Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО
ПИСЬМО
от 8 октября 2018 года N 07-04-05/21-21405
О направлении обобщенной информации по результатам контрольных мероприятий
В целях реализации положений пункта 12(1) Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193, Федеральное казначейство направляет обзор недостатков и нарушений, выявленных Федеральным казначейством при проведении контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере у главных распорядителей средств федерального бюджета, распорядителей и получателей средств федерального бюджета в 1 полугодии 2018 года, а также для принятия мер, направленных на предупреждение возникновения аналогичных недостатков и нарушений, либо, при необходимости, их своевременного устранения.
Р.Е.Артюхин
к письму Федерального казначейства
от _________ 2018 года N ______
Обзор недостатков и нарушений, выявленных Федеральным казначейством при проведении контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере у главных распорядителей средств федерального бюджета, распорядителей, получателей средств федерального бюджета и органов управления государственными внебюджетными фондами в 1 полугодии 2018 года
В ходе проведения контрольных мероприятий в 1 полугодии 2018 года Федеральным казначейством выявлены следующие недостатки и нарушения, допущенные отдельными главными распорядителями средств федерального бюджета (далее - ГРБС), распорядителями, получателями средств федерального бюджета, в том числе ГРБС как получателями средств федерального бюджета, и органами управления государственными внебюджетными фондами.
1.1. В нарушение требований, установленных абзацем первым пункта 1, абзацем первым пункта 2 статьи 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации, абзацем первым пункта 11 Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20 ноября 2007 г. N 112н, одним из получателей средств федерального бюджета при составлении изменений показателей бюджетной сметы на 2017 финансовый год (на плановый период 2018 и 2019 годов) допущено несоответствие показателей бюджетной сметы объему доведенных лимитов бюджетных обязательств.
1.2. В нарушение требований, установленных абзацами первым, четвертым пункта 21.3 Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета), утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. N 187н (в редакции приказа Министерства финансов Российской Федерации от 22 ноября 2017 г. N 197н), одним из ГРБС изменения в показатели бюджетной росписи на 2017 финансовый год и на плановый период 2018 и 2019 годов, внесены позже установленного срока.
2.1. В нарушение требований, установленных пунктом 5 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ), государственными контрактами на выполнение подрядных работ для государственных нужд (далее - государственный контракт), отдельными получателями средств федерального бюджета произведена оплата подрядным организациям:
выполненных работ на основании Актов о приемке выполненных работ (форма N КС-2) по завышенной стоимости;
за фактически не выполненные работы.
2.2. В нарушение требований, установленных пунктом 8 Порядка учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. N 221н, отдельными получателями средств федерального бюджета в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" сформированы Сведения о бюджетных обязательствах, возникших на основании документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, позже установленного срока.
3.1. В нарушение требований, установленных подпунктами "б", "ж", "и" пункта 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 (далее - Правила N 999), нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, устанавливающими правила предоставления субсидии (далее - Правила предоставления субсидии), одним из ГРБС с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации заключались соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (далее - соглашения), в которых:
не указаны реквизиты правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих расходные обязательства субъектов Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии;
значения показателя результативности использования субсидии не соответствуют значениям показателей результативности использования субсидии (не в полной мере соответствуют), предусмотренным федеральной целевой программой;
не содержатся значения всех показателей результативности использования субсидии, предусмотренных федеральной целевой программой;
не предусмотрен порядок осуществления контроля за выполнением субъектом Российской Федерации обязательств, предусмотренных соглашением;
не предусмотрен порядок внесения изменений в график финансирования (перечисления субсидии) и контроля за его исполнением.
3.2. В нарушение требований, установленных пунктом 3 статьи 132, подпунктом 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления субсидии, соглашениями, одним из ГРБС в 2017 году не обеспечено соблюдение получателями субсидий из федерального бюджета целей, установленных при ее предоставлении, а именно: субсидия, предоставленная на софинансирование расходов субъектов Российской Федерации на компенсацию отдельным категориям граждан оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, использована на закупку товаров, работ и услуг (включая аренду имущества) для обеспечения государственных нужд.
3.3. В нарушение требований, установленных подпунктом 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 24 Правил N 999, Правилами предоставления субсидии, соглашениями, отдельными ГРБС не осуществлялся контроль за исполнением субъектами Российской Федерации условий соглашений в части:
достижения значений показателей результативности использования субсидии органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации графика выполнения мероприятий по строительству объектов капитального строительства;
достоверности отчетности субъектов Российской Федерации о достижении значений показателей результативности использования субсидии.
3.4. В нарушение требований, установленных абзацем первым пункта 3 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, устанавливающим Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, одним из ГРБС предоставлены из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных полномочий, осуществление которых передано субъектам Российской Федерации из нераспределенного резерва при отсутствии необходимых документов:
расчета необходимых средств, включая сметно-финансовые расчеты в разрезе планируемых мероприятий с указанием источников финансирования;
справки или иных документов, подтверждающих наступление событий, повлекших необходимость финансирования непредвиденных расходов.
3.5. В нарушение требований, установленных абзацем вторым пункта 31 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588, одним из ГРБС информация для уточнения годового отчета о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы ответственному исполнителю предоставлена с нарушением установленного срока.
4.1. В нарушение требований, установленных подпунктом 1 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления субсидии, одним из ГРБС с российской организацией заключен договор о предоставлении субсидии из федерального бюджета на возмещение части затрат на реализацию соответствующих проектов по организации производства в рамках государственной программы Российской Федерации на основании представленных данной организацией документов, не соответствующих установленным требованиям, а именно:
копия бизнес-плана проекта не заверена руководителем организации;
сопроводительное письмо с приложением описи документов подписано лицом, не являющимся на дату его подписания руководителем организации;
отсутствовали копии платежных поручений, подтверждающих осуществление кассовых выплат, подлежащих возмещению, а также справка налогового органа, подтверждающая отсутствие у организации просроченной задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
справка, подтверждающая, что организация не находится в стадии реорганизации, ликвидации, банкротства, справка с указанием банковских реквизитов расчетных счетов организации, на которые в случае принятия положительного решения будет перечислена субсидия, справка, подтверждающая неполучение средств из федерального бюджета на основании иных нормативных правовых актов на цели, аналогичные указанным в нормативном правовом акте, справка о ходе достижения плановых значений показателей (индикаторов) эффективности реализации проекта подписаны лицом, не имевшим на это полномочий, а также не подписаны главным бухгалтером юридического лица.
4.2. В нарушение требований, установленных подпунктом 1 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления субсидии, одним из ГРБС субсидии из федерального бюджета на возмещение затрат на реализацию соответствующих проектов в рамках государственной программы Российской Федерации предоставлялись российской организации на основании ее заявлений с приложением неполного, установленного для представления комплекта документов.
4.3. В нарушение требований, установленных подпунктом 1 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления субсидии, договором о предоставлении субсидии из федерального бюджета на возмещение части затрат на реализацию соответствующих проектов по организации производства в рамках государственной программы Российской Федерации, одним из ГРБС возмещены расходы получателя субсидии, не предусмотренные для возмещения, а именно:
на аренду складских помещений;
на оплату госпошлины за внесение изменений в регистрационные удостоверения и за получение лицензии на осуществление соответствующей деятельности;
на оплату услуг за проведение семинара по договору информационно-консультационных услуг;
на оплату услуг за проведение экспертизы извещения об изменении технических условий требованиям нормативных документов;
на приобретение расходных материалов, сырья и комплектующих для отработки технологии производства (документально не подтверждено их использование для отработки технологии производства).
4.4. В нарушение требований, установленных пунктом 1, подпунктом 1 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления субсидии, одним из ГРБС предоставлена субсидия из федерального бюджета организациям на компенсацию части затрат на приобретение продукции при:
несоответствии продавца продукции требованию о наличии у него прав на конструкторскую и техническую документацию, необходимую для производства, модернизации и развития продукции;
неосуществлении продавцом продукции технологических операций в установленном объеме;
отсутствии документов, подтверждающих факт оплаты поставщику стоимости продукции, предъявленной к субсидированию, в полном объеме.
4.5. В нарушение требований, установленных Правилами предоставления субсидии, одним из ГРБС не обеспечен контроль за соблюдением организацией, получившей субсидию из федерального бюджета, установленного срока предоставления отчета о достижении показателя критерия эффективности предоставления субсидии (отчет представлен на 35 календарных дней позже установленного срока).
4.6. В нарушение требований, установленных подпунктом 1 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления субсидии, одним из ГРБС не зарегистрировано представленное организацией заявление на заключение договора о предоставлении субсидии на компенсацию части затрат на приобретение продукции, в Журнале регистрации заявлений и комплектов документов на заключение договоров.
4.7. В нарушение требований, установленных подпунктом 1 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления субсидии, одним из ГРБС с нарушением установленного срока:
направлялись уведомления о принятом решении в адрес организаций, подавших заявления о предоставлении субсидии из федерального бюджета (от 16 до 90 календарных дней со дня принятия заявления);
возвращены документы с мотивированным отказом в предоставлении субсидии из федерального бюджета (с нарушением срока на 8 дней).
5.1. В нарушение требований, установленных пунктом 2 части 3, частью 6 статьи 21 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), подпунктом "ж" пункта 1 Требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. N 553, отдельными заказчиками в планы-графики закупок включались закупки:
без указания единиц измерения объекта закупки и соответствующего кода по Общероссийскому классификатору единиц измерения;
с указанием наименования и описания объектов закупок - лекарственных препаратов без отражения информации о международных непатентованных наименованиях лекарственных препаратов или при отсутствии таких наименований химических, группировочных наименований, характеристик;
с указанием в качестве единицы измерения "условная единица" по объекту закупки, количество которого может быть количественно измерено.
5.2. В нарушение требований, установленных пунктом 2 части 3 статьи 18 Закона о контрактной системе, отдельными заказчиками в планы-графики закупок включались закупки в отсутствие обоснования выбранного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе указания обоснования в графах 9, 10 Формы обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении плана-графика закупок, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. N 555.
5.3. В нарушение требований, установленных подпунктом "б" пунктом 4 Правил обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. N 555 (далее - Правила N 555), отдельными заказчиками в Форме обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении плана-графика закупок отдельные графы не заполнялись, либо заполненная информация не соответствовала наименованию графы.
5.4. В нарушение требований, установленных подпунктом "а" пункта 4 Правил N 555, отдельными заказчиками в Форму обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении плана закупок включалась информация, не соответствующая информации, заполнение которой предусмотрено указанной Формой. Так:
в графе 4 указывалась недействующая государственная программа Российской Федерации;