Недействующий

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ПИСЬМО

от 17 декабря 2018 года N 91-3016-33

О Методических рекомендациях

____________________________________________________________________
Отменено на основании
протокола Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 19 февраля 2021 года N 1

____________________________________________________________________

Направляю для использования в работе Методические рекомендации по оформлению и ведению паспортов систем оповещения населения в субъектах Российской Федерации и потенциально-опасных объектов.

Методические рекомендации прошу довести до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, эксплуатирующих потенциально-опасные объекты.

Генерал-полковник

П.Ф.Барышев

               

Приложение

     
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра
Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий
П.Ф.Барышев
14 декабря 2018 года N 2-4-71-30-33



СОГЛАСОВАНО

Начальник Управления

информационных технологий и связи

С.В.Власов

12 декабря 2018 года

МЧС России

Начальник ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

МЧС России

А.Г.Чириков

12 декабря 2018 года

Методические рекомендации по оформлению и ведению паспортов систем оповещения населения в субъектах Российской Федерации и потенциально-опасных объектов

     


Список принятых сокращений

АРМ

Автоматизированное рабочее место

ГО

Гражданская Оборона

ДДС

Дежурно-диспетчерская служба

ЕДДС

Единая дежурно-диспетчерская служба

ЗПУ

Запасной пункт управления

КСЭОН

Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций

ЛСО

Локальная система оповещения

РАСЦО

Региональная автоматизированная система централизованного оповещения

ОКСИОН

Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей

МСО

Муниципальная система оповещения

РСЧС

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

РТУ

Радиотрансляционный узел

РФ

Российская Федерация

СО

Система оповещения

СОУЭ

Система оповещения и управления эвакуацией

ПОО

Потенциально-опасный объект

ЦУКС

Центр управления в кризисных ситуациях

ЧС

Чрезвычайная ситуация

ЭТО

Эксплуатационно-техническое обслуживание

     

     

     1. Введение


Методические рекомендации по оформлению и ведению паспортов систем оповещения населения в субъектах Российской Федерации и потенциально опасных объектов (далее - Методические рекомендации) предназначены для органов управления РСЧС, территориальных органов МЧС России, подразделений и организаций, в ведении которых находятся вопросы по созданию, совершенствованию и поддержанию в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения на региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

В Методических рекомендациях изложен порядок разработки, оформления и ведения паспортов систем оповещения населения в субъектах Российской Федерации (муниципальных образованиях) и потенциально-опасных объектах.

Методические рекомендации разработаны сотрудниками ФГБУ "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" совместно с МЧС России.

     2. Основные понятия


Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.

Система оповещения гражданской обороны (ГО) - организационно-техническое объединение оперативно-дежурных служб, специальной аппаратуры управления и средств оповещения, обеспечивающих передачу сигналов гражданской обороны и речевой информации.

Сигнал оповещения гражданской обороны (ГО) - сигнал, передаваемый в системе управления гражданской обороной и являющийся командой для проведения мероприятий силами гражданской обороны, а также для применения населением средств и способов защиты.

Система оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера - это организационно-техническое объединение сил и технических средств связи и оповещения, сетей телерадиовещания и связи, обеспечивающих доведение сигналов оповещения и экстренной информации до населения, органов управления и сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Системы оповещения создаются на региональном уровне - региональная система оповещения (на территории субъекта Российской Федерации), на муниципальном уровне - местная система оповещения (на территории муниципального образования), на объектовом уровне - локальная система оповещения (в районе размещения потенциально опасного объекта).

Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - КСЭОН) элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющая собой комплекс аппаратно-программных и технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.

Зона экстренного оповещения населения - это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.

ОКСИОН - организационно-техническая система, объединяющая аппаратно-программные средства обработки, передачи и отображения аудио- и видеоинформации в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности на водных объектах и охраны общественного порядка, своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о ЧС и угрозе террористических акций, мониторинга обстановки и состояния правопорядка в местах массового пребывания людей на основе использования современных технических средств и технологий.

Информирование населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности.

Локальная система оповещения - организационно-техническое объединение дежурной службы потенциально опасного объекта, технических средств оповещения, сетей вещания и линий связи, обеспечивающая доведение сигналов и экстренной информации оповещения до органов управления и сил ГО, РСЧС и населения в зоне ее действия.

     3. Общие положения


Системы оповещения предназначены для обеспечения своевременного доведения информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны, РСЧС и населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с положениями статей 7, 8 и 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" создание и поддержание в постоянной готовности систем оповещения населения входят в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области ГО по выполнению задачи оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также об угрозе возникновения или о возникновении ЧС природного и техногенного характера.

Основной задачей региональной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:

руководящего состава ГО и территориальной подсистемы РСЧС субъекта Российской Федерации;

ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации;

органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО при органах местного самоуправления;

ЕДДС муниципальных образований;

специально подготовленных сил и средств РСЧС, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств ГО на территории субъекта Российской Федерации, в соответствии с пунктом 13 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";

ДДС организаций, эксплуатирующих ПОО;

населения, проживающего на территории соответствующего субъекта РФ.

Основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:

руководящего состава ГО и звена территориальной подсистемы РСЧС, созданного муниципальным образованием;

специально подготовленных сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации ЧС, сил и средств ГО на территории муниципального образования, в соответствии с пунктом 13 постановления Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";

дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные производственные объекты;

населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования.

Основной задачей ЛСО является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:

руководящего состава ГО организации, эксплуатирующей ПОО и объектового звена РСЧС;

объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;

персонала организации, эксплуатирующей опасный производственный объект;

руководителей и ДДС организаций, расположенных в зоне действия ЛСО;

населения, проживающего в зоне действия ЛСО.

Согласно Указа Президента РФ от 13 ноября 2012 года N 1522 на территории РФ (в том числе на региональном, муниципальном и объектовом уровнях) созданы и функционируют комплексные системы экстренного оповещения населения (далее - КСЭОН).

Основной задачей КСЭОН являются:

экстренное и гарантированное доведение до каждого человека, находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения ЧС, либо в зоне ЧС достоверной информации об угрозе или о возникновении ЧС, правилах поведения и способах защиты в таких ситуациях;

экстренное оповещение лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом дифференциации по видам ограничения их жизнедеятельности;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»