Внимание! Об изменениях документа см. ярлык "Оперативная информация"

АДМИНИСТРАЦИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 ноября 2009 года N 633


Об утверждении Областной долгосрочной целевой программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2010-2012 годы


В соответствии с постановлением Администрации Ростовской области от 31.03.2009 N 146 "О Порядке принятия решения о разработке областных долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации и Порядке проведения и критериях оценки эффективности реализации областных долгосрочных целевых программ", распоряжением Администрации Ростовской области от 06.08.2009 N 217 "О разработке областной долгосрочной целевой программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2010-2012 годы"

постановляю:

1. Утвердить Областную долгосрочную целевую программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2010-2012 годы (далее - Программа) согласно приложению N 1.

2. Утвердить методику оценки эффективности Областной долгосрочной целевой программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2010-2012 годы согласно приложению N 2.

3. Рекомендовать главам муниципальных образований области разработать муниципальные программы, включающие мероприятия по развитию отраслей сельского хозяйства, входящих в комплексный план развития территории.

4. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Главы Администрации (Губернатора) области - министра сельского хозяйства и продовольствия Черкезова В.А., заместителя Главы Администрации (Губернатора) области Носкова А.Л., заместителя Главы Администрации (Губернатора) области по вопросам природопользования и экологии Курдюмова С.Г.

Глава Администрации
(Губернатор) области
В.Ф.Чуб


Постановление вносит

министерство сельского

хозяйства и продовольствия

области


Приложение N 1
к постановлению
Администрации
Ростовской области
от 30 ноября 2009 года N 633

          

ОБЛАСТНАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
в Ростовской области на 2010-2012 годы

ПАСПОРТ
Областной долгосрочной целевой программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья
и продовольствия в Ростовской области на 2010-2012 годы


Наименование Программы

-

областная долгосрочная целевая программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2010-2012 годы

Основание
для разработки Программы

-

распоряжение Администрации Ростовской области от 06.08.2009 N 217 “О разработке областной долгосрочной целевой программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2010-2012 годы”

Государственный заказчик -
координатор
Программы

-

министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области (далее - минсельхозпрод области)

Государственные заказчики
Программы

-

министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области (далее - минэкономики области);

управление ветеринарии Ростовской области (далее - управление ветеринарии области);

департамент охраны и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов Ростовской области (далее - депохотрыбхоз области)

Разработчик Программы

-

минсельхозпрод области

Основные цели Программы

-

повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, а также рыбы и рыбопродукции, производимой в Ростовской области;

развитие добросовестной конкуренции на продовольственном рынке Ростовской области для обеспечения населения качественными и доступными продуктами питания по экономически обоснованным ценам в объемах и ассортименте, достаточных для рационального питания;

увеличение доли местных товаропроизводителей в объемах реализуемой продукции;

сохранение и воспроизводство плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, как основного средства производства и национального достояния области;

устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения

Основные задачи Программы

-

увеличение объема производства продукции животноводства на основе повышения продуктивности скота и птицы и расширение внедрения индустриального способа производства;

увеличение объема производства продукции растениеводства на основе повышения урожайности основных видов сельскохозяйственных культур;

повышение уровня потребления основных видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия, их доступности и экологической безопасности для населения;

повышение материального уровня жизни, улучшение условий труда и занятости сельского населения;

устойчивое развитие сельских территорий, улучшение жилищных и социальных условий жизни населения в сельских поселениях;

повышение обеспеченности сельскохозяйственных товаропроизводителей современными видами сельскохозяйственной техники и материальными ресурсами;

повышение эффективности использования минеральных и органических удобрений;

сохранение и восстановление оросительных систем, повышение эффективности орошаемого земледелия;

увеличение площади посевов сельскохозяйственных культур, засеваемых семенами элитных сортов;

улучшение институционального устройства сельскохозяйственного производства посредством поддержки развития крупных и стимулирования развития малых форм хозяйствования;

повышение роли факторов управления, квалифицированных кадров, информатизации и науки в устойчивом развитии сельскохозяйственного производства;

создание системы государственного информационного обеспечения сельского хозяйства на основе формирования государственных информационных ресурсов и расширение доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения к консультационным услугам;

обеспечение устойчивости рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия;

стабилизация цен на продовольственном рынке Ростовской области, повышение экономической и территориальной доступности продуктов питания;

содействие добросовестной конкуренции на продовольственном рынке Ростовской области и снижение административного давления на его участников, устранение нелегально действующих посреднических структур;

создание организационно-экономических условий для развития региональной товаропроводящей сети, обеспечивающей эффективное и рациональное продвижение конкурентоспособной продовольственной продукции местного производства;

увеличение объема производства рыбы и рыбопродукции;

улучшение товарных качеств и конкурентоспособности прудовой рыбы на основе увеличения доли племенного посадочного материала;

реконструкция и модернизация существующих и строительство новых комплексов по осуществлению промышленного рыбоводства

Сроки реализации Программы

-

2010-2012 годы.

Первый этап - 2010 год (начало реализации Программы, реализация подпрограмм и мероприятий, выполнение годовых плановых показателей, мониторинг и при необходимости корректировка);

второй этап - 2011 год (реализация подпрограмм и мероприятий, выполнение годовых плановых показателей, мониторинг и при необходимости корректировка);

третий этап - 2012 год (реализация подпрограмм и мероприятий, выполнение годовых плановых показателей, мониторинг и при необходимости корректировка, отчет)

Структура Программы, перечень подпрограмм, основных направлений и мероприятий

-

Раздел I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами.

Раздел II. Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы реализации Программы, целевые индикаторы и показатели.

Раздел III. Система программных мероприятий, ресурсное обеспечение Программы.

Раздел IV. Нормативное обеспечение Программы.

Раздел V. Механизм реализации Программы, организация управления и контроль за ходом ее реализации.

Раздел VI. Оценка эффективности социально-экономических последствий от реализации Программы.

Программа включает в себя следующие подпрограммы:

1. Подпрограмма “Развитие молочного скотоводства в Ростовской области на 2010-2012 годы”.

2. Подпрограмма “Развитие мясного скотоводства в Ростовской области на 2010-2012 годы”.

3. Подпрограмма “Развитие свиноводства в Ростовской области на 2010-2012 годы”.

4. Подпрограмма “Развитие птицеводства в Ростовской области на 2010-2012 годы”.

5. Подпрограмма “Развитие овцеводства в Ростовской области на 2010-2012 годы”.

6. Подпрограмма “Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения в Ростовской области на 2010-2012 годы”.

7. Подпрограмма “Развитие виноградарства и виноделия в Ростовской области на 2010-2012 годы”.

8. Подпрограмма “Развитие плодоводства в Ростовской области на 2010-2012 годы”.

9. Подпрограмма “Социальное развитие села в Ростовской области на 2010-2012 годы”.

10. Подпрограмма “Развитие субъектов малого и среднего сельского предпринимательства и личных подсобных хозяйств в Ростовской области на 2010-2012 годы”.

11. Подпрограмма “Развитие конкуренции на продовольственном рынке Ростовской области на 2010-2012 годы”

Исполнители Программы

-

минсельхозпрод области;

минэкономики области;

управление ветеринарии области;

депохотрыбхоз области;

органы местного самоуправления в случае принятия их представительными органами соответствующих решений;

другие исполнители, предусмотренные подпрограммами

Объемы и источники финансирования Программы

-

всего за 2010-2012 годы поддержка сельского хозяйства из областного бюджета составит - 1351072,2 тыс. рублей, в том числе: 2010 год - 516433,1 тыс. рублей, 2011 год - 415709,7 тыс. рублей, 2012 год - 418929,4 тыс. рублей.

Средства федерального бюджета - по ежегодным соглашениям между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и минсельхозпродом области и результатам конкурсов на получение средств федерального бюджета.

Средства местных бюджетов - после утверждения соответствующих бюджетов.

Внебюджетные средства - средства участников осуществления программных мероприятий (граждан, их работодателей, сельскохозяйственных товаропроизводителей, других организаций агропромышленного комплекса). Суммы определяются на основе установленных нормативов софинансирования по каждому мероприятию.

Объемы финансирования Программы подлежат уточнению в установленном порядке при формировании бюджетов на очередной финансовый год.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

-

1. Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) в процентах к предыдущему году составит в 2010 году 103,6 процента, в 2011 году - 103,7 процента, в 2012 году - 104,2 процента.

2. Индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) в процентах к предыдущему году составит в 2010 году 104,2 процента, в 2011 году - 104,4 процента, в 2012 году - 105,5 процента.

3. Индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) в процентах к предыдущему году составит в 2010 году 103,1 процента, в 2011 году - 103,1 процента, в 2012 году - 103,1 процента.

4. Индекс производства товарной продукции промышленного рыбоводства (в сопоставимых ценах) в процентах к предыдущему году составит в 2010 году 104,6 процента, в 2011 году - 104,4 процента, в 2012 году - 104,5 процента.

5. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в процентах к предыдущему году составит в 2010 году 108,3 процента, в 2011 году - 107,2 процента, в 2012 году - 107,3 процента.

6. Динамика обеспеченности торговыми площадями, на которых осуществляется торговля продовольственными товарами, в расчете на душу населения, в процентах к предыдущему году составит в 2010 году 105,0 процентов, в 2011 году - 104,0 процента, в 2012 году - 103,0 процента.

7. Индекс производства пищевых продуктов, включая напитки, и табака (в сопоставимых ценах) в процентах к предыдущему году составит в 2010 году 100,0 процентов, в 2011 году - 101,0 процента, в 2012 году - 101,4 процента.

8. Коэффициент обновления основных видов сельскохозяйственной техники в сельскохозяйственных организациях тракторов составит: в 2010 году 8,2 процента, в 2011 году - 9,3 процента, в 2012 году - 10,4 процента; комбайнов зерноуборочных - в 2010 году 10,5 процента, в 2011 году - 11,6 процента, в 2012 году - 13,1 процента; комбайнов кормоуборочных - в 2010 году 13,1 процента, в 2011 году - 13,3 процента, в 2012 году - 13,5 процента.

Показатели определены в Соглашении о реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы от 29.02.2008 N 164/17 между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и министерством сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области и в прогнозе социально-экономического развития Ростовской области на 2009-2011 годы.

Система организации контроля за исполнением Программы

-

контроль за исполнением Программы осуществляется минсельхозпродом области, минэкономики области, Контрольно-счетной палатой Ростовской области в пределах своей компетенции. Минсельхозпрод области представляет в минэкономики области отчеты по реализации Программы в форме и сроки, определенные постановлением Администрации Ростовской области от 31.03.2009 N 146 “О Порядке принятия решения о разработке областных долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации и Порядке проведения и критериях оценки эффективности реализации областных долгосрочных целевых программ

     

РАЗДЕЛ I.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ


Областная долгосрочная целевая программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2010-2012 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с распоряжением Администрации области от 06.08.2009 N 217 "О разработке областной долгосрочной целевой программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2010-2012 годы", с Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 N 446 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы" (далее - Государственная программа), статьей 24 Областного закона от 03.08.2007 N 743-ЗС "О бюджетном процессе в Ростовской области", постановлением Администрации Ростовской области от 31.03.2009 N 146 "О Порядке принятия решения о разработке областных долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации и Порядке проведения и критериях оценки эффективности реализации областных долгосрочных целевых программ".

Программа определяет цели и основные направления развития сельского хозяйства области и регулирования рынков на трехлетний период, мероприятия программы направлены на решение актуальных проблем, сдерживающих стабильное, поступательное развитие отрасли.

Программа включает 11 подпрограмм и корреспондируется с областными целевыми и муниципальными программами в области агропромышленного комплекса.

Агропромышленный комплекс Ростовской области - один из ведущих в России. В области 8,5 миллиона га сельхозугодий (65 процентов - мощные черноземы). По площади сельхозугодий область занимает третье, по площади посевов - второе, по численности сельского населения - четвертое место в Российской Федерации. На долю Ростовской области приходится более 6 процентов валовой продукции сельского хозяйства России, около 25 процентов подсолнечника, 9 процентов производства зерна.

Доля сельского хозяйства в формировании валового регионального продукта занимает третье место после оптовой и розничной торговли, обрабатывающих производств и на протяжении последних пяти лет колеблется от 12 до 13 процентов.

Развитие агропромышленного комплекса области характеризуется положительной динамикой в части роста объемов производства продукции сельского хозяйства. Однако темпы роста недостаточно устойчивы.

Так, за последние восемь лет индекс физического объема производства продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств (в сопоставимых ценах к предыдущему году) составил в 2000 году 109,4 процента, в 2001 году - 121,3 процента, в 2002 году - 105 процентов, в 2003 году - 98 процентов, в 2004 году - 123,4 процента, в 2005 году - 103,2 процента, в 2006 году - 101,3 процента, в 2007 году - 90 процентов, в 2008 году - 140,6 процента.

За 2003-2007 годы заметно улучшились основные показатели деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, в частности, валовой доход на одного работника увеличился почти в 3 раза, выручка на одного работника - в 3,6 раза, выручка на 1 гектар сельскохозяйственных угодий - в 2 раза, выручка на 1 гектар пашни - в 1,6 раза, среднемесячная зарплата одного работника - в 3,2 раза.

Конкурентные преимущества региона определяет, в первую очередь, благоприятная конъюнктура на мировых рынках зерна и подсолнечника, а также развитие в Ростовской области определенных секторов, базирующихся на выгодном географическом положении: транспорт (более 10 современных терминалов, расположенных вдоль побережья Азовского моря и в дельте Дона), зерномасличный кластер, торговля, сфера интеллектуальных (преимущественно финансовых) услуг.

В Ростовской области выделяют шесть основных природно-сельскохозяйственных зон.

Северо-западная - скотоводческо-свиноводческая с развитым производством зерна объединяет 9 районов: Верхнедонской, Шолоховский, Боковский, Чертковский, Миллеровский, Кашарский, Тарасовский, Каменский, Красносулинский.

Северо-восточная - скотоводческо-зерновая с развитым свиноводством и птицеводством. В нее входят 9 районов: Морозовский, Милютинский, Обливский, Тацинский, Константиновский, Белокалитвинский, Цимлянский, Советский, Усть-Донецкий.

Центральная орошаемая - скотоводческо-овощеводческая с развитым виноградарством и рисосеянием. Включает 6 районов: Волгодонской, Мартыновский, Пролетарский, Семикаракорский, Багаевский, Веселовский.

Приазовская - скотоводческо-зерновая с развитым пригородным хозяйством. Объединяет 8 районов: Матвеево-Курганский, Куйбышевский, Мясниковский, Октябрьский, Азовский, Аксайский, Родионово-Несветайский, Неклиновский.

Южная - зерно-скотоводческая с развитым свиноводством. В ней насчитывается 6 районов: Кагальницкий, Зерноградский, Егорлыкский, Целинский, Сальский, Песчанокопский.

Восточная - овцеводческо-зерновая с развитым мясным скотоводством. В нее входят 5 районов: Орловский, Зимовниковский, Ремонтненский, Дубовский, Заветинский.

Более 60 процентов валовой продукции сельского хозяйства области производится в отрасли растениеводства. В течение 2003-2008 годов рост производства продукции растениеводства обеспечивался в основном за счет увеличения посевных площадей. За этот период площади возросли с 4078,9 до 4552,2 тыс. га, но урожайность сельскохозяйственных культур нестабильна и растет медленно, что ведет к высоким затратам на единицу продукции и снижает ее конкурентоспособность.

Потенциал развития растениеводства на базе повышения культуры земледелия, внедрения энергосберегающих технологий, новых сортов и гибридов зерновых, масличных культур, повышения эффективности использования сельскохозяйственных земель используется сельскохозяйственными товаропроизводителями недостаточно.

Основными условиями интенсификации земледелия, способствующими росту урожайности и валового сбора сельскохозяйственных культур, являются сохранение и восстановление почвенного плодородия земель сельскохозяйственного назначения и их рациональное использование.

В настоящее время отмечается тенденция усиления развития деградационных процессов в почвах, таких как дегумификация, вторичное засоление, подтопление, опустынивание. В результате водной и ветровой эрозии из оборота выводятся пахотные земли, увеличиваются площади с солонцовыми почвами, на которых ограничивается сельскохозяйственное производство. Уменьшается площадь орошаемых земель, что ведет к сокращению объемов производства ряда поливных сельскохозяйственных культур. В целях предотвращения ухудшения экологической и экономической обстановки в отрасли необходимо остановить процессы деградации почв и сохранить потенциал орошаемого земледелия.

Только при комплексном осуществлении мероприятий по повышению плодородия почв Ростовской области с учетом основных требований системы земледелия и в увязке с землеустройством территории можно достичь увеличения объемов сельскохозяйственной продукции и устойчивого развития отрасли.

В целях достижения ведущей роли интенсивного растениеводства и увеличения на его основе производства конкурентоспособной продукции необходимо обеспечить внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий, а также рекомендаций научно-исследовательских институтов по совершенствованию системы земледелия посредством государственной поддержки данных направлений.

Для решения данных вопросов в рамках настоящей Программы необходима реализация следующих подпрограмм: "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения в Ростовской области на 2010-2012 годы", "Развитие виноградарства и виноделия в Ростовской области на 2010-2012 годы", "Развитие плодоводства в Ростовской области на 2010-2012 годы".

Начиная с 2000 года в животноводстве отмечается положительная тенденция. Растет производство животноводческой продукции. За 2006-2008 годы производство животноводческой продукции в натуральном выражении увеличилось по мясу на 38 процентов, молоку - на 15 процентов.

В 2008 году по сравнению с 2000 годом производство мяса выросло на 57,7 процента, молока - 20 процентов, яиц - 29,1 процента. Растет поголовье свиней (темп роста по отношению к 2000 году - 29,3 процента), овец и коз (67,3 процента), стабилизировалось поголовье крупного рогатого скота, которое в течение 2005-2008 годов сохранялось в пределах 540-580 тыс. голов.

Однако наблюдается спад производства продукции животноводства и поголовья в сельскохозяйственных организациях, где сосредоточен основной генетический потенциал разводимых животных, а также имеется потенциал удешевления себестоимости продукции за счет индустриального производства на основе использования современных техники и технологий.

Кроме того, в последние годы в области отмечается опережающий рост потребления населением мяса и молока по сравнению с их производством в области. Так, потребление мяса на душу населения в 2008 году составило 62,6 килограмма, производство (в убойном весе) - 56,4 килограмма, потребление молока на душу населения - 256 килограммов, произведено - 215 килограммов. Производство мясомолочного сырья в области недостаточно для обеспечения потребления населением мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов по рекомендуемым Институтом питания Российской академии наук рациональным размерам потребления на душу населения.

Для обеспечения потребления населением до рекомендуемых норм в области необходимо производить 354 тыс. тонн мяса в убойном весе и 1010,5 тыс. тонн молока.

В целях создания необходимых экономических условий для динамичного развития животноводства, интенсификации процесса воспроизводства стада, внедрения прогрессивных технологий и стимулирования повышения производительности труда в животноводческих хозяйствах необходима реализация в рамках настоящей Программы пяти подпрограмм: "Развитие мясного скотоводства в Ростовской области на 2010-2012 годы", "Развитие молочного скотоводства в Ростовской области на 2010-2012 годы", "Развитие свиноводства в Ростовской области на 2010-2012 годы", "Развитие птицеводства в Ростовской области на 2010-2012 годы", "Развитие овцеводства в Ростовской области на 2010-2012 годы".

С 1998 года существенно изменилась структура организационно-правовых форм сельхозтоваропроизводителей. На смену крупным хозяйствующим субъектам пришли субъекты малого предпринимательства: индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства. Дальнейшее развитие получили личные подсобные хозяйства. Сегодня на долю этих категорий сельхозтоваропроизводителей приходится более 50 процентов производства сельскохозяйственной продукции.

На начало 2009 года сельскохозяйственным производством занимались более 1800 сельхозпредприятий, более 14 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, свыше 530 тысяч личных подсобных хозяйств населения. В пищевой и перерабатывающей промышленности действует около 2 тысяч предприятий различных форм собственности.

Структура сельскохозяйственного производства выглядит следующим образом: на долю сельскохозяйственных организаций приходится 48 процентов валовой продукции сельского хозяйства, на долю хозяйств населения - 39 процентов. Начиная с 2003 года растет роль крестьянских (фермерских) хозяйств. В 2007 году их доля в производстве продукции сельского хозяйства увеличилась на 4 процента и составила 13 процентов.

В связи с тем, что на долю мелкотоварного сектора приходится более 50 процентов производства валовой сельскохозяйственной продукции, первостепенная роль в организации сбыта продукции должна принадлежать сельскохозяйственным потребительским кооперативам как элементам инфраструктуры поддержки малого агробизнеса.

В начале реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" основной задачей являлось создание и развитие сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов, занимающихся закупкой сельскохозяйственной продукции у мелкотоварного сектора и последующей ее переработкой и реализацией. Задача решена с перевыполнением плановых показателей - в 2008 году в области было зарегистрировано 140 кооперативов. Теперь в каждом районе есть сельскохозяйственный потребительский кооператив, а в некоторых районах (Азовский, Боковский, Матвеево-Курганский) таких кооперативов 5-6.

Однако кооперативное движение не получило в области необходимого развития. По состоянию на 1 июля 2009 года в Ростовской области осуществляли деятельность 100 кооперативов, в том числе 63 кредитных, 24 - снабженческо-сбытовых, 13 - перерабатывающих. Таким образом, удельный вес действующих сельскохозяйственных потребительских кооперативов по итогам I полугодия 2009 года составил 75 процентов.

Сельхозкооперативы не обеспечивают закупку излишков продукции у населения в полном объеме: мяса закупается 7 процентов, молока - 40 процентов, овощей - 2 процента. Из общего объема закупок доля собственной переработки сельхозкооперативов составляет не более 10 процентов, то есть в основном кооперативы выполняют функцию перекупщиков.

На сегодняшний день первоочередные меры должны быть направлены на развитие уже созданной системы сельской потребительской кооперации.

Развитие кооперативного движения будет способствовать организованному и управляемому процессу производства, переработки и сбыта качественной сельскохозяйственной продукции и, как следствие, увеличению занятости на селе и повышению доходов сельских жителей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»