ЗАКОН

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 5 июня 2007 года N 77/2007-ОЗ

Об областной целевой программе "Экология Подмосковья на 2007-2008 годы"

(с изменениями на 4 мая 2008 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Московской области от 30 октября 2007 года N 188/2007-ОЗ (Ежедневные Новости. Подмосковье, N 205, 03.11.2007);

Законом Московской области от 4 мая 2008 года N 59/2008-ОЗ (Ежедневные новости. Подмосковье, N 96, 14.05.2008);

Законом Московской области от 24 октября 2008 года N 153/2008-ОЗ (Ежедневные новости. Подмосковье, N 240, 06.11.2008).

____________________________________________________________________


Принят
постановлением
Московской областной Думы
от 23 мая 2007 года N 3/8-П


Статья 1


Утвердить областную целевую программу "Экология Подмосковья на 2007-2008 годы". (Приложение.)

Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.

Губернатор
Московской области
Б.В.Громов

5 июня 2007 года

N 77/2007-ОЗ

Приложение
к Закону Московской области
"Об областной целевой программе
"Экология Подмосковья
на 2007-2008 годы"

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Экология Подмосковья на 2007-2008 годы"

(с изменениями на 30 октября 2007 года)

     

     

ПАСПОРТ
областной целевой программы "Экология Подмосковья на 2007-2008 годы"


Наименование Программы

Областная целевая программа "Экология Подмосковья на 2007-2008 годы" (далее - Программа).

Основания для разработки Программы




Закон Московской области N 11/96-ОЗ "О Концепции, прогнозах и государственных программах социально-экономического развития Московской области", постановление Правительства Московской области от 26.03.2001 N 87/6 "О порядке разработки областных целевых программ и контроля за их реализацией", постановление Правительства Московской области от 20.11.2006 N 1086/44 "О разработке проекта областной целевой программы "Экология Подмосковья на 2007-2008 годы".

Перечень подпрограмм, входящих в состав Программы

"Охрана окружающей среды Московской области";

"Строительство и реконструкция природоохранных объектов коммунального назначения".

Государственный заказчик - координатор Программы

Министерство экологии и природопользования Московской области.


Государственные заказчики подпрограмм, входящих в состав Программы

Подпрограмма "Охрана окружающей среды Московской области" - Министерство экологии и природопользования Московской области.

Подпрограмма "Строительство и реконструкция природоохранных объектов коммунального назначения" - Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области.

Разработчик Программы

Министерство экологии и природопользования Московской области.

Исполнители Программы

Центральные исполнительные органы государственной власти Московской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области (по согласованию) и организации, отбираемые в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Законом Московской области N 196/2005-ОЗ "О закупках и поставках продукции для государственных нужд Московской области".

Цель Программы

Цель Программы - обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду за счет стабилизации экологической обстановки в Московской области и ее постепенного улучшения на территориях с наиболее высокими уровнями загрязнения.

Сроки и этапы реализации Программы

2007-2008 годы.

Первый этап - 2007 год.

Второй этап - 2008 год.

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы составляет 593949 тыс.рублей, в том числе: 2007 год - 389341 тыс.рублей, 2008 год - 204608 тыс.рублей.

Объем финансирования подпрограммы "Охрана окружающей среды Московской области" составляет 313892 тыс.рублей, в том числе: 2007 год - 181284 тыс.рублей, 2008 год - 132608 тыс.рублей.

Объем финансирования подпрограммы "Строительство и реконструкция природоохранных объектов коммунального назначения" составляет 280057 тыс.рублей, в том числе: 2007 год - 208057 тыс.рублей, 2008 год - 72000 тыс.рублей.

Источники финансирования Программы: 2007 год - средства Московского областного экологического фонда (далее - Экологический фонд), 2008 год - средства бюджета Московской области.

(рубрика в редакции, введенной в действие с 7 ноября 2008 года Законом Московской области от 24 октября 2008 года N 153/2008-ОЗ, - см. предыдущую редакцию)

Мероприятия Программы

Подпрограмма "Охрана окружающей среды Московской области" содержит два приложения:

Приложение 1 "Перечень мероприятий по защите природных объектов от вредного воздействия", которое предусматривает проведение мероприятий межмуниципального и регионального (областного) значения по следующим основным направлениям:

выполнение предпроектных, проектных работ и проведение берегоукрепительных работ;

реабилитация загрязненных водотоков и водоемов путем их очистки и благоустройства.

Приложение 2 "Перечень мероприятий по охране окружающей среды Московской области", включающее комплекс мероприятий по следующим разделам:

Раздел 1 "Регулирование качества окружающей среды":

разработка и осуществление в Московской области проектов в сфере охраны окружающей среды;

проведение работ по восстановлению почв, загрязненных диоксинами, ведение кадастра отходов, инвентаризация и параметризация техногенных углеводородных загрязнений окружающей среды, внедрение модели экологической реабилитации в отдельных малых городах Подмосковья, оценка экологического воздействия на окружающую среду отработанных карьеров;

развитие системы информационного обеспечения управления в сфере экологии и природопользования.

Раздел 2 "Особо охраняемые природные территории" предусматривает осуществление биотехнических мероприятий в пределах функционирующих особо охраняемых природных территорий, их инвентаризацию, проектирование и развитие.

Раздел 3 "Охрана среды обитания диких животных и рыб, сохранение редких и исчезающих видов животных и растений" содержит мероприятия, решающие задачи по сохранению и улучшению среды обитания объектов растительного и животного мира, водных биологических ресурсов, ведение мониторинга состояния растительного и животного мира, работы по подготовке и изданию Красной книги Московской области.

Раздел 4 "Экологическое образование, воспитание и информирование населения" включает работу по подготовке и изданию информационного сборника о состоянии природных ресурсов и окружающей среды Московской области, проведение экологических конференций, съездов, практикумов и лагерей, практическое обучение навыкам и методам проведения экологических исследований, дальнейшее развитие системы экологического воспитания и образования.

Подпрограмма "Строительство и реконструкция природоохранных объектов коммунального назначения" включает мероприятия по:

разработке проектно-сметной документации на строительство и реконструкцию очистных сооружений и канализационных коллекторов;

строительству очистных сооружений для ликвидации загрязнения окружающей природной среды неочищенными стоками;

реконструкции наиболее изношенных очистных сооружений, в том числе межрайонных очистных сооружений, с целью предотвращения аварийного загрязнения водотоков и водоемов;

строительству и реконструкции канализационных коллекторов, в том числе межрайонных, прорывы которых представляют наибольшую угрозу для территории населенных пунктов и санитарно-эпидемиологического благополучия проживающего населения.

Ожидаемые социально-экономические результаты от реализации Программы

Оздоровление экологической обстановки на территории Московской области.

Повышение уровня безопасности эксплуатации гидротехнических сооружений.

Предотвращение развития оползней и разрушения берегов водных объектов.

Сохранение ресурсного потенциала и генофонда птиц и млекопитающих благодаря проведенным мероприятиям по улучшению их среды обитания.

Снижение рисков от воздействия антропогенных загрязнений на окружающую среду.

Повышение уровня экологических знаний детей и молодежи Московской области, информационного обеспечения населения Московской области в сфере экологии.

Контроль за реализацией Программы

Контроль за реализацией Программы осуществляется Правительством Московской области и Московской областной Думой в соответствии с их полномочиями, установленными законодательством Московской области.

Государственный заказчик - координатор Программы осуществляет общую координацию выполнения мероприятий Программы и представляет отчетность о ходе их выполнения в порядке, установленном законодательством Московской области.

Координация выполнения мероприятий подпрограммы "Охрана окружающей среды Московской области" осуществляется государственным заказчиком подпрограммы - Министерством экологии и природопользования Московской области.

Координация выполнения мероприятий подпрограммы "Строительство и реконструкция природоохранных объектов коммунального назначения" осуществляется государственным заказчиком подпрограммы - Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области.

Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области ежемесячно представляет отчет о реализации подпрограммы "Строительство и реконструкция природоохранных объектов коммунального назначения" в Министерство экологии и природопользования Московской области.  

     

     

I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Московская область - регион с высокой антропогенной нагрузкой, что отрицательно сказывается на состоянии природных объектов.

Территория Московской области составляет почти 46 тыс.кв.км, что соответствует 0,5 процента территории Российской Федерации. Московская область входит в число лидеров, вносящих огромный вклад в общее развитие страны, динамику восстановления и постепенное развитие экономической и социальной сферы, обладает мощными научными и образовательными комплексами, занимает одно из центральных мест в качестве высоконасыщенного и высокоразвитого транспортного узла.

Московская область один из самых урбанизированных и густонаселенных регионов страны. Средняя плотность населения Московской области составляет 139 жителей на 1 кв.км, что более чем в 16 раз выше средней плотности по стране. Каждые четыре из пяти жителей Подмосковья живут в городах и поселках городского типа и лишь один - в сельской местности.

Высокая концентрация промышленных, транспортных, научных и других организаций, а также населения на сравнительно ограниченной территории городов не только усиливает общие проблемы урбанизации, но и создает дополнительные сложности в деле защиты окружающей среды.

На современном этапе развития экономики окружающая среда в пределах крупного промышленного региона все больше превращается в ограничивающий фактор развития общественного производства. Это вызывает необходимость соотнесения развития общественного производства с экологическими требованиями при соблюдении их приоритетности.

В Подмосковье сосредоточена пятая часть научного потенциала России. Регион располагает конкурентоспособными технологиями производства авиационной и космической техники, новых материалов, биопрепаратов. Большая часть научно-производственных и промышленных предприятий связана с оборонным комплексом России. Эти предприятия обеспечивают порядка 20 процентов всего объема промышленной продукции Московской области.

На территории Московской области размещено свыше пяти тысяч предприятий и организаций, в процессе своей производственной деятельности осуществляющих негативное воздействие на атмосферный воздух. Наибольшее количество загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу, поступает от предприятий электроэнергетики (ТЭЦ, ГРЭС и различных котельных), авиатранспорта, автотранспорта, а также от предприятий коммунального хозяйства (полигонов твердых бытовых отходов и очистных сооружений).

На территории Московской области насчитывается свыше четырех тысяч рек, речек и ручьев. Из них основная часть относится к малым рекам протяженностью до 100 км. Малые реки особенно подвержены воздействию человека: распашка склонов, вырубка лесов, смыв с полей удобрений, сбросы неочищенных вод малых предприятий, недостаточно очищенных бытовых стоков и размещение на берегах рек отходов животноводческих ферм. Малые реки легко загрязняются, особенно в летнюю и зимнюю межень, когда сток их мал. Большинство малых рек относится по качеству воды к IV-VI классам, то есть к очень грязным.

Необходимые меры по оздоровлению и сохранению малых рек: прекращение сброса неочищенных и недостаточно очищенных сточных вод, ликвидация свалок по берегам рек, расчистка источников, родников, ключей, применение мер против смыва почв с речных склонов, попадания навоза в реки, рациональное внесение удобрений на полях на территориях водосбора малых рек, систематический контроль за их состоянием, проведение разъяснительной работы среди природопользователей и населения.

Пресс антропогенной нагрузки также отрицательно сказывается на условиях обитания и воспроизводства животных и рыб. Относительно стабильное состояние водных биоресурсов и рыбопродуктивность обеспечиваются в значительной мере за счет проведения работ по зарыблению водоемов области ценными видами рыб и восстановлению условий для устойчивого существования и воспроизводства рыбных запасов. Определяющим негативным фактором, влияющим на состояние рыбных запасов Московской области, по-прежнему является загрязнение водных объектов и прилегающих к ним территорий стоками промышленных и сельскохозяйственных предприятий.

Реализация мероприятий по сохранению численности диких животных и рыб, а также среды их обитания, мероприятия по зарыблению водоемов ценными видами рыб, проводимые в рамках областных целевых программ "Экология Подмосковья", позволило стабилизировать состояние охотничьих ресурсов Московской области и рыбных запасов. Однако еще сохраняется тенденция к некоторому снижению численности целого ряда животных.

Для сохранения и поддержания биологического разнообразия животных и растений необходимо развивать систему особо охраняемых природных территорий Подмосковья.

Большое значение для сохранения окружающей природной среды имеет экологическая культура населения. Экологическое мировоззрение определяет поведение человека в природе, уровень использования им природных богатств, так как массовый ущерб окружающей среде наносится либо из-за экологически безграмотного поведения, либо из-за стремления получить сиюминутную выгоду. Экологическое воспитание должно начинаться с раннего детства и продолжаться всю жизнь. В рамках подпрограммы "Охрана окружающей среды Московской области" предусмотрено проведение работ по формированию системы экологического образования, воспитания и информирования жителей Подмосковья.

Загрязнение окружающей среды связано с дефицитом мощностей очистных сооружений по очистке канализационных стоков. Из эксплуатирующихся очистных сооружений 60 процентов перегружены, 38 процентов эксплуатируются 25-30 и более лет и требуют срочной реконструкции. Дефицит мощностей по очистке канализационных стоков достигает около 9 млн.куб.м в сутки, вследствие чего неочищенные или недостаточно очищенные сточные воды сбрасываются в открытые водоемы или на рельеф местности, что обостряет экологическую обстановку в Московской области.

Для предотвращения ухудшения экологической обстановки и нормализации состояния окружающей среды необходима целенаправленная экологическая политика, учитывающая реалии рыночной экономики и возможности государственного регулирования.

II. Цель и основные задачи Программы


Цель Программы - обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду за счет стабилизации экологической обстановки в Московской области и ее постепенного улучшения на территориях с наиболее высокими уровнями загрязнения, в том числе за счет уменьшения загрязнения водных объектов неочищенными или недостаточно очищенными сточными водами.

Основные задачи Программы:

разработка проектно-сметной документации на строительство и реконструкцию очистных сооружений и канализационных коллекторов;

строительство и реконструкция очистных сооружений, канализационных коллекторов, канализационных насосных станций и дюкеров;

предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Московской области вследствие аварий на очистных сооружениях, канализационных коллекторах и дюкерах;

разработка и осуществление в Московской области проектов в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

сохранение природных комплексов, особо охраняемых природных территорий и природного биологического разнообразия;

развитие системы информационного обеспечения управления природопользованием путем совершенствования систем экологического учета и комплексного экологического мониторинга;

формирование экономических механизмов регулирования в сфере охраны окружающей среды, изучения, использования и воспроизводства природных ресурсов;

экологическое просвещение.

III. Сроки и этапы реализации Программы


Настоящая Программа рассчитана на период с 2007 по 2008 год.

Первый этап - 2007 год.

Второй этап - 2008 год.

IV. Перечень программных мероприятий


Перечень программных мероприятий подпрограмм "Охрана окружающей среды Московской области" и "Строительство и реконструкция природоохранных объектов коммунального назначения" изложены в приложениях к Программе.

Программные мероприятия направлены на реализацию поставленных в Программе задач и подразделяются на мероприятия по финансированию капитальных вложений на строительство и реконструкцию природоохранных объектов коммунального назначения и на выполнение мероприятий по охране окружающей среды.

V. Ресурсное обеспечение Программы


Общий объем финансирования Программы, состоящей из подпрограмм "Охрана окружающей среды Московской области" и "Строительство и реконструкция природоохранных объектов коммунального назначения", в 2007-2008 годах составляет 593949 тыс.рублей, в том числе (абзац в редакции, введенной в действие с 7 ноября 2008 года Законом Московской области от 24 октября 2008 года N 153/2008-ОЗ, - см. предыдущую редакцию):

в 2007 году - 389341 тыс.рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 4 ноября 2007 года Законом Московской области от 30 октября 2007 года N 188/2007-ОЗ, - см. предыдущую редакцию),

в 2008 году - 204608 тыс.рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 7 ноября 2008 года Законом Московской области от 24 октября 2008 года N 153/2008-ОЗ, - см. предыдущую редакцию).

Объем финансирования подпрограммы "Охрана окружающей среды Московской области" составляет 313892 тыс.рублей, в том числе в 2007 году - 181284 тыс.рублей, в 2008 году - 132608 тыс.рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 7 ноября 2008 года Законом Московской области от 24 октября 2008 года N 153/2008-ОЗ, - см. предыдущую редакцию).

Объем финансирования подпрограммы "Строительство и реконструкция природоохранных объектов коммунального назначения" составляет 280057 тыс.рублей, в том числе в 2007 году - 208057 тыс.рублей, в 2008 году - 72000 тыс.рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 15 мая 2008 года Законом Московской области от 4 мая 2008 года N 59/2008-ОЗ, - см. предыдущую редакцию).

Источники финансирования: 2007 год - средства Экологического фонда, 2008 год - средства бюджета Московской области (абзац в редакции, введенной в действие с 15 мая 2008 года Законом Московской области от 4 мая 2008 года N 59/2008-ОЗ, - см. предыдущую редакцию).

Порядок финансирования мероприятий Программы в 2007 году определяется Правительством Московской области. Финансирование расходов в 2008 году осуществляется в порядке, установленном для подтверждения денежных обязательств, подлежащих к исполнению за счет средств бюджета Московской области (абзац в редакции, введенной в действие с 15 мая 2008 года Законом Московской области от 4 мая 2008 года N 59/2008-ОЗ, - см. предыдущую редакцию).

Объем финансирования мероприятий Программы уточняется ежегодно в соответствии с законом Московской области о бюджете Московской области на соответствующий финансовый год.

VI. Механизм реализации Программы


Управление Программой и оперативный контроль за ходом ее реализации обеспечивает государственный заказчик - координатор Программы и государственные заказчики входящих в ее состав подпрограмм.

Государственный заказчик Программы - Министерство экологии и природопользования Московской области осуществляет общую координацию выполнения мероприятий Программы.

Координация выполнения мероприятий подпрограммы "Охрана окружающей среды Московской области" осуществляется государственным заказчиком подпрограммы - Министерством экологии и природопользования Московской области.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»