Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 июня 2010 года N 522-ПП

О Концепции реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений в городе Москве

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 6 июня 2016 года N 312-ПП
____________________________________________________________________

В целях эффективной реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений, совершенствования комплексного и системного подхода к регулированию этносоциальных процессов в городе Москве как столице Российской Федерации и в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 8 сентября 2009 года N 945-ПП "О дополнительных мерах по профилактике ксенофобии этнополитического экстремизма в молодежной среде города Москвы" Правительство Москвы

постановляет:

1. Одобрить Концепцию реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений в городе Москве (далее - Концепция) согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Комитету межрегиональных связей и национальной политики города Москвы в соответствии с Концепцией разработать и представить в IV квартале 2010 года на утверждение Правительства Москвы комплексные мероприятия по реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений на 2011 год (далее - Мероприятия).

3. Органам исполнительной власти города Москвы, участвующим в реализации Концепции, до 1 августа 2010 года представить в Комитет межрегиональных связей и национальной политики города Москвы конкретные предложения по реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений в городе Москве по соответствующим направлениям деятельности с учетом положений Концепции для формирования Мероприятий (п.2).

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам межрегионального сотрудничества, спорта и туризма Байдакова С.Л.

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

     

Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 22 июня 2010 года N 522-ПП

Концепция реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений в городе Москве

1. Общие положения

Реализация государственной политики в сфере межэтнических отношений в городе Москве - системная деятельность по осуществлению нормативно-правовых и организационных мер, учитывающих конституционные права граждан на свободу этнической самоидентификации в процессе регулирования социальных отношений, направленная на сплочение городского сообщества на основе гражданственности, культурных и нравственных ценностей российского общества.

При этом учитывается роль города Москвы как политического, экономического и культурного центра многонационального федеративного государства Российской Федерации, его особое консолидирующее значение для укрепления единства и солидарности многонационального народа Российской Федерации как единой гражданской российской нации.

Концепция направлена на поддержание и развитие исторически сложившихся традиций внутригородской жизни, решение общенациональных задач государства, развитие гражданской идентичности и обеспечение прав граждан на удовлетворение их этнокультурных, языковых и религиозных запросов.

Государственная политика в сфере межэтнических отношений в городе Москве осуществляется, прежде всего, посредством обеспечения прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации, соблюдения принципов свободы совести и равенства религиозных объединений перед законом, а также диалога и сотрудничества между государственными органами власти, муниципальными образованиями города Москвы и институтами гражданского общества.

Правовую основу реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений в городе Москве составляют Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные законодательные акты Российской Федерации, а также Устав и законы города Москвы, нормативные правовые акты органов исполнительной власти Российской Федерации и города Москвы, настоящая Концепция.

Государственная политика в сфере межэтнических отношений в городе Москве направлена на защиту интересов городского сообщества, обеспечение прав и свобод жителей города Москвы и временно находящихся на ее территории иностранных граждан, а также лиц без гражданства.

Субъектом права в указанной сфере выступает как личность или группа граждан (физических лиц), реализующих свое конституционное право на свободу этнической самоидентификации, так и общественные объединения, в том числе ассоциированные по этническому принципу.

При этом права групп граждан (физических лиц) исчерпываются индивидуальными правами ее членов.

Концепция основана на гуманистических ценностях справедливости, свободы, человеческого достоинства, взаимопонимания, а также на ценностях российского патриотизма и интернационализма.

Концепция учитывает взаимосвязанность этнокультурных, демографических, миграционных и экономических процессов, их влияние на сферу межэтнических отношений и предусматривает согласованность усилий органов исполнительной власти города Москвы, межотраслевую и межведомственную координацию деятельности по поддержанию социальной стабильности в сфере межэтнических отношений в городе Москве.

Концепция определяет стратегию интеграции городского сообщества как наиболее эффективную в условиях столичного мегаполиса и является основой для создания целостной системы нормативно-правовых, социально-экономических, политических, государственно-управленческих мер по регулированию этносоциальных процессов в городе Москве.

Настоящая Концепция представляет собой изложение принципиальных подходов и положений по реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений с учетом реалий общественной жизни города Москвы и призвана стать ориентиром для органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления, трудовых коллективов, учебных заведений, общественных объединений при принятии решений, влияющих на межэтнические отношения.

2. Специфика и роль города Москвы
как политического центра Российской Федерации

Москва, одновременно являясь субъектом Российской Федерации, городом-мегаполисом и столицей России, а также историческим центром русской и российской государственности, представляет собой уникальную агломерацию. Совокупность этих качеств определяет характерные именно для Москвы функции:

- города, в котором необходимо обеспечить реализацию современных общественно-политических, гражданских и досуговых интересов городского сообщества, а также обеспечение фундаментальных прав на свободу самовыражения, социальную защиту, образование и труд;

- субъекта Российской Федерации как средоточия значительной части экономического и финансового потенциала страны;

- научного, образовательного центра;

- культурно-исторического центра;

- общероссийского финансового центра;

- наиболее инвестиционно привлекательного региона;

- передового в социальном, культурном и инновационном плане города-мегаполиса постиндустриального типа;

- центра промышленности и инновационной модернизации экономики;

- центра туризма;

- региона, привлекательного с точки зрения миграции;

- информационного, медийного центра Российской Федерации.

Москва как столица Российской Федерации призвана олицетворять современный и перспективный облик страны, выполнять ряд столичных функций, под которыми понимается совокупность мер по обеспечению соответствующих условий размещения и функционирования федеральных органов власти, по выполнению представительских задач общероссийского и международного уровней, а также по реализации связанных с этим обязательств.

Москва как субъект Российской Федерации в последнее десятилетие ХХ века сыграла значительную роль в сохранении государственно-политического и национального единства страны, восстановлении общественно-политических связей между народами и республиками бывшего СССР, развитии интеграционных процессов на постсоветском пространстве.

В связи с этим миссия города Москвы как политического центра многонационального федеративного государства определяется его консолидирующей ролью в деле укрепления единства многонационального народа Российской Федерации, обеспечения этнополитической стабильности, утверждения и развития принципов ответственной гражданственности и межэтнического согласия.

Это обусловливает необходимость дальнейшего развития московского социума как сообщества социально ответственных горожан высокого культурного и морального уровня. Важнейшим условием поступательного движения в этом направлении является утверждение атмосферы уважения достоинства человеческой личности, различных политических убеждений, культурных и религиозных традиций горожан.

3. Этносоциальные процессы и их регулирование

Первая Всероссийская перепись населения, проведенная 28 января 1897 года, зафиксировала в городе Москве и ее пригородах 1 млн. 426 тыс. человек. Рост численности москвичей во многом происходил за счет миграционного притока. Материалы переписи 1912 года показали, что около 85% жителей родились вне города Москвы. Согласно данным переписи населения 2002 года в городе Москве проживают представители более 160 национальностей. Общее количество проживающих составляет 10,4 млн. человек. Население города Москвы за XX век выросло в 10 раз, а площадь городской территории с 60-х годов увеличилась лишь на 10%. Жители города Москвы, относящие себя к русской национальности составляют 84,7% Не менее трети жителей города Москвы рождены от браков, в которых муж и жена относят себя к разным национальностям. В течение многих поколений сформировалась интегрированная общность на основе урбанистической и русскоязычной культуры - "москвичи".

Под влиянием массовых и быстрых миграционных потоков, начавшихся в 90-е годы, произошли существенные изменения в этническом и социальном составе города Москвы. Во многом именно чрезвычайно высокие темпы прироста в короткие отрезки времени отдельных категорий мигрантов способствовали распространению ксенофобии и мигрантофобии, которые отразились на негативном восприятии представителей соответствующих этнических групп постоянным населением Москвы. Однако непосредственно этнический фактор, как таковой, не имеет определяющего влияния на состояние социальной стабильности городского сообщества, а придает иное звучание социальным проблемам.

Среди приезжих выделяются временные трудовые мигранты, нацеленные, прежде всего, на заработки, и те, которые ориентированы на постоянное жительство в Москве. Данные категории практикуют разные стратегии адаптации к жизни в столичном мегаполисе. Большинство участников современных миграционных потоков привыкли ориентироваться на традиционную жесткую систему правил и норм, а в силу естественного стремления к объединению по признакам этнической принадлежности предпочитают компактное проживание. В свою очередь, специфика современной московской культуры не воспринимается ими как устойчивая и определенная культурная целостность. В результате внутри городского сообщества наметились тенденции к воссозданию привычной этнокультурной среды, определенной субкультуры, которая затем может воспроизводиться в следующем поколении и являться основой для разрастания барьеров во взаимопонимании.

Несмотря на то, что этнические и миграционные процессы представляют собой, по сути, два разных феномена, в сознании москвичей они предстают в виде единого целого, а призывы борьбы с нелегальной миграцией зачастую имеют именно межэтнический контекст. Однако подавляющая часть жителей Москвы русской национальности не имеет националистических убеждений, а возросшая в последнее время значимость своей этнической принадлежности является реакцией на резкое изменение привычного этнокультурного фона городской среды, опасением утраты культурных границ и понижения статуса. Кроме того, особенность негативных установок у части городского сообщества не в тотальном отвержении других народов, а в избирательном негативном отношении к определенным этническим группам, что свидетельствует не о низкой толерантности вообще, а о негативном образе отдельных национальностей, в основном, сформированном информационной средой.

Подавляющая часть москвичей в той или иной мере отрицательно относятся к радикальным националистическим объединениям. Вместе с тем негативные тенденции в общественном сознании могут получить развитие в связи с продолжающимся процессом социального расслоения, пробелами миграционной политики, а также использованием этнополитического фактора экстремистскими и безответственными политическими силами. Ультраправые группы активно используют тактики эскалации напряженности, в том числе с использованием средств массовой коммуникации, развивая сетевые структуры, в том числе в сети Интернет. Показательным примером воздействия информационной среды на массовое сознание является то, что большинство москвичей, принимавших участие в социологических опросах, считают, что межэтнические отношения в городе Москве в той или иной мере напряженные. Но лишь малая часть из них непосредственно сталкивались с ситуациями, которые были охарактеризованы ими как противоречия на почве межэтнических отношений.

В свою очередь, представители этнических групп, проживающие в городе Москве, сильно дифференцированы не только социально, но и по степени выраженности этнической идентичности. Для одних, особенно для проживающих в Москве более 15 лет, традиционные этнокультурные границы реально стираются, а этническая принадлежность носит довольно условный характер. Для других, этническая принадлежность по-прежнему имеет важное значение в их жизни и служит условием в выборе ближайшего окружения, причастности к межэтническим конфликтам, произошедшим на исторической родине. В этой связи утверждать о единых интересах какой-либо этнической группы в масштабах города Москвы оснований нет.

В настоящее время для большинства граждан одно из определяющих значений в самоидентификации имеет религия. Называя себя православными, мусульманами, буддистами, подавляющее большинство москвичей лишь фиксируют принадлежность к определенной этнокультурной среде, при этом зачастую оставаясь носителями светского мировоззрения, воспринимая религию в качестве одного из основных элементов культуры соответствующего народа и средством укрепления этнического самосознания.     


С другой стороны, существует значительное количество граждан, имеющих собственно религиозное мировоззрение и соответствующую шкалу ценностных ориентиров, которые в условиях современных процессов глобализации выполняют различные функции - от психологически-оборонительной до агрессивно наступательной. В свою очередь, внешние и внутренние деструктивные силы эксплуатируют социальное недовольство и используют религиозный фактор для политической и этнополитической мобилизации людей. В этом случае можно предположить, что в условиях обострения межэтнических отношений религиозный фактор может оказать негативное влияние на развитие ситуации.

С конца 90-х годов комплекс задач по реализации государственной национальной политики, в том числе по профилактике ксенофобии, национальной и религиозной нетерпимости, в основном, решается посредством реализации городских целевых программ.

Мировоззренческая основа каждой из программ, несмотря на преемственность, имела свои особенности, обусловленные доминирующими на момент их разработки теоретико-методологическими подходами. Несмотря на их соответствие политическим реалиям текущего момента, именно определенные отличия в методологии затруднили формирование единого стратегического видения решения вопросов указанной сферы в органах исполнительной власти города Москвы.

Вместе с тем эффективность реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений в городе Москве во многом зависит от наличия адекватной теоретико-методологической основы и интегрирующего мировоззрения, способствующего эффективному утверждению в городском сообществе общеразделяемых ориентиров, принципов и приоритетов.

4. Принципы  реализации  государственной политики
в сфере межэтнических отношений в городе Москве

Реализация государственной политики в сфере межэтнических отношений в городе Москве направлена на активизацию и мобилизацию человеческого, интеллектуального потенциала городского сообщества в целях безопасного и поступательного развития города Москвы, соблюдение и защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина.

Концепция учитывает принципы, заложенные в Основных направлениях стратегии развития города Москвы на период до 2025 года, одобренных постановлением Правительства Москвы от 26 июня 2007 года N 513-ПП "О стратегии развития города Москвы на период до 2025 года". Ее генеральная цель - последовательное повышение качества и безопасности жизни москвичей на основе устойчивого социально-экономического развития города, передовых методов городского управления, использования современного прогрессивного международного опыта посредством роста благосостояния населения, а также создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, самореализацию и экономическую независимость человека, укрепление семьи, нравственности и социальных принципов, развитие гражданского общества и его институтов.

В городе Москве социальные принципы являются базовыми в реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений в городе Москве и заключаются в:

- равенстве прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, этнической принадлежности, отношения к религии;

- обеспечении соответствия законов и иных правовых актов в области реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений реалиям социально-экономического развития;

- запрете любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, этнической, языковой или религиозной принадлежности;

- непримиримости к проявлениям шовинизма, агрессивного национализма и расизма;

- пресечении деятельности, направленной на возбуждение этносоциальной, расовой, национальной и религиозной розни, на подрыв основ безопасности государства;

- развитии интегрирующей роли русского языка в укреплении единства соционормативного пространства городского сообщества;

- совместимости и взаимодополняемости гражданской и этнической составляющих в идентичности гражданина;

- утверждении стратегии интеграции в качестве базовой в реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений в городе Москве;

- сохранении исторического и культурного наследия города Москвы, исторически сложившихся традиций городского сообщества, основанных на русском культурном базисе с обеспечением условий для удовлетворения этнокультурных запросов жителей Москвы, относящим себя к различным национальностям;

- содействии интеграции в городское сообщество иммигрантов, добровольно переселяющихся на постоянное место жительства в город Москву;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»