ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года
(с изменениями на 23 февраля 2018 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Указом Президента Российской Федерации от 28 сентября 2011 года N 1255;
Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2014 года N 483;
Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2016 года N 656;
Указом Президента Российской Федерации от 23 февраля 2018 года N 85.
____________________________________________________________________
В целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан Российской Федерации по пресечению распространения на территории Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров
постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года.
2. Председателю Государственного антинаркотического комитета включать в ежегодный доклад о наркоситуации в Российской Федерации данные о ходе реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года (пункт в редакции Указа Президента Российской Федерации от 28 сентября 2011 года N 1255 - см. предыдущую редакцию).
3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент Российской Федерации
Д.Медведев
Москва, Кремль
9 июня 2010 года
N 690
Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года
(с изменениями на 23 февраля 2018 года)
1. Необходимость принятия Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года (далее - Стратегия) обусловлена динамикой изменений, происходящих в России и в мире, возникновением новых вызовов и угроз, связанных прежде всего с активизацией деятельности транснациональной преступности, усилением терроризма, экстремизма, появлением новых видов наркотических средств и психотропных веществ (далее - наркотики), усилением негативных тенденций, таких как устойчивое сокращение численности населения России, в том числе уменьшение численности молодого трудоспособного населения вследствие расширения масштабов незаконного распространения наркотиков.
Стратегией национальной безопасности Российской Федерации одной из основных угроз государственной и общественной безопасности признана деятельность организованных преступных организаций и группировок, в том числе транснациональных, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
(Абзац в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 23 февраля 2018 года N 85. - См. предыдущую редакцию)
2. Современная наркоситуация в Российской Федерации характеризуется расширением масштабов незаконного оборота и немедицинского потребления высококонцентрированных наркотиков, таких как героин, кокаин, стимуляторы амфетаминового ряда, лекарственных препаратов, обладающих психотропным воздействием, а также их влиянием на распространение ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов, что представляет серьезную угрозу безопасности государства, экономике страны и здоровью ее населения.
Абзац утратил силу - Указ Президента Российской Федерации от 23 февраля 2018 года N 85. - См. предыдущую редакцию.
В ряде российских регионов отмечается рост распространения наркотиков, изготовленных из местного растительного сырья и лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и находящихся в свободной продаже, появляются новые виды психоактивных веществ, способствующие формированию зависимых форм поведения.
На эффективности государственной антинаркотической политики отрицательно сказывается отсутствие государственной системы мониторинга развития наркоситуации.
Недостаточно эффективно организованы профилактическая деятельность, медицинская помощь и медико-социальная реабилитация больных наркоманией. Недостаточно используется потенциал общественных объединений и религиозных организаций.
Необходимо принятие комплексных и сбалансированных мер, которые не только существенно снизили бы немедицинское потребление наркотиков и последствия их потребления, но и способствовали разрушению финансовых, организационных, информационных и иных наркодилерских сетей.
3. Стратегия разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права в области противодействия незаконному обороту наркотиков и их прекурсоров с учетом отечественного и зарубежного опыта. Стратегией определяются цель, принципы, основные направления и задачи государственной антинаркотической политики Российской Федерации.
В Стратегии развиваются и конкретизируются применительно к сфере антинаркотической деятельности соответствующие положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
(Абзац в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 23 февраля 2018 года N 85. - См. предыдущую редакцию)
4. Государственная антинаркотическая политика является частью государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации.
Генеральной целью государственной антинаркотической политики является существенное сокращение незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, масштабов негативных последствий их незаконного оборота для жизни и здоровья граждан, государственной и общественной безопасности.
Целями Стратегии являются пресечение незаконного распространения наркотиков и их прекурсоров на территории Российской Федерации, снижение немедицинского потребления наркотиков.
Решения и меры, принимаемые органами государственной власти Российской Федерации в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков и их прекурсоров, направлены на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации с учетом принципов государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту, установленных законодательством Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 23 февраля 2018 года N 85. - См. предыдущую редакцию)
5. Достижение генеральной цели государственной антинаркотической политики осуществляется на основе сбалансированного и обоснованного сочетания мер по следующим направлениям:
(Абзац в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 23 февраля 2018 года N 85. - См. предыдущую редакцию)
а) сокращение предложения наркотиков путем целенаправленного пресечения их нелегального производства и оборота внутри страны, противодействия наркоагрессии;
б) сокращение спроса на наркотики путем совершенствования системы профилактической, лечебной и реабилитационной работы;
в) развитие и укрепление международного сотрудничества в сфере контроля над наркотиками.
6. Основные стратегические задачи:
а) разработка и внедрение государственной системы мониторинга наркоситуации в Российской Федерации;
б) создание и реализация общегосударственного комплекса мер по пресечению незаконного распространения наркотиков и их прекурсоров на территории Российской Федерации;
в) создание эффективной системы защиты территории Российской Федерации от незаконного перемещения наркотиков и их прекурсоров через государственную границу Российской Федерации;
(Подпункт в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 23 февраля 2018 года N 85. - См. предыдущую редакцию)
г) обеспечение надежного государственного контроля за легальным оборотом наркотиков и их прекурсоров;
д) создание государственной системы профилактики немедицинского потребления наркотиков с приоритетом мероприятий первичной профилактики;
е) совершенствование системы оказания наркологической медицинской помощи больным наркоманией и их реабилитации;
ж) совершенствование организационного, нормативно-правового и ресурсного обеспечения антинаркотической деятельности;
з) активизация антинаркотической пропаганды с использованием средств массовой информации и современных информационных технологий;
(Подпункт дополнительно включен Указом Президента Российской Федерации от 23 февраля 2018 года N 85)
и) разработка комплекса дополнительных мер противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных в результате незаконного оборота наркотиков и их прекурсоров, а также их использованию для финансирования терроризма.
(Подпункт дополнительно включен Указом Президента Российской Федерации от 23 февраля 2018 года N 85)
7. Государственная антинаркотическая политика - это система стратегических приоритетов и мер, а также деятельность федеральных органов государственной власти, Государственного антинаркотического комитета, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации, органов местного самоуправления, направленная на предупреждение, выявление и пресечение незаконного оборота наркотиков и их прекурсоров, профилактику немедицинского потребления наркотиков, лечение и реабилитацию больных наркоманией.
Стратегия государственной антинаркотической политики - официально принятые основные направления государственной политики, определяющие меры, организацию и координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере оборота наркотиков и их прекурсоров и противодействия их незаконному обороту.
8. Антинаркотическая деятельность - деятельность федеральных органов государственной власти, Государственного антинаркотического комитета, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной антинаркотической политики.
Руководство антинаркотической деятельностью осуществляет Президент Российской Федерации.
9. Субъектами антинаркотической деятельности являются:
а) Государственный антинаркотический комитет, осуществляющий координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации, а также организацию их взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями по реализации государственной антинаркотической политики;
б) антинаркотические комиссии в субъектах Российской Федерации и в муниципальных образованиях, обеспечивающие координацию деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также организующие их взаимодействие с общественными объединениями по профилактике немедицинского потребления наркотиков и противодействию их незаконному обороту в рамках своих полномочий;
в) Министерство внутренних дел Российской Федерации, обеспечивающее выполнение функций по реализации государственной антинаркотической политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотиков и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту;
(Подпункт в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2016 года N 656. - См. предыдущую редакцию)
г) Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, осуществляющее функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере организации медицинской профилактики, медицинской помощи и медицинской реабилитации для лиц, потребляющих наркотики, и больных наркоманией, а также в сфере фармацевтической деятельности, включая вопросы оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
д) другие федеральные органы исполнительной власти, обеспечивающие реализацию функций по противодействию незаконному обороту наркотиков и их прекурсоров, а также меры профилактики немедицинского потребления наркотиков в пределах предоставленных им Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации полномочий;
е) высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, осуществляющие в рамках своих полномочий руководство антинаркотической деятельностью на территории субъектов Российской Федерации;
ж) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающие реализацию государственной антинаркотической политики в субъектах Российской Федерации;
з) органы местного самоуправления, в пределах своей компетенции организующие исполнение законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах.
10. Общественные объединения и религиозные организации вправе участвовать в профилактике немедицинского потребления наркотиков и реабилитации лиц, потребляющих наркотики.
11. Объектами антинаркотической деятельности являются:
а) население страны, в первую очередь дети, подростки, молодежь и их семьи, особенно входящие в группы риска вовлечения в незаконный оборот наркотиков и их прекурсоров, а также лица, потребляющие наркотики в немедицинских целях, и их семьи; больные наркоманией, нуждающиеся в лечении и реабилитации, и их семьи; работники отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источниками повышенной опасности;
б) организации и учреждения, участвующие в легальном обороте наркотиков и их прекурсоров;
в) организованные преступные группы и сообщества, участвующие в незаконном обороте наркотиков и их прекурсоров.
11_1. Основными факторами, оказывающими негативное влияние на наркоситуацию в Российской Федерации, являются:
а) активное распространение синтетических наркотиков, рост объемов их мирового производства, появление и распространение новых видов наркотиков;
б) масштабное производство опиатов на территории Афганистана и их последующее незаконное перемещение через государственную границу Российской Федерации;
в) появление новых форм противоправной деятельности, связанной с использованием информационных, коммуникационных и других высоких технологий;
г) увеличение незаконного производства синтетических наркотиков на территории Российской Федерации, использование современных информационных и коммуникационных технологий для их распространения и пропаганды;
д) расширение практики использования для организации каналов контрабанды наркотиков международной почтовой связи и возможностей организаций, специализирующихся на международной доставке грузов;
е) распространение наркотиков, изготовленных из местного растительного сырья, и злоупотребление лекарственными средствами с психоактивным действием, находящимися в свободной продаже;
ж) недостаточная эффективность организации профилактической деятельности, комплексной реабилитации и ресоциализации больных наркоманией, неполное использование потенциала общественных объединений и религиозных организаций при реализации антинаркотической политики и профилактике немедицинского потребления наркотиков;
з) использование при незаконном обороте наркотиков и их прекурсоров новых видов финансовых инструментов и денежных суррогатов, что создает угрозу экономической безопасности Российской Федерации.