Недействующий

ЗАКОН

ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

от 24 октября 2007 года N 99-ЗАО

Об окружной целевой программе "Социальная поддержка инвалидов на 2008 2010 годы"

Документ утратил силу:

-законом автономного округа от 30.05.2009 N 22-ЗАО

Документ с изменениями внесенными:

-законом автономного округа от 02.12.2008 г. N 98-ЗАО

Принят Государственной Думой
Ямало-Ненецкого автономного округа
17 октября 2007 г.

Статья 1


Утвердить окружную целевую программу "Социальная поддержка инвалидов на 2008 - 2010 годы".

Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2008 года.

Губернатор Ямало-Ненецкого

автономного округа Ю.В.Неёлов

от 24 октября 2007 г. N 99-ЗАО

УТВЕРЖДЕНА
Законом Ямало-Ненецкого автономного
округа "Об окружной целевой программе
"Социальная поддержка инвалидов
на 2008 - 2010 годы"
(с изм. от. 02.12.2008 г. N 98-ЗАО)

ОКРУЖНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Социальная поддержка инвалидов на 2008 - 2010 годы"

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование Программы

Окружная целевая программа "Социальная поддержка инвалидов на 2008 - 2010 годы" (далее - Программа)

Основание для разработки (в ред. c:\content\ngr\RU89DMJ200800669.doc

Федеральный закон от 29 апреля 1999 года N 80-ФЗ"О физической культуре и спорте в Российской Федерации";
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 года N 832 "О Федеральной целевой программе "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы";
постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 года N 172 "О Федеральной целевой программе " Дети России" на 2007 - 2010 годы";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 года N 1270-р;
ЗаконЯмало-Ненецкого автономного округа от 2 ноября 2005 года N 74-ЗАО "О социальном обслуживании населения в Ямало-Ненецком автономном округе";
постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 января 2006 N 1-А"О порядке разработки, утверждения и реализации окружных целевых программ"

Государственный заказчик - координатор Программы (в ред. c:\content\ngr\RU89DMJ200800669.doc

Департамент по труду и социальной защите населения Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент по труду и социальной защите населения)

Госзаказчик (в ред. c:\content\ngr\RU89DMJ200800669.doc

Агентство по физической культуре и спорту Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - агентство по физической культуре и спорту)";

Ответственные за выполнение мероприятий (в ред. c:\content\ngr\RU89DMJ200800669.doc

Местные администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований Ямало-Ненецкого автономного округа)";

Разработчики Программы (в ред. c:\content\ngr\RU89DMJ200800669.doc

Департамент по труду и социальной защите населения

Цели и задачи Программы

Целями Программы являются создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, устранение или наиболее полная компенсация утраченных физических возможностей, а также интеграция инвалидов в общество.
 Для достижения указанных целей необходимо решить следующие основные задачи:
 внедрить в деятельность социальных служб Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - социальные службы автономного округа) инновационные технологии и методики работы по реабилитации и социальной адаптации инвалидов, а также расширить спектр социальных услуг, предоставляемых инвалидам и семьям с детьми-инвалидами;

 увеличить охват инвалидов различными видами реабилитационных услуг, оказываемых социальными службами автономного округа, лечебно-профилактическими и оздоровительными учреждениями;

 начать процесс создания условий для комфортной безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов;

 повысить конкурентоспособность инвалидов на рынке тр уда;

 содействовать социализации инвалидов

Сроки и этапы реализации (в ред. c:\content\ngr\RU89DMJ200800669.doc

2008 - 2010 годы

Важнейшие
 целевые
 индикаторы и показатели
 по этапам реализации
 Программы (в ред. c:\content\ngr\RU89DMJ200800669.doc

Количество инновационных технологий и методик работы по реабилитации и социальной адаптации инвалидов, новых услуг, внедренных в практику деятельности социальных служб автономного округа;

 число специалистов социальных служб, прошедших курсы повышения квалификации;

 число конференций (семинаров), проведенных по проблемам инвалидов;

 число информационных материалов о мерах социальной поддержки и защиты инвалидов, реабилитационных услугах;

 удельный вес инвалидов, получивших различные виды реабилитационных услуг (% от общего числа инвалидов);

 удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях (% от общего числа детей-инвалидов);

 удельный вес семей с детьми-инвалидами, получившими реабилитационные услуги в специализированных учреждениях (% от общего числа семей с детьми-инвалидами);

 удельный вес учреждений социального обслуживания, получивших современное оборудование, средства малой механизации для реабилитации и ухода за инвалидами (% от числа всех учреждений социального обслуживания населения автономного округа);

 удельный вес инвалидов, получивших помощь в адаптации внутриквартирного пространства (% от числа инвалидов, нуждающихся в адаптации внутриквартирного пространства);

 удельный вес инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации (% от числа инвалидов, нуждающихся в технических средствах реабилитации);

 число приобретенных микроавтобусов для развития службы "Социальное такси";

 удельный вес инвалидов, получающих профессиональное образование (% от числа инвалидов, нуждающихся в профессиональной реабилитации);

 удельный вес инвалидов, охваченных социокультурной реабилитацией (% от общего числа инвалидов);

 удельный вес инвалидов, участвующих в спортивных (оздоровительных) мероприятиях (% от общего числа инвалидов);

 удельный вес инвалидов, являющихся членами общественных объединений инвалидов (% от общего числа инвалидов)";

Основные
 направления
 реализации
 мероприятий (в ред. c:\content\ngr\RU89DMJ200800669.doc

Информационно-аналитическое и организа-ционно-методическое обеспечение работы по реабилитации и социальной адаптации инвалидов;

 медико-социальная реабилитация инвалидов;

 создание доступной среды жизнедеятельности инвалидов;

 профессиональная реабилитация инвалидов;

 социокультурная реабилитация инвалидов и реабилитация посредством физической культуры и спорта

Объемы и источники финансирования (в ред. c:\content\ngr\RU89DMJ200800669.doc

Общий объем финансирования Программы на три года составляет 60841,0 тыс. рублей (в ценах на 2007 год). Окружной бюджет - 60841,0тыс. рублей, в том числе по годам:
 2008 год - 20000,0 тыс. рублей;

 2009 год - 25170,0 тыс. рублей;

 2010 год - 15671,0 тыс. рублей

Ожидаемые
 конечные результаты реализации и
 показатели
 социально-экономической эффективности (в ред. c:\content\ngr\RU89DMJ200800669.doc

Реализация мероприятий Программы позволит:
 увеличить количество инновационных технологий и методик работы по реабилитации и социальной адаптации инвалидов, новых услуг, внедренных в практику деятельности социальных служб автономного округа, с 3 единиц в 2007 году до 12 единиц в 2010 году;

 увеличить число специалистов социальных служб, прошедших курсы повышения квалификации, со 105 человек в 2007 году до 147 человек в 2010 году;

 увеличить число конференций (семинаров), проведенных по проблемам инвалидов, с 3 в 2007 году до 6 в 2010 году;

 увеличить число информационных материалов о мерах социальной поддержки и защиты инвалидов, о реабилитационных услугах с 6 единиц в 2007 году до 24 единиц в 2010 году;

 увеличить удельный вес инвалидов, получивших различные виды реабилитационных услуг, от общего числа инвалидов с 20,7% в 2007 году до 30% в 2010 году;

 увеличить удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях, от общего числа детей-инвалидов с 20,4% в 2007 году до 24,0% в 2010 году;

 увеличить удельный вес семей с детьми-инвалидами, получившими реабилитационные услуги в специализированных учреждениях, от общего числа семей с детьми-инвалидами с 19,6% в 2007 году до 22,0% в 2010 году;

 увеличить удельный вес учреждений социального обслуживания, получивших современное оборудование, средства малой механизации для реабилитации и ухода за инвалидами, от числа всех учреждений социального обслуживания населения автономного округа с 37,0% в 2007 году до 65,0% в 2010 году;

 довести удельный вес инвалидов, получивших помощь в адаптации внутриквартирного пространства, от числа инвалидов, нуждающихся в адаптации внутриквартирного пространства, до 1,5% в 2010 году;

 увеличить удельный вес инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации, от числа инвалидов, нуждающихся в технических средствах реабилитации, с 47,7% в 2007 году до 60,0% в 2010 году;

 довести число приобретенных микроавтобусов для развития службы "Социальное такси" к 2010 году до 3 единиц;

 увеличить удельный вес инвалидов, получающих профессио нальное образование, от числа инвалидов, нуждающихся в профессиональной реабилитации, с 0,8% в 2007 году до 1,95% в 2010 году;

 увеличить удельный вес инвалидов, охваченных социокультурной реабилитацией, от общего числа инвалидов с 3% в 2007 году до 10,0% в 2010 году;

 увеличить удельный вес инвалидов, участвующих в спортивных (оздоровительных) мероприятиях, от общего числа инвалидов с 7,2% в 2007 году до 10,0% в 2010 году;

 увеличить удельный вес инвалидов, являющихся членами общественных объединений инвалидов, от общего числа инвалидов с 19,0% в 2007 году до 22,0% в 2010 году";

РАЗДЕЛ I Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Согласно данным актуального регистра на начало 2007 года на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) численность инвалидов составляет 14450 человек, из них 1837 детей-инвалидов.

В автономном округе на протяжении ряда лет, как и в целом по Российской Федерации, наблюдается увеличение численности инвалидов. Если в 2004 году численность инвалидов составляла 2,1% (т. е. 10973 человека) от всего населения автономного округа, в 2005 году - 2,3% (т.е. 11823 человека), то в 2006 году - 2,6% (т.е. 14450 человек). Очевиден рост на 0,5%.

Наибольшая численность инвалидов проживает в таких муниципальных образованиях, как г.г. Ноябрьск, Новый Уренгой, Надым.

Структура заболеваний, которые приводят к первичной инвалидности у взрослого населения автономного округа, отличается от структуры заболеваний, повлекших инвалидность среди детского населения. Так, если у взрослых преобладают болезни органов кровообращения, злокачественные новообразования и болезни костно-мышечной системы, то у детей на первое место выходят врожденные аномалии, болезни нервной системы и психические расстройства.

В структуре первичной инвалидности по степени ограничения способности к трудовой деятельности отмечаются тенденции снижения удельного веса инвалидов с более высокой степенью ограничения трудовой деятельности:

уменьшилось на 2,6% случаев первичной инвалидности со II и III степенями ограничения способности к трудовой деятельности;

увеличилось на 8,2% случаев первичной инвалидности с I степенью ограничения способности к трудовой деятельности и без ограничения трудовой деятельности.

Увеличение численности инвалидов происходит за счет роста численности инвалидов старше 18 лет. Так, на начало 2007 года от общей численности инвалидов в автономном округе 87% составляют инвалиды старше 18 лет, по сравнению с 2005 годом численность данной возрастной категории инвалидов увеличилась на 1%. От числа инвалидов старше 18 лет 55% составляют лица трудоспособного возраста. Таким образом, более 2% от жителей автономного округа трудоспособного возраста по состоянию здоровья лишены возможности трудиться, а следовательно, и возможности обеспечивать себя материально. Так как основным источником доходов инвалидов является пенсия по инвалидности, средний размер которой по автономному округу на начало 2007 года составил 3852,09 рублей, то они наряду с лицами пенсионного возраста являются финансово-экономической нагрузкой на трудоспособную часть жителей автономного округа, на систему здравоохранения и социального обеспечения. Увеличение уровня инвалидности среди лиц трудоспособного возраста характерно и для России в целом. В связи с этим в Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года одним из основных приоритетов демографического развития в области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения является развитие реабилитационной индустрии, направленной на создание возможностей для максимального использования потенциала инвалидов, а к основным целям деятельности Министерства здравоохранения и социального развития на 2007 - 2009 годы отнесены не только вопросы обеспечения потребностей в социальном обслуживании и социальной поддержке граждан, но и воспроизводства и развития потенциала трудовых ресурсов.

Реабилитация инвалида представляет собой процесс и систему медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или, возможно, полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реабилитации является восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.

Процесс реабилитации инвалидов многогранен и многоаспектен, поэтому его эффективность достигается за счет слаженного, системного межведомственного взаимодействия. Ранее действовавшие окружные целевые программы, направленные на социальную поддержку инвалидов, обеспечивали координацию усилий всех заинтересованных структур. Программно-целевой метод в реализации мер по реабилитации, адаптации и интеграции инвалидов в общество показал свою эффективность.

Благодаря действию окружной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2005 - 2007 годы" удалось достичь определенных результатов в сфере организации процесса реабилитации инвалидов. Среди наиболее значимых результатов реализации окружной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2005 - 2007 годы" являются:

увеличение числа инвалидов, получивших социальные услуги в социальных службах автономного округа, на 43%. Увеличение данного показателя стало возможным благодаря оснащению учреждений современным реабилитационным оборудованием;

увеличение на 71% в 2006 году по сравнению с 2005 годом числа инвалидов, получающих профессиональное образование. Данное достижение особо значимо, так как в связи со снижением за последние годы удельного веса инвалидов с более высокой степенью ограничения трудовой деятельности все большую актуальность приобретает вопрос трудоустройства инвалидов;

уменьшение за период с 2005 по 2006 год на 65% очередности инвалидов на обеспечение автотранспортными средствами, вставших в очередь на получение спецавтотранспорта до 1 января 2005 года. Данная проблема, возникшая в связи с исключением автотранспортных средств из федерального перечня технических средств реабилитации, из-за отсутствия федерального финансирования на протяжении двух лет решается исключительно за счет средств окружного бюджета;

повышение уровня профессиональной подготовки специалистов социальных служб, работающих с инвалидами, что безусловно будет способствовать повышению качества социальных услуг, предоставляемых инвалидам;

увеличение за счет консолидации финансовых средств федерального и окружного бюджетов числа инвалидов, обеспеченных санаторно-курортными путевками. На начало 2007 года удельный вес инвалидов, получивших санаторно-курортное лечение (с учетом погашения задолженности Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по автономному округу за 2005 год), составил 60% от числа инвалидов, обратившихся за получением санаторно-курортных путевок.

Наиболее значимыми результатами действия окружной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2005 - 2007 годы" являются:

увеличение за период с 2002 по 2006 годы показателя полной или частичной реабилитации инвалидов автономного округа старше 18 лет (на 2,1% и 2,3% соответственно);

снижение уровня первичной инвалидности всего населения (на 1 января 2007 года он составляет 41,4 на 10000 населения, что на 10,9% ниже показателя 2005 года).

Несмотря на достигнутые результаты, в сфере организации реабилитации инвалидов сохраняется нерешенным ряд проблем.

Одной из наиболее сложных проблем является создание безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов. В данный комплекс задач входят вопросы оборудования жилых помещений специальными устройствами и приспособлениями для компенсации утраченных навыков самообслуживания, транспортное обслуживание лиц с ограниченными возможностями, обеспечение техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями и ряд других мероприятий.

Не менее важной проблемой, связанной с организацией процесса интеграции инвалидов в общество, является обеспечение инвалидов равными возможностями в сфере профессионального образования и трудоустройства. Если в вопросе получения инвалидами профессионального образования отмечается положительная динамика, то вопрос трудоустройства инвалидов продолжает оставаться недостаточно решенным. В 2006 году лишь 17% инвалидов, обратившихся в органы занятости по вопросам трудоустройства, смогли трудоустроиться.

Для успешной интеграции инвалидов в общество необходим также целый спектр мероприятий по социокультурной реабилитации инвалидов. Очень важно подготовить и само общество к адекватному восприятию инвалидов, для этого необходимо развивать толерантность общества к инвалидам.

Таким образом, актуальность программы "Социальная поддержка инвалидов на 2008 - 2010 годы", ее цели и задачи определяются исходя из необходимости закрепления позитивных результатов, достигнутых в ходе реализации предыдущих программ, наличия нерешенных в рамках предыдущих окружных целевых программ вопросов реабилитации, адаптации и интеграции инвалидов в общество, необходимости обеспечения реализации Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятых генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 года, концепции демографического развития Российской Федерации до 2015 года, приоритетных задач социально-экономического развития автономного округа.

Система программных мероприятий структурирована в пять разделов:

информационно-аналитическое и организационно-методическое обеспечение работы по реабилитации и социальной адаптации инвалидов;

медико-социальная реабилитация инвалидов;

создание доступной среды жизнедеятельности инвалидов;

профессиональная реабилитация инвалидов;

социокультурная реабилитация инвалидов и реабилитация посредством физической культуры и спорта.

В каждом разделе определены приоритеты, сформирован перечень программных мероприятий на основе следующих принципов:

сохранение преемственности - ряд мероприятий, успешно реализованных в 2005 - 2007 годах, был интегрирован в новую программную структуру;

адресный подход - охват различных категорий инвалидов услугами по социальной реабилитации и адаптации с учетом индивидуальной степени нуждаемости;

межотраслевой характер, консолидирование усилий различных ведомств на решение вопросов реабилитации, социальной адаптации и интеграции инвалидов в общество.

РАЗДЕЛ II Основные цели и задачи Программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей

(наименование в ред. от. 02.12.2008 г. N 98-ЗАО)

Основные цели и задачи Программы определены исходя из необходимости создания и совершенствования на государственном уровне условий для успешной реабилитации и социализации инвалидов, создания возможностей для максимального использования потенциала инвалидов, обеспечения им равных возможностей в реализации гражданских прав, что соответствует задачам Концепции демографического развития Российской Федерации до 2015 года и основным направлениям социально-экономического развития автономного округа.

В связи с этим целями Программы являются создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, устранение или наиболее полная компенсация утраченных физических возможностей, а также интеграция инвалидов в общество.

Для достижения поставленных целей в рамках Программы предполагается решить следующие задачи:

внедрить в деятельность социальных служб автономного округа инновационные технологии и методики работы по реабилитации и социальной адаптации инвалидов, а также расширить спектр социальных услуг, предоставляемых инвалидам и семьям с детьми-инвалидами;

увеличить охват инвалидов различными видами реабилитационных услуг, оказываемых социальными службами автономного округа, лечебно-профилактическими и оздоровительными учреждениями;

начать процесс создания условий для комфортной безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов;

повысить конкурентоспособность инвалидов на рынке труда;

содействовать социализации инвалидов.

Программа носит среднесрочный характер. Срок реализации Программы - 2008 - 2010 годы.

Ежегодно в Программе предусматривается решение аналогичных задач, поэтому по итогам года планируется осуществление анализа эффективности проведения мероприятий Программы, расходования средств на основе оценки основных целевых индикаторов и показателей, а также определения промежуточных результатов Программы.

Система показателей и индикаторов, позволяющая оценить эффективность реализации Программы, увязанная с решаемыми тактическими задачами, приведена в таблице 1.

Таблица 1

(в ред. от. 02.12.2008 г. N 98-ЗАО)

Система показателей и индикаторов, увязанная с решаемыми тактическими задачами Программы


Тактические задачи

Показатель (индикатор)

Базовое значение
 (2007 год)

Значение показателя в плановый период

2008 год

2009
 год

2010
 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»