САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 07 апреля 2010 года Дело N 3-79/10

Санкт-Петербургский Городской Суд в лице:

судьи Городского суда Гунько Т.А.,

с участием прокурора Травкиной О.Ю.,

при секретаре К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Норд" об оспаривании законности распоряжения Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга N 237-р от 26.12.2008 г. в редакции Распоряжения Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга N 26-р от 23.03.2009 года "О перечне недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге) и предназначенного для предоставления во владение и(или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" в части утверждения строки N 2594 Перечня суд

установил:

распоряжением Комитета по управлению городским имуществом Правительства Санкт-Петербурга от 26 декабря 2008 года N 237-р "О перечне недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и предназначенного для предоставления во владение и(или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге", действующим в Санкт-Петербурге в редакции с изменениями, внесенными Распоряжением Комитета по управлению городским имуществом от 23 марта 2009 года N 26-р утвержден перечень недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге) и предназначенного для предоставления во владение и(или) пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге.

В частности, Распоряжением от 23.03.2009г. N 26-р в указанное распоряжение внесены дополнения, в том числе в части включения в перечень помещения, арендуемого в настоящее время ООО "Норд" - строка N 2594 Перечня.

Полагая, что названное помещение в строке 2594 включено в перечень в нарушение Закона Санкт-Петербурга "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" и нарушает права и свободы заявителя на осуществление прав и реализацию преимущественного права заявителя на приватизацию спорного объекта, ООО "Норд" обратилось в Санкт-Петербургский городской суд с данным заявлением.

В судебном заседании представитель заявителя по доверенности А. поддержал заявленные требования и уточнив их (л.д. 196) просил суд признать недействующим указанное Распоряжение в части включения в перечень помещения, расположенного по адресу Санкт-Петербург, ул. Блохина, дом 33, литер А площадью 115,6 м в строке 2594 Приложения (л.д. 17, 128). При этом заявитель указал, что в соответствии с абз. 2 пп. "г" п. 2 статьи 6 Закона Санкт-Петербурга "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" в перечень недвижимого имущества включаются нежилые помещения, имеющие вход с улицы и расположенные на автомобильных дорогах, перечень которых определяется Правительством Санкт-Петербурга. Спорное помещение, имеющее юридический адрес в Санкт-Петербурге по ул. Блохина, дом 33, лит. А не имеет входа с улицы расположенного на автомобильной дороге, включенной в Перечень автомобильных дорог, определенных Правительством Санкт-Петербурга. За пределами компетенции, по мнению заявителя, КУГИ Санкт-Петербурга самовольно расширило этот перечень, чем нарушило действующее законодательство и права заявителя.

Представитель КУГИ Санкт-Петербурга по доверенности В. полагал требования необоснованными и пояснил, что включение помещения, арендуемого ООО "Норд", в оспариваемый Перечень под строкой N 2594 является обоснованным, т.к. комплекс здания расположен углом, одна часть которого выходит на Большой проспект П.С. Санкт-Петербурга и выходит на автомобильную дорогу, включенную в Перечень автомобильных дорог Санкт-Петербурга, а другая часть здания выходит на улицу Блохина Санкт-Петербурга и не выходит на автомобильную дорогу. Учитываю указанные обстоятельства КУГИ полагает, что комплекс здания следует рассматривать в целом, как здание, выходящее на автомобильную дорогу, которое должно быть включено в Перечень недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге), предназначенного для предоставления во владение и(или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге.

Проверив материалы дела, выслушав доводы участников процесса, заключение прокурора Санкт-Петербургской городской прокуратуры Травкиной О.Ю., не усматривающей оснований для удовлетворению требований, оценив собранные доказательства в совокупности, суд полагает требования заявителей подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Так, судом установлено, что в соответствии с пунктом 4 статьи 18 Федерального закона N 209-ФЗ от 24.07.2007 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и(или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Пунктом 4.1 данного закона установлено, что порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных в части 4 названной статьи перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности) включенного в них государственного и муниципального имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Согласно пункту 4.2. данного закона государственное и муниципальное имущество, включенное в перечни, указанные в части 4 настоящей статьи, не подлежит отчуждению в частную собственность, в том числе в собственность субъектов малого или среднего предпринимательства, арендующих это имущество.

Законом Санкт-Петербурга N 194-32 от 17.04.2008 года "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" (л.д. 218) к полномочиям правительства Санкт-Петербурга в области развития малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, отнесено формирование, утверждение, ведение, а также установление порядка ведения и опубликования перечня недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге) и предназначенного для предоставления во владение и(или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, а также установление условий предоставления в аренду недвижимого имущества, включенного в указанный перечень.

Во исполнении данного закона Правительство Санкт-Петербурга приняло Постановление от 22.12.2008 г. N 1624 "О мерах реализации Закона Санкт-Петербурга "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге". (216).

Пунктом 1 Постановления утвержден Порядок ведения и опубликования перечня недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге) и предназначенного для предоставления во владение и(или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, согласно Приложения 1. Пунктом 3 данного Постановления на КУГИ возложена функция формирования, утверждения и ведения перечня перечисленного выше недвижимого имущества (л.д. 216).

Учитывая возложенную компетенцию Постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 1589 были внесены соответствующие изменения в Положение о Комитете по управлению городским имуществом (л.д. 233).

В соответствии с компетенцией и во исполнении Постановления правительства Санкт-Петербурга N 1624 от 22.12.2008г (л.д. 232) КУГИ издал распоряжение от 26.12.2008 N 237-р, (л.д. 17) которым утвердил Перечень недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге) и предназначенного для предоставления во владение и(или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге (л.д. 18, 128).

Утверждение данного Перечня находится в компетенции КУГИ Санкт-Петербурга, однако при осуществлении формирования, утверждения и ведения Перечня КУГИ обязано руководствоваться нормативными правовыми актами субъекта РФ Санкт-Петербурга. Поскольку Федеральным законом N 209-ФЗ от 24.07.2007 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (п. 4.1, 4.2) и абз. 2, пп. "г" п. 2 статьи 6 Закона Санкт-Петербурга от 17.04.2008 N 194-32 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" установлены ограничения прав субъектов малого и среднего предпринимательства, КУГИ Санкт-Петербурга обязано руководствоваться именно указанными нормами, при этом правом самостоятельного толкования и вольного применения нормативных актов КУГИ Санкт-Петербурга не наделен.

Между тем, установлено, что в нарушении требований абзаца 2 пп. "г" п. 2 статьи 6 Закона Санкт-Петербурга от 17.04.2008 N 194-32 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге", в соответствии с которым в перечень недвижимого имущества включаются нежилые помещения, имеющие вход с улицы и расположенные на автомобильных дорогах, перечень которых определяется Постановлением Санкт-Петербурга, КУГИ включил в перечень нежилое помещение, имеющее вход с улицы Блохина, дом 33, лит. А не расположенное на автомобильной дороге, находящейся в Перечне автомобильных дорог Санкт-Петербурга, утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга. В соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22 декабря 2008 N 1624 "О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге", действующего в редакции Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 25.05.2009 N 581 утвержден Перечень автомобильных дорог Санкт-Петербурга, применяемый в целях формирования перечня недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге) и предназначенного для предоставления во владение и(или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, согласно приложения 2. (л.д. 237).

Таким образом, указанный Закон Санкт-Петербурга прямо предусмотрел определенные ограничения, путем утверждения Перечня.

КУГИ Санкт-Петербурга при формировании перечня недвижимого имущества нарушил и указанные нормы.

Довод представителя КУГИ (л.д. 199-202) о том, что комплекс здания расположен на двух улицах, частично на Большом проспекте, а частично на ул. Блохина, что позволило включить арендуемое заявителем помещение в Перечень суд полагает необоснованным.

При этом суд отмечает, что ограничения, которыми дано право пользоваться КУГИ при формировании Перечня, касаются нежилых помещений, имеющих вход с улицы и расположенных на автомобильных дорогах, а не комплексов зданий и сооружений, о которых не имеется указаний в статье 6 Закона Санкт-Петербурга от 17.04.2008 N 194-32 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге",

Объективно установлено в ходе судебного разбирательства, что заявитель ООО "Норд" арендует нежилое помещение, имеющее юридический адрес улица Блохина, дом 33, лит. А. (л.д. 136, 155) Вход в помещение с улицы Блохина. Улица Блохина не выходит на автомобильную дорогу. Согласно Кадастрового паспорта от 03.12.2008 года (л.д. 212) нежилое помещение общей площадью 115,6 м расположено в городе Санкт-Петербурге, на улице Блохина. Наружные границы здания не изменены, границы объекта не изменены. Кадастровый паспорт выдан Комитетом по земельным ресурсам землеустройства Санкт-Петербурга и ПИБ Петроградского района Санкт-Петербурга (л.д. 212). Согласно схеме расположения входов (л.д.) арендуемые заявителем нежилые помещения имеют вход с улицы Блохина, которая не имеет автомобильной дороги включенной в Перечень автомобильных дорог Санкт-Петербурга. Прилагаемая к кадастровому паспорту справка для расчета арендной платы содержит описательный адрес угловых и сквозных строений и обоснованно в части описания указывает на улицу Блохина, дом 33; Большой проспект П.С. дом без номера (л.д. 213) Однако, указанный документ, являясь справкой для расчета арендной платы, не может подменять собой кадастровый паспорт на нежилое помещение, расположенное по ул. Блохина и не позволяет подменять понятия "помещения" и "здание".

Суд обращает внимание на то, что Перечень в целом содержит виды объектов как здания, части помещений, помещения (л.д. 18). В оспариваемой строке N 2594 Перечня значится указание на помещение, в связи с чем суд оценивая довод представителя КУГИ как в судебном заседании, так и в письменных отзывах (л.д. 199) о том, что объекты недвижимости, расположенные в зданиях, выходящих на автомобильные дороги, указанные в Приложении 2 к Постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 22.12.2008 N 1624 (л.д. 237) полагает ошибочным толкованием, которое позволило КУГИ самовольно расширить предусмотренные Законом Санкт-Петербурга ограничения, путем внесения в Перечень помещения, не имеющего вход с улицы и не расположенного на автомобильных дорогах, включенных в Перечень.

Изложенные обстоятельства являются основанием к признанию незаконным п. 1 Распоряжения Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга N 237-р от 26.12.2008 г. в редакции Распоряжения Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга N 26-р от 23.03.2009 г. в части утверждения строки N 2594 Перечня недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга.

На основании изложенного, суд полагает правовую позицию заявителей обоснованной, а правовую позицию КУГИ Санкт-Петербурга ошибочной.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, ст.ст. 251 - 253 ГПК РФ, суд

решил:

заявление Общества с ограниченной ответственностью "Норд" об оспаривании законности распоряжения Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга от 26.12.2008года N 237-р в редакции распоряжения от 23.03.2009 N 26-р в части утверждения строки 2594 Перечня Приложения к распоряжению удовлетворить

Признать пункт 1 Распоряжения Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга N 237-р от 26.12.2008 г. в редакции Распоряжения Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга N 26-р от 23.03.2009 года "О перечне недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге) и предназначенного для предоставления во владение и(или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" в части утверждения строки N 2594 Перечня - недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Сообщение о данном решении подлежит опубликованию в ежедневной газете "Санкт-Петербургские ведомости" после вступления в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней, путем подачи кассационной жалобы через Санкт-Петербургский городской суд.

Судья Т.А.Гунько



Электронный текст документа

подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка