ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 июня 2016 года N 312-ПП

О Стратегии национальной политики  города  Москвы на период до 2025 года

(с изменениями на 17 декабря 2019 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Москвы от 4 сентября 2018 года N 1036-ПП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 05.09.2018);

постановлением Правительства Москвы от 17 декабря 2019 года N 1712-ПП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 18.12.2019).

____________________________________________________________________



В целях реализации в городе Москве положений Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, определения долгосрочных перспектив развития многонационального московского сообщества и повышения эффективности мер, предпринимаемых органами исполнительной власти города Москвы во взаимодействии с органами местного самоуправления и институтами гражданского общества в сфере гармонизации межэтнических отношений и обеспечения межнационального согласия, Правительство Москвы

постановляет:

1. Утвердить Стратегию национальной политики города Москвы на период до 2025 года (приложение).

2. Признать утратившими силу:

2.1. Постановление Правительства Москвы от 22 июня 2010 года N 522-ПП "О Концепции реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений в городе Москве".

2.2. Постановление Правительства Москвы от 7 июня 2011 года N 248-ПП "О Комплексных мероприятиях по реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений в городе Москве".

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам региональной безопасности и информационной политики Горбенко А.Н.

Мэр Москвы
С.С.Собянин

Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 6 июня 2016 года N 312-ПП
(В редакции, введенной в действие
 постановлением Правительства Москвы
 от 17 декабря 2019 года N 1712-ПП
. -
См. предвдущую редакцию)

 

Стратегия национальной политики города Москвы на период до 2025 года



Город Москва стал центром формирования российского государства, объединяя многие народы, языки, культуры и религии на основе общих духовно-нравственных ценностей, идей патриотизма. Многонациональность города Москвы стала мощным фактором общественного развития, благодаря чему город не знал межнациональных и межрелигиозных войн. Город Москва, став столицей, сохраняя связь времен и поколений, единый культурный цивилизационный код, основанный на русской культуре и русском языке, а также историко-культурном наследии всех народов России, создал великое, исторически успешное многонациональное государство.

Сохраняя свою историческую преемственность, москвичи, являясь неотъемлемой составной частью российской гражданской нации, вносят достойный вклад в сохранение и развитие многовекового союза братских народов всей страны. Последовательное претворение основ национальной политики позволяет городу Москве олицетворять многонациональность российского народа, гарантировать удовлетворение этнокультурных потребностей граждан на основе многовековых российских традиций гармонизации межнациональных отношений и выполнять историческую миссию центра многонационального единения народов России, Русского мира и евразийского сообщества.

1. Общие положения

     

1.1. Стратегия национальной политики города Москвы на период до 2025 года (далее - Стратегия) является региональным документом стратегического планирования, направленным на реализацию в городе Москве национальной политики города Москвы на основе положений Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года". Стратегия определяет основное содержание, систему взглядов и ценностей национальной политики города Москвы, долгосрочные, отвечающие реалиям XXI века перспективы национального развития и ориентирована на раскрытие человеческого, интеллектуального и делового потенциала городского сообщества в целях устойчивого, безопасного, гармоничного и поступательного развития города Москвы, соблюдение и защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина.

1.2. Стратегия основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года"), Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации"), Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы" (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 622 "О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы"), Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также нормативных правовых актах города Москвы. Стратегия обеспечивает преемственность с предыдущими стратегическими и программными документами, разработанными и реализованными в городе Москве, учитывает современные международные реалии, новые вызовы и тенденции в межнациональных отношениях, адаптирует к московским условиям передовой опыт регионов России и зарубежных стран, а также создает условия для передачи московского опыта субъектам Российской Федерации.

1.3. Развивая основные положения Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года и являясь одним из инструментов ее реализации, настоящая Стратегия в то же время представляет собой самостоятельный документ стратегического планирования национальной политики на региональном уровне с учетом культурных, исторических и национальных особенностей города Москвы.

1.4. В Стратегии отражаются вопросы состояния межнациональных отношений в городе Москве, раскрываются новые факторы и вызовы в данной сфере, формулируются принципы и цели национальной политики, определяются основные направления и задачи, а также механизмы реализации национальной политики города Москвы.

1.5. В целях решения задачи укрепления российской гражданской нации в Стратегии констатируется, что в городе Москве исторически сложилось московское сообщество, члены которого составляют единую культурно-историческую общность "москвичи", являющуюся составной, неотъемлемой частью единой российской гражданской нации.

1.6. Стратегия реализуется во взаимодействии органов исполнительной и законодательной (представительной) власти, органов местного самоуправления в городе Москве (далее - органы местного самоуправления) и институтов гражданского общества и способствует выработке единых подходов к решению целей и задач национальной политики города Москвы.

1.7. В рамках настоящей Стратегии используются основные понятия Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года.

2. Современное состояние межнациональных отношений в городе Москве

     

2.1. Город Москва - столица России - является субъектом Российской Федерации с многонациональной структурой населения, на территории которого проживает более 12 млн. человек, представляющих свыше 160 этнических общностей страны, а также ближнего и дальнего зарубежья. Абсолютное национальное большинство москвичей - русские. Значительную долю городского населения составляют украинцы, белорусы, татары, армяне, азербайджанцы и евреи. Остальные национальные группы составляют менее 0,5 процента населения. Кроме того, в городе Москве единовременно находится до 1,5 млн. иностранных граждан.

2.2. В столице Российской Федерации зарегистрированы и осуществляют свою деятельность более 100 национальных общественных объединений и более 80 национально-культурных автономий.

2.3. За период реализации настоящей Стратегии с 2016 по 2019 годы достигнуты существенные результаты в обеспечении межнационального мира и согласия в городе Москве, как и в Российской Федерации в целом.

По итогам социологических опросов большинство жителей города Москвы настроены на сотрудничество с людьми других национальностей и оценивают межнациональные отношения как стабильные и спокойные.

2.4. В столице создан и на системной основе работает механизм реализации Стратегии, который охватывает практически все сферы жизнедеятельности города Москвы и включает, наряду с органами государственной власти города Москвы, национально-культурные автономии, общественные объединения, научно-исследовательские центры, образовательные организации и средства массовой информации. Общую координацию разработки и осуществления национальной политики города Москвы осуществляет Департамент национальной политики и межрегиональных связей города Москвы, который является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере межнациональных отношений, межрегиональных связей, взаимодействия с религиозными объединениями, по обеспечению реализации государственной политики в отношении российского казачества в городе Москве.

2.5. Особую роль в реализации национальной политики играет Совет по делам национальностей при Правительстве Москвы и созданные в его структуре комиссии и экспертные группы. В целях усиления межведомственного взаимодействия при реализации Стратегии в организациях образовательной, культурной, социальной сфер в городе Москве с 2017 года действует Межведомственный координационный совет по развитию межнациональных отношений в городе Москве, что, в целом, качественно расширяет участие институтов гражданского общества, в том числе межнациональных и национальных объединений, национально-культурных автономий, иных некоммерческих организаций, в решении задач гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений.

2.6. Важнейшим культурно-просветительским центром в сфере реализации национальной политики выступает Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Московский дом национальностей" (далее - ГБУ "МДН"). В его составе создан Общественный совет. Заключены соглашения о совместной деятельности с более 100 общественными и национально-культурными организациями, действующими как в городе Москве, так и в других регионах. Ежегодно ГБУ "МДН" проводит более 800 мероприятий, позитивный опыт которых активно заимствуется по всей стране.

2.7. Традиционными для многонационального города Москвы стали ежегодно проводимые общегородские мероприятия, направленные на содействие национально-культурному развитию, обеспечение сохранения и приумножения духовно-нравственного и культурного наследия многонационального народа Российской Федерации, распространение знаний о культуре народов России, формирование культуры межнационального общения и профилактику проявлений ксенофобии, противодействие идеологии экстремизма и терроризма. В их числе традиционные национальные праздники практически всех народов, представленных в городе Москве. Особое значение в последние годы приобретают этнографическая олимпиада "Москва - столица многонациональной России", детский фестиваль национальных культур "Мой дом - Москва", Спартакиада национально-культурных объединений и землячеств города Москвы и многие другие мероприятия, получившие общероссийскую известность. А всероссийская акция "Этнографический диктант" привлекает в городе Москве самое большое число участников в стране.

2.8. Непосредственное отношение к вопросам национальной политики имеют ежегодно проводимые Дни регионов Российской Федерации в Москве и Дни Москвы в регионах. В настоящее время со всеми субъектами Российской Федерации заключены соглашения в сфере межрегионального сотрудничества, значительная часть которых касается межнационального взаимодействия. Большую роль в развитии межрегиональных связей города Москвы, в консолидации многонациональной общественности столицы играют московские региональные землячества и Московское окружное казачье общество.

2.9. В городе Москве продолжают работать традиционные механизмы межнационального саморегулирования и общежития, адаптации и интеграции в городское сообщество вновь прибывших представителей различных этнических групп из субъектов Российской Федерации и зарубежных стран. Этнокультурное и языковое многообразие города Москвы, исторический опыт межкультурного и межрелигиозного взаимодействия являются достоянием всего многонационального народа России. Они служат укреплению российской государственности и дальнейшему развитию межнациональных (межэтнических) отношений в Российской Федерации, позволяют создавать новые формы межнационального взаимодействия, положительно воспринимаемые в различных регионах страны.

2.10. Все большее влияние на состояние и развитие национальной политики города Москвы и страны в целом оказывает фактор повышения роли крупнейших городских агломераций, к числу которых относится город Москва, а сама национальная политика становится объектом пространственного, регионального, демографического, культурного и других сфер развития. Эти факторы требуют в большей степени учитывать специфику межнациональных отношений в городе Москве как региона с высокой миграционной активностью, в том числе центра "маятниковой" миграции, со сложным этническим и религиозным составом населения. Особую роль при этом играет Соглашение между Правительством Москвы и Правительством Московской области о стратегическом развитии Московского региона от 15 февраля 2018 г.

2.11. Особенности города Москвы, влияющие на характер межнациональных отношений и содержание национальной политики, заключаются в том, что город Москва выступает в качестве:

2.11.1. Политического, культурного и информационного центра Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, формирующего представление о России в мире, в том числе в сфере межнациональных отношений, объекта внимания российских и зарубежных средств массовой информации.

2.11.2. Экономического и финансового центра Российской Федерации, наиболее сильного в экономическом плане субъекта Российской Федерации, что обусловливает высокую степень межнационального и межрелигиозного взаимодействия, интенсивность межрегиональной и международной миграции, прежде всего трудовой.

2.11.3. Национального и религиозного центра Российской Федерации, сохраняющего национально-культурное достояние народов, их национальные, религиозные, региональные и международные интересы.

2.11.4. Международного туристского центра, что позволяет использовать туризм в качестве инструмента общественной дипломатии и межкультурной коммуникации.

2.12. Вместе с тем у значительной части жителей города Москвы наблюдаются настороженность к представителям отдельных национальных и религиозных меньшинств, различного рода опасения в связи с наличием в городе Москве большого числа мигрантов. В городе Москве отмечены проявления деятельности радикальных националистических организаций, эмиссаров экстремистских религиозных течений. Миграционные потоки привносят в город Москву напряженность в отношениях между отдельными этническими группами, вовлеченными в неурегулированные межнациональные и межрелигиозные конфликты в России и за рубежом.

2.13. В течение последних нескольких лет возник ряд новых факторов, непосредственно влияющих на цели, задачи и направления реализации национальной политики в городе Москве, а именно:

2.13.1. Нарастание миграции в город Москву из субъектов Российской Федерации и других государств, а также последствия миграционного кризиса в Европе и на Ближнем Востоке, социально-политического кризиса на территории Украины.

2.13.2. Целенаправленная политика определенных стран и политических сил по подрыву межнационального согласия и единства народов Российской Федерации и целостности Русского мира.

2.13.3. Трудности в социокультурной и языковой адаптации мигрантов к московской и общероссийской среде в целом, сохраняющиеся риски к формированию обособленных языковых и культурных сообществ (этнических анклавов).

2.13.4. Рост угрозы терроризма и религиозного экстремизма вследствие активной позиции Российской Федерации в борьбе с международным терроризмом.

2.13.5. Развитие информационно-коммуникационных технологий, создающих новые возможности и новые риски в сфере межнациональных отношений, связанные с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, других коммуникационных возможностей для пропаганды экстремистских идей, провоцирования межнациональных конфликтов, манипулирования сознанием людей, прежде всего молодежи.

2.13.6. Увеличение территории города Москвы в 2,5 раза в 2012 году за счет присоединения обширных, слабо урбанизированных территорий с иным типом расселения жителей, численность которых быстро растет, в том числе за счет внутренней и внешней миграции населения, создает предпосылки для нарушения сложившейся традиционной историко-культурной среды проживания, что требует учета данного фактора и принятия дополнительных профилактических мер.

3. Цели и принципы национальной политики города Москвы

     

3.1. Целями национальной политики города Москвы являются:

3.1.1. Последовательная консолидация московского многонационального сообщества как составной, неотъемлемой части единой российской нации и развитие общероссийской гражданской идентичности, основанной на сохранении русской культурной доминанты, присущей всем народам, населяющим Российскую Федерацию.

3.1.2. Продвижение позитивного, исторически обоснованного образа города Москвы как центра собирания и сохранения национально-культурных ценностей всех российских народов, в том числе среди соотечественников, проживающих за рубежом.

3.1.3. Гармонизация отношений национального большинства и национальных меньшинств при соблюдении их прав вне зависимости от численности и религиозной принадлежности, что создает более прочную основу для многонационального единения.

3.1.4. Сохранение, соразмерное развитие и поддержка сложившейся национальной структуры городского сообщества путем рациональной демографической и миграционной политики.

3.1.5. Обеспечение высокого уровня региональной безопасности города Москвы и качества государственного управления в сфере национальной политики.

3.1.6. Социальная и культурная адаптация мигрантов и интеграция иммигрантов в городское сообщество.

3.2. Принципами национальной политики города Москва являются:

3.2.1. Равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от национальной принадлежности и отношения к религии.

3.2.2. Единство городского сообщества на основе исторического этнокультурного и языкового многообразия города Москвы, являющегося достоянием всего многонационального народа России.

3.2.3. Сохранение и использование русского языка: родного языка русского народа и всех, кто его считает родным; государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения народов России, средства межнационального общения народов Содружества Независимых Государств (далее - СНГ), международных организаций и евразийского пространства.

3.2.4. Уважение к культурной самобытности всех народов, проживающих в городе Москве, при соблюдении общепринятых норм, традиций и правил поведения и общежития в городе Москве.

4. Основные направления и задачи национальной политики города Москвы

     

4.1. Совершенствование государственного управления в сфере национальной политики и привлечение органов местного самоуправления к участию в реализации национальной политики города Москвы:

4.1.1. Последовательное совершенствование в рамках реализации национальной политики города Москвы системы взаимодействия и координации органов исполнительной и законодательной (представительной) власти города Москвы, органов местного самоуправления, национальных и межнациональных общественных объединений, средств массовой информации, научно-исследовательских и образовательных организаций.

4.1.2. Конкретизация полномочий органов исполнительной власти города Москвы по линии "Департамент - префектуры - управы" в сфере национальной политики на различных уровнях и в различных областях жизни городского сообщества.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»