ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 ноября 2012 года N 1229
(с изменениями на 23 июня 2014 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2015 года на основании
постановлений Правительства Санкт-Петербурга
от 4 июня 2014 года N 452, от 17 июня 2014 года N 490
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11 апреля 2013 года N 246;
постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19 августа 2013 года N 594;
постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28 апреля 2014 года N 309 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 07.05.2014);
постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 июня 2014 года N 533.
____________________________________________________________________
В соответствии со статьей 10 Закона Санкт-Петербурга от 04.07.2007 N 371-77 "О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге" Правительство Санкт-Петербурга
постановляет:
1. Утвердить Программу "Миграция. Комплексные меры по реализации Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года" в Санкт-Петербурге на 2012-2015 годы (далее - Программа) согласно приложению.
2. Комитету по труду и занятости населения Санкт-Петербурга:
2.1. Осуществлять координацию деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, являющихся исполнителями мероприятий Программы (далее - исполнители мероприятий Программы), в части, касающейся реализации мероприятий Программы.
2.2. До 30.01.2013 утвердить форму отчетов о выполнении мероприятий Программы.
2.3. В трехмесячный срок представить на рассмотрение Правительства Санкт-Петербурга проект постановления Правительства Санкт-Петербурга о внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.09.2010 N 1256 "О Программе гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания культуры толерантности в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы (программа "Толерантность")" в соответствии с настоящим постановлением.
3. Исполнителям мероприятий Программы:
3.1. Обеспечить реализацию мероприятий Программы.
3.2. Один раз в полгода до 15 числа месяца, следующего за отчетным полугодием, представлять в Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга отчеты о выполнении мероприятий Программы с указанием величины произведенных расходов в соответствии с формой, утвержденной Комитетом по труду и занятости населения Санкт-Петербурга.
3.3. При подготовке проекта бюджета Санкт-Петербурга на соответствующий финансовый год в порядке и сроки составления проекта бюджета Санкт-Петербурга представлять в Комитет финансов Санкт-Петербурга предложения по выделению из бюджета Санкт-Петербурга бюджетных ассигнований, необходимых для реализации мероприятий Программы.
4. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Вязалова С.Ю.
Губернатор Санкт-Петербурга
Г.С.Полтавченко
Программа "Миграция. Комплексные меры по реализации Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года" в Санкт-Петербурге на 2012-2015 годы
(с изменениями на 23 июня 2014 года)
Регулирование миграции населения ввиду ее массовости и неоднозначности для жизненно важных интересов Российской Федерации - одна из актуальных и сложных задач.
В формировании населения Санкт-Петербурга одной из самых важных составляющих является миграционное движение населения. Прирост населения за счет миграции является объективной необходимостью демографического развития Санкт-Петербурга и притока рабочей силы в различные сектора экономики.
Основным источником пополнения населения Санкт-Петербурга за счет миграции в современных условиях являются другие регионы Российской Федерации. В 2011 году миграционный прирост составил 58632 человек и полностью компенсировал естественную убыль населения Санкт-Петербурга.
Общие итоги миграции населения в Санкт-Петербурге в 2010-2011 годах приведены в таблице:
2010 год | 2011 год | |||||
Число | Число | Миграционный прирост | Число | Число | Миграционный прирост | |
Миграция, в том числе: | 67127 | 30330 | 36797 | 130321 | 71689 | 58632 |
Межрегиональная | 52827 | 20017 | 32810 | 84206 | 38147 | 46059 |
Международная | 4663 | 676 | 3987 | 13424 | 851 | 12573 |
По способу реализации миграция населения делится на организованную, осуществляемую при участии государства и с его помощью, и неорганизованную (индивидуальную, самодеятельную), которая осуществляется силами и средствами самих мигрантов.
В настоящее время на федеральном уровне нет единых механизмов регулирования внутренней миграции, она носит в основном неорганизованный характер, что в свою очередь приводит к недостатку трудовых ресурсов в одних регионах и высокому уровню безработицы в других.
Санкт-Петербург традиционно относится к трудонедостаточным регионам, однако отсутствие четкой системы мероприятий по привлечению для работы в Санкт-Петербург российских граждан, проживающих в других субъектах Российской Федерации, приводит к увеличению численности привлекаемых иностранных работников.
Обеспечивая приток рабочей силы в важные секторы экономики (строительство, транспорт, коммунальное хозяйство, промышленность и др.), внешняя миграция несет с собой также ряд реальных угроз в сферах экономической, общественной и санитарно-эпидемиологической безопасности. Хотя основная часть миграции населения носит экономический характер, значительное число иностранных трудовых мигрантов всячески уклоняется от налогообложения, не внося адекватного вклада в развитие и содержание инфраструктуры города, которую интенсивно и бесплатно использует. В свою очередь, растет социальная напряженность, создаются условия для распространения среди населения Российской Федерации идей национальной нетерпимости и ксенофобии.
Санкт-Петербург является одним из самых притягательных для иностранных мигрантов регионом Российской Федерации. Помимо того, что растет количество официально привлекаемых иностранных трудовых мигрантов, растет и количество нелегальных мигрантов. Оценки количества незаконных мигрантов сильно разнятся. Так, по оценочным данным сейчас в Санкт-Петербурге находится порядка 500 тысяч иностранных мигрантов.
Основной приток иностранных граждан происходит из Узбекистана и Таджикистана. При этом многие прибывающие из этих стран работники имеют низкий уровень профессиональной подготовки (или отсутствие таковой) и не владеют в достаточной степени русским языком. Это, в свою очередь, делает их "легкой добычей" для недобросовестных посредников и работодателей.
Привлечение мигрантов должно происходить в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития Санкт-Петербурга, а также с учетом необходимости социальной адаптации и интеграции мигрантов. Миграционные ресурсы следует направлять в те отрасли экономики, где они действительно нужны, и таким образом контролировать ситуацию. Дешевизна рабочих рук мигрантов развращает бизнес, снижает его социальную ответственность, не дает развивать инновационные подходы, собственное профессиональное образование, воспитывать свои кадры, обеспечивать занятость российских граждан.
Таким образом, проблем, связанных с внешней трудовой миграцией существует множество: нелегальная миграция, нагрузка на социальную сферу (здравоохранение, образование, социальная защита), рост преступности и социальной напряженности среди населения, распространение социально опасных заболеваний, а также проблема соблюдения трудовых и иных прав самих иностранных работников.
Для решения вышеизложенных проблем необходимо осуществление комплексных обеспеченных финансовыми ресурсами целевых мероприятий. Программно-целевой метод позволит направить финансовые ресурсы на создание необходимых условий, обеспечивающих приоритетное право российских граждан на замещение вакантных и создаваемых рабочих мест, регулирование потоков иностранных трудовых мигрантов, снижение социальной напряженности в Санкт-Петербурге.
За последние годы (2009-2011 гг.) ситуация в экономике Санкт-Петербурга существенно изменилась. Посткризисный период развития потребовал вовлечения в оборот дополнительных кадровых резервов (численность принятых работников превышала численность выбывших; число возвращенных к труду пенсионеров повысилось на 10 тыс. человек; положительное сальдо миграции достигло в 2011 году 53 тыс. человек в трудоспособном возрасте). Стабильно рос уровень занятости населения, нарастало число рабочих мест, сокращалась общая и регистрируемая безработицы. Вместе с тем не снижались естественные потери трудоспособного населения одновременно с критически низким числом молодежи, вступающий в трудоспособный возраст. Перспективы пополнения, прироста численности работающих за счет местных трудовых ресурсов уменьшаются с каждым годом.
На каждую тысячу человек, выходящих из трудоспособного возраста, приходит на смену лишь 500 молодых людей. На тысячу человек в трудоспособном возрасте приходится 193 человека в возрасте до трудоспособного и 408 человек старше трудоспособного возраста, то есть суммарная социальная нагрузка составляет 601 человек на 1000 человек трудоспособного возраста.
Все это создало серьезные предпосылки для роста численности и доли привлекаемых в экономику иностранных трудовых мигрантов.
Если в 2009 (кризисном) году уровень общей безработицы (по методологии МОТ) в Санкт-Петербурге поднялся до 4,1 процента от численности экономически активного населения (далее - ЭАН), то уже в 2010 году благодаря принятым активным мерам по снижению напряженности на рынке труда уровень общей безработицы снизился до 2,6 процента от ЭАН, а в 2011 году достиг минимальной отметки в 1,9 процента от ЭАН.
Вовлечение безработных граждан в экономику оказалось недостаточным для замещения всех свободных рабочих мест. Потребовалось нарастить величину привлечения иностранных трудовых мигрантов. Темпы их вовлечения ускорились: 2009 год - 5,2 процента; 2010 год - 4,9 процента; 2011 год - 6,1 процента от численности занятых.
В экономике и социальной сфере Санкт-Петербурга нарастают процессы технико-экономических преобразований: модернизация, реструктуризация, диверсификация с последующими изменениями сложившейся численности и структуры занятости населения. Преобразования сопровождаются сокращением неэффективных рабочих мест, расширением занятости в сфере услуг. Ужесточение конкуренции на рынке труда (сокращение численности в одних отраслях и перераспределение работников в другие отрасли) стимулирует компании к росту производительности труда, созданию комфортных условий труда.
Президентом Российской Федерации поставлена задача создания и модернизации до 2020 года 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест (всего за 8 лет обновить на 35,3 процента парк рабочих мест в экономико-социальном комплексе Российской Федерации или по 4,4 процента в год).
В Санкт-Петербурге на предприятиях и организациях ведущих видов экономической деятельности в 2011 году было введено 2,12 процента новых рабочих мест от всех действующих.
Значительный удельный вес в общем объеме создаваемых высокопроизводительных рабочих мест приходится на обрабатывающие производства, строительство, транспорт, сферу услуг.
Планируемый рост в экономике Санкт-Петербурга доли высокопроизводительных рабочих мест ведет к сокращению потребности в рабочих неквалифицированного труда, в том числе из состава иностранных трудовых мигрантов.
Прогнозными расчетами предусматривается нарастание темпов и объемов решений работодателями социальных задач для работников: предусматривается рост заработной платы, объема социальных благ, значительное улучшение условий труда и его охраны. Все эти изменения привлекут в экономику дополнительное число экономически незанятых, пока неактивных групп населения Санкт-Петербурга, а также положительно скажутся на привлечении в экономику Санкт-Петербурга работников из других регионов Российской Федерации, Республики Белоруссия и Республики Казахстан.
За 2009-2011 годы постоянно росла номинальная начисленная заработная плата: 2009 год - 24457 руб.; 2010 год - 27626,2 руб.; 2011 год - 29522,0 руб.
Основные показатели, характеризующие состояние экономики и социальной сферы Санкт-Петербурга в 2008-2011 гг. приведены в таблице:
Основные показатели | Единица | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | |||
измерения | Величина | Величина | % к предыдущему году | Величина | % к предыдущему году | Величина | % к предыдущему году | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Валовый региональный продукт | млрд.руб. | 1431,8 | 1475,8 | 94,3 | 1673,7 | 105,5 | 1917,4 | 105,3 |
Индекс промышленного производства* | % | 103,6 | - | 83,4 | - | 108,9 | - | 113,8 |
Ввод в действие общей площади жилых домов* | тыс.кв.м | 3211,6 | 2603,2 | 81,1 | 2656,5 | 102,0 | 2705,7 | 101,9 |
Миграционный прирост населения* | тыс.чел. | 33,1 | 31,2 | 94,2 | 36,8 | 117,9 | 58,6 | 159,2 |
Оборот | млрд.руб. | 576,1 | 605,7 | 94,7 | 695,0 | 106,0 | 742,1 | 100,5 |
Платные услуги населению* | млрд.руб. | 228,8 | 241,4 | 92,2 | 281,3 | 108,9 | 316,3 | 103,3 |
Инвестиции | млрд.руб. | 372,6 | 334,1 | 83,3 | 401,5 | 113,9 | 293,6 | 71,0 |
Среднегодовая численность занятых | тыс.чел. | 2472,0 | 2453,0 | 99,2 | 2466,0 | 100,5 | - | - |
Численность безработных | тыс.чел. | 55,2 | 111,1 | в 2 раза | 70,0 | 63,0 | 51,2 | 73,1 |
Численность безработных, зарегистрированных в службе занятости населения Санкт-Петербурга** | тыс.чел. | 14,4 | 28,6 | в 2 раза | 16,8 | 58,8 | 13,4 | 79,7 |
Напряженность | чел./ | 0,83 | 1,61 | в 2 раза | 0,72 | 44,7 | 0,36 | 50,0 |
Число вакансий, заявленных в службе занятости населения Санкт-Петербурга** | тыс.ед. | 335,5 | 171,0 | 51,0 | 196,7 | 115,0 | 204,4 | 103,9 |
Среднемесячная начисленная номинальная заработная плата одного работника | руб. | 22622,7 | 24457 | 107,5 | 27626,2 | 111,9 | 29522,0 | 108,6 |
Доля работающих, имеющих профессиональное образование | % | 80,2 | 80,4 | 0,2 | 83,0 | +2,6 | 84,8 | +1,8 |
Численность иностранных трудовых мигрантов | тыс.чел. | 117,3 | 127,4 | 108,6 | 120,9 | 94,9 | 150,7 | 124,6 |
Реальные денежные доходы населения в % к предыдущему году | % | 91,5 | - | 111,3 | - | 117,3 | - | 108,7 |
________________ * данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области (ПЕТРОСТАТ) |
Характерно, что большинство основных показателей по величине в 2011 году превзошли докризисные итоги. Прогнозные расчеты на 2012-2015 годы показывают дальнейший рост показателей с темпом, как правило, превышающим средние величины по регионам Северо-Западного Федерального округа и Российской Федерации в целом.