Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 июня 2012 года N 545


Об утверждении Областной долгосрочной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2015-2020 годы"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2014 года на основании постановления Правительства РО от 25.09.2013 N 600.
____________________________________________________________________



Во исполнение Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 09.06.2010 N 690 "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года", постановлением Правительства Ростовской области от 23.12.2011 N 270 "О Порядке принятия решения о разработке областных долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации и Порядке проведения и критериях оценки эффективности реализации областных долгосрочных целевых программ", распоряжением Правительства Ростовской области от 27.06.2012 N 244 "О разработке областной долгосрочной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2015-2020 годы" Правительство Ростовской области     


постановляет:


1. Утвердить Областную долгосрочную целевую программу "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2015-2020 годы" согласно приложению N 1.

2. Утвердить Методику оценки эффективности Областной долгосрочной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2015-2020 годы" согласно  приложению N 2.

3. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Ростовской области - руководителя аппарата Правительства Ростовской области Артемова В.В.     


Губернатор
Ростовской области
В.Ю. Голубев

Постановление вносит
служба по обеспечению
деятельности антинаркотической
комиссии Ростовской области
Правительства Ростовской области


Приложение N 1
к постановлению
Правительства
Ростовской области
от 28 июня 2012 года N 545


ОБЛАСТНАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2015-2020 годы"


ПАСПОРТ
Областной долгосрочной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2015-2020 годы"

Наименование Программы

-

Областная долгосрочная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2015 - 2020 годы" (далее - Программа)

Основание
для разработки Программы

-

распоряжение Правительства Ростовской области от 27.06.2012 N 244 "О разработке областной долгосрочной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2015-2020 годы"

Государственный заказчик - координатор Программы

-

Правительство Ростовской области

Государственные заказчики Программы

-

министерство внутренней и информационной политики Ростовской области;

министерство здравоохранения Ростовской области;

министерство культуры Ростовской области;

министерство общего и профессионального образования Ростовской области;

министерство по физической культуре и спорту Ростовской области;

комитет по молодежной политике Ростовской области

Разработчик Программы

-

Правительство Ростовской области

Основная цель Программы

-

снижение уровня болезненности (1) населения синдромом зависимости от наркотиков
_________________________
     (1) Болезненность - число лиц, больных наркоманией, в расчете на 100 тыс. населения.     

Основные задачи Программы

-

проведение профилактических мероприятий по сокращению незаконного потребления наркотиков, основанных на формировании антинаркотической культуры личности в Ростовской области;

ограничение доступности наркотиков, находящихся в незаконном обороте;

развитие системы раннего выявления незаконных потребителей наркотиков, совершенствование лечения и медико-социальной реабилитации наркозависимых;

мониторинг развития наркоситуации в Ростовской области

Сроки реализации Программы

-

2015-2020 годы

Структура Программы, перечень подпрограмм, основных направлений
и мероприятий

-

раздел I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами;

раздел II. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации областной долгосрочной целевой программы, а также целевые показатели;

раздел III. Система программных мероприятий;

раздел IV. Нормативное обеспечение;

раздел V. Механизм реализации Программы, организация управления и контроль за ходом ее реализации;

раздел VI. Оценка эффективности реализации Программы;

приложение N 1. Целевые показатели областной долгосрочной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2015-2020 годы";

приложение N 2. Перечень мероприятий по реализации областной долгосрочной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2015-2020 годы":

раздел I. Организационно-управленческие меры;

раздел II. Меры по общей профилактике наркомании, формированию антинаркотической культуры личности;

подразделы:

духовно-нравственное и культурно-эстетическое воспитание;

формирование и пропаганда здорового образа жизни;

информационное обеспечение формирования антинаркотической культуры;

раздел III. Медико-социальная реабилитация и лечение наркозависимых;

раздел IV. Противодействие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту
подразделы:

проведение индивидуальной профилактической работы;

противодействие незаконному обороту наркотиков в жилом секторе;

противодействие незаконному обороту наркотиков в образовательной среде;

противодействие незаконному обороту наркотиков в местах досуга;

снижение доступности наркотиков, находящихся в сфере незаконного оборота;

приложение N 3: распределение объемов финансирования областной долгосрочной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2015-2020 годы";

приложение N 4: распределение ассигнований по государственным заказчикам областной долгосрочной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2015-2020 годы"

Исполнители и соисполнители Программы

-

Правительство Ростовской области;

министерство внутренней и информационной политики Ростовской области (далее - министерство внутренней и информационной политики области);

министерство здравоохранения Ростовской области (далее - минздрав области);

министерство культуры Ростовской области (далее - минкультуры области);

министерство общего и профессионального образования Ростовской области (далее - минобразование области);

министерство по физической культуре и спорту Ростовской области (далее - минспорта области);
министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области (далее - минсельхозпрод области);

министерство труда и социального развития Ростовской области (далее - минтруд области);

департамент потребительского рынка Ростовской области (далее - департамент потребительского рынка области);

департамент по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области (далее - департамент по делам казачества области);

комитет по молодежной политике Ростовской области (далее - комитет по молодежной политике области)

Участники Программы

-

управление государственной службы занятости населения Ростовской области (далее - УГСЗН РО);

Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Ростовской области (далее - УФСКН России по РО) (по согласованию);

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской области (далее - Управление Россельхознадзора по РО) (по согласованию);

Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ростовской области (далее - ГУ МВД России по РО) (по согласованию);

войсковое казачье общество "Всевеликое Войско Донское" (далее - ВКО ВВД) (по согласованию);
органы местного самоуправления в случае принятия их представительными органами соответствующих решений

Объемы и источники финансирования Программы

-

финансирование программных мероприятий осуществляется за счет средств областного бюджета в объемах, предусмотренных Программой и утвержденных областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год.

Объем средств областного бюджета, необходимый для финансирования Программы, составляет:
всего в 2015-2020 годах - 24313,2 тыс. рублей,

в том числе по годам реализации:

2015 год - 4077,2 тыс. рублей;

2016 год - 4027,2 тыс. рублей;

2017 год - 4077,2 тыс. рублей;

2018 год - 4027,2 тыс. рублей;

2019 год - 4077,2 тыс. рублей;

2020 год - 4027,2 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

-

в результате реализации Программы к 2020 году предполагается:

сдержать распространение незаконного потребления наркотиков на уровне, не превышающем 215 больных наркоманией на 100 тыс. населения;

повысить долю больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию, длительность ремиссии у которых составляет не менее 2 лет, по отношению к общему числу больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию, до 8,5 процента;

увеличить удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, до 33,2 процента;

повысить долю обучающихся и воспитанников, прошедших обучение по образовательным программам профилактической направленности, до 90 процентов

Система организации контроля за исполнением Программы

-

контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Ростовской области, Контрольно-счетная палата Ростовской области в соответствии с их полномочиями, установленными областным законодательством

Раздел I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Проблема незаконного оборота и злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами (далее - наркотики) характеризуется сохраняющейся в настоящее время масштабностью и остротой распространения наркомании в Ростовской области.

Значимость и актуальность организации противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту требуют сбалансированного решения вопросов, связанных, с одной стороны, с сохранением и развитием имеющегося потенциала профилактической деятельности и, с другой стороны, с выбором и поддержкой инновационных направлений, обеспечивающих позитивные изменения в наркоситуации на территории области.

Решение данной проблемы на региональном уровне обеспечивается ее сопряженностью с приоритетными вопросами, решаемыми посредством федеральных целевых программ.

Актуальность решения обозначенных вопросов, крупномасштабность проектов и мероприятий, направленных на решение системных проблем противодействия незаконному обороту наркотиков в Ростовской области, определяются Федеральным законом от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", указами Президента Российской Федерации от 18.10.2007 N 1374 "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров", от 12.05.2009 N 536 "Об Основах стратегического планирования в Российской Федерации", от 12.05.2009 N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года", от 09.06.2010 N 690 "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года", планом мероприятий по созданию государственной системы профилактики немедицинского потребления наркотиков и совершенствованию системы наркологической медицинской помощи и реабилитации больным наркоманией (на 2012-2020 годы), утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 202-р, постановлением Законодательного Собрания Ростовской области от 30.10.2007 N 1752 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года", постановлением Правительства Ростовской области от 20.10.2011 N 61 "Об антинаркотической комиссии Ростовской области".

При этом пункт 4 статьи 41 Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ определяет, что субъекты Российской Федерации вправе принимать целевые программы, направленные на противодействие незаконному обороту наркотиков.

В силу многогранности решаемой проблемы возникает необходимость координации действий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, областных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований, общественных организаций, что обуславливает необходимость применения программно-целевого метода.

Областная долгосрочная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2015-2020 годы" разработана в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 09.06.2010 N 690 "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года", планом мероприятий по созданию государственной системы профилактики немедицинского потребления наркотиков и совершенствованию системы наркологической медицинской помощи и реабилитации больным наркоманией (на 2012-2020 годы), утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 202-р. Работа по ее реализации строится по двум основным направлениям:

сокращение предложения наркотиков путем целенаправленного пресечения их нелегального оборота, снижения доступности для населения в целях немедицинского потребления;

сокращение спроса на наркотики путем совершенствования системы профилактической, лечебной и реабилитационной работы.

В 2014 году завершается Областная долгосрочная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2014 годы". Ее реализация привела к некоторому улучшению наркоситуации. Благодаря принятым мерам продолжилось снижение общего количества потребителей наркотиков, состоящих на учете в наркологической службе области. По состоянию на 1 января 2012 г. на учете в наркологической службе состоит 10055 человек с установленным диагнозом "наркомания", то есть 234,7 человека на 100 тыс. населения. За 2011 год количество больных наркоманиями снизилось по сравнению с 2010 годом на 148 человек.

Анализ результатов работы по реализации Программы показал, что, в целом, отмечается повышение эффективности и активности деятельности по профилактике наркомании. В 2011 году проведено 33 089 профилактических мероприятий, в которых приняли участие 82,7 процента проживающих в области несовершеннолетних в возрасте от 11 до 18 лет.

Доля обучающихся и воспитанников, занимающихся по образовательным программам профилактической направленности, выросла с 41,0 процента в 2009 году до 71,2 процента в 2011 году.

Учреждениями дополнительного образования различной направленности, кроме спортивной, охвачено 71,8 процента несовершеннолетних. Спортом занимаются 188347 обучающихся, что составляет 37,5 процента от всех несовершеннолетних в возрасте от 6 до 18 лет.

Проведенное социологическое исследование показало, что в 2011 году по сравнению с результатами исследования, проведенного в 2010 году, сократилась доля опрошенных школьников и студентов, потребляющих наркотики, - с 4,0 до 3,6 процента; выросла доля ни разу не потреблявших наркотики -  с 82,0 до 90,8 процента.

Вместе с тем проблема незаконного оборота и злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами (далее - наркотики) характеризуется сохраняющейся в настоящее время масштабностью и остротой распространения наркомании в Ростовской области.

Распространению наркотиков способствует и имеющаяся в Ростовской области природная сырьевая база для изготовления наркотиков естественного происхождения. Прежде всего это дикорастущая конопля. В результате принятых мер в 2011 году уничтожено около 208,6 тонны этого растения.

По итогам опроса общественного мнения, около 9 процентов опрошенных лично сталкивались с проявлениями наркомании в общественных местах.

Наркомания является криминогенным фактором. В ходе социологического опроса 54 процента опрошенных из числа наркозависимых лиц указали, что тратят на приобретение наркотиков от 15 до 50 тыс. рублей ежемесячно. При этом они оценили материальное положение их семей как среднее и ниже среднего. 13 процентов наркозависимых ответили, что торгуют наркотиками и 48 процентов - иным незаконным путем. 3 человека признались, что добывают наркотики применением насилия над другими людьми.

За 2011 год правоохранительными органами Ростовской области зарегистрировано 5980 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков (10,6 процента от общего числа преступлений), из них - 2537 фактов сбыта наркотиков; ликвидированы 176 наркопритонов (2010 год - 174 наркопритона). Также выявлены 2782 административных правонарушения в сфере незаконного оборота наркотиков. К уголовной ответственности за совершение преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков привлечено 2 977 человек.

Из незаконного оборота, на момент возбуждения уголовного дела, изъято 795,2 кг наркотических средств и психотропных веществ (2010 год - 708,6 кг).

В 2011 году в 2,3 раза возросло количество изъятых из незаконного оборота наркотиков опийной группы и составило 98,4 кг (2010 год - 42,9 кг). В том числе изъято: героина 31,4 кг (2010 год - 25,6 кг: прирост 22,7 процента), маковой соломы 56,0 кг (2010 год - 9,5 кг: рост изъятий в 5,9 раза), дезоморфина 10,6 кг (2010 год _ 6,3 кг).

Среди основных факторов, оказывающих влияние на распространение наркомании в Ростовской области, можно выделить в первую очередь транснациональный характер наркопреступности и прохождение по территории области части "южного наркотрафика", климатические особенности местности, национальную неоднородность населения и активные миграционные процессы. Высокая доходность операций, связанных с незаконным оборотом наркотиков, способствует сохранению рынка незаконного предложения наркотиков и втягиванию в него наиболее уязвимой части трудоспособного населения.

Другие факторы, способствующие распространению незаконного потребления наркотиков, формируются в социальной сфере. К ним относятся бездуховное, потребительское отношение к жизни, бездумное проведение свободного времени частью молодежи. Сравнительно низкий жизненный уровень населения, поляризация доходов различных социальных групп вызывают у определенной части подростков и молодежи чувство протеста, агрессивные устремления, что является одной из причин криминализации общества, незаконного оборота наркотиков.

Наиболее опасной тенденцией является переход опийных наркозависимых на потребление дезоморфина - синтетического опиоида, который имеет свойства героина, употребляется внутривенно и изготавливается в домашних условиях с использованием кодеиносодержащих лекарственных препаратов, разрешенных к безрецептурному отпуску в аптечной сети. Влияние дезоморфина на организм человека в несколько раз превышает отрицательное воздействие других сильнодействующих наркотиков, в частности героина. Основной контингент потребителей дезоморфина - это молодые люди в возрасте от 15 до 30 лет, преимущественно относящиеся к малоимущим слоям населения.

До 2011 года включительно отмечался рост объемов изъятий дезоморфина из незаконного оборота (2009 год - 1,3 кг, 2010 год - 6,3 кг, 2011 год - 10,6 кг). В целом по области в ликвидированных наркопритонах доля дезоморфина в 2011 году составила 86 процентов (2009 год - 27 процентов, 2010 год - 62 процента).

В целях снижения уровня распространения наркотиков, изготавливаемых из кодеиносодержащих лекарственных препаратов, принято постановление Правительства Ростовской области от 18.11.2011 N 136 "Об утверждении Порядка выписки, отпуска и учета лекарственных препаратов с малым содержанием кодеина или его солей". Также с 1 июня 2012 г. вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 N 599 "О мерах контроля в отношении препаратов, которые содержат малые количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, включенных в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации" в части введения рецептурного отпуска кодеиносодержащих препаратов.

Благодаря принятым мерам за январь - апрель 2012 г. объемы изъятий из незаконного оборота дезоморфина, по сравнению с аналогичным периодом  2011 года, сократились в 1,6 раза. Так, за четыре месяца 2012 г. изъято 3337 г дезоморфина, а за аналогичный период 2011 года - 5191 г.

Анализ криминогенных процессов в сфере незаконного оборота наркотиков позволяет утверждать, что указанные тенденции будут актуальны в течение нескольких следующих лет.

Большая часть потребителей наркотических средств на территории Ростовской области использует препараты конопли, и ожидать существенного снижения каннабисной наркомании не следует.

Оздоровление экономики неизбежно приведет к активизации работы мест массового досуга молодежи, что в сочетании с наблюдаемыми в наркоситуации процессами может способствовать росту потребления наркотических средств синтетического происхождения.

Указанные обстоятельства обуславливают необходимость усиления антинаркотической деятельности с целевыми группами населения и обеспечения контроля за ее результативностью. Необходимо усиление работы по снижению спроса на наркотики, устранению условий, способствующих их распространению.

В этих условиях требуется наращивание усилий по реализации комплексных, взаимосвязанных, адекватных и эффективных мер противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту.


Раздел II. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы, а также целевые показатели


Целью Программы является снижение уровня болезненности населения синдромом зависимости от наркотиков.

Для достижения поставленной цели реализация мероприятий Программы будет направлена на решение следующих основных задач:

проведение профилактических мероприятий по сокращению незаконного потребления наркотиков, основанных на формировании антинаркотической культуры личности в Ростовской области;

ограничение доступности наркотиков, находящихся в незаконном обороте;

развитие системы раннего выявления незаконных потребителей наркотиков, совершенствование лечения и медико-социальной реабилитации наркозависимых;

мониторинг развития наркоситуации в Ростовской области.

Реализация Программы рассчитана на 6-летний период, с 2015 по 2020 год, и предусматривает:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»