ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 февраля 2004 года N 59

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ

(в редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 24.01.2006 N 16)

В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития, повышения финансовой самостоятельности Республики Марий Эл и во исполнение Плана мероприятий по реализации Программы реформирования государственных и муниципальных финансов, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 19 сентября 2003 года N 285, Правительство Республики Марий Эл постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития налоговой базы в Республике Марий Эл (далее - Концепция).

2. Министерству финансов Республики Марий Эл осуществлять формирование консолидированного бюджета Республики Марий Эл на очередной финансовый год с учетом положений Концепции.

3. Рекомендовать муниципальным образованиям Республики Марий Эл проводить социально-экономическую политику и формировать местные бюджеты исходя из основных положений Концепции.

Глава Правительства
Республики Марий Эл
Л.МАРКЕЛОВ






Утверждена
постановлением Правительства
Республики Марий Эл
от 17 февраля 2004 года N 59

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ


 Введение


Концепция развития налоговой базы в Республике Марий Эл (далее - Концепция) определяет основные цели, задачи и направления государственной политики Республики Марий Эл в отношении формирования и развития налоговой базы.

Концепция основывается на положениях программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003 - 2005 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 года N 1163-р, Программы экономического и социального развития Республики Марий Эл на период до 2004 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 18 июня 2001 года N 222, Программы реформирования государственных и муниципальных финансов Республики Марий Эл, утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 19 сентября 2003 года N 285, основных направлениях стратегии социально-экономического развития Республики Марий Эл.

Под налоговой базой республики понимается стоимостная, физическая или иная характеристика объектов налогообложения, находящихся на территории республики, обеспечивающих совокупность поступлений налогов и других обязательных платежей в консолидированный бюджет Республики Марий Эл.

Повышение эффективности управления финансами является приоритетным направлением экономических преобразований в Республике Марий Эл. Его реализация связана с дальнейшим совершенствованием и развитием налоговой базы.

Необходимость принятия Концепции обусловлена следующими обстоятельствами:

а) дальнейшее развитие рыночных отношений требует обновления механизмов реализации региональной социально-экономической политики;

б) проводимая в Российской Федерации налоговая реформа предопределяет изменение налогово-финансовой политики республики;

в) стабилизация макроэкономической ситуации позволяет организовать работу по развитию налоговой базы на республиканском и муниципальных уровнях, закрепить четкие критерии и приоритеты создания благоприятных условий для роста финансовой самостоятельности республики, сформировать правила межбюджетных отношений.

 I. Цели и задачи Концепции


Реализация Концепции направлена на:

выработку рациональной, стабильной и предсказуемой налоговой политики, позволяющей максимально реализовать налоговый потенциал республики с учетом приоритетов социально-экономического развития республики;

обеспечение устойчивого роста налоговых поступлений в бюджетную систему Республики Марий Эл за счет увеличения числа объектов налогообложения и оптимизации структуры налоговых платежей.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

совершенствование законодательства Республики Марий Эл в отношении налогов и сборов, а также в экономической сфере;

стимулирование развития реального сектора экономики и рыночной инфраструктуры, создание благоприятного инвестиционного климата;

повышение уровня жизни и расширение платежеспособного спроса населения, содействие развитию потребительского рынка и сферы платных услуг населению;

развитие рынка недвижимости;

проведение регулярного анализа налогового потенциала республики и муниципальных образований с учетом тенденций макроэкономического развития и воздействия отраслевых факторов;

формирование эффективной системы межбюджетных отношений;

эффективное использование активов республики;

совершенствование налогового администрирования с целью повышения фактической собираемости налогов и сборов.

 II. Оценка состояния налогового потенциала Республики Марий Эл


 Таблица. Налоговые поступления в консолидированный бюджет Республики Марий Эл

┌════════════════════════┬═════════════┬══════════════┬══════════════┬══════════════‰
│Наименование доходов    │На 01.01.2001│На 01.01.2002 │На 01.01.2003 │На 01.01.2003 │
│                        ├══════┬══════┼═══════┬══════┼═══════┬══════┼═══════┬══════┤
│                        │ млн. │ про- │ млн.  │ про- │ млн.  │ про- │ млн.  │ про- │
│                        │рублей│центов│рублей │центов│рублей │центов│рублей │центов│
├════════════════════════┼══════┼══════┼═══════┼══════┼═══════┼══════┼═══════┼══════┤
│Налоговые доходы, всего │1067,4│100,0 │ 1425,2│100,0 │ 1791,5│100,0 │ 2537,1│100,0 │
│Налог на прибыль        │ 176,2│ 16,5 │  340,5│ 23,9 │  376,8│ 21,0 │  480,6│ 19,0 │
│Подоходный налог (налог │ 221,3│ 20,7 │  535,8│ 37,6 │  760,2│ 42,4 │ 1016,4│ 40,1 │
│на доходы физических    │      │      │       │      │       │      │       │      │
│лиц с 2003 года)        │      │      │       │      │       │      │       │      │
│Налог на игорный бизнес │   -  │   -  │    -  │   -  │    -  │   -  │    -  │   -  │
│НДС                     │  77,2│ 7,2  │    -  │   -  │    -  │   -  │    -  │   -  │
│Акцизы                  │ 108,1│ 10,1 │  130,8│   9,2│  169,4│   9,5│  320,8│  12,6│
│Лицензионные и          │   1,1│   0,1│    1,2│   0,1│    0,7│   0,0│    1,5│   0,1│
│регистрационные сборы   │      │      │       │      │       │      │       │      │
│Налог на покупку        │   1,1│   0,1│    1,2│   0,1│    1,7│   0,1│    -  │   -  │
│иностранных денежных    │      │      │       │      │       │      │       │      │
│знаков                  │      │      │       │      │       │      │       │      │
│Налог с продаж          │ 124,9│  11,7│  111,7│   7,8│  112,1│   6,3│  132,2│   5,2│
│Налоги на совокупный    │  57,2│   5,4│   99,5│   7,0│  107,7│   6,0│   67,5│   2,7│
│доход                   │      │      │       │      │       │      │       │      │
│Налоги на имущество     │ 126,1│  11,8│  118,7│   8,3│172,6  │   9,6│  201,3│   7,9│
│Платежи за пользование  │  25,3│   2,4│   39,2│   2,7│   74,1│   4,1│  146,3│   5,7│
│природными ресурсами    │      │      │       │      │       │      │       │      │
│Прочие налоги,          │ 148,9│  14,0│   46,6│   3,3│   16,2│   1,0│  170,5│   6,7│
│пошлины, сборы          │      │      │       │      │       │      │       │      │
│в том числе:            │      │      │       │      │       │      │    8,2│   0,3│
│госпошлина              │      │      │       │      │       │      │   65,7│   2,6│
│транспортный налог      │      │      │       │      │       │      │   11,9│   0,5│
│местные налоги и сборы  │      │      │       │      │       │      │       │      │
│задолженность по        │      │      │       │      │       │      │       │      │
│налогам:                │      │      │       │      │       │      │       │      │
│на пользователей        │      │      │       │      │       │      │   82,4│   3,2│
│автомобильных дорог     │      │      │       │      │       │      │       │      │
│с владельцев            │      │      │       │      │       │      │    2,3│   0,1│
│транспортных средств и  │      │      │       │      │       │      │       │      │
│на приобретение         │      │      │       │      │       │      │       │      │
│транспортных средств    │      │      │       │      │       │      │       │      │
└════════════════════════┴══════┴══════┴═══════┴══════┴═══════┴══════┴═══════┴══════…


Данные таблицы свидетельствуют о том, что в структуре налоговых поступлений консолидированного бюджета Республики Марий Эл преобладают поступления налога на доходы физических лиц и налога на прибыль организаций. В суммарном выражении они занимают более 60 процентов всех налоговых поступлений в настоящее время. Данная структура налоговых поступлений обусловлена принятыми изменениями в налоговое законодательство Российской Федерации.

На основе анализа структуры налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Марий Эл можно считать целесообразным проведение государственной политики, направленной на содействие дальнейшему росту объемов поступлений налогов на прибыль организаций, на доходы физических лиц и на имущество юридических и физических лиц.

Финансовая политика субъекта в федеративном государстве во многом зависит от финансовой политики федеральных органов власти.

Реально инструментарий органов власти Республики Марий Эл и органов местного самоуправления по формированию налоговой политики при существующей централизации налогово-бюджетных полномочий крайне ограничен.

Предоставленные полномочия по установлению налоговых ставок и введению региональных и местных налогов на территории республики реализованы органами власти Республики Марий Эл и органами местного самоуправления в полном объеме:

законодательно установлена максимальная ставка налога на имущество предприятий (2,2 процента);

введены единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности (в сферах розничной торговли, общественного питания, розничной торговли горюче-смазочными материалами, автотранспортных услуг, услуг по сервисному обслуживанию автотранспортных средств, платных медицинских услуг населению, услуг по перевозке пассажиров маршрутными такси, услуг по предоставлению автомобильных автостоянок и гаражей), единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности;

представительными органами всех муниципальных образований республики были приняты решения о введении на их территории местных налогов и сборов в соответствии с предоставленными им законодательством Российской Федерации полномочиями.

Налоговые льготы, предоставляемые в рамках республиканского законодательства, незначительны, прослеживается тенденция к сокращению их абсолютных размеров и количества категорий плательщиков, которым они предоставлены.

Законами Республики Марий Эл о республиканском бюджете на соответствующие финансовые годы устанавливаются лимиты предоставления отсрочек, рассрочек, налоговых кредитов, инвестиционных налоговых кредитов по уплате налогов и сборов в пределах финансового года.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 года N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" разработано и действует на территории республики постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 июля 2001 года N 270 "О порядке и сроках проведения в 2001 году реструктуризации задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед республиканским бюджетом Республики Марий Эл".

Также проводится реструктуризация кредиторской задолженности предприятий и организаций в соответствии с постановлениями Правительства Республики Марий Эл от 17 октября 2001 года N 341 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогу на пользователей автомобильных дорог, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам по данному виду налога перед дорожным фондом Республики Марий Эл", от 2 июня 2003 года N 161 "О проведении реструктуризации задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей по обязательным платежам в республиканский бюджет Республики Марий Эл".

Одним из основных направлений налоговой политики, реализуемой в республике, является расширение налоговой базы, увеличение поступлений собственных доходов бюджета республики.

Экономическое и финансовое положение промышленных предприятий свидетельствует о наличии достаточных резервов роста налогооблагаемой базы, прежде всего связанных с повышением доли рентабельных предприятий республики и соответствующим увеличением средней заработной платы занятых на них работников.

 III. Основные направления деятельности по реализации Концепции


Анализ современного состояния налоговой системы Республики Марий Эл и намечаемой стратегии осуществления налоговой реформы в Российской Федерации позволяет определить следующие основные направления реализации Концепции:

3.1. Совершенствование налогового законодательства Республики Марий Эл путем:

инвентаризации актов законодательства Республики Марий Эл о налогах и сборах с целью их систематизации в единый закон по вопросам налогового регулирования в Республике Марий Эл, отнесенным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации;

упорядочения и сокращения неэффективных налоговых льгот, нарушающих принцип справедливости по отношению к тем участникам экономической деятельности, которые не пользуются налоговыми привилегиями;

введения новых или отмены существующих налогов и сборов, изменения налоговых ставок в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации, вносимыми в него изменениями и дополнениями;

проведения анализа эффективности взимания единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в соответствии с федеральным законодательством и Законом Республики Марий Эл от 28 ноября 2002 года N 26-З "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности" с целью подготовки предложений по стимулированию развития предпринимательской деятельности и увеличению поступления налога в консолидированный бюджет республики.

Налоговая реформа предусматривает снижение налоговой нагрузки на законопослушных налогоплательщиков за счет уменьшения ставок налога на прибыль предприятий и налога на доходы физических лиц в части права субъекта, предоставленного законодательством, что должно стать дополнительным стимулом для развития предпринимательской активности и роста платежеспособного спроса населения. В ближайшие годы намечается повышение фискального значения имущественных налогов, роль которых в формировании республиканского и местных бюджетов Республики Марий Эл существенно повысится.

3.2. Стимулирование развития реального сектора экономики и рыночной инфраструктуры, создание благоприятного инвестиционного климата путем:

осуществления контроля за использованием объектов, представляющих особую социально-экономическую значимость;

разработки и законодательного закрепления критериев предоставления финансирования программ развития отраслей экономики с утверждением перечня программ в республиканском бюджете Республики Марий Эл на соответствующий финансовый год;

проведения целенаправленной работы с градообразующими и бюджетообразующими предприятиями, являющимися основными налогоплательщиками в республиканский и местные бюджеты Республики Марий Эл, с целью улучшения результатов их финансово-хозяйственной деятельности, существенного сокращения задолженности по налоговым платежам, своевременной уплаты текущих платежей, увеличения поступлений налога на прибыль, налога на доходы физических лиц, имущественных и других видов налогов.

Информационной основой проведения анализа основных экономических показателей деятельности данных предприятий является реестр экономической эффективности основных налогообразующих организаций Республики Марий Эл, ведение которого осуществляется республиканскими органами государственной власти на основании Положения об информационном реестре основных налогообразующих организаций Республики Марий Эл (прилагается);

активизации мер по финансовому оздоровлению убыточных предприятий, в том числе с применением процедур их реформирования и реорганизации, привлечения внешних инвесторов, укрепления менеджмента и содействия в подготовке кадров, отвечающих современным требованиям рыночной экономики, продажи имущества эффективному собственнику, введения внешнего управления и других процедур, предусмотренных действующим законодательством о банкротстве (несостоятельности) организаций. Рентабельная работа предприятий и сокращение числа убыточных предприятий должны стать важным фактором роста налоговых поступлений.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»