ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 22 апреля 2016 года N 29-рп

О программах развития территориальных кластеров Санкт-Петербурга

(с изменениями на 29 декабря 2017 года)

Информация об изменяющих документах



В соответствии c постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" и приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.03.2015 N 167 "Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства":

1. Утвердить:

1.1. Программу развития инновационного территориального кластера "Кластер медицинской, фармацевтической промышленности, радиационных технологий" согласно приложению N 1.

1.2. Программу развития промышленного кластера "Инновационный территориальный промышленный кластер "Композитный кластер Санкт-Петербурга" согласно приложению N 2.

1.3. Программу развития промышленного кластера "Кластер станкоинструментальной промышленности Санкт-Петербурга" согласно приложению N 3.

1.4. Программу развития инновационного территориального кластера "Развитие информационных технологий, радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций Санкт-Петербурга" согласно приложению N 4.

1.5. Программу развития Санкт-Петербургского инновационно-промышленного кластера транспортного машиностроения "Метрополитены и железнодорожная техника" согласно приложению N 5.

(Пункт дополнительно включен распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 11 января 2017 года N 1-рп)

1.6. Программу развития территориально-промышленного кластера "Санкт-Петербургский кластер чистых технологий для городской среды" согласно приложению N 6.

(Пункт дополнительно включен распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 10 февраля 2017 года N 10-рп)

1.7. Программу развития территориального кластера "Кластер развития инноваций в энергетике и промышленности" согласно приложению N 7.

(Пункт дополнительно включен распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 10 февраля 2017 года N 10-рп)

1.8. Программу развития промышленного кластера "Автопром Северо-Запад" согласно приложению N 8.

(Пункт дополнительно включен распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 29 декабря 2017 года N 66-рп)

2. Контроль за выполнением распоряжения возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Мовчана С.Н.

Исполняющий обязанности
Губернатора Санкт-Петербурга
А.Н.Говорунов

     

     

Приложение N 1
к распоряжению Правительства
Санкт-Петербурга
от 22 апреля 2016 года N 29-рп

     

Программа развития инновационного территориального кластера "Кластер медицинской, фармацевтической промышленности, радиационных технологий"

(с изменениями на 11 января 2017 года)

1. Паспорт программы развития инновационного территориального кластера "Кластер медицинской, фармацевтической промышленности, радиационных технологий" (далее - Программа)


1

Наименование Программы

Программа развития инновационного территориального кластера "Кластер медицинской, фармацевтической промышленности, радиационных технологий" (далее - Кластер)

2

Основание для разработки Программы

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 N 2227-р;
постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика";
приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.03.2015 N 167 "Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства"

3

Цели Программы

Увеличение доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции;
повышение затрат на исследования и разработки за счет частного сектора;
развитие механизмов поддержки проектов, направленных на повышение конкурентоспособности организаций и предприятий, входящих в Кластер (далее - организации Кластера), и содействие повышению эффективности их взаимодействия;
обеспечение формирования благоприятных условий для развития Кластера

4

Задачи Программы

Развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций Кластера;
повышение инновационной активности бизнеса и ускорение появления новых инновационных компаний в сфере медицинских, фармацевтических, радиационных технологий;
формирование сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок для нужд организациями Кластера;
развитие производственного потенциала Кластера

5

Сроки реализации Программы

2016-2018 гг.

6

Основные направления реализации Программы

Развитие сектора исследований и разработок, включая кооперацию в научно-технической сфере;
развитие системы подготовки и повышения квалификации научных, инженерно-технических и управленческих кадров;
развитие производственного потенциала и производственной кооперации;
развитие инфраструктуры Кластера;
совершенствование государственной поддержки и формирование благоприятных условий деятельности Кластера;
развитие рыночного потенциала в сфере промышленности

7

Исполнители Программы

Комитет по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга;
акционерное общество "Технопарк Санкт-Петербурга";
некоммерческое партнерство в сфере разработки, производства и обращения лекарственных средств и медицинской техники "Медико-фармацевтические проекты. XXI век";
некоммерческое партнерство "Кластер медицинского, экологического приборостроения и биотехнологий"

(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 11 января 2017 года N 1-рп. - См. предыдущую редакцию)

8

Ожидаемые результаты реализации Программы

Рост объема работ и проектов в сфере научных исследований и разработок, выполняемых совместно двумя и более организациями
Кластера, с начала реализации в отчетном финансовом году и в период последующих двух лет, % к предыдущему году - 10;
рост объема инвестиционных затрат организаций Кластера за вычетом затрат на приобретение земельных участков, строительство зданий и сооружений, а также подвод инженерных коммуникаций, % к предыдущему году - 10;
рост объема отгруженной организациями Кластера инновационной продукции собственного производства, а также инновационных работ и услуг, выполненных собственными силами, % к предыдущему году - 5;
рост совокупной выручки организаций Кластера от продаж продукции на внешнем рынке, % к предыдущему году - 4;
рост количества малых инновационных компаний, вновь зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории Санкт-Петербурга, % по отношению к предыдущему году - 4;
рост количества запатентованных организациями Кластера результатов интеллектуальной деятельности, в том числе за рубежом, % по отношению к предыдущему году - 4

2. Характеристика состояния и проблемы развития Кластера

2.1. Информация о фармацевтическом рынке Российской Федерации


Объем рынка в 2014 году составил 919,5 млрд.руб. (+11,9% к 2013 году) и 5,36 млрд.упаковок (+1,6% к 2013 году). Доля отечественных лекарственных средств составила в 2014 году в денежном выражении 25,1% (2013 год - 24,7%), в натуральном выражении 58% (2013 году - 58,4%).

Объем государственных закупок в 2014 году составил 242,7 млрд.руб. (+15,2% к 2013 году). Доля отечественных лекарственных препаратов в государственных закупках в 2014 году - 21,7% (2013 год - 19,7%). В первом полугодии 2015 года доля отечественных лекарств в государственных закупках значительно увеличилась - 29,5%. В упаковках доля государственных закупок за год практически не изменилась и составила примерно 56,6%.

2.2. Информация о текущем состоянии Кластера

Выбор Санкт-Петербурга в качестве территориальной основы для создания Кластера обусловлен наличием одной из ключевых составляющих Кластера - значительных научных и образовательных ресурсов.

Кроме того, местоположение Санкт-Петербурга имеет стратегическое значение для его дальнейшего развития (морской порт, аэропорт, крупный железнодорожный узел) и обеспечивает географическую доступность для сотрудничества с европейскими партнерами.

Кластерный подход позволяет более полно раскрыться потенциалу Санкт-Петербурга в области создания, производства и внедрения в медицинскую практику лекарственных препаратов, медицинской техники и изделий медицинского назначения, опираясь на существующую материально-техническую базу, высококвалифицированный персонал и спектр имеющихся и ведущихся научных разработок.

В настоящее время Кластер объединяет значительное число компаний, среди которых учреждения науки, организации, осуществляющие разработку и выпуск промышленной инновационной продукции, а также сервисные компании.

Доля фармацевтической промышленности в Санкт-Петербурге, составляющая около 21% в общероссийских показателях объема российского фармацевтического рынка в денежном выражении, представлена в таблице 1.

Таблица 1

Объем производства лекарственных средств (млн.руб.)

    

Общероссийский объем

    

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

103619,2

143024,01

170862,72

179971,81

198448,8

    

Санкт-Петербург

    

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

11896,29

22247,87

28223,91

35968,35

41180,92

Объем производства лекарственных средств в Санкт-Петербурге относительно общероссийского объема в процентном соотношении (%)

    

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

11,5

15,56

16,52

19,99

20,75

_______________

     Источники: Федеральная служба государственной статистики.



2.3. Перспективы развития Кластера


Основной целью развития Кластера является создание условий для реализации ускоренной инновационной модели для развития организаций Кластера, что должно привести к увеличению выпуска наукоемкой фармацевтической и медицинской продукции, которая сможет успешно конкурировать с импортными аналогами на российском и международном рынках.

В результате реализации программы Кластера планируется достигнуть следующих результатов:

качественное улучшение медицинского обслуживания населения;

оснащение учреждений здравоохранения современной медицинской техникой отечественного производства;

увеличение выпуска высокотехнологичной продукции в общем объеме валового регионального продукта;

увеличение экспорта продукции отрасли в общем объеме российского экспорта.

3. Анализ сильных и слабых сторон Кластера, а также возможностей и угроз для Кластера

    

    3.1. Сильные стороны Кластера


Выгодное географическое положение региона;

большое количество локализованных в регионе предприятий, связанных однородностью продукции и хозяйственными связями;

наличие российских и международных патентов у организаций Кластера;

наличие тесных локальных связей и механизмов эффективной горизонтальной и вертикальной интеграции научных, образовательных и производственных организаций и учреждений;

развитая инфраструктура профессионального образования;

опыт международного сотрудничества всех уровней - от членства в рабочих группах и организационных комитетах по реализации международных проектов до выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР) по контрактам, заключенным в рамках международных проектов и соглашений;

действенная система государственной поддержки инвестиционной деятельности;

увеличение количества результатов интеллектуальной деятельности, применимых к внедрению на предприятиях;

установление партнерских отношений Кластера с государственными институтами развития.

3.2. Слабые стороны Кластера

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»