Недействующий

ЗАКОН

ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 26 июня 2002 года N 92-ЗО

О ПОРЯДКЕ ОТЗЫВА ДЕПУТАТА ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Признан утратившим силу Законом Челябинской области от 31.08.2005 N 392-ЗО; НГР: ru74000200500212

(в редакции Закона Челябинской области от 09.09.2003 N 172-ЗО)

Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом (Основным Законом) Челябинской области, Законом Челябинской области "О местном самоуправлении в Челябинской области" и Законом Челябинской области "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Челябинской области" определяет порядок отзыва депутата представительного органа местного самоуправления, гарантирующий право избирателей на участие в осуществлении местного самоуправления, осуществление права контроля за депутатской деятельностью, повышение ответственности депутата перед избирателями за выполнение обязанностей депутата, закрепленных законодательством.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Право отзыва депутата представительного органа местного самоуправления


1. Возможность отзыва избирателями депутата представительного органа местного самоуправления (далее - депутата) может быть предусмотрена уставом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области.

2. В соответствии с уставом муниципального образования депутат представительного органа местного самоуправления может быть отозван избирателями округа путем всеобщего равного и прямого тайного голосования.

3. Право отзыва депутата не может быть использовано для ограничения самостоятельности и инициативы депутата, создания препятствий его законной деятельности.

4. Депутат не может быть отозван по политическим и идеологическим мотивам, по результатам его голосования в представительном органе местного самоуправления.

5. Право отзыва депутата используется в случаях, когда невозможны либо исчерпаны иные средства воздействия для обеспечения деятельности депутата, соответствующей закону.

6. Право отзыва не может быть использовано в течение первых 12 месяцев со дня избрания депутата и в течение 9 месяцев перед истечением срока, на который он избран.

Статья 2. Сфера применения настоящего Закона


1. Настоящий Закон применяется в связи с возбуждением вопроса об отзыве депутата, избранного в представительный орган местного самоуправления по одномандатному избирательному округу.

2. В случае избрания депутатов по многомандатному избирательному округу отзыв отдельных депутатов производится с участием избирателей всего округа в соответствии с правилами и процедурами, установленными настоящим Законом.

Статья 3. Термины, используемые в настоящем Законе


1. В настоящем Законе используются следующие термины:

отзыв депутата - досрочное прекращение полномочий депутата на основе специально назначенного голосования избирателей соответствующего избирательного округа, проводимого в соответствии с настоящим Законом и с соблюдением требований федеральных законов и законов Челябинской области, устава муниципального образования;

основания отзыва депутата - определенные настоящим Законом условия, при наличии которых возможно возбуждение вопроса об отзыве депутата;

возбуждение вопроса об отзыве депутата - проявление инициативы гражданами, избирательными объединениями с целью последующего проведения голосования избирателей по отзыву депутата.

2. В настоящем Законе используются другие термины в их значениях, определенных статьей 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Статья 4. Принципы проведения голосования по отзыву депутата


1. Голосование по отзыву депутатов проводится с соблюдением требований Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которому гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, и настоящего Закона.

2. Участие гражданина Российской Федерации в голосовании по отзыву депутата является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в голосовании по отзыву депутата, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

3. Деятельность комиссий по проведению голосования по отзыву депутата при подготовке и проведении голосования, подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов голосования по отзыву депутата осуществляется открыто и гласно.

4. Иностранные граждане, за исключением случая, указанного в пункте 7 статьи 5 настоящего Закона, лица без гражданства, иностранные юридические лица не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую отзыву депутата, выдвижению инициативы по проведению голосования по отзыву депутата.

Статьи 5. Право граждан на участие в голосовании по отзыву депутата

1. Гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом и постоянно или преимущественно проживающий на территории соответствующего избирательного округа, имеет право участвовать в голосовании по отзыву депутата, а также в иных действиях, связанных с отзывом депутата, предусмотренных федеральными законами, настоящим Законом и иными законами Челябинской области, уставом муниципального образования и проводимых законными методами.

2. Гражданин Российской Федерации может участвовать в голосовании по отзыву депутата, а также в иных действиях, связанных с отзывом депутата, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.

3. Не имеют права участвовать в голосовании по отзыву депутата, а также в иных действиях, связанных с отзывом депутата, граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Граждане Российской Федерации участвуют в голосовании по отзыву депутата, а также в иных действиях, связанных с отзывом депутата, на равных основаниях.

5. Гражданин Российской Федерации голосует за отзыв депутата или против отзыва депутата непосредственно.

6. Голосование по отзыву депутата является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.

7. Иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего избирательного округа и обладающие правом избирать и быть избранными депутатами в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральными законами, законами Челябинской области, имеют право участвовать в голосовании по отзыву депутата, а также в иных действиях, связанных с отзывом депутата, на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

Глава II. ОСНОВАНИЯ ОТЗЫВА ДЕПУТАТА

Статья 6. Основания отзыва депутата


1. Основанием для отзыва депутата является невыполнение им депутатских обязанностей.

2. Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены иные основания отзыва депутата в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и Челябинской области.

Статья 7. Невыполнение депутатских обязанностей


1. Под невыполнением депутатских обязанностей как основанием отзыва депутата понимается систематическое, без уважительных причин, уклонение депутата от осуществления своих обязанностей, предусмотренных законодательством, в том числе неучастие в сессиях (заседаниях) представительного органа местного самоуправления, работе его комиссий (комитетов) и иных органов, отказ от выполнения или невыполнение их поручений, уклонение от отчетов перед избирателями, от ведения приема избирателей, рассмотрения их жалоб и заявлений.

2. Факты систематического, без уважительных причин, уклонения депутата от осуществления своих обязанностей при работе в представительном органе местного самоуправления и его органах по запросу инициативной группы, избирательного объединения (избирательного блока), возбуждающих вопрос об отзыве депутата, должны быть подтверждены (не подтверждены) решением представительного органа местного самоуправления.

Уклонение от отчетов перед избирателями, от ведения приема избирателей, рассмотрения их жалоб и заявлений подтверждается инициативной группой, избирательным объединением (избирательным блоком) путем представления конкретных фактов, подлежащих проверке. Уставом муниципального образования могут быть конкретизированы основания, достаточные для возбуждения вопроса об отзыве депутата, в соответствии с обязанностями депутата, установленными законом области и уставом муниципального образования.

3. Не могут служить основанием для отзыва депутата факты невыполнения депутатами своих обязанностей, если они вызваны объективными, не зависящими от депутата причинами.

Глава III. ПОРЯДОК ВОЗБУЖДЕНИЯ ВОПРОСА ОБ ОТЗЫВЕ ДЕПУТАТА

Статья 8. Субъекты права на возбуждение вопроса об отзыве депутата


1. Правом на возбуждение вопроса об отзыве депутата обладают граждане Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающие на территории избирательного округа, в котором избран депутат, обладающие активным избирательным правом, а также избирательное объединение (избирательный блок), выдвинувшие его в качестве кандидата в депутаты.

2. Граждане Российской Федерации реализуют право на возбуждение вопроса об отзыве депутата коллективно.

Статья 9. Реализация гражданами права на возбуждение вопроса об отзыве депутата


1. Граждане - инициаторы отзыва депутата подают коллективное заявление о возбуждении вопроса о проведении голосования по отзыву депутата в избирательную комиссию муниципального образования, которая действует в качестве комиссии по проведению голосования по отзыву депутата (далее - комиссия муниципального образования).

В соответствии с уставом муниципального образования вопрос о возбуждении вопроса об отзыве депутата может быть рассмотрен на собрании группы избирателей соответствующего избирательного округа, в том числе по месту их работы, службы, учебы или жительства.

2. Заявление подается от инициативной группы, образованной в количестве, определяемом уставом муниципального образования, но не менее 30 человек, в том числе по месту их работы, службы, учебы или жительства с соблюдением требований, указанных в статьях 1 и 8 настоящего Закона. Заявление должно быть подписано всеми членами инициативной группы лично с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, адреса места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа каждого из них.

3. В заявлении должны содержаться:

сформулированное предложение об отзыве депутата;

изложение мотивов возбуждения вопроса об отзыве депутата (с учетом статей 6, 7 настоящего Закона);

сведения об уполномоченном представителе инициативной группы, указанные в пункте 2 настоящей статьи.

4. К заявлению должны быть приложены документы (официально заверенные копии документов), подтверждающие наличие оснований для возбуждения вопроса об отзыве депутата.

5. При возбуждении вопроса об отзыве нескольких депутатов в многомандатном избирательном округе заявления и иные документы, указанные в пунктах 1 - 4 настоящей статьи, представляются на каждого депутата отдельно.

(в редакции Закона Челябинской области от 09.09.2003 N 172-ЗО)

Статья 10. Реализация избирательным объединением (избирательным блоком) права на возбуждение вопроса об отзыве депутата


1. Избирательное объединение (избирательный блок) - инициатор отзыва депутата подает заявление о возбуждении вопроса о проведении голосования по отзыву депутата в комиссию муниципального образования. Заявление подписывается руководителем избирательного объединения либо уполномоченными представителями каждого из избирательных объединений, входящих в избирательный блок. К заявлению прилагается решение общего собрания или руководящего органа соответствующего избирательного объединения либо решение собрания (конференции) представителей избирательных объединений, входящих в избирательный блок, о возбуждении вопроса о проведении голосования по отзыву депутата.

2. Решение должно содержать:

сформулированное предложение об отзыве депутата;

изложение мотивов возбуждения вопроса об отзыве депутата (с учетом статей 6, 7 настоящего Закона);

данные о числе членов избирательного объединения (представителей избирательных объединений), принимавших участие в принятии решения, и о результатах голосования;

сведения об уполномоченном представителе (уполномоченных представителях) избирательного объединения (избирательного блока), указанные и пункте 2 статьи 9 настоящего Закона.

3. К заявлению должны быть приложены документы (официально заверенные копии документов), подтверждающие наличие оснований для возбуждения вопроса об отзыве депутата.

4. При возбуждении вопроса об отзыве нескольких депутатов в многомандатном избирательном округе заявления и иные документы, указанные в пунктах 1 - 3 настоящей статьи, представляются на каждого депутата отдельно.

Статья 11. Рассмотрение заявления инициативной группы, избирательного объединения (избирательного блока) комиссией муниципального образования


1. В течение 14 дней со дня получения заявления инициативной группы, избирательного объединения (избирательного блока) комиссия муниципального образования должна проверить заявление и приложенные к нему документы на соответствие их требованиям статей 9 и 10 настоящего Закона.

2. В случае, если заявление и приложенные к нему документы соответствуют требованиям настоящего Закона, комиссия муниципального образования незамедлительно информирует о них депутата и по его требованию представляет ему копии заявления, решения и приложенных к нему документов. Ознакомившись с ними, депутат вправе представить в комиссию муниципального образования в письменном виде аргументы в свою защиту.

3. Комиссия муниципального образования информирует представительный орган местного самоуправления о полученном заявлении, решении. Представительный орган местного самоуправления в течение не более чем 30 дней с момента получения сообщения комиссии муниципального образования вправе определить свою позицию по поводу возбуждения вопроса об отзыве депутата и изложить ее в решении, которое доводится до сведения комиссии муниципального образования и депутата.

4. Комиссия муниципального образования в течение 10 дней после принятия решения представительным органом местного самоуправления рассматривает поступившее заявление с приглашением уполномоченного представителя (уполномоченных представителей) инициативной группы, избирательного объединения (избирательного блока), а также депутата, в отношении которого возбуждается вопрос об отзыве депутата. Установив соответствие заявления инициативной группы, избирательного объединения (избирательного блока) и приложенных к нему документов требованиям настоящего Закона, устава муниципального образования, комиссия муниципального образования принимает решение о регистрации инициативной группы, избирательного объединения (избирательного блока) и разрешении организовать сбор подписей в поддержку проведения голосования по отзыву депутата и выдает инициативной группе, избирательному объединению (избирательному блоку) регистрационное свидетельство на срок, необходимый для подготовки и проведения голосования по отзыву депутата, включая время, необходимое для сбора подписей, подведения итогов голосования и их опубликования. При обращении в комиссию муниципального образования нескольких инициативных групп (избирательного объединения (избирательного блока)) в связи с возбуждением вопроса об отзыве одного и того же депутата может быть зарегистрирована (зарегистрировано (зарегистрирован)) и получить регистрационное свидетельство одна (одно (один)) из них, которая (которое (который)) обратилась (обратилось (обратился)) в комиссию муниципального образования первой (первым).

5. В случае отказа в регистрации инициативной группе, избирательному объединению (избирательному блоку) комиссия муниципального образования выдает мотивированное решение.

Основанием для отказа может быть только нарушение инициативной группой, избирательным объединением (избирательным блоком) законодательства Российской Федерации и Челябинской области, устава муниципального образования.

6. О принятых решениях комиссия муниципального образования в течение трех дней со дня принятия решения информирует депутата, представительный орган местного самоуправления, избирательную комиссию Челябинской области.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»