ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПРИКАЗ

от 9 сентября 2019 года N 351

Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Положение о порядке объявления аварийной обстановки, оперативной передачи информации в случаях радиационно опасных ситуаций на исследовательских ядерных установках" (НП-106-19)



В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст.4552; 1997, N 7, ст.808; 2001, N 29, ст.2949; 2002, N 1, ст.2; N 13, ст.1180; 2003, N 46, ст.4436; 2004, N 35, ст.3607; 2006, N 52, ст.5498; 2007, N 7, ст.834; N 49, ст.6079; 2008, N 29, ст.3418; N 30, ст.3616; 2009, N 1, ст.17; N 52, ст.6450; 2011, N 29, ст.4281; N 30, ст.4590, ст.4596; N 45, ст.6333; N 48, ст.6732; N 49, ст.7025; 2012, N 26, ст.3446; 2013, N 27, ст.3451; 2016, N 14, ст.1904; N 15, ст.2066; N 27, ст.4289; 2018, N 22, ст.3042; N 32, ст.5135; N 53, ст.8452; 2019, N 12, ст.1230; N 30, ст.4154), подпунктом 5.2.2.1 пункта 5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3348; 2006, N 5, ст.544; N 23, ст.2527; N 52, ст.5587; 2008, N 22, ст.2581; N 46, ст.5337; 2009, N 6, ст.738; N 33, ст.4081; N 49, ст.5976; 2010, N 9, ст.960; N 26, ст.3350; N 38, ст.4835; 2011, N 6, ст.888; N 14, ст.1935; N 41, ст.5750; N 50, ст.7385; 2012, N 29, ст.4123; N 42, ст.5726; 2013, N 12, ст.1343; N 45, ст.5822; 2014, N 2, ст.108; N 35, ст.4773; 2015, N 2, ст.491; N 4, ст.661; 2016, N 28, ст.4741; N 48, ст.6789; 2017, N 12, ст.1729; N 26, ст.3847; 2018, N 29, ст.4438),

приказываю:

Утвердить прилагаемые федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Положение о порядке объявления аварийной обстановки, оперативной передачи информации в случаях радиационно опасных ситуаций на исследовательских ядерных установках" (НП-106-19).

Руководитель
А.В.Алёшин



Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

29 ноября 2019 года,

регистрационный N 56651

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 9 сентября 2019 года N 351



Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Положение о порядке объявления аварийной обстановки, оперативной передачи информации в случаях радиационно опасных ситуаций на исследовательских ядерных установках" (НП-106-19)



I. Назначение и область применения

     

1. Настоящие федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Положение о порядке объявления аварийной обстановки, оперативной передачи информации в случаях радиационно опасных ситуаций на исследовательских ядерных установках" (НП-106-19) (далее - Положение) устанавливают:

критерии и порядок объявления состояний "Аварийная готовность" и "Аварийная обстановка" при радиационно опасных ситуациях на исследовательских ядерных установках (далее - ИЯУ);

________________

Определение данного термина и иных терминов, использованных в настоящем Положении, приведены в приложении N 1 к настоящему Положению.

порядок оповещения и оперативной передачи информации при возникновении радиационно опасных ситуаций на ИЯУ;

требования к техническим и организационным мерам (включая проведение противоаварийных учений и тренировок), принимаемым эксплуатирующей организацией для обеспечения аварийного реагирования на радиационно опасные ситуации на ИЯУ.

2. Порядок приведения ИЯУ в соответствие с настоящим Положением, в том числе сроки и объем необходимых мероприятий, определяется в каждом конкретном случае в условиях действия лицензии на размещение, сооружение, эксплуатацию или вывод из эксплуатации ИЯУ.

3. Требования настоящего Положения распространяются на все проектируемые, строящиеся, эксплуатируемые и выводимые из эксплуатации ИЯУ.

II. Критерии объявления состояний "Аварийная готовность" и "Аварийная обстановка"

     

4. Критериями объявления состояния "Аварийная готовность" являются:

нарушение пределов и (или) условий безопасной эксплуатации ИЯУ при превышении значений мощности дозы, использующихся при определении необходимости объявления состояния "Аварийная готовность" и приведенных в приложении N 2 к настоящему Положению;

наличие признаков происшествий категорий П04 и выше, установленных в федеральных нормах и правилах в области использования атомной энергии "Положение о порядке расследования и учета нарушений в работе исследовательских ядерных установок" (НП-027-10), утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 мая 2010 г. N 185 (зарегистрировано Минюстом России 19 июля 2010 г., регистрационный N 17888) (далее - НП-027-10);

воздействие факторов природного и/или техногенного происхождения на территории ИЯУ, которые привели к отказу систем и/или элементов, важных для безопасности, и к нарушению пределов и/или условий безопасной эксплуатации.

5. Критериями объявления состояния "Аварийная обстановка" являются:

превышение значений мощности дозы, использующихся при определении необходимости объявления состояния "Аварийная обстановка", приведенных в приложении N 2 к настоящему Положению;

начало действий в соответствии с инструкциями по эксплуатации систем, технологического оборудования и экспериментальных устройств ИЯУ, определяющих действия работников (персонала) при проектных и запроектных авариях.

6. Эксплуатирующая организация вправе устанавливать значения мощности дозы, при превышении которых объявляются состояния "Аварийная готовность" и "Аварийная обстановка", меньшие, чем значения, установленные в приложении N 2 к настоящему Положению.

III. Объявление состояний "Аварийная готовность" и "Аварийная обстановка"

     

7. Решения об объявлении состояний "Аварийная готовность" и "Аварийная обстановка" принимает руководитель эксплуатирующей организации или лицо, исполняющее его обязанности.

8. При отсутствии указанных в пункте 7 Положения лиц решения об объявлении состояний "Аварийная готовность" и "Аварийная обстановка" принимает начальник смены ИЯУ или лицо, исполняющее его обязанности. Одновременно с принятием данного решения указанные лица принимают решение о введении в действие плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на ИЯУ.

9. При принятии решения об объявлении состояний "Аварийная готовность" и "Аварийная обстановка" и о введении в действие плана мероприятий по защите работников (персонала) в случае аварии на ИЯУ, лица, указанные в пункте 7 Положения, должны немедленно дать начальнику ИЯУ и (или) начальнику смены ИЯУ, или лицам, исполняющим их обязанности, указание об объявлении состояний "Аварийная готовность" или "Аварийная обстановка" и о введении в действие плана мероприятий по защите работников (персонала) в случае аварии на ИЯУ.

10. Информация об объявлении состояний "Аварийная готовность" и/или "Аварийная обстановка" и о введении в действие плана мероприятий по защите работников (персонала) в случае аварии на ИЯУ должна быть доведена до сведения работников (персонала) согласно утвержденной эксплуатирующей организацией схеме оповещения.

11. Силы и средства для прекращения развития радиационно опасных ситуаций, определенные в документах эксплуатирующей организации, должны быть приведены в режим повышенной готовности в соответствии с планом мероприятий по защите работников (персонала) в случае аварии на ИЯУ после объявления состояния "Аварийная готовность".

IV. Порядок оповещения и передачи оперативной информации при возникновении радиационно опасных ситуаций

     

12. Не позднее 15 минут с момента выявления нарушения в работе ИЯУ должно быть объявлено состояние "Аварийная готовность" или состояние "Аварийная обстановка".

13. Не позднее 15 минут с момента объявления состояния "Аварийная готовность" и введения в действие плана мероприятий по защите работников (персонала) в случае аварии на ИЯУ информация об этом должна быть доведена до:

органа повседневного управления функциональной подсистемы контроля за ядерно- и радиационно опасными объектами федерального уровня;

отдела межрегионального территориального управления Ростехнадзора, осуществляющего надзор за ядерной и радиационной безопасностью данной ИЯУ;

органов повседневного управления функциональных подсистем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, образованных в органах управления использованием атомной энергии (при их наличии), а также территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

14. При нарушениях в работе ИЯУ категорий П01 и выше информация об объявлении состояния "Аварийная обстановка" дополнительно должна доводиться до органов и организаций, подлежащих информированию о таких нарушениях в соответствии с требованиями НП-027-10.

15. Доведение информации об объявлении состояний "Аварийная готовность" или "Аварийная обстановка" и о введении в действие плана мероприятий по защите работников (персонала) в случае аварии на ИЯУ должно выполняться с использованием средств связи, доступных в условиях радиационно опасных ситуаций.

16. В случае возникновения радиационно опасной ситуации эксплуатирующая организация не реже одного раза в сутки должна информировать Ростехнадзор и его межрегиональные территориальные управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью, орган управления использованием атомной энергии и органы повседневного управления территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению безопасности.

17. Лица, передающие и принимающие сообщения об объявлении состояний "Аварийная готовность" и/или "Аварийная обстановка", должны регистрировать их с обязательным указанием даты, времени передачи/приема сообщения и фамилий, имен и отчеств (при наличии) лиц, передавших и принявших сообщение.

18. Эксплуатирующие организации должны обеспечивать сохранность и передачу в режиме реального времени в информационные системы функциональной подсистемы контроля за ядерно и радиационно опасными объектами и функциональных подсистем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций соответствующих органов управления использованием атомной энергии, создаваемых федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными организациями согласно приложению к Положению о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст.121; 2018, N 50, ст.7755) (далее - Положение о единой государственной системе):

параметров радиационной обстановки и состояния ИЯУ (при исправности необходимых для этого технических средств), регистрируемых в объеме, предусмотренном проектом ИЯУ, объектовыми системами контроля радиационной обстановки в производственных помещениях, на промплощадке, в санитарно-защитной зоне (далее - СЗЗ) и за их пределами;

данных о технологических параметрах ИЯУ.

V. Технические и организационные меры, принимаемые эксплуатирующей организацией для обеспечения аварийного реагирования

     

19. Эксплуатирующая организация должна обеспечить выполнение организационных и технических мер по ослаблению и ликвидации последствий радиационно опасных ситуаций, в том числе с привлечением специализированных организаций.

20. Руководством эксплуатирующей организации в соответствии с пунктами 6 и 7 Положения о единой государственной системе должна быть образована комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности эксплуатирующей организации (далее - КЧС и ПБ) для выполнения функций координационного органа при осуществлении противоаварийных действий в условиях радиационно опасных ситуаций на ИЯУ. В состав комиссии должны входить представители из состава руководящего персонала и работников ИЯУ.

21. Для оказания научно-технической и консультативной поддержки при организации и осуществлении мер по ослаблению и ликвидации последствий радиационно опасных ситуаций в эксплуатирующей организации должна быть создана экспертно-аналитическая группа.

22. В эксплуатирующих организациях, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии только в отношении ИЯУ III и (или) IV категорий по потенциальной радиационной опасности, экспертно-аналитическая группа должна обеспечивать:

анализ радиационно опасных ситуаций на ИЯУ, идентификацию причин их возникновения и прогнозирование возможных путей развития таких ситуаций с оценкой их последствий на площадке и в помещениях ИЯУ, а также определение типа аварии;

количественную оценку выхода радиоактивных веществ за пределы физических барьеров на пути распространения радиоактивных веществ в окружающую среду;

оценку степени повреждения систем и оборудования ИЯУ, а также состояния функций безопасности и физических барьеров ИЯУ;

разработку вариантов возвращения ИЯУ в контролируемое состояние и мероприятий по ликвидации радиационно опасных ситуаций и их последствий;

подготовку рекомендаций по мерам защиты работников (персонала);

регистрацию исходных данных и результатов проведенного анализа;

проведение необходимых расчетов и подготовку предложений;

проведение работ по замене вышедшего из строя оборудования;

проведение работ по сохранению/восстановлению работоспособности систем и элементов, важных для безопасности ИЯУ, зданий и сооружений ИЯУ;

подготовку рекомендаций по планированию противоаварийных учений и тренировок на ИЯУ.

23. В эксплуатирующих организациях, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии в отношении ИЯУ I и (или) II категорий по потенциальной радиационной опасности, экспертно-аналитическая группа в дополнение к задачам, указанным в пункте 22 настоящего Положения, должна обеспечивать выполнение:

анализа и прогнозирования последствий радиационно опасных ситуаций для населения и окружающей среды;

подготовки предложений по мерам защиты населения с учетом состояния ИЯУ, прогнозируемых последствий радиационно опасных ситуаций и результатов мониторинга окружающей среды.

24. Для обеспечения постоянной готовности экспертно-аналитической группы к выполнению своих функций у каждого члена экспертно-аналитической группы должен быть дублер.

25. В целях обеспечения работы экспертно-аналитической группы эксплуатирующая организация должна обеспечить создание и функционирование центра технической поддержки (аварийного центра) (далее - ЦТП (АЦ). В эксплуатирующих организациях, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии в отношении ИЯУ I и (или) II категорий по потенциальной радиационной опасности, не допускается создание ЦТП (АЦ) на базе основного или резервного пунктов управления ИЯУ.

26. Функциональные возможности ЦТП (АЦ), создаваемых в эксплуатирующих организациях, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии в отношении ИЯУ I и (или) II категорий по потенциальной радиационной опасности, должны включать сбор, отображение, обработку, регистрацию и хранение (в течение времени принятия решения о возобновлении работ на ИЯУ) информации о:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»