ПРАВИТЕЛЬСТВО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 декабря 2018 года N 452-п


Об утверждении государственной программы Тюменской области "Развитие отрасли "Социальная политика" и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов

(с изменениями на 22 декабря 2023 года)

(в ред. постановлений Правительства Тюменской области от 28.01.2019 N 16-п, от 10.06.2019 N 172-п, от 13.12.2019 N 465-п, от 20.07.2020 N 452-п, от 14.12.2020 N 756-п, от 15.10.2021 N 651-п, от 10.12.2021 N 793-п, от 20.12.2022 N 940-п, от 16.01.2023 N 1-п, от 27.11.2023 N 768-п, от 22.12.2023 N 866-п)




1. Утвердить государственную программу Тюменской области "Развитие отрасли "Социальная политика" согласно приложению к настоящему постановлению.


2. Признать утратившими силу следующие постановления Правительства Тюменской области:


от 22.12.2014 N 664-п "Об утверждении государственной программы Тюменской области "Социальная политика" до 2020 года" и на плановый период до 2023 года;


от 12.05.2015 N 196-п "О внесении изменений в постановление от 22.12.2014 N 664-п";


от 30.12.2015 N 655-п "О внесении изменений в постановление от 22.12.2014 N 664-п";


от 30.12.2015 N 656-п "О внесении изменений в постановление от 22.12.2014 N 664-п";


от 25.01.2016 N 9-п "О внесении изменений в постановление от 22.12.2014 N 664-п";


от 04.04.2016 N 131-п "О внесении изменений в постановление от 22.12.2014 N 664-п";


от 13.05.2016 N 194-п "О внесении изменений в постановление от 22.12.2014 N 664-п";


от 04.07.2016 N 270-п "О внесении изменений в постановление от 22.12.2014 N 664-п";


от 27.10.2016 N 446-п "О внесении изменений в постановление от 22.12.2014 N 664-п";


от 08.12.2016 N 543-п "О внесении изменений в постановление от 22.12.2014 N 664-п";


от 18.01.2017 N 17-п "О внесении изменений в постановление от 22.12.2014 N 664-п";


от 18.12.2017 N 644-п "О внесении изменений в постановление от 22.12.2014 N 664-п";


от 31.08.2018 N 339-п "О внесении изменений в постановление от 22.12.2014 N 664-п";


3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Тюменской области, координирующего и контролирующего деятельность Департамента социального развития Тюменской области.


(в ред. постановления Правительства Тюменской области от 20.07.2020 N 452-п)


4. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2019.



Губернатор области
А.В.МООР



Приложение
к постановлению Правительства
Тюменской области
от 3 декабря 2018 г. N 452-п



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ОТРАСЛИ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА" (ДАЛЕЕ - ПРОГРАММА)

(в ред. постановления Правительства Тюменской области от 22.12.2023 N 866-п)




Стратегические приоритеты государственной программы Тюменской области "Развитие отрасли "Социальная политика"



1. Оценка текущего состояния сферы социальной поддержки граждан Тюменской области


В Тюменской области социальные услуги в рамках Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" предоставляют 89 организаций социального обслуживания, в том числе центры социального обслуживания населения, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры социальной помощи, областной центр реабилитации инвалидов, стационарные учреждения социального обслуживания, негосударственные поставщики социальных услуг.


Существующая в Тюменской области сеть учреждений социального обслуживания населения представлена всеми формами социального обслуживания (на дому; стационарное; полустационарное, в том числе предоставление временного приюта лицам без определенного места жительства, освободившимся из мест лишения свободы).


Потребность в обеспечении социальными услугами во всех формах социального обслуживания удовлетворена в полном объеме. Отсутствует очередность на получение социальных услуг, в том числе в стационарной форме социального обслуживания.


Все учреждения социального обслуживания соответствуют требованиям пожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности. Их материально-техническая база находится в нормативном состоянии и позволяет предоставлять весь спектр социальных услуг, проводить социально-реабилитационные мероприятия.


Все организации социального обслуживания максимально адаптированы к потребностям людей с ограниченными возможностями здоровья, оснащены необходимыми средствами для создания безбарьерной среды маломобильной категории граждан.


Для обеспечения адресности и доступности услуг в сфере социального обслуживания во всех муниципальных образованиях Тюменской области функционируют организации социального обслуживания, созданные с учетом особенностей демографической ситуации и социально-экономического развития Тюменской области, а также уровня востребованности видов и форм социального обслуживания основных категорий потребителей услуг.


Приоритетом региональной социальной политики в отношении граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, является внедрение новых технологий и реализация эффективных методов работы социальных служб, направленных на повышение качества жизни данной категории граждан, в том числе развитие стационарозамещающих технологий социального обслуживания, обеспечивающих доступность ежедневного ухода на дому с учетом состояния здоровья граждан. Особое внимание уделяется вопросу предоставления социальных услуг в удаленных районах с применением участкового метода работы, обеспечивающего своевременное выявление нуждающихся в социальных услугах граждан и предоставление им в оперативном порядке необходимых услуг. В более 1200 сельских поселениях работают более 300 участковых специалистов, оказывающих услуги по месту проживания граждан, в том числе обеспечивают поддержку граждан старшего поколения, семей с детьми, осуществляется патронаж, подворовые обходы, рейды. Участковый принцип работы клиентоориентирован, обеспечивает индивидуальный подход к каждому получателю социальных услуг.


Кроме того, в регионе применяются выездные формы работы с населением, в том числе организация работы мобильных "мультидисциплинарных" бригад, позволяющих "доставить" населению нужную услугу сотрудниками различных ведомств и организаций, несмотря на отдаленность и труднодоступность их проживания. В состав бригад входят социальные работники, медицинские работники, сотрудники отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тюменской области, представители муниципалитета, работники служб быта и другие. Все мобильные бригады оснащены автотранспортом.


В целях определения потребностей граждан, утративших способность к самообслуживанию, в необходимой помощи в регионе проводится комплексный мониторинг социального положения пожилых людей, по результатам которого принимаются все необходимые меры.


В регионе организована работа служб транспортного обслуживания отдельных категорий граждан при центрах (комплексных центрах) социального обслуживания населения, реабилитационных центрах во всех муниципальных образованиях Тюменской области.


В целях обеспечения доступности информации о социальном обслуживании учреждениями используются различные средства коммуникации, в том числе официальные сайты, диспетчерские службы, онлайн-консультации, единая областная информационно-справочная служба.


Семейная политика, включающая комплекс мер по профилактике сиротства, поддержке многодетных и малоимущих семей, способствует росту численности семей, имеющих детей.


В области в целях финансовой поддержки семей в связи с рождением детей предоставляются региональные меры социальной поддержки, в том числе региональный материнский (семейный) капитал на первого ребенка, региональный материнский капитал на третьего и последующих детей, единовременная выплата на приобретение жилого помещения (улучшение жилищных условий) при рождении одновременно трех и более детей.


В 2022 году различные меры социальной поддержки получали 402,2 тыс. человек - 27% от общей численности населения Тюменской области.


В области создаются условия для повышения качества жизни граждан старшего поколения на основе развития сети учреждений социального обслуживания и совершенствования их деятельности, обеспечения доступности медицинской помощи, образовательных, культурно-досуговых и иных услуг, содействия активному участию пожилых граждан в жизни общества.


Приоритетом развития сферы социального обслуживания является создание системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами с учетом межведомственного взаимодействия, включая внедрение инновационных технологий, в том числе стационарозамещающих, направленных на обеспечение проживания в домашних условиях граждан, нуждающихся в постороннем уходе, имеющих психические заболевания, на их социализацию в обществе, самореализацию и удовлетворение творческих, познавательных и иных потребностей.


В целях создания конкурентной среды и, как следствие, повышения качества социального обслуживания в регионе развивается негосударственный сектор, повышается доступ социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) к бюджетным средствам на оказание социальных услуг. На рынке социальных услуг в рамках Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" работают 37 негосударственных поставщиков социальных услуг, удельный вес негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги, от общего количества организаций всех форм собственности составляет 47,2%. В регионе созданы условия для развития конкуренции в сфере социального обслуживания.


С 2019 года продолжается реализация региональных проектов в рамках национального проекта "Демография".


Целью регионального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей" является создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, рождения детей, минимизации последствий изменения материального положения граждан в связи с рождением детей.


Целью регионального проекта "Старшее поколение" является создание условий для активного долголетия, качественной жизни граждан пожилого возраста, создание мотивации к ведению гражданами здорового образа жизни.



2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Программы


Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы определены исходя из Указа Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. N 1618-р, Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 г. N 164-р, Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Концепции цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2021 г. N 431-р, постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 296 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", Стратегии социально-экономического развития Тюменской области до 2030 года, утвержденной Законом Тюменской области от 24 марта 2020 г. N 23.


Реализация мероприятий государственной программы Тюменской области "Развитие отрасли "Социальная политика" оказывает влияние на достижение целевого показателя "Снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года" и опосредованно на достижение целевого показателя "Повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет" национальной цели развития Российской Федерации "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей", определенной Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".


В рамках действующей Стратегии социально-экономического развития Тюменской области до 2030 года стратегической целью является устойчивый рост уровня и качества жизни населения на основе инновационного развития экономики и эффективного использования природно-экономического, производственного, научно-технического, кадрового потенциала и конкурентных преимуществ, совершенствования пространственной организации региона. Реализация Программы направлена на достижение следующих целей и задач Стратегии СЭР ТО:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»