• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий


ОДМ 218.8.011-2018

     

     

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

Методические рекомендации по определению характеристик и выбору шумозащитных конструкций автомобильных дорог

     

Предисловие

     1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Балтийский государственный технический университет "ВОЕНМЕХ" им.Д.Ф.Устинова" (БГТУ "ВОЕНМЕХ" им.Д.Ф.Устинова), Обществом с ограниченной ответственностью "Институт акустических конструкций" (ООО "Институт акустических конструкций") при участии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения "Научно-исследовательский институт строительной физики Российской академии архитектуры и строительных наук" (НИИСФ РААСН).

     

     2 ВНЕСЕН Управлением научно-технических исследований и информационного обеспечения Федерального дорожного агентства

     

     3 ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации от 28.03.2019 N 699-р

     

     4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

     

     5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

     

     

1 Область применения

     1.1. Настоящий отраслевой дорожный методический документ "Методические рекомендации по определению характеристик и выбору шумозащитных конструкций автомобильных дорог" (далее - ОДМ) устанавливает рекомендации по выбору и проектированию конструкций, предназначенных для снижения транспортного шума на территории и в жилой застройке вдоль автомобильных дорог федерального, регионального и местного значения.

     

     1.2. Методические рекомендации предназначены для использования:

     

     - Федеральным дорожным агентством;

     

     - подведомственными Федеральному дорожному агентству государственными учреждениями, осуществляющими функции государственного заказчика по строительству, реконструкции и капитальному ремонту федеральных автомобильных дорог;

     

     - организациями, осуществляющими подготовку документации для строительства, реконструкции или ремонта автомобильных дорог общего пользования и дорожных сооружений;

     

     - организациями, осуществляющими строительство автомобильных дорог общего пользования федерального значения и дорожных сооружений на них;

     

     - производителями шумозащитных конструкций.

     

     1.3. Применение методических рекомендаций на практике дорожного хозяйства даст возможность: повысить качество, надёжность и эффективность шумозащитных конструкций на автомобильных дорогах; оптимизировать расходы на реализацию шумозащитных мероприятий путём выбора оптимальных шумозащитных конструкций.

     

     

2 Нормативные ссылки

     В настоящем ОДМ использованы нормативные ссылки на следующие документы:

     

     ГОСТ 2.114-2016 Межгосударственный стандарт. Единая система конструкторской документации. Технические условия

     

     ГОСТ 9.032-74 Межгосударственный стандарт. Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения

     

     ГОСТ 9.304-87 Межгосударственный стандарт. Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия газотермические. Общие требования и методы контроля

     

     ГОСТ 9.307-89 (ИСО 1461-89) Межгосударственный стандарт. Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия цинковые горячие. Общие требования и методы контроля

     

     ГОСТ 111-2014 Межгосударственный стандарт. Стекло листовое бесцветное. Технические условия

     

     ГОСТ 4647-2015 Межгосударственный стандарт. Пластмассы. Метод определения ударной вязкости по Шарпи

     

     ГОСТ 4648-2014 Межгосударственный стандарт. Пластмассы. Метод испытания на статический изгиб

     

     ГОСТ 4670-2015 (ISO 2039-1:2001) Межгосударственный стандарт. Пластмассы. Определение твердости. Метод вдавливания шарика

     

     ГОСТ 5781-82 Межгосударственный стандарт. Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия

     

     ГОСТ 7473-2010 Межгосударственный стандарт. Смеси бетонные. Технические условия

     

     ГОСТ 9550-81 Межгосударственный стандарт. Пластмассы. Методы определения модуля упругости при растяжении, сжатии и изгибе

     

     ГОСТ 9573-2012 Межгосударственный стандарт. Плиты из минеральной ваты на синтетическом связующем теплоизоляционные. Технические условия

     

     ГОСТ 13015-2012 Межгосударственный стандарт. Изделия бетонные и железобетонные для строительства. Общие технические требования. Правила приемки, маркировки, транспортирования и хранения

     

     ГОСТ 15088-2014 (ISO 306:2004) Межгосударственный стандарт. Пластмассы. Метод определения температуры размягчения термопластов по Вика

     

     ГОСТ 20022.6-93 Межгосударственный стандарт. Защита древесины. Способы пропитки

     

     ГОСТ 21631-76 Межгосударственный стандарт. Листы из алюминия и алюминиевых сплавов. Технические условия

     

     ГОСТ 23166-99 Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия

     

     ГОСТ 23499-2009 Межгосударственный стандарт. Материалы и изделия звукоизоляционные и звукопоглощающе строительные. Общие технические условия

     

     ГОСТ 24866-2014 Межгосударственный стандарт. Стеклопакеты клееные. Технические условия

     

     ГОСТ 25820-2014 Межгосударственный стандарт. Бетоны легкие. Технические условия

     

     ГОСТ 26020-83 Межгосударственный стандарт. Двутавры стальные горячекатаные с параллельными гранями полок. Сортамент

     

     ГОСТ 26633-2015 Межгосударственный стандарт. Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия

     

     ГОСТ 27772-2015 Межгосударственный стандарт. Прокат для строительных конструкций. Общие технические условия

     

     ГОСТ 30244-94 Межгосударственный стандарт. Материалы строительные. Методы испытаний на горючесть

     

     ГОСТ 30247.0-94 (ИСО 834-75) Межгосударственный стандарт. Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Общие требования

     

     ГОСТ 30403-2012 Межгосударственный стандарт. Конструкции строительные. Метод испытания на пожарную опасность

     

     ГОСТ 30674-99 Межгосударственный стандарт. Блоки оконные из поливинилхлоридных профилей. Технические условия

     

     ГОСТ 30698-2014 Межгосударственный стандарт. Стекло закаленное. Технические условия

     

     ГОСТ 30826-2014 Межгосударственный стандарт. Стекло многослойное. Технические условия

     

     ГОСТ 31295.2-2005 (ИСО 9613-2:1996). Межгосударственный стандарт. Шум. Затухание звука при распространении на местности. Часть 2. Общий метод расчета

     

     ГОСТ 31704-2011 (EN ISO 354:2003) Межгосударственный стандарт. Материалы звукопоглощающие. Метод измерения звукопоглощения в реверберационной камере

     

     ГОСТ 32603-2012 Межгосударственный стандарт. Панели металлические трехслойные с утеплителем из минеральной ваты. Технические условия

     

     ГОСТ 32955-2014 Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Лотки дорожные водоотводные. Технические требования

     

     ГОСТ 32957-2014 Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Экраны акустические. Технические требования

     

     ГОСТ Р 1.4-2004 Национальный стандарт Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения

     

     ГОСТ Р 8.829-2013 Национальный стандарт Российской Федерации. Государственная система обеспечения единства измерений. Методика измерений оптической плотности (коэффициента пропуская*) и мутности пластин и пленок из полимерных материалов

________________

     * Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

     

     

     ГОСТ Р 21.1101-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации

     

     ГОСТ 10667-90 Государственный стандарт Союза ССР. Стекло органическое листовое. Технические условия

     

     ГОСТ 11262-80 (СТ СЭВ 1199-78) Государственный стандарт Союза ССР. Пластмассы. Метод испытания на растяжение

     

     ГОСТ 15139-69 Государственный стандарт Союза ССР. Пластмассы. Методы определения плотности (объемной массы)

     

     ГОСТ 17622-72 Государственный стандарт Союза ССР. Стекло органическое техническое. Технические условия.

     

     ГОСТ 19927-74 Государственный стандарт Союза ССР. Пластмассы. Методы определения показателя преломления

     

     ГОСТ 24451-80. Государственный стандарт Союза ССР. Тоннели автодорожные. Габариты приближения строений и оборудования

     

     ГОСТ Р 52246-2016 Национальный стандарт Российской Федерации. Прокат листовой горячецинкованный. Технические условия

     

     ГОСТ Р 52544-2006. Национальный стандарт Российской Федерации. Прокат арматурный свариваемый периодического профиля классов А500С и В500С для армирования железобетонных конструкций. Технические требования

     

     СП 14.13330. 2014 Свод правил. Строительство в сейсмических районах

     

     СП 16.13330.2017 Свод правил. Стальные конструкции. Актуализированная редакция СНиП II-23-81*

     

     СП 20.13330.2016 Свод правил. Нагрузки и воздействия

     

     СП 22.13330.2016 Свод правил. Основания зданий и сооружений. Актуализированная редакция СНиП 2.02.01-83*

     

     СП 24.13330.2011 Свод правил. Сварные фундаменты. Актуализированная редакция СНиП 2.02.03-85

     

     СП 28.13330.2017 Свод правил. Защита строительных конструкций от коррозии. Актуализированная редакция СНиП 2.03.11-85

     

     СП 52-101-2003 Свод правил по проектированию и строительству. Бетонные и железобетонные конструкции без предварительного напряжения арматуры

     

     СП 52-102-2004 Свод правил по проектированию и строительству. Предварительно напряженные бетонные и железобетонные конструкции

     

     СП 59.13330.2016 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001

     

     СП 63.13330.2012 Свод правил. Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 52-01-2003

     

     СП 64.13330.2017 Свод правил. Деревянные конструкции. Актуализированная редакция СНиП II-25-80

     

     СП 122.13330.2012. Свод правил. Тоннели железнодорожные и автодорожные. Актуализированная редакция СНиП 32-04-97

     

     СП 276.1325800.2016. Свод правил. Здания и территории. Правила проектирования защиты от шума транспортных потоков

     

     Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 014/2011 "Безопасность автомобильных дорог"

     

     Примечание - При пользовании настоящим ОДМ целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     

     

3 Термины, определения и сокращения

     В настоящем ОДМ применены следующие термины, с соответствующими определениями:

     

     3.1 ГЗШ: Главная заземляющая шина.

     

     3.2 звукоизолирующее остекление (ЗО): Устройство шумозащитных окон фасадов зданий или экранирование фасадов звукоизолирующим прозрачным материалом.

     

     3.3 земляной (грунтовый) вал (ЗГВ): Протяжённое сооружение из насыпного грунта, верхняя часть которого находится выше уровня автомобильной дороги.

     

     3.4 малошумный асфальт: Асфальтобетонное покрытие, обладающее свойствами звукопоглощения.

     

     3.5 несущая стойка: Вертикально направленный элемент шумозащитного полотна, предназначенный для фиксации шумозащитных панелей и передачи нагрузок, воспринимаемых ими, на фундамент или конструктивные элементы искусственного сооружения.

     

     Примечание - Положение несущей стойки шумозащитного полотна показано на рисунке 1.

     

     

     3.6. расчётная точка (РТ): Точка, назначаемая для оценки соответствия уровней звука транспортного шума от автомобильных дорог в прилегающей нормируемой территории требованиям Санитарных норм.

     

     3.7 шумозащитная выемка (ШВ): Земляное сооружение, выполненное путём срезки грунта по заданному профилю и имеющее откосы близкие к вертикальным; при этом вся поверхность земляного полотна автомобильной дороги расположена ниже поверхности земли.

     

     3.8 шумозащитная галерея (ШГ): Надземное или наземное, полностью или частично закрытое, горизонтальное или наклонное протяжённое сооружение, устанавливаемое на пути распространения шума от автомобильного транспорта к защищаемому от шума объекту.

     

     3.9. шумозащитные зелёные насаждения (ШЗН): Совокупность древесных, кустарниковых и травянистых растений на определённой территории между автомобильной дорогой и нормируемой территорией, предназначенных для выполнения функций снижения шума.

     

     3.10 шумозащитное окно: Окно, обладающее повышенной звукоизоляцией и снабжённое специальным приточно-вытяжным элементом, обеспечивающим нормативный воздухообмен в помещении.

     

     3.11 шумозащитная панель: Горизонтально направленный элемент шумозащитного полотна, выполняющий функции защиты от шума.

     

     Примечание - Положение шумозащитной панели шумозащитного полотна показано на рисунке 1.

     

     

ОДМ 218.8.011-2018 Методические рекомендации по определению характеристик и выбору шумозащитных конструкций автомобильных дорог

     

1 - несущая стойка, 2 - шумозащитная панель

Рисунок 1 - Положение элементов шумозащитного полотна

     

     3.12 шумозащитное полотно: Сборная плоская сплошная конструкция, состоящая из несущих стоек и шумозащитных панелей.

     

     3.13 шумозащитные устройства или конструкции: Устройства или конструкции, предназначенные для снижения шума от транспортного потока в расчётной точке.

     

     3.14 шумозащитный экран (ШЭ): Протяжённая искусственная преграда, устанавливаемая на пути распространения шума от автомобильного транспорта к защищаемому от шума объекту, ширина (или толщина) которой много меньше её высоты, состоящая из фундамента и закреплённого на нём шумозащитного полотна.

     

     

4 Общие положения

     4.1 Выбор и проектирование шумозащитных конструкций (устройств, сооружений) осуществляется при реализации мероприятий по охране окружающей среды в рамках разработки проектной документации:

     

     - на новую автомобильную дорогу;

     

     - на реконструируемый участок автомобильной дороги;

     

     - на ремонтируемый участок автомобильной дороги;

     

     - на мероприятия по повышению уровня обустройства автомобильных дорог.

     

     4.2 При подготовке проектной документации на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт автомобильной дороги, а также в ходе мероприятий по повышению уровня обустройства автомобильных дорог, шумозащитные конструкции относятся в соответствии с N 257-ФЗ [1] к защитным дорожным сооружениям, являющимся технологической частью автомобильной дороги.

     

     4.3 Документация на шумозащитные конструкции разрабатывается в соответствии с требованиями, установленными в Постановлении Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87 [2]. Шумозащитные конструкции разрабатываются на основании шумозащитных мероприятий, рассчитываемых в составе раздела 7 "Мероприятия по охране окружающей среды". Шумозащитные мероприятия, являющиеся частью мероприятий по охране окружающей среды, назначаются на основании акустических расчётов, выполняемых в соответствии с положениями, приведёнными в СП 276.1325800.2016 и ОДМ 218.2.013-2011 [3].

     

     При разработке шумозащитных мероприятий производится выбор шумозащитных конструкций с учётом их акустических характеристик, определяется необходимость устройства дополнительных конструкций и сооружений, обеспечивающих защиту от шума (таких как шумозащитные экраны или земляные валы).

     

     4.4 В зависимости от технических характеристик шумозащитные конструкции могут являться конструктивными элементами автомобильной дороги (например, шумозащитными выемками) или отдельными техническими сооружениями (например, шумозащитными экранами).

     

     Детальную проработку шумозащитных конструкций, являющихся отдельными техническими сооружениями, рекомендуется включать в состав раздела 4 "Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта" и разрабатывать документацию в соответствии с требованиями для подобных сооружений.

     

     4.5 Описание шумозащитных конструкций рекомендуется включать в текстовую часть Раздела 3 "Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения"; технические решения шумозащитных конструкций, являющихся конструктивными элементами автомобильной дороги, или влияющих на объёмы земляных работ, систему отвода поверхностных вод, конструкцию дорожной одежды и пр. рекомендуется включать в графическую часть раздела в виде необходимых чертежей, отражающих конструктивные особенности шумозащитных сооружений и элементов автомобильной дороги (плановое положение, положение на характерных или индивидуальных профилях земляного полотна и др.).

     

     4.6 Акустические расчёты с учётом методик, изложенных в СП 276.1325800.2016 и ОДМ 218.2.013-2011 [3], рекомендуется производить с помощью специализированных программных комплексов, в которых реализована действующая нормативная документация.

     

     

5 Классификация и состав мероприятий по защите от шума автомобильных дорог

     5.1 Снижение транспортного шума осуществляется за счёт шумозащитных мероприятий, которые делятся на два вида:

     

     - пассивные;

     

     - активные.

     

     5.2 К пассивным шумозащитным мероприятиям относятся проектные решения автомобильной дороги (размещение её конструктивных элементов, дорожных сооружений и объектов дорожного сервиса, организация дорожного движения и пр.), которые способствуют снижению шума без дополнительных капитальных вложений.

     

     5.3 В ходе акустических расчётов рекомендуется рассматривать все возможные пассивные мероприятия по снижению шума автотранспортного потока, указанные в таблице 1. Акустическую эффективность пассивных шумозащитных мероприятий рекомендуется определять по методикам, приведённым в СП 276.1325800.2016, ГОСТ 31295.2-2005 или ОДМ 218.2.013-2011 [3].

     

     

Таблица 1 - Оценочная эффективность пассивных шумозащитных мероприятий

     

N

пп

Наименование пассивного мероприятия

Теоретическая оценка снижения уровня звука

1

Трассирование автомобильной дороги на удалении от нормируемых объектов (защита расстоянием)

до 3 дБА при каждом удвоении расстояния

(от 3 дБА при расстоянии до 25 метров до 15 дБА при расстоянии 400 метров)

2

Учёт существующего рельефа местности (прохождение автомобильной дороги в выемках, на холмистой местности и пр.)

до 5 дБА (при прохождении автомобильной дороги в выемке высотой до 2 метров) и до 12 дБА (при прохождении автомобильной дороги в выемке высотой до 5 метров)

3

Экранирование существующими постройками (зданиями, сплошными ограждениями и пр.)

до 18 дБА

4

Устройство участка автомобильной дороги в тоннеле

до нормативных значений

5

Сохранение существующих зелёных насаждений, соответствующих рекомендациям, приведённым в п.6.1

до 5 дБА

6

Ограничение скорости движения

до 2 дБА

7

Применение в качестве дорожного покрытия малошумного асфальта

до 3 дБА

     

     5.4 В качестве исходных данных для акустических расчётов с учётом пассивных мероприятий рекомендуется использовать:

     

     - данные об интенсивности движения автотранспорта на всех участках автомобильной дороги при новом строительстве, реконструкции и капитальном ремонте или на участке дороги, где необходимо предусмотреть шумозащитные мероприятия в ходе работ по повышению уровня обустройства автомобильных дорог;

     

     - инженерно-геодезические изыскания;

     

     - данные о существующей и проектируемой полосе отвода земель и кадастровых границах смежных участков;

     

     - чертежи плана автомобильной дороги;

     

     - чертежи продольного профиля автомобильной дороги, при необходимости используются рабочие поперечные профили автомобильной дороги;

     

     - схемы организации дорожного движения (скорость движения на определённых участках дороги, наличие светофорных объектов и пр.);

     

     - сведения о местах с особыми требованиями в части виброакустического воздействия (наличие зон с особыми требованиями: обсерватории, научные центры и пр.);

     

     - сведения о существующих и сохраняющихся шумозащитных мероприятиях;

     

     - сведения о применяемом дорожном покрытии.

     

     5.5 К активным шумозащитным мероприятиям относится устройство дополнительных экранирующих шумозащитных конструкций, осуществляемое за счёт капитальных вложений, направленных на соблюдение санитарных норм при эксплуатации автомобильной дороги.

     

     5.6 Оценочная эффективность активных шумозащитных мероприятий приведена в таблице 2.

     

     

Таблица 2 - Оценочная эффективность активных шумозащитных мероприятий

     

N

пп

Наименование активного мероприятия

Теоретическая оценка снижения уровня звука

1

Устройство шумозащитных зелёных насаждений

до 5 дБА

2

Устройство земляных (грунтовых) валов или устройство шумозащитных выемок

до 5 дБА (при высоте конструкции до 2 метров над проезжей частью) и до 15 дБА (при высоте конструкции до 5 метров над проезжей частью)

3

Устройство шумозащитных экранов

до 20 дБА

4

Устройство шумозащитных галерей

до нормативных значений

5

Звукоизолирующее остекление

до 10 дБА (на нормируемой территории) и до нормативных значений (внутри нормируемых помещений)

     

     

6 Основные технические характеристики экранирующих шумозащитных конструкций

6.1 Шумозащитные зелёные насаждения

     

     6.1.1 Конструкция полосы шумозащитных зелёных насаждений в поперечном профиле приведена на рисунке 2.

     

     Для гарантии акустической эффективности при посадке полос шумозащитных зелёных насаждений рекомендуется осуществлять плотное примыкание крон деревьев между собой и заполнение пространства под кронами до поверхности земли кустарником.

     

     6.1.2 Оценку эффективности затухания шума рекомендуется производить согласно ГОСТ 31295.2-2005. Затухание может происходить вблизи источника шума (транспортного потока) или приёмника (нормируемой территории), или в обоих случаях. Для расчёта затухания вследствие дополнительных эффектов криволинейную траекторию распространения звука по ветру рекомендуется аппроксимировать дугой окружности с радиусом 5000 м (длина траектории звука через листву равна ОДМ 218.8.011-2018 Методические рекомендации по определению характеристик и выбору шумозащитных конструкций автомобильных дорог). В качестве альтернативы аппроксимирующей дуге окружности траектория может быть представлена прямыми линиями на участках ОДМ 218.8.011-2018 Методические рекомендации по определению характеристик и выбору шумозащитных конструкций автомобильных дорог и ОДМ 218.8.011-2018 Методические рекомендации по определению характеристик и выбору шумозащитных конструкций автомобильных дорог, наклоненными к земле под углом 15° (см. рисунок 2).

     

     Оценку снижения шума зелёными насаждениями рекомендуется выполнять для деревьев высотой не менее 5 м и шириной полосы зелёных насаждений d не менее 10 м.

     

     6.1.3 Оценку снижения шума зелёными насаждениями рекомендуется выполнять с учётом роста интенсивности в период перспективного развития (когда на период начала эксплуатации акустическими расчётами превышения шума в расчётных точках не наблюдается, но с учётом роста интенсивности к концу расчётного периода могут быть превышения шума в расчётных точках не более, чем расчётная эффективность зелёных насаждений).

     

     6.1.4 Полосы шумозащитных зелёных насаждений рекомендуется предусматривать из пород быстрорастущих деревьев и кустарников, устойчивых к условиям воздушной среды в городах и других поселениях и произрастающих в соответствующей климатической зоне.

     

     

ОДМ 218.8.011-2018 Методические рекомендации по определению характеристик и выбору шумозащитных конструкций автомобильных дорог

     

1 - источник шума, 2 - приёмник шума, 3 - высокорослые деревья, 4 - низкорослые кустарники

     

Рисунок 2 - Конструкция шумозащитных зелёных насаждений

     

     6.1.5 Ширина и возможность посадки полосы зелёных насаждений может ограничиваться нормами отвода земель, необходимыми для определения границ полосы отвода автомобильных дорог, установленными Постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2009 г. N 717 [4], а также наличием разрешения посадки за границами полосы отвода от собственника в соответствии с законодательством РФ.

     

     

6.2 Земляные (грунтовые) валы

     

     6.2.1 Земляной (грунтовый) вал представляет собой планомерно возведённую насыпь, расположенную вдоль автомобильной дороги, вершина которой располагается выше проезжей части. Конструкция земляного вала приведена на рисунке 3.

     

     

ОДМ 218.8.011-2018 Методические рекомендации по определению характеристик и выбору шумозащитных конструкций автомобильных дорог

     

1 - основание земляного вала, 2 - подошва откоса земляного вала, 3 - откос земляного вала, 4 - тело откоса земляного вала, 5 - бровка откоса земляного вала, 6 - высота откоса земляного вала, 7 - гребень откосов земляного вала, 8 - тело земляного вала

     

Рисунок 3 - Конструкция земляного вала

     

     6.2.2 Акустическую эффективность земляного вала рекомендуется определять, используя все его геометрические параметры (форму, высоту и положение в плане и поперечном профиле). Расчёт эффективности рекомендуется производить в соответствии с положениями ОДМ 218.2.013-2011 [3] или ГОСТ 31295.2-2005.

     

     Рекомендуемое размещение земляного вала в поперечном профиле в соответствии с ОДМ 218.2.013-2011 [3] приведено на рисунке 4.

     

     

ОДМ 218.8.011-2018 Методические рекомендации по определению характеристик и выбору шумозащитных конструкций автомобильных дорог

     

а - на участках в нулевых отметках, б - на участках насыпи, в - на участках выемки

     

Рисунок 4 - Расположение земляных валов в поперечном профиле

     

     6.2.3 Габариты земляного вала (форма и высота) ограничиваются устойчивостью его откосов и нормами отвода земель, необходимыми для определения границ полосы отвода автомобильных дорог, установленными Постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2009 г. N 717 [4]. Рекомендованная ширина гребня откосов земляного вала составляет более 1 метра для удобства уплотнения грунта в теле земляного вала и его откосах.

     

     6.2.4 Устойчивость откосов земляного вала рекомендуется рассчитывать в соответствии с положениями ВСН N 04-71 [5] с учётом свойств грунта, из которого устраивается земляной вал.

     

     6.2.5 Несущую способность основания земляного вала рекомендуется определять в соответствии с требованиями СП 22.13330.

     

     

6.3 Шумозащитные выемки

     

     6.3.1 Шумозащитные выемки рекомендуется устраивать при невозможности добиться снижения шума до нормативных значений в расчётной точке при проложении автомобильной дороги в выемке с пологими откосами (недостаточность пассивных шумозащитных мероприятий).

     

     Конструкция шумозащитной выемки представлена на рисунке 5.

     

     

ОДМ 218.8.011-2018 Методические рекомендации по определению характеристик и выбору шумозащитных конструкций автомобильных дорог

     

     1 - источник шума, 2 - расчётная точка, 3 - проектируемый откос выемки, 4 - укреплённый откос шумозащитной выемки, 5 - поверхность земли, a, b, c - соответствующие расстояния

     

     Рисунок 5 - Конструкция шумозащитной выемки

     

     6.3.2 Расчёт акустической эффективности шумозащитной выемки рекомендуется производить как для проложения автомобильной дороги в выемке в соответствии с положениями ОДМ 218.2.013-2011 [3].

     

     6.3.3 Устойчивость неукреплённых откосов шумозащитной выемки рекомендуется рассчитывать в соответствии с положениями ВСН N 04-71 [5].

     

     6.3.4 При необходимости заложения вертикального откоса его, как правило, укрепляют подпорными стенами из преимущественно местных материалов: армированный грунт, бетон, габионы, и т.п.

     

     

6.4 Шумозащитные экраны

     

     6.4.1 Шумозащитные экраны рекомендуется устанавливать в случаях, когда уровни шума в расчётных точках с учётом пассивных шумозащитных мероприятий значительно превышают нормативные значения, а другие экранирующие шумозащитные конструкции, невозможно устроить или их расчётной акустической эффективности недостаточно.

     

     6.4.2 Расчёт акустической эффективности шумозащитных экранов с определением их высоты и протяжённости рекомендуется производить в соответствии с СП 276.1325800.2016, ОДМ 218.2.013-2011 [3] и ГОСТ 31295.2-2005.

     

     6.4.3 Основные технические характеристики, рекомендации по выбору и проектированию шумозащитных экранов и их элементов приведены в разделе 8 настоящего ОДМ.

     

     

6.5 Шумозащитные галереи

     

     6.5.1 Шумозащитные галереи наиболее технически сложные из шумозащитных экранирующих конструкций, которые влияют на все конструктивные элементы и технологические части автомобильной дороги. Устройство данных сооружений рекомендуется предусматривать только в крайних случаях, когда невозможно добиться нормативных значений уровней шума всеми вышеперечисленными способами.

     

     6.5.2 Технические требования для подобных сооружений ввиду отсутствия специализированной нормативной документации рекомендуется устанавливать, как для тоннелей в соответствии с СП 122.13330.2012, габариты приближения строений и рекомендуется принимать в соответствии с ГОСТ 24451-80.

     

     6.5.3 Рекомендуемая акустическая эффективность шумозащитной галереи зависит от степени перекрытия проезжей части (см. рисунок 6). В таблице 3 приведены справочные значения эффективности шумозащитных галерей в зависимости от перекрытия проезжей части на основании данных ОДМ 218.2.013-2011 [3].

     

     

Таблица 3 - Справочные значения эффективности шумозащитных галерей в зависимости от перекрытия проезжей части

     

Степень перекрытия проезжей части, %

25

50

75

100

Снижение уровня звука, дБА

25

28

30

>30

     

     

ОДМ 218.8.011-2018 Методические рекомендации по определению характеристик и выбору шумозащитных конструкций автомобильных дорог

     

а - перекрытие проезжей части на 25%, б - перекрытие проезжей части на 50%, в - перекрытие проезжей части на 75%, г - перекрытие проезжей части на 100%;

     

1 - источник шума, 2 - расчётная точка, 3 - несущие конструкции шумозащитной галереи, 4 - ограждающие конструкции шумозащитной галереи

     

Рисунок 6 - Шумозащитные галереи с различной степенью перекрытия проезжей части

     

     6.5.4 В конструктивном исполнении шумозащитная галерея состоит, как правило, из несущих элементов П-образной формы и закреплённых на них ограждающих конструкций из шумозащитных панелей, которые обеспечивают степень перекрытия проезжей части и акустическую эффективность галереи.

     

     6.5.5 При проектировании шумозащитных галерей рекомендуется учитывать тот фактор, что при движении автотранспорта внутри галереи происходит увеличение уровня звука за счёт внутреннего отражения звуковых волн до 10 дБА, для уменьшения подобного эффекта рекомендуется внутренние поверхности выполнять со звукопоглощением.

     

     

6.6 Звукоизолирующее остекление

     

     6.6.1 Для достижения нормативных значений шума внутри помещений и на защищаемой территории рекомендуется предусматривать звукоизолирующее остекление фасадов зданий (схемы и примеры звукоизолирующего остекления приведены на рисунках 7, 8).

     

     6.6.2 Устройство конструкций данного мероприятия рекомендуется как в совокупности с другими экранирующими конструкциями, так и отдельно. При совокупности таких шумозащитных конструкций, как шумозащитный экран и остекление, возможно добиться акустического эффекта, как от устройства шумозащитных галерей.

     

     Устройство звукоизолирующего остекления как отдельного и единственного шумозащитного мероприятия с учётом пассивных шумозащитных мероприятий, рекомендуется проводить при защите населённых пунктов с численностью населения менее 200 человек и интенсивностью движения менее 2000 авт./сут.

     

     

ОДМ 218.8.011-2018 Методические рекомендации по определению характеристик и выбору шумозащитных конструкций автомобильных дорог

     

а) звукоизолирующее остекление с применением шумозащитных окон, б) звукоизолирующее остекление экранированием фасада

1 - шумозащитное окно, снабжённое специальным приточно-вытяжным элементом, встраиваемым в раму окна (см. рисунок 9а), 2 - шумозащитное окно, снабжённое специальным приточно-вытяжным элементом, встраиваемым в стену (см. рисунок 9б), 3 - экранирование фасада здания звукоизолирующим прозрачным материалом

Рисунок 7 - Схемы применения звукоизолирующего остекления

     

     

ОДМ 218.8.011-2018 Методические рекомендации по определению характеристик и выбору шумозащитных конструкций автомобильных дорог

     

ОДМ 218.8.011-2018 Методические рекомендации по определению характеристик и выбору шумозащитных конструкций автомобильных дорог

     

а - устройство шумозащитных окон, снабжённых специальными приточно-вытяжными элементами, встраиваемыми в раму окна, б - устройство шумозащитных окон, снабжённых специальными приточно-вытяжными элементами, встраиваемыми в стену, в - экранирование фасада здания звукоизолирующим прозрачным материалом

Рисунок 8 - Примеры применения звукоизолирующего остекления

     

     

ОДМ 218.8.011-2018 Методические рекомендации по определению характеристик и выбору шумозащитных конструкций автомобильных дорог

     

а) встраиваемых в раму окна, б) встраиваемых в стену

Рисунок 9 - Внешний вид специальных приточно-вытяжных элементов

     

     6.6.3 Звукоизолирующее остекление не является технологической частью автомобильной дороги, технически оно имеет принадлежность к конструкциям защищаемых зданий, рекомендуется обеспечить их соответствие нормативной документации соответствующей отрасли с учётом расчётных акустических параметров.

     

     6.6.4 Акустическую эффективность установки шумозащитных окон рекомендуется определять в соответствии с положениями СП 276.1325800.2016, конструкция окон с необходимой расчётной звукоизоляцией целесообразно назначать с учётом требований ГОСТ 23166-99 и/или ГОСТ 30674-99.

     

     6.6.5 Акустическую эффективность экранирования фасада здания звукоизолирующим прозрачным материалом рекомендуется рассчитывать в соответствии с методиками, изложенными в СП 276.1325800.2016 и ОДМ 218.2.013-2011 [3], как для шумозащитного экрана с определёнными акустическими характеристиками.

     

     6.6.6 При устройстве шумозащитных окон, если в ходе предпроектного осмотра сооружений выяснено, что конструкция существующего окна имеет удовлетворительную звукоизоляцию, рекомендуется ограничиться установкой приточно-вытяжной вентиляции, встраиваемой в стену.

     

     Если помещения здания оборудованы автоматической системой кондиционирования воздуха и при этом имеют окна с необходимой звукоизоляцией, то в таком случае устройство шумозащитных конструкций нецелесообразно, подобное здание учитывается в расчёте в пассивных шумозащитных мероприятиях.

     

     6.6.7 Устройство шумозащитных окон возможно по согласованию с собственниками помещений.

     

     6.6.8 Устройство экранирования фасада прозрачным материалом рекомендуется осуществлять в зависимости от местоположения защищаемого здания:

     

     - с согласия собственников помещений, если здание относится к частному домовладению на территории садоводческого некоммерческого товарищества или других подобных поселений;

     

     - с согласия собственников помещений с учётом согласования изменения внешнего вида здания в структурах, определяющих градостроительную деятельность, если здание находится в крупных населённых пунктах и количество этажей в здании два и более.

     

     

7 Рекомендации по выбору конструкций, оптимальных для выполнения активных шумозащитных мероприятий

     7.1 Действующие нормативные документы в области шумозащиты на автомобильных дорогах (ГОСТ 32957-2014, СП 276.1325800.2016 и ОДМ 218.2.013-2011 [3]) для шумозащитных конструкций регламентируют:

     

     - способность обеспечивать снижение уровней транспортного шума, проникающего на нормируемую территорию, до допустимых значений;

     

     - конфигурацию шумозащитных конструкций в полосе отвода земель автомобильной дороги;

     

     - способность препятствовать снегозаносимости проезжей части;

     

     - обеспечение безопасности дорожного движения при размещении вдоль дороги и, при необходимости беспрепятственного доступа для оказания помощи и эвакуации пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях;

     

     - бесперебойную работу системы водоотвода с проезжей части с учётом обеспечения своей акустической эффективности;

     

     - удобство в обслуживании и эксплуатации;

     

     - доступ для эксплуатации других частей автомобильной дороги (обеспечение подхода к автобусным остановкам, пешеходным переходам, при производстве ремонтов частей дороги, очистке конструктивных элементов дороги и пр.);

     

     - прочность и устойчивость в условиях эксплуатации;

     

     - обеспечение долговечности с учётом агрессивности среды эксплуатации;

     

     - мероприятия по обеспечению пожаробезопасности;

     

     - транспортабельность, простота при их возведении, монтаже и эксплуатации, допускать быструю замену повреждённых в ходе эксплуатации элементов;

     

     - доступность (достаточное количество на рынке и оптимальная стоимость с учётом их возведения);

     

     - эстетичный вид, удачное сочетание с ландшафтом.

     

     7.2 Оценка возможности выполнения шумозащитными конструкциями предъявляемых к ним требований представлена в таблице 4. В таблице 4 показана возможность обеспечения тех или иных требований и/или максимальный результат, которого возможно добиться с учётом различных конструктивных и технологических изменений.

     

     В зависимости от значения критерия каждой шумозащитной конструкции рекомендуется присваивать определённое количество баллов от 1 до 5 согласно таблице 4. Для определения оптимальности устройства каждой шумозащитной конструкции баллы суммируются, оптимальной рекомендуется считать ту конструкцию, которая имеет наибольшее число баллов.

     

     7.3 При выборе определённой шумозащитной конструкции оценивают:

     

     - необходимое значение акустической эффективности шумозащитной конструкции с учётом всех учтённых пассивных мероприятий;

     

     - возможность устройства той или иной конструкции в имеющихся условиях;

     

     - оптимальность устройства, определяемую по таблице 4.

     

     7.4 Рекомендуемый алгоритм выбора оптимальной шумозащитной конструкции выглядит следующим образом:

     

     - определяется необходимая акустическая эффективность конструкции на основании акустических расчётов, подбор попадающих под этот критерий конструкций допускается производить без детальных расчётов по таблице 2;

     

     - определяется возможность устройства выбранных конструкций, производится оценка местности и расположения конструктивных элементов дороги;

     

     - оставшиеся после двух этапов отбора конструкции рекомендуется оценивать по шкале оптимальности в соответствии с таблицей 4 для окончательного выбора оптимальной шумозащитной конструкции, способной обеспечить нормируемые уровни шума в расчётной точке.

     

     7.5 При расчёте активных шумозащитных мероприятий рекомендуется делать упор на выбор одной шумозащитной конструкции, которая самостоятельно способна обеспечить необходимый уровень шума; при отсутствии возможности добиться необходимых норм с применением одной конструкции рекомендуется рассматривать варианты комплексного решения в совокупности нескольких шумозащитных конструкций.

     

     7.6 Если в соответствии с акустическими расчётами предполагается устройство шумозащитной галереи (эффективность мероприятий должна быть более 30 дБА), то в таком случае рекомендуется сначала рассчитать комплексное решение шумозащитных конструкций (например, устройство шумозащитного экрана и звукоизолирующего остекления). Если для достижения санитарных норм расчётом предусматривается устройство в комплексе более трёх различных шумозащитных конструкций, в таком случае применение шумозащитной галереи неизбежно.

     

     7.7 Ориентировочные размеры грунтовых валов и соответствующих им шумозащитных экранов для примера на основании данных ОДМ 218.2.013-2011 [3] приведены на рисунке 10.

     

     

ОДМ 218.8.011-2018 Методические рекомендации по определению характеристик и выбору шумозащитных конструкций автомобильных дорог

     

Рисунок 10 - Сравнение размеров равных по эффективности шумозащитных конструкций

     

     

Таблица 4 - Критерии выбора различных шумозащитных конструкций

     

Критерий (требование)

ШЗН

ЗГВ

ШВ

ШЭ

ШГ

ЗО

Максимальная акустическая эффективность и количество баллов по шкале

<5 дБА

<15 дБА

<15 дБА

<20 дБА

>30 дБА

<10 Дба

(+30 дБА в помещении)

оптимальности

1

2

2

3

4

5

Конструктивная ширина

>10 м

>5 м

<0,5 м

<1 м

>12 м

н.п.

видимой части, влияющая на ширину полосы отвода и количество баллов по шкале оптимальности

2

3

5

4

1

0

Обеспечение снегопереноса

+

-

-

-

+

н.п.

или отсутствие снегоотложений и количество баллов по шкале оптимальности

5

1

1

1

5

0

Отсутствие влияния на

+

+

+

+

±

+

безопасность дорожного движения и количество баллов по шкале оптимальности

5

5

5

5

3

5

Отсутствие необходимости

+

-

+

-

-

+

устройства дополнительных элементов водоотведения и количество баллов по шкале оптимальности

5

1

5

1

1

5

Удобство обслуживания и

+

±

±

±

±

+

эксплуатации и количество баллов по шкале оптимальности

5

3

3

3

3

5

Возможность выполнения

+

±

+

+

±

н.п.

конструктивных мер для обеспечения обслуживания и эксплуатации элементов и сооружений автодороги и количество баллов по шкале оптимальности

5

3

5

5

3

0

Возможность обеспечения

±

+

+

+

+

+

конструктивной прочности на весь период службы и количество баллов по шкале оптимальности

3

5

5

5

5

5

Способность противостоять

±

+

+

+

+

+

агрессивности среды эксплуатации и количество баллов по шкале оптимальности

3

5

5

5

5

5

Выполнение требований

-

+

+

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу spp@kodeks.ru

ОДМ 218.8.011-2018 Методические рекомендации по определению характеристик и выбору шумозащитных конструкций автомобильных дорог

Название документа: ОДМ 218.8.011-2018 Методические рекомендации по определению характеристик и выбору шумозащитных конструкций автомобильных дорог

Номер документа: 218.8.011-2018

Вид документа: ОДМ

Принявший орган: Росавтодор (Федеральное дорожное агентство)

Статус: Действующий

Дата принятия: 28 марта 2019

Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах