• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 декабря 2003 года N 794


О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

(с изменениями на 26 января 2017 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2005 года N 335 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 23, 06.06.2005);
постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2006 года N 600 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 41, 09.10.2006);
постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2008 года N 821 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 47, 24.11.2008);
постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 года N 219 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 12, 23.03.2009);
постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 577 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 29, 20.07.2009);
постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 года N 659 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 37, 13.09.2010);
постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 года N 702 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 38, 20.09.2010);
постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2011 года N 48 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 7, 14.02.2011);
постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2011 года N 50 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 7, 14.02.2011);
постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 226 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 14, 04.04.2011);
постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 года N 1101 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 1, 02.01.2012);
постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2012 года N 340 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 17, 23.04.2012);
постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2012 года N 882 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 37, 10.09.2012);
постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1082 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 44, 29.10.2012);
постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 года N 1128 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 46, 12.11.2012);
постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2012 года N 1179 (Российская газета, N 271, 23.11.2012);
постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 года N 476 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.06.2013);
постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2013 года N 605 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.07.2013);
постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года N 109 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 18.02.2014);
постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2015 года N 352 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 16.04.2015, N 0001201504160011);
постановлением Правительства Российской Федерации от 19 октября 2016 года N 1064 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 21.10.2016, N 0001201610210009);
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2016 года N 1267 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.12.2016, N 0001201612020012);
постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2017 года N 80 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.01.2017, N 0001201701300006).
____________________________________________________________________

Во исполнение Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и в целях совершенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

2. Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с федеральными органами исполнительной власти внести в 6-месячный срок в Правительство Российской Федерации предложения о возложении на федеральные органы исполнительной власти функций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

3. Министерству транспорта Российской Федерации обеспечивать в первоочередном порядке по заявкам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий доставку к зоне чрезвычайной ситуации и возвращение обратно сил, средств и специальных грузов, необходимых для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации, за счет средств, выделяемых Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на ликвидацию чрезвычайных ситуаций (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27 мая 2005 года N 335 - см. предыдущую редакцию).

4. Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при организации и проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать в установленном порядке для управления силами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций линии, каналы и средства единой сети электросвязи Российской Федерации.

5. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 года N 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 46, ст.4459);

пункт 11 постановления Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1997 года N 462 "О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Российской Федерации по вопросам гражданской авиации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 17, ст.2011);

постановление Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2002 года N 227 "О внесении дополнений и изменений в Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 15, ст.1439).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов

Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций


УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 декабря 2003 года N 794

(с изменениями на 26 января 2017 года)


1. Настоящее Положение определяет порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), далее именуемой единой системой.

2. Единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

3. Единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27 мая 2005 года N 335 - см. предыдущую редакцию).

4. Функциональные подсистемы единой системы создаются федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными организациями согласно приложению (далее - федеральные органы исполнительной власти и уполномоченные организации) для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов и уполномоченных организаций.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 года N 219; в редакции, введенной в действие с 10 декабря 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2016 года N 1267. - См. предыдущую редакцию)

Организация, состав сил и средств функциональных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и уполномоченных организаций.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 года N 219; в редакции, введенной в действие с 10 декабря 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2016 года N 1267. - См. предыдущую редакцию)

Положение о функциональной подсистеме реагирования и ликвидации последствий аварий с ядерным оружием в Российской Федерации, а также положения о других функциональных подсистемах единой системы, создаваемых федеральными органами исполнительной власти в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации по представлениям федеральных органов исполнительной власти, согласованным с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27 мая 2005 года N 335 - см. предыдущую редакцию).

5. Территориальные подсистемы единой системы создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

Организация, состав сил и средств территориальных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

6. На каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи и оповещения органов управления и сил единой системы, системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и системы информирования населения о чрезвычайных ситуациях.

При этом системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, в том числе системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, создаются только на региональном, муниципальном и объектовом уровнях единой системы.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 26 февраля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года N 109. - См. предыдущую редакцию)

7. Координационными органами единой системы являются:

на федеральном уровне - Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций;
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 года N 219; в редакции, введенной в действие с 10 декабря 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2016 года N 1267. - См. предыдущую редакцию)

на региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27 мая 2005 года N 335 - см. предыдущую редакцию);

на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27 мая 2005 года N 335 - см. предыдущую редакцию);

на объектовом уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.

В пределах соответствующего федерального округа (межрегиональный уровень) функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе (абзац дополнен постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2005 года N 335 - см. предыдущую редакцию).

8. Образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответственно Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27 мая 2005 года N 335 - см. предыдущую редакцию).

Компетенция комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27 мая 2005 года N 335 - см. предыдущую редакцию).

Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций возглавляются соответственно руководителями указанных органов и организаций или их заместителями.

9. Основными задачами комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в соответствии с их компетенцией являются (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27 мая 2005 года N 335 - см. предыдущую редакцию):

а) разработка предложений по реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности (подпункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27 мая 2005 года N 335 - см. предыдущую редакцию);

б) координация деятельности органов управления и сил единой системы;

в) обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27 мая 2005 года N 335 - см. предыдущую редакцию).

Иные задачи могут быть возложены на соответствующие комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности решениями Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;

г) рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств гражданской обороны к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном федеральным законом (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2005 года N 335);

д) рассмотрение вопросов об организации оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
(Подпункт дополнительно включен с 26 февраля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года N 109)

10. Постоянно действующими органами управления единой системы являются:

на федеральном уровне - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также образованные для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций подразделения федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 декабря 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2016 года N 1267. - См. предыдущую редакцию)

на межрегиональном уровне - территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - региональные центры);

на региональном уровне - территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (далее - главные управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации);

на муниципальном уровне - создаваемые при органах местного самоуправления органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 декабря 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2016 года N 1267. - См. предыдущую редакцию)

на объектовом уровне - структурные подразделения организаций, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 декабря 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2016 года N 1267. - См. предыдущую редакцию)

Постоянно действующие органы управления единой системы создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 декабря 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2016 года N 1267. - См. предыдущую редакцию)

Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.

Для осуществления экспертной поддержки в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах при постоянно действующих органах управления единой системы могут создаваться экспертные советы (абзац дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 577).
(Пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27 мая 2005 года N 335. - См. предыдущую редакцию)

11. Органами повседневного управления единой системы являются:

на федеральном уровне - Национальный центр управления в кризисных ситуациях, а также центры управления (ситуационно-кризисные центры), информационные центры, дежурно-диспетчерские службы и другие организации (подразделения), создаваемые федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными организациями;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 декабря 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2016 года N 1267. - См. предыдущую редакцию)

на межрегиональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях региональных центров, а также центры управления (ситуационно-кризисные центры), информационные центры, дежурно-диспетчерские службы и другие организации (подразделения), создаваемые федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами);
(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 декабря 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2016 года N 1267. - См. предыдущую редакцию)

на региональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях главных управлений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации, а также центры управления (ситуационно-кризисные центры), информационные центры, дежурно-диспетчерские службы и другие организации (подразделения), создаваемые федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 декабря 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2016 года N 1267. - См. предыдущую редакцию)

на муниципальном уровне - создаваемые в установленном порядке единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, а также дежурно-диспетчерские службы и другие организации (подразделения), создаваемые органами местного самоуправления;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 декабря 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2016 года N 1267. - См. предыдущую редакцию)

на объектовом уровне - дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

Органы повседневного управления единой системы создаются для обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и выделяемыми (привлекаемыми) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 декабря 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2016 года N 1267. - См. предыдущую редакцию)

Компетенция и полномочия органов повседневного управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.
(Пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 577. - См. предыдущую редакцию)

11_1. Обеспечение координации деятельности органов повседневного управления единой системы и гражданской обороны (в том числе управления силами и средствами единой системы, силами и средствами гражданской обороны), организации информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны в установленном порядке осуществляют:

а) на федеральном уровне - Национальный центр управления в кризисных ситуациях;

б) на межрегиональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;

в) на региональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях главных управлений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации.
(Пункт дополнительно включен с 10 декабря 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2016 года N 1267)

12. Размещение органов управления единой системы в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

13. К силам и средствам единой системы относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Состав сил и средств единой системы определяется Правительством Российской Федерации.

Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом (абзац дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2005 года N 335).

14. В состав сил и средств каждого уровня единой системы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (далее - силы постоянной готовности).

Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.

Перечень сил постоянной готовности федерального уровня утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, согласованному с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями.

Перечень сил постоянной готовности территориальных подсистем утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Состав и структуру сил постоянной готовности определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

15. Координацию деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, общественных объединений, участвующих в проведении аварийно-спасательных работ и действующих на всей или большей части территории Российской Федерации, а также всех видов пожарной охраны осуществляет в установленном порядке Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27 мая 2005 года N 335 - см. предыдущую редакцию).

Координацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территориях субъектов Российской Федерации осуществляют в установленном порядке главные управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27 мая 2005 года N 335 - см. предыдущую редакцию).

Координацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территориях муниципальных образований осуществляют органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органах местного самоуправления (абзац дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2005 года N 335).

16. Привлечение аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется:

в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых указанными службами и формированиями объектах и территориях;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 декабря 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2016 года N 1267. - См. предыдущую редакцию)

абзац утратил силу с 10 декабря 2016 года - постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2016 года N 1267 - см. предыдущую редакцию;

по решению федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, осуществляющих руководство деятельностью указанных служб и формирований.

Привлечение профессиональных аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций за пределами территории Российской Федерации осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в соответствии с нормами международного права на основе международных договоров Российской Федерации.

Общественные аварийно-спасательные формирования могут участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в ликвидации чрезвычайных ситуаций и действуют под руководством соответствующих органов управления единой системы (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27 мая 2005 года N 335 - см. предыдущую редакцию).

17. Специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны, привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

Силы и средства органов внутренних дел Российской Федерации, включая территориальные органы, применяются при ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

18. Подготовка работников федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченных решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенных в состав органов управления единой системы, организуется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Методическое руководство, координацию и контроль за подготовкой населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

19. Готовность аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации проверяется в ходе аттестации, а также в ходе проверок, осуществляемых в пределах своих полномочий Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальными органами, органами государственного надзора и контроля, а также федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, создающими указанные службы и формирования (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27 мая 2005 года N 335 - см. предыдущую редакцию).

20. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются:

резервный фонд Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий;

запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, находящиеся в составе государственного материального резерва;

резервы финансовых и материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти (абзац дополнен постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2005 года N 335 - см. предыдущую редакцию);

резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и организациями (абзац дополнен постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2005 года N 335 - см. предыдущую редакцию).

Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом.

21. Управление единой системой осуществляется с использованием систем связи и оповещения, представляющих собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления  и сил единой системы .
(Абзац в редакции, введенной в действие с 26 февраля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года N 109. - См. предыдущую редакцию)

Абзац дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2005 года N 335; утратил силу с 26 февраля 2014 года - постановление Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года N 109. - См. предыдущую редакцию.

22. Информационное обеспечение в единой системе осуществляется с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы, представляющей собой совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации.

Для приема сообщений о чрезвычайных ситуациях, в том числе вызванных пожарами, используются единый номер вызова экстренных оперативных служб "112" и номер приема сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях, назначаемый федеральным органом исполнительной власти в области связи.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 года N 1101. - См. предыдущую редакцию)

Сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Сроки и формы представления указанной информации устанавливаются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Обмен информацией с иностранными государствами осуществляется в соответствии с международными договорами.

23. Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках единой системы осуществляется на основе федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федеральных округов, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 декабря 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2016 года N 1267. - См. предыдущую редакцию)

Организационно-методическое руководство планированием действий в рамках единой системы осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

24. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах, территориях или акваториях органы управления и силы единой системы функционируют в режиме повседневной деятельности.

Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций, для соответствующих органов управления и сил единой системы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:

а) режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;

б) режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

25. Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций о введении для соответствующих органов управления и сил единой системы режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации определяются:

а) обстоятельства, послужившие основанием для введения режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации;

б) границы территории, на которой может возникнуть чрезвычайная ситуация, или границы зоны чрезвычайной ситуации;

в) силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации;

г) перечень мер по обеспечению защиты населения от чрезвычайной ситуации или организации работ по ее ликвидации;

д) должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации, или руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 декабря 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2016 года N 1267. - См. предыдущую редакцию)

Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций должны информировать население через средства массовой информации и по иным каналам связи о введении на конкретной территории соответствующих режимов функционирования органов управления и сил единой системы, а также мерах по обеспечению безопасности населения.

26. При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил единой системы.

27. При угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций межрегионального и федерального характера режимы функционирования органов управления и сил соответствующих подсистем единой системы могут устанавливаться решениями Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 577 - см. предыдущую редакцию).

28. Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы, являются:

а) в режиме повседневной деятельности:

изучение состояния окружающей среды, мониторинг опасных природных явлений и техногенных процессов, способных привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, прогнозирование чрезвычайных ситуаций, а также оценка их социально-экономических последствий;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 декабря 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2016 года N 1267. - См. предыдущую редакцию)

сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;

планирование действий органов управления и сил единой системы, организация подготовки и обеспечения их деятельности;

подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе к действиям при получении сигналов экстренного оповещения;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 26 февраля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года N 109; в редакции, введенной в действие с 10 декабря 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2016 года N 1267. - См. предыдущую редакцию)

пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;

проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях;

ведение статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф;

б) в режиме повышенной готовности:

усиление контроля за состоянием окружающей среды, мониторинг опасных природных явлений и техногенных процессов, способных привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, прогнозирование чрезвычайных ситуаций, а также оценка их социально-экономических последствий;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 декабря 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2016 года N 1267. - См. предыдущую редакцию)

введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил единой системы на стационарных пунктах управления;

непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о чрезвычайных ситуациях;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 26 февраля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года N 109. - См. предыдущую редакцию)

принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях;

уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 декабря 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2016 года N 1267. - См. предыдущую редакцию)

приведение при необходимости сил и средств единой системы в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;

восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;

в) в режиме чрезвычайной ситуации:

непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, мониторинг и прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций, а также оценка их социально-экономических последствий;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 декабря 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2016 года N 1267. - См. предыдущую редакцию)

оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших чрезвычайных ситуациях;

проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой системы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций;

непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;

организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;

проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.

29. При введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте "а" статьи 3 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении", для органов управления и сил соответствующих подсистем единой системы устанавливается режим повышенной готовности, а при введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте "б" указанной статьи, - режим чрезвычайной ситуации.

В режиме чрезвычайного положения органы управления и силы единой системы функционируют с учетом особого правового режима деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.

29_1. При введении режима чрезвычайной ситуации в зависимости от последствий чрезвычайной ситуации, привлекаемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации сил и средств единой системы, классификации чрезвычайных ситуаций и характера развития чрезвычайной ситуации, а также от других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации, в соответствии с пунктами 8 и 9 статьи 4_1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" устанавливается один из следующих уровней реагирования на чрезвычайную ситуацию (далее - уровень реагирования):
(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 декабря 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2016 года N 1267. - См. предыдущую редакцию)

объектовый уровень реагирования;

местный уровень реагирования;

региональный (межмуниципальный) уровень реагирования;

федеральный уровень реагирования;

особый уровень реагирования.
(Пункт дополнительно включен с 1 декабря 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2012 года N 1179)

29_2. При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил единой системы орган государственной власти или должностное лицо, установленные пунктами 8 и 9 статьи 4_1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", может определять руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с пунктом 10 указанной статьи.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 декабря 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2016 года N 1267. - См. предыдущую редакцию)

Руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации готовит для органа государственной власти или должностного лица, указанных в пунктах 8 и 9 статьи 4_1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", предложения о принятии дополнительных мер, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 декабря 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2016 года N 1267. - См. предыдущую редакцию)

Порядок реализации и отмены указанных дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
(Пункт дополнительно включен с 1 декабря 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2012 года N 1179)

29_3. При отмене режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при устранении обстоятельств, послуживших основанием для установления уровня реагирования, органом государственной власти или должностным лицом, определенными пунктами 8 и 9 статьи 4_1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", отменяются установленные уровни реагирования.
(Пункт дополнительно включен с 1 декабря 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2012 года N 1179; в редакции, введенной в действие с 10 декабря 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2016 года N 1267. - См. предыдущую редакцию)

30. Ликвидация чрезвычайных ситуаций:

локального характера осуществляется силами и средствами организации;

муниципального характера осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления;

межмуниципального и регионального характера осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации;

межрегионального и федерального характера осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.

При недостаточности указанных сил и средств привлекаются в установленном порядке силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
(Пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 577. - См. предыдущую редакцию)

31. Пункт утратил силу - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 577. - См. предыдущую редакцию.

32. Руководство силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 декабря 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2016 года N 1267. - См. предыдущую редакцию)

Руководители аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зоны чрезвычайных ситуаций первыми, принимают полномочия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций и исполняют их до прибытия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, определенных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 декабря 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2016 года N 1267. - См. предыдущую редакцию)

Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, на территориях которых возникла чрезвычайная ситуация, устанавливают границы зоны чрезвычайной ситуации, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимают решения по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 декабря 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2016 года N 1267. - См. предыдущую редакцию)

Решения руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 декабря 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2016 года N 1267. - См. предыдущую редакцию)

33. Пункт утратил силу с 1 декабря 2012 года - постановление Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2012 года N 1179. - См. предыдущую редакцию.

34. Финансовое обеспечение функционирования единой системы и мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов и собственников (пользователей) имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств.

Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечению устойчивого функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Выделение средств на финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В целях оперативной ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий может использовать в установленном порядке целевой финансовый резерв по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на промышленных предприятиях, в строительстве и на транспорте.
(Пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27 мая 2005 года N 335. - См. предыдущую редакцию)

35. Выпуск материальных ценностей из государственного материального резерва, предназначенных для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственном материальном резерве" и иными нормативными правовыми актами.

36. Порядок организации и осуществления работ по профилактике пожаров и непосредственному их тушению, а также проведения аварийно-спасательных работ, возложенных на пожарную охрану, определяется законодательными и иными нормативными правовыми актами в области пожарной безопасности, в том числе техническими регламентами (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27 мая 2005 года N 335 - см. предыдущую редакцию).

Тушение пожаров в лесах осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.36.2)

37. Международная гуманитарная помощь государствам, на территориях которых возникли чрезвычайные ситуации, предоставляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Приложение. Перечень создаваемых федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными организациями функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Приложение
к Положению о единой
государственной системе
предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 27 мая 2005 года N 335
-

см. предыдущую редакцию)

ПЕРЕЧЕНЬ
создаваемых федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными организациями функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций *

(с изменениями на 26 января 2017 года)

________________
* Наименование дополнено постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 года N 219. - См. предыдущую редакцию.

МВД России

Функциональная подсистема охраны общественного порядка

МЧС России

Функциональные подсистемы:

мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

предупреждения и тушения пожаров;

предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подводных потенциально опасных объектах во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации;

координации деятельности по поиску и спасанию людей во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации

Минобороны России

Функциональная подсистема предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил Российской Федерации

Спецстрой России

Функциональные подсистемы:

восстановления специальных объектов в зоне чрезвычайных ситуаций;

предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности Спецстроя России (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 577 - см. предыдущую редакцию)

Минздрав России


Функциональные подсистемы:

Всероссийской службы медицины катастроф;

медико-санитарной помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях в организациях (на объектах), находящихся в ведении ФМБА России, а также организаций и территорий, обслуживаемых ФМБА России;

резервов медицинских ресурсов
(Раздел в редакции, введенной в действие с 24 апреля 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2015 года N 352. - См. предыдущую редакцию)

Минтруд России

Функциональная подсистема социальной защиты населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций
(Раздел дополнительно включен с 18 сентября 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2012 года N 882)

Минобрнауки России


Функциональная подсистема предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности Минобрнауки России
(Раздел в редакции, введенной в действие с 24 апреля 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2015 года N 352. - См. предыдущую редакцию)

Минприроды России

Функциональные подсистемы:

противопаводковых мероприятий и безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в ведении Росводресурсов;

мониторинга состояния недр (Роснедра);

наблюдения, оценки и прогноза опасных гидрометеорологических и гелиогеофизических явлений и загрязнения окружающей среды (Росгидромет) (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 577 - см. предыдущую редакцию);

предупреждения о цунами (Росгидромет совместно с Геофизической службой Российской академии наук, МЧС России, Минкомсвязью России, администрациями субъектов Российской Федерации в Дальневосточном регионе);

абзац утратил силу - постановление Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2011 года N 48 - см. предыдущую редакцию;

абзац утратил силу - постановление Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2011 года N 48 - см. предыдущую редакцию;

федерального государственного экологического надзора (Росприроднадзор);
(Абзац дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2011 года N 48); в редакции, введенной в действие с 18 июня 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 года N 476. - См. предыдущую редакцию)

охраны лесов от пожаров и защиты их от вредителей и болезней леса (Рослесхоз).
(Абзац дополнительно включен с 20 ноября 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 года N 1128)
(Раздел в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 года N 219. - См. предыдущую редакцию)

Минпромторг России

Функциональные подсистемы:

предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах), находящихся в ведении Минпромторга России и Росстандарта (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 577; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 года N 659 - см. предыдущую редакцию);

предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах) оборонно-промышленного комплекса (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 577 - см. предыдущую редакцию);

предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах) гражданских отраслей промышленности (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 577 - см. предыдущую редакцию);

предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах) уничтожения химического оружия (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 577 - см. предыдущую редакцию)
(Раздел в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 года N 219. - См. предыдущую редакцию)

Минтранс России

Функциональные подсистемы:

транспортного обеспечения ликвидации чрезвычайных ситуаций;

организации и координации деятельности поисковых и аварийно-спасательных служб (как российских, так и иностранных) при поиске и спасании людей и судов, терпящих бедствие на море в поисково-спасательных районах Российской Федерации (Росморречфлот) (абзац дополнен постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2006 года N 600 - см. предыдущую редакцию);

организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности (Росморречфлот) (абзац дополнен постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2006 года N 600 - см. предыдущую редакцию);

организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на внутренних водных путях с судов и объектов морского и речного транспорта (Росморречфлот) (абзац дополнен постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2006 года N 600 - см. предыдущую редакцию);

поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации (Росавиация);
(Абзац дополнен постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 577; в редакции, введенной в действие с 30 июля 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2013 года N 605. - См. предыдущую редакцию)

предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте (Росжелдор) (абзац дополнен постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 577 - см. предыдущую редакцию)

Минкомсвязь России

(Наименование в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 года N 219. - См. предыдущую редакцию)

Функциональные подсистемы:

информационно-технологической инфраструктуры;

электросвязи и почтовой связи

Минсельхоз России

Функциональные подсистемы:

защиты сельскохозяйственных животных;

защиты сельскохозяйственных растений;

предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах), находящихся в ведении и входящих в сферу деятельности Минсельхоза России (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 577 - см. предыдущую редакцию);

абзац исключен постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2011 года N 50 - см. предыдущую редакцию;

предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах), находящихся в ведении или входящих в сферу деятельности Росрыболовства
(Абзац дополнительно включен с 6 ноября 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1082)

Минэкономразвития России


Функциональная подсистема предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности Роспатента
(Раздел в редакции, введенной в действие с 7 февраля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2017 года N 80. - См. предыдущую редакцию)

Минрегион России

(Раздел исключен с 24 апреля 2015 года - постановление Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2015 года N 352. - См. предыдущую редакцию)


Госкорпорация "Росатом"

Функциональная подсистема предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах), находящихся в ведении и входящих в сферу деятельности Госкорпорации "Росатом"
(Абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 577.- См. предыдущую редакцию)
(Раздел в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 года N 219. - См. предыдущую редакцию)

Росгидромет

(Раздел исключен постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 года N 219. - См. предыдущую редакцию)

Ростехнадзор

(Раздел исключен постановлением Правительства
Российской Федерации от 10 марта 2009 года N 219
. - См. предыдущую редакцию)

Минэнерго России

Функциональная подсистема предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах) топливно-энергетического комплекса и в организациях (на объектах), находящихся в ведении Минэнерго России
(Раздел дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 года N 219; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 226. - См. предыдущую редакцию)

Росрыболовство

(Раздел дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 года N 219; исключен с 6 ноября 2012 года - постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1082. - См. предыдущую редакцию)

Ростехнадзор

Функциональные подсистемы:

контроля за ядерно и радиационно опасными объектами;

контроля за химически опасными и взрывопожароопасными объектами
(Раздел дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2011 года N 48)

Рослесхоз

(Раздел дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2011 года N 50, исключен с 20 ноября 2012 года - постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 года N 1128. - См.предыдущую редакцию)


Госкорпорация "Роскосмос"


Функциональная подсистема предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и критически важных объектах, входящих в сферу деятельности Госкорпорации "Роскосмос"
(Раздел дополнительно включен с 1 мая 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2012 года N 340; в редакции, введенной в действие с 10 декабря 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2016 года N 1267. - См. предыдущую редакцию)


Минстрой России


Функциональные подсистемы:

защиты городов, населенных пунктов от аварий, катастроф и стихийных бедствий;

предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах), находящихся в ведении и входящих в сферу деятельности Минстроя России
(Раздел дополнительно включен с 24 апреля 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2015 года N 352)

Роспотребнадзор


Функциональная подсистема надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой
(Раздел дополнительно включен с 24 апреля 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2015 года N 352)

Росгвардия


Функциональная подсистема предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций войск национальной гвардии Российской Федерации
(Раздел дополнительно включен с 29 октября 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 октября 2016 года N 1064)

Росрезерв


Функциональная подсистема государственного материального резерва
(Раздел дополнительно включен с 7 февраля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2017 года N 80)



Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (с изменениями на 26 января 2017 года)

Название документа: О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (с изменениями на 26 января 2017 года)

Номер документа: 794

Вид документа: Постановление Правительства РФ

Принявший орган: Правительство РФ

Статус: Действующий

Опубликован: Российская газета, N 7, 20.01.2004

Собрание законодательства Российской Федерации N 2, 12.01.2004, ст.121

Приложение к "Российской газете", N 6, 2004 год

Дата принятия: 30 декабря 2003

Дата начала действия: 28 января 2004
Дата редакции: 26 января 2017
Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах