ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 ноября 2018 года N 344


О государственной программе Республики Калмыкия "Доступная среда"

(с изменениями на 22 декабря 2023 года)

(в ред. Постановлений Правительства Республики Калмыкия от 15.03.2019 N 71, от 09.06.2020 N 185, от 11.12.2020 N 380, от 12.03.2021 N 66, от 30.11.2021 N 449, от 18.05.2022 N 183, от 12.09.2022 N 328, от 23.03.2023 N 103, от 13.07.2023 N 246, от 22.12.2023 N 407)




В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. N 363 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" и распоряжением Правительства Республики Калмыкия от 21 июня 2018 г. N 185-р, Правительство Республики Калмыкия постановляет:


(в ред. Постановлений Правительства Республики Калмыкия от 09.06.2020 N 185, от 11.12.2020 N 380)


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Калмыкия "Доступная среда" (далее - Программа).


2. Определить ответственным исполнителем Программы Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия.


3. Министерству финансов Республики Калмыкия при формировании проекта республиканского бюджета на очередной финансовый год и плановый период предусматривать бюджетные ассигнования на реализацию Программы.


4. Рекомендовать органам местного самоуправления районных муниципальных образований и г. Элисты принять участие в реализации мероприятий, предусмотренных Программой.


5. Признать утратившими силу:


постановление Правительства Республики Калмыкия от 26 декабря 2016 г. N 436 "О государственной программе Республики Калмыкия "Доступная среда на 2016 - 2020 годы";


постановление Правительства Республики Калмыкия от 22 мая 2017 г. N 164 "О внесении изменений в государственную программу Республики Калмыкия "Доступная среда на 2016 - 2020 годы", утвержденную постановлением Правительства Республики Калмыкия от 26 декабря 2016 г. N 436";


постановление Правительства Республики Калмыкия от 21 августа 2017 г. N 283 "О внесении изменений в государственную программу Республики Калмыкия "Доступная среда на 2016 - 2020 годы", утвержденную постановлением Правительства Республики Калмыкия от 26 декабря 2016 г. N 436";


постановление Правительства Республики Калмыкия от 26 декабря 2017 г. N 476 "О внесении изменений в государственную программу Республики Калмыкия "Доступная среда на 2016 - 2020 годы", утвержденную постановлением Правительства Республики Калмыкия от 26 декабря 2016 г. N 436";


постановление Правительства Республики Калмыкия от 22 июня 2018 г. N 201 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Калмыкия от 26 декабря 2016 г. N 436".


6. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2019 года.



Председатель Правительства
Республики Калмыкия
И.ЗОТОВ



Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Калмыкия
от 12 ноября 2018 г. N 344



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ "ДОСТУПНАЯ СРЕДА"

(в ред. Постановления Правительства Республики Калмыкия от 22.12.2023 N 407)




СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ "ДОСТУПНАЯ СРЕДА"



1. Оценка текущего состояния сферы социальной защиты инвалидов в Республике Калмыкия


Государственная программа Республики Калмыкия "Доступная среда" (далее - государственная программа) разработана в соответствии с Положением о системе управления государственными программами Республики Калмыкия, утвержденным постановлением Правительства Республики Калмыкия от 25 сентября 2023 г. N 317 "О системе управления государственными программами Республики Калмыкия".


Основные направления сферы реализации государственной программы определены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и государственной программой Российской Федерации "Доступная среда", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. N 363 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда".


В 2008 году Российская Федерация подписала и в 2012 году ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года (далее - Конвенция), что явилось показателем готовности страны к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов.


Подписание Конвенции фактически утвердило принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении инвалидов.


Согласно Конвенции, государства-участники должны принимать надлежащие меры по обеспечению инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению.


По состоянию на 1 января 2023 года численность граждан, имеющих инвалидность, в Республике Калмыкия составила 21,4 тыс. человек или 7,9% от общей численности населения республики (270,0 тыс. человек), из них граждан трудоспособного возраста - 10,6 тыс. человек, граждане старше 60 лет - 9,1 тыс. человек и дети-инвалиды - 1,6 тыс. человек.


Наряду с этим в республике проживают пенсионеры, граждане, страдающие хроническими заболеваниями, проходящие реабилитацию после травм, беременные женщины и родители с колясками, которые относятся к категории "маломобильные группы населения".


Представители всех этих групп испытывают потребность в социальном и медицинском обслуживании, нуждаются в специально оборудованных объектах, транспорте и маршрутах движения, что ставит решение проблемы доступности объектов и услуг в ряд актуальных задач для региональных органов власти.


В соответствии с Указом Главы Республики Калмыкия от 11 сентября 2009 г. N 179 "О Совете по делам инвалидов при Главе Республики Калмыкия" создан Совет по делам инвалидов при Главе Республики Калмыкия, координирующий деятельность органов власти Республики Калмыкия, учреждений и организаций, в том числе общественных организаций инвалидов, по вопросам реализации законодательства в сфере реабилитации и интеграции инвалидов, создания для них доступной среды жизнедеятельности.


С целью обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг в наиболее значимых для них сферах жизнедеятельности в Республике Калмыкия ведется планомерная комплексная работа по улучшению положения инвалидов с привлечением различных ведомств и организаций, при этом возникает ряд проблемных вопросов, основными из которых являются:


несоответствие требованиям доступности большей части объектов культуры, физической культуры и спорта, жилых зданий (индивидуально-определенных зданий), относящихся к муниципальной собственности, сферы услуг и потребительского рынка, пассажирского транспорта и транспортной инфраструктуры;


отсутствие внутриведомственных нормативных актов, регулирующих сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения на объектах социальной и транспортной инфраструктур;


отсутствие количественного и качественного текущего учета степени доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных групп населения.


Кроме того, одним из факторов, затрудняющих доступность оказания услуг гражданам с инвалидностью, является отсутствие действенных правовых и организационных механизмов сопровождения инвалидов, в том детей-инвалидов, и их семей при получении этих услуг, что влечет за собой ограничение среды их жизнедеятельности и социальную изолированность.


При этом особенно уязвимыми категориями по ряду причин являются семьи, воспитывающие детей с инвалидностью, в том числе:


низкая социальная активность (закрытость) родителей, воспитывающих детей с инвалидностью;


дефицит эффективных профилактических услуг, технологий и методов помощи семьям, воспитывающим детей с инвалидностью, ресурсов для качественной реабилитационной работы с семьей по месту жительства;


разрозненность и межведомственная несогласованность действий региональных органов исполнительной власти и подведомственных им учреждений, участвующих в обеспечении развития и поддержки детей с инвалидностью.


Одним из важнейших направлений Конвенции является достижение максимально возможной независимости граждан с инвалидностью, для чего необходимо формирование комплексных реабилитационных и абилитационных услуг с участием в этом процессе многих специализированных учреждений и структур.


Комплексная реабилитация и абилитация инвалидов, в том числе детей-инвалидов, должна решать вопросы медицинского, социального характера, образования и трудоустройства, а также учитывать, что инвалиды представляют собой неоднородную группу лиц и потребности их различны.


В республике сформирована сеть организаций, реализующих реабилитационные и абилитационные мероприятия и услуги по различным направлениям реабилитации и абилитации инвалидов.


В целях определения степени сформированности региональной комплексной системы реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, органами исполнительной власти Республики Калмыкия в соответствии с постановлением Правительства Республики Калмыкия от 6 декабря 2018 г. N 370 "О Порядке организации проведения оценки региональной системы реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Республике Калмыкия" проведена ее оценка по состоянию на 1 января 2023 года.


Итоговый результат проведенной оценки, равный 7,7 из 13 баллов, а также задачи по формированию системы ранней помощи и по сопровождаемому проживанию, повышению эффективности исполнения индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида) показали необходимость развития и совершенствования региональной системы реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов.


При проведении оценки региональной системы реабилитации выявлены факторы, препятствующие формированию комплексной региональной системы реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а именно:


недостаточная укомплектованность учреждений, реализующих реабилитационные (абилитационные) мероприятия, квалифицированными специалистами;


недооснащение учреждений, реализующих реабилитационные (абилитационные) мероприятия, необходимым оборудованием;


отсутствие скоординированности органов исполнительной власти Республики Калмыкия при организации предоставления услуг по реабилитации и абилитации инвалидам, в том числе детям-инвалидам, ранней помощи;


отсутствие межведомственной информационной системы, учитывающей информацию о потребностях инвалидов в реабилитационных и (или) абилитационных мероприятиях (услугах).


Решение проблемных вопросов, выявленных в результате проведенной оценки региональной системы реабилитации, возможно при формировании комплексного подхода в решении вопросов реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, ранней помощи в Республике Калмыкия.


Государственная программа разработана с учетом реализованных мер и предусматривает реализацию комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, а также совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и абилитации граждан с инвалидностью, ранней помощи, сопровождаемого проживания инвалидов с целью реализации их прав и основных свобод (комплексность реабилитационных мероприятий, непрерывность реабилитационного процесса, преемственность в работе специалистов и учреждений, цикличность проведения курсов реабилитации, профессионализм кадров и доступность реабилитационных мероприятий).


Таким образом, вопросы интеграции в общество людей с ограниченными возможностями здоровья в Республике Калмыкия необходимо решать путем создания системного подхода, эффективного межведомственного взаимодействия органов и учреждений различной ведомственной принадлежности, органов местного самоуправления и общественных объединений инвалидов, координации работ различных органов власти Республики Калмыкия и привлечения нескольких источников финансирования с использованием программно-целевого метода.



2. Описание приоритетов, целей и задач государственной политики в сфере реализации государственной программы

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»