(с изменениями на 25 февраля 2020 года)
(в ред. Постановлений КМ РТ от 31.10.2018 N 972, от 24.06.2019 N 510, от 23.07.2019 N 615, от 25.02.2020 N 143)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Кабинета Министров Республики Татарстан
от 30 сентября 2021 года N 936
____________________________________________________________________
Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления регионального государственного жилищного надзора в Республике Татарстан.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Государственную жилищную инспекцию Республики Татарстан.
Премьер-министр
Республики Татарстан
А.В.ПЕСОШИН
ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
(в ред. Постановлений КМ РТ от 31.10.2018 N 972, от 24.06.2019 N 510, от 23.07.2019 N 615, от 25.02.2020 N 143)
1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с п. 8.1 статьи 13, статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 г. N 493 "О государственном жилищном надзоре" и устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного жилищного надзора в Республике Татарстан (далее - постановление N 493).
2. Предметом регионального государственного жилищного надзора является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от формы собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решения о выборе способа управления многоквартирным домом, об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы, требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), нарушений органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, требований к порядку размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ).
(в ред. Постановлений КМ РТ от 31.10.2018 N 972, от 24.06.2019 N 510, от 23.07.2019 N 615)
В рамках осуществления регионального государственного жилищного надзора в Республике Татарстан осуществляется государственный контроль (надзор) за обеспечением условий доступности для инвалидов помещений многоквартирных домов, оборудованных специальными средствами, и предоставляемых услуг в соответствии с Положением о Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.12.2011 N 1068 "О государственном жилищном надзоре в Республике Татарстан".
(в ред. Постановления КМ РТ от 25.02.2020 N 143)
Предметом регионального государственного жилищного надзора за обеспечением условий доступности для инвалидов помещений многоквартирных домов, оборудованных специальными средствами, и предоставляемых услуг является соблюдение органами государственной власти Республики Татарстан, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах и предоставляемых услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации, в том числе постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 года N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов".
3. Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, является Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан (далее - Инспекция).
Структура, порядок организации деятельности и полномочия Инспекции определяются Положением об Инспекции.
4. Региональный государственный жилищный надзор осуществляется должностными лицами Инспекции, являющимися государственными жилищными инспекторами Республики Татарстан (далее - должностные лица Инспекции).
Перечень должностных лиц (государственных жилищных инспекторов) Инспекции, уполномоченных осуществлять региональный государственный жилищный надзор, указан в приложении к настоящему Порядку.
5. При осуществлении регионального государственного жилищного надзора должностные лица Инспекции взаимодействуют с органами прокуратуры Республики Татарстан, экспертами, экспертными организациями, органами государственной власти, органами муниципального жилищного контроля, органами местного самоуправления, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, саморегулируемыми организациями, объединениями (ассоциациями, союзами) товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных и иных специализированных потребительских кооперативов, с субъектами общественного жилищного контроля.
Взаимодействие Инспекции с органами муниципального жилищного контроля и органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия, установленные частью 1.1 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Законом Республики Татарстан от 10 октября 2011 года N 72-ЗРТ "Об обеспечении защиты жилищных прав граждан" и на основании административных регламентов, определяющих порядок взаимодействия.
Взаимодействие Инспекции с саморегулируемыми организациями в сфере управления многоквартирными домами или иными объединениями юридических лиц независимо от организационно-правовой формы или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, а также с объединениями (ассоциациями, союзами) товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных и иных специализированных потребительских кооперативов осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Взаимодействие Инспекции с субъектами общественного жилищного контроля осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Инспекция обязана рассматривать направленные ей итоговые документы, подготовленные по результатам общественного жилищного контроля, и в установленный законодательством Российской Федерации срок направлять соответствующим субъектам общественного жилищного контроля обоснованные ответы.
6. По решению руководителя Инспекции к участию в проведении проверок могут привлекаться эксперты и экспертные организации, аккредитованные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
7. Региональный государственный жилищный надзор осуществляется посредством:
а) организации и проведения плановых (документарных и (или) выездных) и внеплановых (документарных и (или) выездных) проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований;
б) принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений;
в) систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности (далее - Систематическое наблюдение и анализ).
8. Предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, указанных в пункте 11 постановления N 493.
9. К отношениям, связанным с осуществлением регионального государственного жилищного надзора, организацией и проведением поверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
10. К отношениям, связанным с осуществлением регионального государственного жилищного надзора за деятельностью региональных операторов, организацией и проведением их проверок, применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ с учетом особенностей, предусмотренных частью 4.3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
11. К отношениям, связанным с осуществлением регионального государственного жилищного надзора, организацией и проведением проверок органов государственной власти Республики Татарстан и должностных лиц органов государственной власти Республики Татарстан, применяются положения статьи 29.2 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ).
12. К отношениям, связанным с осуществлением регионального государственного жилищного надзора, организацией и проведением проверок органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, применяются положения статьи 77 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
13. Сроки и последовательность административных процедур и действий Инспекции при осуществлении регионального государственного жилищного надзора устанавливаются административным регламентом исполнения функций по государственному жилищному надзору, разрабатываемым и утверждаемым Инспекцией в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 23 августа 2013 года N 360 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке порядка осуществления государственного жилищного надзора в субъектах Российской Федерации, в том числе порядка взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный жилищный надзор, и административных регламентов исполнения функций по государственному жилищному надзору и муниципальному жилищному контролю".
(в ред. Постановления КМ РТ от 25.02.2020 N 143)
14. При осуществлении проверок должностные лица Инспекции должны соблюдать ограничения и выполнять обязанности, установленные статьями 15 и 18 Федерального закона N 294-ФЗ, статьей 77 Федерального закона N 131-ФЗ, статьей 29.2 Федерального закона N 184-ФЗ.
15. Должностные лица Инспекции пользуются правами, предусмотренными частью 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
16. Плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей проводятся на основании ежегодного плана проведения проверок, разрабатываемого и утверждаемого Инспекцией.
При проведении плановой проверки должностные лица Инспекции обязаны использовать проверочные листы (списки контрольных вопросов), которые разрабатываются и утверждаются Инспекцией в соответствии с общими требованиями, определяемыми Правительством Российской Федерации.
(абзац введен Постановлением КМ РТ от 23.07.2019 N 615)
Использование проверочных листов (списков контрольных вопросов) осуществляется при проведении плановой проверки всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
(абзац введен Постановлением КМ РТ от 23.07.2019 N 615)
Проверочные листы (списки контрольных вопросов), используемые при проведении плановой проверки, содержат вопросы, затрагивающие предъявляемые к юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю обязательные требования, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры), безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
(абзац введен Постановлением КМ РТ от 23.07.2019 N 615)
17. Основанием для включения плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение одного года со дня:
1) начала осуществления товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с представленным в орган государственного жилищного надзора уведомлением о начале осуществления указанной деятельности;