АДМИНИСТРАЦИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 марта 2010 года N 163


Об утверждении Комплекса мероприятий по развитию конкуренции в Ростовской области на 2010 год


В целях обеспечения положительной динамики экономического развития региона через создание равных условий функционирования хозяйствующих субъектов Ростовской области в конкурентной борьбе, в соответствии с Программой развития конкуренции в Российской Федерации на 2009-2012 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.05.2009 N 691-р,

постановляю:

1. Утвердить Комплекс мероприятий по развитию конкуренции в Ростовской области на 2010 год (далее - Комплекс мероприятий) согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Руководителям областных органов исполнительной власти и структурных подразделений Администрации области по итогам 2010 года представить в департамент развития малого и среднего предпринимательства и туризма области информацию об итогах реализации Комплекса мероприятий и степени достижения ожидаемых конечных результатов и целевых показателей развития конкуренции по курируемым направлениям.

3. Департаменту развития малого и среднего предпринимательства и туризма области (Палагина А.Н.):

3.1. Осуществлять мониторинг реализации Комплекса мероприятий.

3.2. Подготовить итоговый отчет о реализации Комплекса мероприятий и направить его в Министерство экономического развития Российской Федерации.

3.3. Представить предложения по разработке областной долгосрочной целевой программы развития конкуренции в Ростовской области на 2011-2013 годы.

4. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Главы Администрации (Губернатора) области Носкова А.Л.

Глава Администрации
(Губернатор) области
В.Ф.Чуб

     
Постановление вносит
департамент развития малого
и среднего предпринимательства
и туризма области

Приложение
к постановлению
Администрации
Ростовской области
от 25 марта 2010 года N 163

     

КОМПЛЕКС
мероприятий по развитию конкуренции в Ростовской области на 2010 год

1. Общие положения


Комплекс мероприятий по развитию конкуренции в Ростовской области на 2010 год разработан во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 19.05.2009 N 691-р в целях обеспечения положительной динамики экономического развития региона через создание равных условий функционирования хозяйствующих субъектов Ростовской области в конкурентной борьбе.

Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики, развития предпринимательской деятельности.

Влияние мирового финансового кризиса обусловило снижение конкурентоспособности многих секторов экономики, закрытие ряда предприятий, падение производства, рост инфляции. Это дало предпосылки развитию монополий, усилению позиций доминирующих предприятий.

Данный Комплекс мероприятий по развитию конкуренции сформирован исходя из реальной экономической ситуации в Ростовской области и экономических интересов участников рынка региона.

2. Основные задачи по развитию конкуренции


Поддержание конкурентной среды сегодня стало важной задачей государственного регулирования экономики.

Свободная конкуренция является императивом рыночной экономики. Однако она не возникает и не развивается сама по себе. Для установления и поддержания режима свободной конкуренции областные органы исполнительной власти должны принимать соответствующие меры.

Основная цель реализации настоящего Комплекса мероприятий - создание в регионе конкурентной среды во всех секторах жизнедеятельности, обеспечение равных условий участникам рынка в конкурентной борьбе.

Основные задачи по развитию конкуренции:

сокращение административных барьеров, исключение фактов действий областных органов власти и органов местного самоуправления, направленных на ограничение конкуренции;

внедрение электронных технологий, направленных на автоматизацию и упрощение взаимодействия участников рынка с регулирующими органами;

оптимизация государственного сектора экономики;

развитие государственного и муниципального заказа. Обеспечение прозрачности процедур распределения государственных (муниципальных) ресурсов;

повышение информационной прозрачности деятельности областных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, включая публикацию основных процедур и результатов деятельности;

внедрение процедуры экспертизы и предварительной оценки последствий принятия нормативных правовых актов, направленной на уменьшение риска их негативного влияния на конкуренцию;

развитие малого и среднего предпринимательства;

развитие межрегионального сотрудничества;

сокращение барьеров входа на рынок в разрезе отраслей;

усиление конкурентных преимуществ отдельных отраслей экономики области.

3. Оценка конкурентной среды на ключевых товарных рынках.
Анализ участников рынка


Развитая конкурентная среда предполагает сочетание конкурентоспособного бизнеса с защитой экономических интересов потребителей, установление минимально возможных рыночных цен, обеспечивающих вместе с тем долгосрочную финансовую стабильность наиболее эффективных предприятий. При развитой конкуренции даже единственный предприниматель на рынке вынужден учитывать при осуществлении ценовой политики появление возможных конкурентов.

В случае неразвитости конкурентной среды у хозяйствующего субъекта появляется возможность и стимулы к сознательному, устойчивому и значимому ограничению производства и торговли. Обычно эта возможность тем больше, чем больше концентрация на данном рынке. В таких случаях появляется необходимость использовать как меры антимонопольного регулирования, так и управляющие воздействия исполнительных органов власти, заключающиеся в мерах по развитию конкурентной среды, оформленные в виде нормативных документов.

Развитие конкурентной среды невозможно без реализации инвестиционных проектов, являющихся приоритетными для региона. В Ростовской области ведется работа по сопровождению реализации инвестиционных проектов, усилению контроля и более оперативному решению текущих вопросов, в том числе связанных с оформлением земельных участков, обеспечением инженерно-транспортной инфраструктурой локализуемых объектов. Областным законом от 03.08.2007 N 745-ЗС "О территориях интенсивного экономического развития в Ростовской области" определены следующие территории интенсивного экономического развития (далее - ТИЭР): Южно-Батайская, Октябрьская, Новоалександровская, Юго-Восточная, Азовская и Красносулинская. Обеспечение водоснабжения, канализации и водоотведения, а также строительство автодорог на указанных ТИЭР производится за счет средств областного бюджета. Инвестиционные проекты, реализуемые на данных территориях, являются приоритетными. Также к приоритетным относятся инвестиционные проекты стоимостью более 200 млн. рублей и более 100 млн. рублей - для шахтерских территорий. Основными причинами нереализации проектов являются задержки или полная остановка финансирования инвесторами проектов, а также длительный процесс перевода земель из одной категории в другую.

Комплекс мероприятий по развитию конкуренции в Ростовской области предполагает анализ состояния конкуренции в приоритетных для региона сферах деятельности, в том числе:

агропродовольственный комплекс:

рынок переработки зерновых и масличных культур;

рынок плодоовощной и консервной продукции;

рынок молока и молочной продукции;

рынок мясной продукции;

производство товарной рыбы (аквакультура);

розничная торговля;

розничная реализация нефтепродуктов;

фармацевтическая и медицинская продукция;

строительство:

рынок строительства жилья;

здравоохранение;

информационно-коммуникационные технологии и связь:

телефонная связь;

телевизионное и радиовещание;

информационно-телекоммуникационные сети;

жилищно-коммунальный комплекс;

рынок сбыта электрической энергии;

пассажирские городские и междугородние перевозки.

3.1. Агропродовольственный комплекс

Развитие агропродовольственного комплекса (далее - АПК) относится к приоритетам областной социально-экономической политики.

В настоящее время более 90 процентов потребляемого населением мяса и молока может обеспечиваться сельским хозяйством Ростовской области. При этом природный и климатический потенциал области использован не в полном объеме.

На территории области деятельность по закупке и экспорту зерновых и масличных культур в 2008 году осуществляли 87 предприятий, которые экспортировали 4,4 млн. тонн зерновых и масличных культур, в 2009 году экспорт осуществляли 75 фирм, которые экспортировали около 6,0 млн. тонн зерна.

Область располагает развитой инфраструктурой хранилищ зерна. На ее территории размещено более 60 элеваторов и хлебоприемных предприятий с общим объемом единовременного хранения 4,4 млн. тонн зерна и подсолнечника. Экспортные отгрузки осуществляются с 14 портовых терминалов. Это позволяет обеспечить полную потребность области в хранении зерна и материально-техническую базу для хранения зерна, торгуемого посредством биржевого механизма.

На региональном уровне развитию торговли с использованием биржевого механизма способствует информирование субъектов рынка о порядке участия в государственных и муниципальных закупках и порядке торговли на бирже, проведение обучающих семинаров.

Для повышения роли потребительской кооперации в обеспечении населения Ростовской области продовольствием и расширения ее деятельности по заготовке сельскохозяйственных продуктов и сырья в крестьянских (фермерских) хозяйствах (далее - КФХ), личных подсобных хозяйствах (далее - ЛПХ), переработке этой продукции необходимо:

активизировать закупку, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции и сырья;

стимулировать развитие торгового обслуживания проживающего в сельской местности населения.

В то же время увеличивается отрыв между возможностями сельского хозяйства и потребностями населения. С развитием новых форматов торговых предприятий растет спрос на полуфабрикаты, продукты глубокой переработки, а имеющиеся предприятия в состоянии переработать только четверть мяса.

В этих условиях возрастает необходимость строительства на территории области современных перерабатывающих производств, модернизации действующих предприятий, внедрения новых технологий, расширения ассортиментного разнообразия выпускаемой продукции. Это нашло отражение в Областной долгосрочной целевой программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2010-2012 годы, утвержденной постановлением Администрации Ростовской области от 30.11.2009 N 633.

Предусмотрена государственная поддержка сельскохозяйственных и перерабатывающих организаций, активно привлекающих инвестиции в сферу производства и переработки агропродовольственной продукции, развития товаропроводящей сети в сельских и депрессивных территориях.

На уровень развития конкуренции в агропромышленном комплексе влияет ряд факторов:

слаборазвитая закупочная инфраструктура, в том числе в сельских территориях;

существующий дефицит у хозяйствующих субъектов хранилищ, складов, пунктов первичной переработки сельхозпродукции, что ведет к сокращению возможностей реализации сельхозпродукции, в том числе за пределами области;

низкий уровень кооперации и интеграции хозяйств - производителей продукции и предприятий по ее переработке;

недостаток материальных и финансовых ресурсов, в том числе кредитных ресурсов;

высокая ассортиментная насыщенность агропродовольственного сектора экономики;

трудности в отведении земельных участков, предоставлении в аренду производственных помещений, сельскохозяйственной техники и т. п. для новых хозяйствующих субъектов, особенно малых форм хозяйствования.

Наиболее важными секторами АПК, с точки зрения развития конкуренции, в нынешних условиях являются рынки переработки зерновых и масличных культур, плодоовощной и консервной продукции, молока и молочной продукции, мясной продукции, производства товарной рыбы.

3.1.1. Рынок переработки зерновых и масличных культур

В хлебопекарной промышленности Ростовской области деятельность по производству хлеба и хлебобулочных изделий осуществляют 16 крупных и средних хлебозаводов, которые выпускают 55 процентов от общего объема хлеба и хлебобулочных изделий, 28 предприятий потребительской кооперации (6 процентов) и более 300 мини-пекарен (39 процентов). Ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий значительно расширился и насчитывает около 500 наименований. За 9 месяцев 2009 года выработано 155,4 тыс. тонн хлеба и хлебобулочных изделий, что соответствует уровню предыдущего года. Имеющиеся производственные мощности на предприятиях хлебопекарной промышленности позволяют в полном объеме обеспечить потребность населения области в хлебобулочной продукции. Предприятия работают по заявкам торговой сети.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»