здравоохранению Ленинградской области

Срок разработки Программы

2004 год

Основной исполнитель и соисполнители Программы

Комитет по здравоохранению Ленинградской области, органы местного самоуправления Ленинградской области

Представитель заказчика Программы

Комитет по здравоохранению Ленинградской области

Фамилия, имя, отчество, должность, номер телефона руководителя Программы

Фомин Михаил Михайлович - первый заместитель председателя комитета по здравоохранению Ленинградской области; тел.: 275-49-11

Система организации контроля за выполнением Программы

Общий контроль за выполнением Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области, курирующий социальные вопросы.
Для осуществления оперативного контроля руководитель Программы представляет ежеквартально в комитет по здравоохранению Ленинградской области сведения о выполнении мероприятий и объемах финансирования Программы.
Комитет по здравоохранению Ленинградской области ежеквартально направляет информацию о ходе финансирования и выполнения Программы в комитет по экономике и инвестициям Ленинградской области

     

     

1. Анализ ситуации, обоснование целей и задач Программы

     

1.1. Обоснование Программы


Совершенствование службы скорой медицинской помощи имеет важнейшее значение среди проблем структурного реформирования здравоохранения.

В Ленинградской области создана и функционирует система оказания населению скорой и экстренной медицинской помощи с развитой инфраструктурой. На 1 января 2004 года в Ленинградской области насчитывается 44 станции и отделения скорой медицинской помощи, а также отделение экстренной и плановой консультативной медицинской помощи Ленинградской областной клинической больницы и педиатрический реанимационно-консультативный центр Ленинградской областной детской клинической больницы.

В составе службы скорой помощи работают 144 выездные бригады, из них 33 линейные врачебные, 102 фельдшерские, 7 бригад интенсивной терапии, одна кардиореанимационная и одна психиатрическая бригада. Скорую и неотложную медицинскую помощь населению оказывают 134 врача и 731 медицинский работник со средним медицинским образованием, 474 водителя санитарного транспорта. Утвержденные штатные должности укомплектованы далеко не полностью: должности врачей - на 46 процентов, среднего персонала - на 62 процента, водителей - на 79 процентов. По сравнению с 2002 годом ситуация ухудшилась - число врачей скорой помощи уменьшилось на 14, среднего персонала - на 13, водителей санитарного транспорта - на четыре человека.

Основной причиной оттока кадров из службы скорой помощи области является несоответствие заработной платы объему и сложности выполняемой работы; сложные, порой опасные, условия труда; неудовлетворительные условия для отдыха в промежутке между выездами. При этом притока молодых специалистов в службу скорой помощи практически нет по тем же причинам.

Ввиду нехватки медицинских кадров большинство выездных бригад недоукомплектовано персоналом и состоит только из одного медицинского работника (врача или фельдшера) и водителя. Такая бригада не в силах оказать экстренную медицинскую помощь в достаточном объеме при тяжелых травмах, несчастных случаях и жизнеугрожающих ситуациях. Сложность ситуации усугубляет недостаточное материально-техническое оснащение скорой помощи, в первую очередь средствами диагностики и оказания эффективной помощи при опасных жизнеугрожающих состояниях.

Общее число выездов бригад скорой помощи составило в 2003 году 499343 (335,6 на 1000 человек населения), из них 28,7 процента - к жителям сельской местности. В 2003 году было выполнено 3483 выезда на дорожно-транспортные происшествия. Из 4695 пострадавших 489 человека (10,4 процента) погибли на догоспитальном этапе, почти все из них до прибытия бригады скорой помощи. Столь высокий процент погибших при дорожных травмах заставляет обратить особое внимание на улучшение организация помощи пострадавшим на трассах и внутренних дорогах Ленинградской области.

В Ленинградской области отсутствует разделение скорой и неотложной медицинской помощи. В общей структуре выездов бригад преобладают выезды на дом в связи с заболеваниями (76 процентов); транспортировка больных - 13,1 процента, несчастные случаи - 10,3 процента, безрезультатные выезды - 5,6 процента.

На конечных результатах оказания скорой медицинской помощи пострадавшим при несчастных случаях и дорожно-транспортных происшествиях негативно сказывается отсутствие системы обучения и подготовки работников милиции, государственной автоинспекции, пожарной службы, спасателей по вопросам оказания первичной медицинской помощи.

Все перечисленное свидетельствует о необходимости совершенствования и реорганизации службы скорой медицинской помощи в Ленинградской области с централизацией ее управления. Требуется повысить эффективность использования имеющихся ресурсов, укрепить материально-техническую базу станций и отделений скорой медицинской помощи, внедрить современные системы анализа и управления, улучшить взаимодействие со структурами догоспитальной помощи и стационарами, внедрить постоянно действующую систему обучения персонала спецслужб приемам первичной экстренной медицинской помощи.

Для решения комплекса проблем и задач скорой медицинской помощи в свете проводимой структурной реформы амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи в Ленинградской области постановлением Правительства Ленинградской области от 25 января 2001 года N 5 была утверждена региональная целевая программа "Совершенствование организации скорой медицинской помощи в Ленинградской области" на 2001-2005 годы.

За период 2001-2003 годов финансирование указанной программы составило 19828,8 тысячи рублей, в том числе за счет средств областного бюджета - 13658,1 тысячи рублей, за счет средств бюджетов муниципальных образований - 6170,7 тысячи рублей. Обязательства Правительства Ленинградской области выполнены в полном объеме. В рамках программы закуплено 29 автомашин для службы скорой медицинской помощи, полностью решена проблема оперативной связи: приобретены радиотелефоны мобильной связи для всех бригад и диспетчерских постов, создана корпоративная телефонная сеть всей службы скорой медицинской помощи Ленинградской области, включая педиатрический реанимационно-консультативный центр и отделение экстренной и плановой консультативной медицинской помощи Ленинградской областной клинической больницы. Начато дооснащение салонов автомобилей скорой медицинской помощи необходимым медицинским оборудованием в соответствии с утвержденным Министерством здравоохранения Российской Федерации отраслевым стандартом. При крупных отделениях скорой медицинской помощи созданы восемь центров обучения оказанию первой и реанимационной помощи; большинство диспетчерских постов оснащены компьютерами для автоматической звукозаписи телефонных переговоров и ведения баз данных обслуженных вызовов.

Эти мероприятия позволили повысить доступность скорой помощи для населения, укрепить материально-техническую базу службы скорой помощи области, улучшили оперативность выполнения вызовов (во всех отделениях скорой медицинской помощи, имеющих более трех выездных бригад, выезд на дорожно-транспортное происшествие осуществляется в течение четырех минут), способствовали повышению качества медицинской помощи на догоспитальном этапе, дали реальный импульс развитию службы на новом качественном уровне.

Но программа совершенствования скорой медицинской помощи в Ленинградской области еще не завершена. До сих пор медицинское оборудование салонов большей части санитарных автомобилей и переносное оборудование выездных бригад не соответствуют отраслевому стандарту, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 октября 2002 года N 313 "Об утверждении отраслевого стандарта "Салоны автомобилей скорой медицинской помощи и их оснащение. Общие технические требования". Не внедрена система дистанционного консультирования и мониторинга пациентов кардиологического профиля на догоспитальном этапе. Не закончено оснащение учебных центров при крупных станциях и отделениях скорой помощи. Не во всех подразделениях внедрены современные системы автоматической регистрации вызовов и статистической обработки данных.

Обеспеченность отделений скорой медицинской помощи (СМП) медицинским оборудованием, аппаратурой, оргтехникой, а также обеспеченность центров, созданных на их базе, учебными пособиями и планируемое оснащение в рамках Программы представлены в таблице.

Таблица

Медицинское оборудование для салонов автомашин СМП

Муниципальные образования

Число отделений СМП

Число бригад СМП

Дефибриллятор

Система передачи электрокардиографии

Пульсоксиметр

Шприцевой инфузионный насос

Аппарат ИВЛ

Компьютер с программой звукозаписи

Учебный центр

имеется

требуется

имеется

требуется

имеется

требуется

имеется

требуется

имеется

требуется

имеется

требуется

имеется

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Бокситогорский район

3

6

3

1

3

3

1

3

2

1

1

Волосовский район

1

4

3

1

2

2

1

3

1

1

Всеволожский район

5

15

2

10

1

8

7

1

3

5

8

3

3

1

Волховский район

2

5

3

2

2

1

3

2

1

Выборгский район

5

15

2

10

1

8

8

5

6

7

2

4

1

Гатчинский район и город Гатчина

3

15

2

10

1

8

8

5

5

8

2

3

1

Кингисеппский район

1

7

2

3

1

3

3

2

3

2

1

1

Киришский район

1

6

2

2

1

3

3

2

3

2

1

1

Кировский район

4

9

2

5

1

4

5

3

3

5

1

3

Лодейнопольский район

2

4

3

1

3

2

1

2

1

1

1

Ломоносовский район

1

7

5

1

4

4

2

3

2

1

Лужский район

1

8

2

4

1

3

4

3

3

3

1

Подпорожский район

2

4

3

1

3

2

2

2

3

1

Приозерский район

2

5

3

1

3

3

2

3

3

1

1

Сланцевский район

1

4

3

1

2

2

1

3

2

1

Тихвинский район

2

6

1

3

1

3

3

2

3

3

1

1

1

Тосненский район

3

9

2

5

1

5

5

4

4

4

1

2

1

Город Волхов

1

5

1

2

1

2

3

2

3

2

1

Город Пикалево

1

2

1

1

1

1

2

1

1

Город Ивангород

1

1

1

1

1

1

1

Город Коммунар

1

2

1

1

1

1

1

1

1

Город Сертолово

1

2

1

1

1

1

2

1

1

Город Светогорск

1

2

1

1

1

1

1

1

1

Поселок Кузнечное

Колтушская волость

Город Сосновый Бор

1

4

1

2

2

2

1

2

2

1

Город Шлиссельбург

1

2

1

1

1

1

1

1

Ленинградская областная клиническая больница

2

1

2

1

1

1

3

1

1

1

1

1

Ленинградская детская областная клиническая больница

2

2

2

1

2

2

2

1

1

Областной кардиологический диспансер

1

ИТОГО

47

153

23

88

18

78

-

79

4

55

24

26

73

67

9

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»