ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 29 декабря 2017 года N 66-рп

О внесении изменений в распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 22.04.2016 N 29-рп

1. Внести в распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 22.04.2016 N 29-рп "О программах развития территориальных кластеров Санкт-Петербурга" следующие изменения:

1.1. Дополнить распоряжение пунктом 1.8 следующего содержания:

"1.8. Программу развития промышленного кластера "Автопром Северо-Запад" согласно приложению N 8".

1.2. Дополнить распоряжение приложением N 8, изложив его в редакции согласно приложению к настоящему распоряжению.

2. Контроль за выполнением распоряжения возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Мовчана С.Н.

Губернатор Санкт-Петербурга

Г.С.Полтавченко

Приложение

к распоряжению Правительства

Санкт-Петербурга

от 29.12.2017 N 66-рп

Программа развития промышленного кластера "Автопром Северо-Запад"

1. Паспорт программы развития промышленного кластера "Автопром Северо-Запад" (далее - Программа)

1

Наименование Программы

Программа развития промышленного кластера "Автопром Северо-Запад" (далее - Кластер)

2

Основания для разработки Программы

Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика";

постановление Правительства Российской Федерации от 31.07.2015 N 779 "О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров";

постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 N 495 "О государственной программе Санкт-Петербурга "Развитие промышленности, инновационной деятельности и агропромышленного комплекса в Санкт-Петербурге"

3

Цели программы

Развитие механизмов поддержки совместных кластерных проектов, направленных на повышение конкурентоспособности предприятий Кластера и содействие повышению эффективности их взаимодействия;

инновационное развитие автомобильной промышленности в Санкт-Петербурге и других регионах Российской Федерации на основе передовых технологических решений и цифровых технологий, обеспечивающих надежность, безопасность и экологичность транспортных средств, а также создание новых высокоэффективных производств с глубокой переработкой сырья и развитие собственной базы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР)

4

Задачи Программы

Повышение конкурентоспособности участников Кластера и интеграция в глобальные цепочки поставок за счет развития технических компетенций предприятий, модернизации и внедрения ноу-хау, совершенствования международной системы менеджмента качества;

углубление локализации производств и развитие поставщиков всех уровней, привлечение к выпуску комплектующих предприятий из смежных индустрий и оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации;

развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций Кластера;

повышение инновационной активности бизнеса Санкт-Петербурга и Российской Федерации, ускорение процессов разработки и выпуска новых видов продукции, запуск новых инновационных компаний в сфере выпуска автомобильных компонентов, транспортных средств, оборудования для их производства, зарядной и заправочной инфраструктуры;

сбалансированное развитие сектора исследований и разработок для нужд организаций Кластера и автомобильной промышленности, включая разработку производственных цепочек для организации промышленного выпуска инновационных материалов, сырья, комплектующих;

развитие НИОКР и испытательной базы;

локализация критических технологий, запуск новых производственных проектов по выпуску комплектующих и транспортных средств в Санкт-Петербурге

5

Сроки реализации Программы

2017-2020 гг.

6

Основные направления реализации Программы

Развитие исследований и разработок, направленных на импортозамещение в автомобилестроении;

создание высокоэффективных современных производств с глубокой переработкой сырья, применением новейшего оборудования, цифровых технологий;

внедрение, выпуск и развитие электротранспортных средств и зарядной инфраструктуры;

освоение производства новых видов продукции, в том числе аккумуляторных батарей и зарядных устройств, силовых установок, сырья и новых материалов с заданными свойствами;

развитие кооперации в научно-технической и производственной сфере;

развитие системы подготовки и повышения квалификации научных, инженерно-технических и управленческих кадров;

развитие индустриальной и технологической инфраструктуры Кластера;

формирование благоприятных условий деятельности Кластера;

развитие и реализация рыночного потенциала в сфере промышленности;

повышение качества и конкурентоспособности продукции, выпускаемой участниками Кластера

7

Исполнители Программы

Комитет по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга;

акционерное общество "Технопарк Санкт-Петербурга";

Союз "Автопром Северо-Запад"

8

Ожидаемые результаты реализации Программы

Увеличение количества предприятий, входящих в Кластер, до 120;

совместная проработка и увеличение количества кластерных проектов до 5;

количество реализованных совместных кластерных проектов - 5;

рост количества высокотехнологичных рабочих мест на предприятиях кластера (в % к предыдущему году) - 10;

рост количества НИОКР (в % к предыдущему году) - 5;

рост количества внедренных разработок (в % к предыдущему году) - 5;

рост количества предприятий, внедривших систему менеджмента качества (в % к предыдущему году), - 10;

рост общего объема экспорта участников Кластера (в % к предыдущему году) - 10;

рост количества импортозамещающих позиций в конечной продукции Кластера (в % к предыдущему году) - 10;

рост объема работ и проектов в сфере научных исследований и разработок, выполняемых совместно двумя и более организациями Кластера, с начала реализации в отчетном финансовом году и в период последующих двух лет (в % к предыдущему году) - 10;

рост объема затрат организаций Кластера, связанных с научно-техническими разработками (в % к предыдущему году), - 10;

рост объема отгруженной организациями Кластера инновационной продукции собственного производства, а также инновационных работ и услуг, выполненных и оказанных собственными силами (в % к предыдущему году), - 10;

рост совокупной выручки организаций Кластера от продаж продукции на внешнем рынке (в % к предыдущему году) - 4;

рост количества малых инновационных компаний, вновь зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории Санкт-Петербурга (в % к предыдущему году), - 5;

рост количества запатентованных организациями Кластера результатов интеллектуальной деятельности, в том числе за рубежом (в % к предыдущему году), - 5

2. Характеристика состояния развития Кластера

2.1. Информация о рынке автомобильной промышленности Российской Федерации

Автомобильная промышленность является одной из ключевых отраслей российской экономики, создающей мультипликативный эффект в смежных отраслях и определяющей экономический и социальный уровень развития государства в целом и отдельных его регионов.

По итогам реализации Стратегии развития автомобильной промышленности в Российской Федерации до 2020 года, выполнена одна из ключевых задач по обеспечению потребностей рынка за счет внутреннего производства автомобилей, вследствие чего произошел качественный переход от страны-импортера подержанной автомобильной техники к стране с развитым сборочным циклом.

Нерешенным остался ряд системных проблем отрасли автомобильной промышленности - низкая доля экспортной автомобильной продукции, слабая динамика развития производителей автокомпонентов и неготовность автопроизводителей к выводу на рынок новых продуктов, соответствующих современным глобальным технологическим трендам развития.

Производство автомобильных компонентов имеет определяющее влияние на экономику автопроизводителей и может быть источником конкурентного преимущества отрасли автомобильной промышленности за счет повышения локализации, снижения себестоимости производства автомобилей, минимизации влияния внешних факторов и экспорта компонентов.

2.2. Информация о текущем состоянии Кластера

По данным аналитического агентства "Auto-Dealer-СПб" за 10 месяцев 2017 года автозаводы Санкт-Петербурга выпустили 284700 легковых автомобилей. Это на 24% больше показателя за аналогичный период прошлого года. В октябре 2017 года установлен лучший результат по выпуску автомобилей за один месяц, начиная с марта 2014 года. В прошлом месяце объем производства составил 32500 машин, превзойдя показатель октября 2016 года на 19%.

Несмотря на то, что в Северо-Западном федеральном округе насчитывается более 60 производителей автомобильных компонентов, осуществляющих поставки на автосборочные предприятия по всей Российской Федерации, автопромышленный комплекс Северо-Западного федерального округа характеризуется отсутствием многоуровневой базы действующих поставщиков, наличием нерешенных вопросов по локализации востребованных технологий для автопрома и производств, выпускающих автомобильные компоненты, требуемые к локализации, блокирующих динамичное развитие автомобилестроительной отрасли в Российской Федерации и интеграцию в глобальный автомобильный рынок, несовершенной системой менеджмента качества, отсутствием собственной базы НИОКР.

На данный момент сборочные предприятия Северо-Западного федерального округа и их поставщики высших уровней по группам технологий нуждаются в высокотехнологичной продукции локальных предприятий металлургической, химической, электронной, электротехнической и других отраслей промышленности.

Эти задачи стоят перед участниками Кластера, которые являются как действующими производителями автомобильных компонентов, так и предприятиями смежных традиционных отраслей, оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, планирующими запуск новых направлений по выпуску высокотехнологичной продукции для автопрома.

Промышленный потенциал участников Кластера характеризуется значительным разнообразием используемых технологий, высоким уровнем развития производства, наличием подготовленных производственных площадей, парком современного оборудования, квалифицированным персоналом.

Участники Кластера обладают значительным научно-исследовательским и производственно-техническим потенциалом, что позволяет им сохранять конкурентоспособность даже на внешних рынках.

Эффективно дополняют состав участников Кластера высокотехнологичные компании, выполняющие функции технологического оператора по разработке новых видов продукции, дозагрузке действующих мощностей с проведением одновременной модернизации предприятий, подготовке производств к выпуску новой продукции, внедрению и совершенствованию системы менеджмента качества.

Предприятия и организации Кластера вносят значительный вклад в общие результаты развития автокомпонентной отрасли, поставляя продукцию не только сборочным предприятиям Северо-Западного федерального округа, но и другим предприятиям отрасли в России и за рубежом.

В Кластере функционируют четыре рабочие группы, реализующие ряд инвестиционно-промышленных проектов по направлениям:

углубление локализации производств и развитие поставщиков;

развитие электротранспорта и зарядной инфраструктуры;

развитие локальной испытательной базы и индустриально-технологической инфраструктуры;

развитие экспортных поставок и внешнеэкономической деятельности.

В 2016 году в состав Кластера входило пять предприятий (учредителей): общество с ограниченной ответственностью "Металлопродукция", общество с ограниченной ответственностью "Оптима Компетенс", общество с ограниченной ответственностью "Би Питрон", акционерное общество "Концерн "ОКЕАНПРИБОР" (в том числе кировский филиал акционерного общества "Концерн "ОКЕАНПРИБОР"), общество с ограниченной ответственностью "Балтекс".

По состоянию на 31.10.2017 в составе Кластера 18 предприятий и компаний, предоставляющих высокотехнологичные сервисы для автомобильной промышленности. Планируется, что в 2018 году число участников Кластера увеличится до 40 предприятий, а к 2020 году - до 120 предприятий.

В 2016 году выручка от продаж участников Кластера составила более 15 млрд.руб.

Численность занятых на предприятиях Кластера - 2815 человек.

Объем налоговых отчислений в 2016 году составил более 1,7 млрд.руб.

2.3. Основные виды продукции, производимой организациями Кластера

Основные виды производимой продукции: транспортные средства, автомобильные узлы и компоненты транспортных средств и инфраструктуры (общество с ограниченной ответственностью "ПК АВМ-Трейд", общество с ограниченной ответственностью "Металлопродукция", общество с ограниченной ответственностью "МВ Кингисепп", общество с ограниченной ответственностью "Балтекс", общество с ограниченной ответственностью "Эберспехер Выхлопные Системы РУС", общество с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "Авто-Радиатор", общество с ограниченной ответственностью "Джоникс", общество с ограниченной ответственностью "Инкостарк", общество с ограниченной ответственностью "АудитЭнерго Групп", общество с ограниченной ответственностью "Мастермолд").

Также в рамках производственно-технологических цепочек, существующих между участниками Кластера, производятся иные виды продукции:

металлические комплектующие и системы (общество с ограниченной ответственностью "Металлопродукция", общество с ограниченной ответственностью "МВ Кингисепп", общество с ограниченной ответственностью "Балтекс", общество с ограниченной ответственностью "Эберспехер Выхлопные Системы РУС", общество с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "Авто-Радиатор", общество с ограниченной ответственностью "Эпсилон", общество с ограниченной ответственностью "Джоникс", общество с ограниченной ответственностью "АудитЭнерго Групп", общество с ограниченной ответственностью "Инкостарк", общество с ограниченной ответственностью "Мастермолд");

пластиковые комплектующие (общество с ограниченной ответственностью "Эпсилон", общество с ограниченной ответственностью "АудитЭнерго Групп", общество с ограниченной ответственностью "Инкостарк", общество с ограниченной ответственностью "Мастермолд");

выхлопные системы (общество с ограниченной ответственностью "Эберспехер Выхлопные Системы РУС", общество с ограниченной ответственностью "Джоникс");

металлические диски (общество с ограниченной ответственностью "МВ Кингисепп");

электрожгуты, печатные платы, электронные компоненты, панели приборов (акционерное общество "Концерн "ОКЕАНПРИБОР" (в т.ч. кировский филиал акционерного общества "Концерн "ОКЕАНПРИБОР"), общество с ограниченной ответственностью "Би Питрон", общество с ограниченной ответственностью "АудитЭнерго Групп", общество с ограниченной ответственностью "Инкостарк");

системы охлаждения двигателей и радиаторов (общество с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "Авто-Радиатор").

Сервисы и инжиниринг:

механическая обработка металлов (общество с ограниченной ответственностью "Эпсилон", общество с ограниченной ответственностью "Металлопродукция", общество с ограниченной ответственностью "АудитЭнерго Групп", общество с ограниченной ответственностью "Инкостарк", общество с ограниченной ответственностью "Мастермолд");

изготовление изделий из полимеров, полиуретанов (общество с ограниченной ответственностью "Эпсилон", общество с ограниченной ответственностью "АудитЭнерго Групп", общество с ограниченной ответственностью "Инкостарк");

высокотехнологичная сборка электронных компонентов, химическая окраска, гальваническая покраска (акционерное общество "Концерн "ОКЕАНПРИБОР" (в т.ч. кировский филиал акционерного общества "Концерн "ОКЕАНПРИБОР"), общество с ограниченной ответственностью "Би Питрон", общество с ограниченной ответственностью "АЭГ", общество с ограниченной ответственностью "Инкостарк");

инжиниринг, проектирование, изготовление пресс-форм, оснастки, контрольных приспособлений (общество с ограниченной ответственностью "Оптима инжиниринг Системс Рус", общество с ограниченной ответственностью "Мастермолд");

разработка продукта (ноу-хау), инженерная подготовка производства, производственный консалтинг (общество с ограниченной ответственностью "Оптима инжиниринг Системс Рус", общество с ограниченной ответственностью "Оптима Компетенс", общество с ограниченной ответственностью "АудитЭнерго Групп", общество с ограниченной ответственностью "Инкостарк");

инжиниринг, высокотехнологическая сборка и тестирование аккумуляторных батарей (общество с ограниченной ответственностью "Би Питрон", общество с ограниченной ответственностью "АудитЭнерго Групп");

ресурсные и другие виды испытаний комплектующих, сырья и материалов (общество с ограниченной ответственностью "Оранж Драйв Инжиниринг");

поддержка и развитие внешнеэкономической деятельности (общество с ограниченной ответственностью "Константа");

обучение и сертификация (общество с ограниченной ответственностью "Оптима Компетенс", общество с ограниченной ответственностью "Оптимум").

2.4. Перспективы развития Кластера

В ходе реализации своих проектов участники Кластера планируют активное повышение технических компетенций и компетенций в области систем менеджмента качества.

В рамках "дорожных карт" развития производственных проектов участников Кластера запланированы запуск и развитие новых направлений, организация выпуска новых видов востребованной инновационной продукции для автопрома и машиностроения, расширение географии поставок продукции участников Кластера и выход на экспортные рынки.

Следуя трендам мировой автомобильной промышленности, участники Кластера принимают активное участие в разработках новых видов экологических транспортных средств, компонентной базы и инфраструктуры для их использования.

Среди перспективных проектов участников Кластера - локализация сборочных производств по выпуску электротранспорта, компонентной базы и зарядной инфраструктуры, производство новых материалов для автомобилестроения с заданными свойствами, реализация программ локализации сборочных предприятий и их поставщиков высших уровней, развитие экспортных поставок и интеграция в глобальные цепочки поставок.

В рамках реализации проектов по разработке производственных цепочек и организации промышленного выпуска сырья и новых материалов для автомобилестроения планируется создание ряда экспериментальных производств по востребованным материалам и технологиям.

Специализированной организацией кластера Союз "Автопром Северо-Запад" ведется многоуровневая работа с иностранными и российскими индустриальными инвесторами, планирующими запуск и развитие своих проектов на территории Кластера в том числе на базе стратегического и индустриального партнерства с участниками Кластера. Эффективность указанного партнерства во многом зависит от наличия на территории Кластера развитой индустриальной и технологической инфраструктуры, современной испытательной базы.

Активное внедрение современного оборудования, модернизация производственных мощностей, развитие собственной базы НИОКР на предприятии позволит существенно повысить качество и оптимизировать стоимость выпускаемой продукции.

В целях развития бизнеса и запуска новых проектов, с учетом действующего состава участников Кластера и планирующих присоединение новых участников планируется создание специализированных координационных центров и комитетов по направлениям:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»