ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июня 2010 года N 522-ПП
О Концепции реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений в городе Москве
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 6 июня 2016 года N 312-ПП
____________________________________________________________________
В целях эффективной реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений, совершенствования комплексного и системного подхода к регулированию этносоциальных процессов в городе Москве как столице Российской Федерации и в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 8 сентября 2009 года N 945-ПП "О дополнительных мерах по профилактике ксенофобии этнополитического экстремизма в молодежной среде города Москвы" Правительство Москвы
постановляет:
1. Одобрить Концепцию реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений в городе Москве (далее - Концепция) согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Комитету межрегиональных связей и национальной политики города Москвы в соответствии с Концепцией разработать и представить в IV квартале 2010 года на утверждение Правительства Москвы комплексные мероприятия по реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений на 2011 год (далее - Мероприятия).
3. Органам исполнительной власти города Москвы, участвующим в реализации Концепции, до 1 августа 2010 года представить в Комитет межрегиональных связей и национальной политики города Москвы конкретные предложения по реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений в городе Москве по соответствующим направлениям деятельности с учетом положений Концепции для формирования Мероприятий (п.2).
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам межрегионального сотрудничества, спорта и туризма Байдакова С.Л.
Мэр Москвы
Ю.М.Лужков
Концепция реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений в городе Москве
Реализация государственной политики в сфере межэтнических отношений в городе Москве - системная деятельность по осуществлению нормативно-правовых и организационных мер, учитывающих конституционные права граждан на свободу этнической самоидентификации в процессе регулирования социальных отношений, направленная на сплочение городского сообщества на основе гражданственности, культурных и нравственных ценностей российского общества.
При этом учитывается роль города Москвы как политического, экономического и культурного центра многонационального федеративного государства Российской Федерации, его особое консолидирующее значение для укрепления единства и солидарности многонационального народа Российской Федерации как единой гражданской российской нации.
Концепция направлена на поддержание и развитие исторически сложившихся традиций внутригородской жизни, решение общенациональных задач государства, развитие гражданской идентичности и обеспечение прав граждан на удовлетворение их этнокультурных, языковых и религиозных запросов.
Государственная политика в сфере межэтнических отношений в городе Москве осуществляется, прежде всего, посредством обеспечения прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации, соблюдения принципов свободы совести и равенства религиозных объединений перед законом, а также диалога и сотрудничества между государственными органами власти, муниципальными образованиями города Москвы и институтами гражданского общества.
Правовую основу реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений в городе Москве составляют Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные законодательные акты Российской Федерации, а также Устав и законы города Москвы, нормативные правовые акты органов исполнительной власти Российской Федерации и города Москвы, настоящая Концепция.
Государственная политика в сфере межэтнических отношений в городе Москве направлена на защиту интересов городского сообщества, обеспечение прав и свобод жителей города Москвы и временно находящихся на ее территории иностранных граждан, а также лиц без гражданства.
Субъектом права в указанной сфере выступает как личность или группа граждан (физических лиц), реализующих свое конституционное право на свободу этнической самоидентификации, так и общественные объединения, в том числе ассоциированные по этническому принципу.
При этом права групп граждан (физических лиц) исчерпываются индивидуальными правами ее членов.
Концепция основана на гуманистических ценностях справедливости, свободы, человеческого достоинства, взаимопонимания, а также на ценностях российского патриотизма и интернационализма.
Концепция учитывает взаимосвязанность этнокультурных, демографических, миграционных и экономических процессов, их влияние на сферу межэтнических отношений и предусматривает согласованность усилий органов исполнительной власти города Москвы, межотраслевую и межведомственную координацию деятельности по поддержанию социальной стабильности в сфере межэтнических отношений в городе Москве.
Концепция определяет стратегию интеграции городского сообщества как наиболее эффективную в условиях столичного мегаполиса и является основой для создания целостной системы нормативно-правовых, социально-экономических, политических, государственно-управленческих мер по регулированию этносоциальных процессов в городе Москве.
Настоящая Концепция представляет собой изложение принципиальных подходов и положений по реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений с учетом реалий общественной жизни города Москвы и призвана стать ориентиром для органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления, трудовых коллективов, учебных заведений, общественных объединений при принятии решений, влияющих на межэтнические отношения.
Москва, одновременно являясь субъектом Российской Федерации, городом-мегаполисом и столицей России, а также историческим центром русской и российской государственности, представляет собой уникальную агломерацию. Совокупность этих качеств определяет характерные именно для Москвы функции:
- города, в котором необходимо обеспечить реализацию современных общественно-политических, гражданских и досуговых интересов городского сообщества, а также обеспечение фундаментальных прав на свободу самовыражения, социальную защиту, образование и труд;
- субъекта Российской Федерации как средоточия значительной части экономического и финансового потенциала страны;
- научного, образовательного центра;
- культурно-исторического центра;
- общероссийского финансового центра;
- наиболее инвестиционно привлекательного региона;
- передового в социальном, культурном и инновационном плане города-мегаполиса постиндустриального типа;
- центра промышленности и инновационной модернизации экономики;
- центра туризма;
- региона, привлекательного с точки зрения миграции;
- информационного, медийного центра Российской Федерации.
Москва как столица Российской Федерации призвана олицетворять современный и перспективный облик страны, выполнять ряд столичных функций, под которыми понимается совокупность мер по обеспечению соответствующих условий размещения и функционирования федеральных органов власти, по выполнению представительских задач общероссийского и международного уровней, а также по реализации связанных с этим обязательств.
Москва как субъект Российской Федерации в последнее десятилетие ХХ века сыграла значительную роль в сохранении государственно-политического и национального единства страны, восстановлении общественно-политических связей между народами и республиками бывшего СССР, развитии интеграционных процессов на постсоветском пространстве.
В связи с этим миссия города Москвы как политического центра многонационального федеративного государства определяется его консолидирующей ролью в деле укрепления единства многонационального народа Российской Федерации, обеспечения этнополитической стабильности, утверждения и развития принципов ответственной гражданственности и межэтнического согласия.
Это обусловливает необходимость дальнейшего развития московского социума как сообщества социально ответственных горожан высокого культурного и морального уровня. Важнейшим условием поступательного движения в этом направлении является утверждение атмосферы уважения достоинства человеческой личности, различных политических убеждений, культурных и религиозных традиций горожан.
Первая Всероссийская перепись населения, проведенная 28 января 1897 года, зафиксировала в городе Москве и ее пригородах 1 млн. 426 тыс. человек. Рост численности москвичей во многом происходил за счет миграционного притока. Материалы переписи 1912 года показали, что около 85% жителей родились вне города Москвы. Согласно данным переписи населения 2002 года в городе Москве проживают представители более 160 национальностей. Общее количество проживающих составляет 10,4 млн. человек. Население города Москвы за XX век выросло в 10 раз, а площадь городской территории с 60-х годов увеличилась лишь на 10%. Жители города Москвы, относящие себя к русской национальности составляют 84,7% Не менее трети жителей города Москвы рождены от браков, в которых муж и жена относят себя к разным национальностям. В течение многих поколений сформировалась интегрированная общность на основе урбанистической и русскоязычной культуры - "москвичи".
Под влиянием массовых и быстрых миграционных потоков, начавшихся в 90-е годы, произошли существенные изменения в этническом и социальном составе города Москвы. Во многом именно чрезвычайно высокие темпы прироста в короткие отрезки времени отдельных категорий мигрантов способствовали распространению ксенофобии и мигрантофобии, которые отразились на негативном восприятии представителей соответствующих этнических групп постоянным населением Москвы. Однако непосредственно этнический фактор, как таковой, не имеет определяющего влияния на состояние социальной стабильности городского сообщества, а придает иное звучание социальным проблемам.
Среди приезжих выделяются временные трудовые мигранты, нацеленные, прежде всего, на заработки, и те, которые ориентированы на постоянное жительство в Москве. Данные категории практикуют разные стратегии адаптации к жизни в столичном мегаполисе. Большинство участников современных миграционных потоков привыкли ориентироваться на традиционную жесткую систему правил и норм, а в силу естественного стремления к объединению по признакам этнической принадлежности предпочитают компактное проживание. В свою очередь, специфика современной московской культуры не воспринимается ими как устойчивая и определенная культурная целостность. В результате внутри городского сообщества наметились тенденции к воссозданию привычной этнокультурной среды, определенной субкультуры, которая затем может воспроизводиться в следующем поколении и являться основой для разрастания барьеров во взаимопонимании.
Несмотря на то, что этнические и миграционные процессы представляют собой, по сути, два разных феномена, в сознании москвичей они предстают в виде единого целого, а призывы борьбы с нелегальной миграцией зачастую имеют именно межэтнический контекст. Однако подавляющая часть жителей Москвы русской национальности не имеет националистических убеждений, а возросшая в последнее время значимость своей этнической принадлежности является реакцией на резкое изменение привычного этнокультурного фона городской среды, опасением утраты культурных границ и понижения статуса. Кроме того, особенность негативных установок у части городского сообщества не в тотальном отвержении других народов, а в избирательном негативном отношении к определенным этническим группам, что свидетельствует не о низкой толерантности вообще, а о негативном образе отдельных национальностей, в основном, сформированном информационной средой.
Подавляющая часть москвичей в той или иной мере отрицательно относятся к радикальным националистическим объединениям. Вместе с тем негативные тенденции в общественном сознании могут получить развитие в связи с продолжающимся процессом социального расслоения, пробелами миграционной политики, а также использованием этнополитического фактора экстремистскими и безответственными политическими силами. Ультраправые группы активно используют тактики эскалации напряженности, в том числе с использованием средств массовой коммуникации, развивая сетевые структуры, в том числе в сети Интернет. Показательным примером воздействия информационной среды на массовое сознание является то, что большинство москвичей, принимавших участие в социологических опросах, считают, что межэтнические отношения в городе Москве в той или иной мере напряженные. Но лишь малая часть из них непосредственно сталкивались с ситуациями, которые были охарактеризованы ими как противоречия на почве межэтнических отношений.
В свою очередь, представители этнических групп, проживающие в городе Москве, сильно дифференцированы не только социально, но и по степени выраженности этнической идентичности. Для одних, особенно для проживающих в Москве более 15 лет, традиционные этнокультурные границы реально стираются, а этническая принадлежность носит довольно условный характер. Для других, этническая принадлежность по-прежнему имеет важное значение в их жизни и служит условием в выборе ближайшего окружения, причастности к межэтническим конфликтам, произошедшим на исторической родине. В этой связи утверждать о единых интересах какой-либо этнической группы в масштабах города Москвы оснований нет.
В настоящее время для большинства граждан одно из определяющих значений в самоидентификации имеет религия. Называя себя православными, мусульманами, буддистами, подавляющее большинство москвичей лишь фиксируют принадлежность к определенной этнокультурной среде, при этом зачастую оставаясь носителями светского мировоззрения, воспринимая религию в качестве одного из основных элементов культуры соответствующего народа и средством укрепления этнического самосознания.
С другой стороны, существует значительное количество граждан, имеющих собственно религиозное мировоззрение и соответствующую шкалу ценностных ориентиров, которые в условиях современных процессов глобализации выполняют различные функции - от психологически-оборонительной до агрессивно наступательной. В свою очередь, внешние и внутренние деструктивные силы эксплуатируют социальное недовольство и используют религиозный фактор для политической и этнополитической мобилизации людей. В этом случае можно предположить, что в условиях обострения межэтнических отношений религиозный фактор может оказать негативное влияние на развитие ситуации.
С конца 90-х годов комплекс задач по реализации государственной национальной политики, в том числе по профилактике ксенофобии, национальной и религиозной нетерпимости, в основном, решается посредством реализации городских целевых программ.
Мировоззренческая основа каждой из программ, несмотря на преемственность, имела свои особенности, обусловленные доминирующими на момент их разработки теоретико-методологическими подходами. Несмотря на их соответствие политическим реалиям текущего момента, именно определенные отличия в методологии затруднили формирование единого стратегического видения решения вопросов указанной сферы в органах исполнительной власти города Москвы.
Вместе с тем эффективность реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений в городе Москве во многом зависит от наличия адекватной теоретико-методологической основы и интегрирующего мировоззрения, способствующего эффективному утверждению в городском сообществе общеразделяемых ориентиров, принципов и приоритетов.
Реализация государственной политики в сфере межэтнических отношений в городе Москве направлена на активизацию и мобилизацию человеческого, интеллектуального потенциала городского сообщества в целях безопасного и поступательного развития города Москвы, соблюдение и защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина.
Концепция учитывает принципы, заложенные в Основных направлениях стратегии развития города Москвы на период до 2025 года, одобренных постановлением Правительства Москвы от 26 июня 2007 года N 513-ПП "О стратегии развития города Москвы на период до 2025 года". Ее генеральная цель - последовательное повышение качества и безопасности жизни москвичей на основе устойчивого социально-экономического развития города, передовых методов городского управления, использования современного прогрессивного международного опыта посредством роста благосостояния населения, а также создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, самореализацию и экономическую независимость человека, укрепление семьи, нравственности и социальных принципов, развитие гражданского общества и его институтов.
В городе Москве социальные принципы являются базовыми в реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений в городе Москве и заключаются в:
- равенстве прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, этнической принадлежности, отношения к религии;
- обеспечении соответствия законов и иных правовых актов в области реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений реалиям социально-экономического развития;
- запрете любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, этнической, языковой или религиозной принадлежности;
- непримиримости к проявлениям шовинизма, агрессивного национализма и расизма;
- пресечении деятельности, направленной на возбуждение этносоциальной, расовой, национальной и религиозной розни, на подрыв основ безопасности государства;
- развитии интегрирующей роли русского языка в укреплении единства соционормативного пространства городского сообщества;
- совместимости и взаимодополняемости гражданской и этнической составляющих в идентичности гражданина;
- утверждении стратегии интеграции в качестве базовой в реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений в городе Москве;
- сохранении исторического и культурного наследия города Москвы, исторически сложившихся традиций городского сообщества, основанных на русском культурном базисе с обеспечением условий для удовлетворения этнокультурных запросов жителей Москвы, относящим себя к различным национальностям;
- содействии интеграции в городское сообщество иммигрантов, добровольно переселяющихся на постоянное место жительства в город Москву;