ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 октября 2010 года N 958-ПП

О Концепции развития внешнеэкономических связей города Москвы (внешнеторговое и инвестиционное сотрудничество)

В целях более полной и эффективной реализации потенциала торгового и инвестиционного сотрудничества с зарубежными странами в интересах устойчивого социально-экономического развития города Москвы, укрепления ее конкурентных позиций, в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р и Основными направлениями стратегии развития города Москвы на период до 2025 года, одобренными постановлением Правительства Москвы от 26 июня 2007 года N 513-ПП, Правительство Москвы

постановляет:

1. Утвердить Концепцию развития внешнеэкономических связей города Москвы (внешнеторговое и инвестиционное сотрудничество) (далее - Концепция) согласно приложению 1 к настоящему постановлению.

2. Утвердить План мероприятий по реализации Концепции развития внешнеэкономических связей города Москвы на период 2011-2013 годов (далее - План мероприятий) согласно приложению 2 к настоящему постановлению.

3. Органам исполнительной власти города Москвы:

3.1. Руководствоваться положениями Концепции при разработке программных документов, планов и показателей своей деятельности.

3.2. До 31 декабря 2010 года провести анализ действующих программ и планов и при необходимости по согласованию с Департаментом внешнеэкономических и международных связей города Москвы в установленном порядке внести предложения по приведению их в соответствие с положениями Концепции.

4. Установить, что планирование затрат на реализацию Плана мероприятий осуществляется за счет средств бюджета города Москвы в пределах лимитов, установленных соответствующим органам исполнительной власти города Москвы на осуществление своей деятельности.

5. Департаменту науки и промышленной политики города Москвы, Департаменту поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы, начиная с 2011 года, ежегодно до 15 февраля направлять в Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы информацию о реализованных в предшествующем году в рамках координируемых целевых программ мероприятиях по поддержке экспорта и импортозамещения, включая сведения о планируемой и достигнутой внешнеэкономической результативности таких проектов.

6. Государственным заказчикам города Москвы совместно с Департаментом города Москвы по конкурентной политике обеспечивать размещение сведений об объемах и номенклатуре произведенных в рамках государственного заказа закупок продукции зарубежного производства в Единой автоматизированной информационной системе торгов города Москвы (ЕАИСТ) по согласованной с Департаментом внешнеэкономических и международных связей города Москвы форме.

7. Департаменту города Москвы по конкурентной политике, начиная с 2011 года, ежегодно до 15 февраля обеспечивать представление в Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы сводных данных об объемах и номенклатуре закупок продукции зарубежного производства (п.6), осуществленных в предшествующем году в рамках городского заказа.

8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на исполняющего обязанности руководителя Департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвы Мурадова Г.Л.

Временно исполняющий
обязанности Мэра Москвы
В.И.Ресин

     

Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 19 октября 2010 года N 958-ПП

Концепция развития внешнеэкономических связей города Москвы
(внешнеторговое и инвестиционное сотрудничество)

1. Общие положения

Концепция развития внешнеэкономических связей города Москвы (далее - Концепция) направлена на реализацию Основных направлений стратегии развития города Москвы на период до 2025 года, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 26 июня 2007 года N 513-ПП, соблюдая при этом принцип подчиненности развития внешнеэкономических связей города Москвы (далее - ВЭС Москвы) интересам городской экономики, городского хозяйства и социальной сферы.

Настоящая Концепция соответствует положениям Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, а также федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов города Москвы, регламентирующих внешнеэкономическую деятельность.

При разработке Концепции использовались данные Федеральной службы государственной статистики и Федеральной таможенной службы, а также программные и аналитические материалы органов исполнительной власти города Москвы и Городской межведомственной рабочей группы по поддержке и развитию экспортной деятельности московских предприятий и организаций.

2. Цели Концепции

2.1.Целями Концепции являются:

- повышение эффективности ВЭС Москвы, как фактора устойчивого социально-экономического развития города;

- увеличение объемов прямых иностранных инвестиций, привлекаемых для модернизации и технического перевооружения обрабатывающей промышленности, внедрения отечественных инноваций и развития городского хозяйства и инфраструктуры;

- повышение конкурентоспособности научно-промышленного комплекса города Москвы, развитие импортозамещения и насыщение внутреннего рынка отечественной продукцией;

- повышение экспортного потенциала московской промышленности и развитие экспорта, в частности высокотехнологичной продукции и услуг;

- расширение участия малых и средних предприятий города Москвы в торгово-инвестиционном сотрудничестве с зарубежными партнерами, как самостоятельно, так и совместно с крупными московскими предприятиями;

- укрепление позиций города Москвы как национального центра высоких технологий, торговли, инвестиционно-финансовых услуг, выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, способствующих ускоренному развитию экономики Российской Федерации.

3. Современное состояние, проблемы и перспективы развития
внешнеэкономических связей города Москвы

Город Москва - один из основных участников внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации. Правительство Москвы активно сотрудничает более чем со 150 зарубежными городами, регионами и международными организациями, а предприятия города и другие объекты городской экономики ведут торгово-инвестиционное взаимодействие с деловыми партнерами из большинства стран мира.

В силу ряда причин, действующая система статистического учета не позволяет получить точную количественную оценку вклада предприятий города Москвы и других объектов городской экономики в формирование внешнеэкономических, особенно, экспортных показателей Российской Федерации.

Прежде всего потому, что таможенная статистика автоматически суммирует результаты внешнеэкономической деятельности всех участников ВЭД, зарегистрированных в регионе. Для города Москвы это означает, что ее внешнеэкономические показатели формируют не только предприятия города и другие объекты городской экономики, но и крупнейшие нефте- и газодобывающие корпорации, у которых в столице расположены только офисы, а вся производственная деятельность идет далеко от города Москвы. Как это отражается на объективности данных, видно из того, что согласно официальной статистике столица считается крупнейшим в стране экспортером продукции топливно-энергетического комплекса.

Учитывая вышесказанное, в Концепции приводятся скорректированные данные, отражающие, насколько это возможно, результаты торгово-инвестиционной деятельности только предприятий города и других объектов городской экономики.

Город Москва занимает ведущее положение среди субъектов Российской Федерации, как по объемам иностранных инвестиций, привлекаемых предприятиями города, так и по количеству стран-инвесторов. Так, в 2006-2009 годах в экономику столицы поступило 166,4 млрд. долларов США из 114 стран, что составляет 46% всех иностранных инвестиций, привлеченных в страну в этот период. Основной объем поступивших средств (85%) составили прочие инвестиции (кредиты и иные вложения, осуществляемые на возвратной основе), из которых более половины (50,4%) пошло в оптовую торговлю топливом (природный газ, сырая нефть).

На долю портфельных инвестиций пришлось 0,5% поступивших средств, которые в основном распределились между финансовой деятельностью (61,3%) и операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (35,1%). Остальные портфельные инвестиции (3,6%) малыми объемами распределялись среди других видов экономической деятельности.

Прямые иностранные инвестиции составили 17,8% от общего объема средств, поступивших в городскую экономику в 2006-2009 годах, или 31,5 млрд. долларов США. В основном, эти средства распределились по следующим видам экономической деятельности - операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (34,8%), оптовая и розничная торговля (37,4%), финансовая деятельность (16%) и обрабатывающие производства (4,1% или 1,3 млрд. долларов США).

Кроме того инвестиции поступали в строительство (3,3%), а также транспорт и связь (2,8%). Остальные прямые инвестиции (1,6%) малыми объемами распределялись среди других видов экономической деятельности.

Прямые инвестиции, привлеченные в обрабатывающие производства, поступили в производство минеральных тепло- и звукоизоляционных материалов (31,6%), производство пищевых продуктов (25%), издательскую деятельность (8,7%), химическое производство (5,3%), производство машин и оборудования (4,9%), производство автомобилей (2,9%) и производство электрических машин и оборудования (2,3%).

Кроме того инвестиции поступали в производство резиновых и пластмассовых изделий (3%), металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (3,4%), производство ювелирных изделий (2,4%), обработку вторичного сырья (1,7%) и производство кокса и нефтепродуктов (0,8%). Остальные прямые инвестиции (8%) малыми объемами распределялись среди других обрабатывающих производств.

В настоящее время в городе Москве действуют свыше 3 тыс. предприятий с участием иностранного капитала, на которых работает около 500 тыс. сотрудников. В основном, эти предприятия занимаются торговлей, операциями с недвижимостью и оказанием услуг.

Отмечая благоприятный инвестиционный климат города Москвы и высокие темпы роста объемов привлекаемых иностранных инвестиций, необходимо сказать о тех проблемах, которые существенно снижают эффективность инвестиционного процесса в городе Москве. Прежде всего, это - малая доля прямых инвестиций в общем объеме привлекаемых иностранных инвестиций. А также, низкая активность иностранных инвесторов в сфере обрабатывающих производств и географическая ограниченность основных источников прямых иностранных инвестиций (78% прямых инвестиций обеспечили за последние четыре года всего пять стран - Кипр, Германия, Британские Виргинские острова, Великобритания и Нидерланды).

Не менее важна роль города Москвы во внешней торговле Российской Федерации, особенно в экспорте и импорте товарной продукции.

Основной товарной группой московского экспорта является машиностроительная продукция. Наибольший объем ее экспорта достигнут в 2006 году, тогда он составил 2,61 млрд. долларов США или 14,9% российского экспорта машиностроительной продукции. В состав московского экспорта также входит продукция химической промышленности (наибольший объем экспорта - 0,91 млрд. долларов в 2007 году) и продовольственные товары и сырье (0,37 млрд. долларов также в 2007 году).

Ведущий импортер московских товаров - Европейский союз. Среди стран СНГ активно импортирует московские товары Республика Беларусь.

К основным проблемам московского экспорта относятся географическая ограниченность основных импортеров и постепенное снижение вклада города в российский экспорт машиностроительной продукции (в 1999 году этот вклад составлял 22,5%, а в 2008 году - менее 12%).

Наибольший объем импорта товаров в город Москву был отмечен в 2008 году, он составил 115,5 млрд. долларов США или 43,2% от общероссийского импорта. Такой значительный вклад города Москвы объясняется не столько реальными потребностями города, сколько тем, что город Москва, являясь крупнейшим торговым и транспортным центром, обеспечивает импортные закупки и для остальных регионов страны. В частности, через Москву идет почти весь импорт фармацевтической продукции, две трети импорта легковых автомобилей, половина импорта одежды и обуви.

В основном в московском импорте присутствует продукция с высокой степенью обработки: машино-техническая - 58,1%, химическая 15%, продовольственные товары - 11,1%, текстиль, текстильные изделия и обувь, а также металлы и изделия, древесина, целлюлозно-бумажные изделия. Основные поставщики импортных товаров: Китай - 14,2%, Германия - 12,8%, Япония - 11,7%, США и Франция.

В 2009 году оборот столичной внешней торговли услугами увеличился по сравнению с 2008 годом и достиг 4,6 млрд. долларов США. В экспорте услуг преобладают транспортные, строительные и финансовые услуги. Основные импортные услуги - транспортные, финансовые и строительные.

Оценивая общий уровень развития внешнеэкономической деятельности, достигнутый в городе к настоящему времени, можно констатировать, что внешние экономические связи города Москвы, нарушенные в 90-е годы, не только восстановлены, но и расширены.

Благодаря внешним экономическим связям в городе Москве проведена модернизация ряда промышленных предприятий, созданы тысячи новых рабочих мест, реализуются масштабные инвестиционные проекты, сформирована развитая инфраструктура торговли и сферы услуг. Созданы хорошие предпосылки для масштабных структурных и институциональных изменений, которые предстоит осуществить при переводе городской экономики на инновационный путь развития.

К целевым индикаторам дальнейшего развития внешнеэкономических связей города Москвы относятся:

- увеличение к 2020 году притока прямых иностранных инвестиций до 20-25 млрд. долларов США;

- увеличение к 2020 году доли прямых иностранных инвестиций в средне- и высокотехнологичный сектор экономики в общем объеме прямых иностранных инвестиций до 10-12%;

- снижение к 2020 году импортной зависимости московского рынка, путем создания в Москве предприятий с участием иностранного капитала, ориентированных на производство необходимой продукции, в 1,4-1,5 раза;

- увеличение к 2020 году экспорта машиностроительной продукции до 6-8 млрд. долларов США;

- повышение к 2020 году доли стран СНГ (с учетом стран Таможенного союза) во внешнеторговом товарообороте города Москвы до 15-16%;

- увеличение к 2020 году экспорта услуг, прежде всего, интеллектуальных, финансовых, страховых и транспортных, до 8-10 млрд. долларов США.

4. Приоритеты развития внешнеэкономических связей
города Москвы

К общим приоритетам развития ВЭС Москвы относятся:

- расширение государственно-частного партнерства в интересах развития ВЭС Москвы;

- обеспечение комплексного подхода к развитию ВЭС Москвы, при котором достижение поставленных целей обеспечивается согласованным и сбалансированным развитием всех форм внешнеторговой и инвестиционной деятельности;

- использование опыта зарубежных стран и их административно-территориальных образований при разработке мероприятий по развитию ВЭС Москвы;

- создание организационно-экономических механизмов привлечения иностранных инвестиций для внедрения отечественных инновационных научно-технических разработок;

- обеспечение организационно-финансовой поддержки московского экспорта средне- и высокотехнологичных товаров и услуг, включая содействие проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, международной сертификации продукции и патентованию объектов интеллектуальной собственности за рубежом, а также созданию инфраструктуры обслуживания поставляемых товаров за рубежом;

- превращение города Москвы в международный финансовый центр, обеспечивающий лидирующие позиции России на финансовых рынках на евразийском пространстве.

К страновым приоритетам развития ВЭС Москвы относятся:

- расширение торгово-инвестиционного сотрудничества с городами, областями и регионами стран СНГ, особенно с теми, которые являются членами Таможенного союза и ЕврАзЭС;

- расширение торгово-инвестиционного взаимодействия с городами, областями и регионами стран Европейского союза, которые являются важнейшим источником инвестиций и технологий для развития высокотехнологичных секторов экономики;

- развитие внешнеэкономических связей с городами, областями и регионами Японии, Республики Корея и США в целях получения доступа к передовым технологиям;

- расширение присутствия на рынках быстроразвивающихся стран Юго-Восточной Азии, развитие научно-технического сотрудничества с ними;

- расширение торгово-инвестиционного сотрудничества с городами, областями и регионами стран Ближнего Востока, которые представляют собой емкие и исторически адаптированные рынки для российской машинотехнической продукции;

- активизация внешнеторгового сотрудничества с городами, областями и регионами стран Африки, Латинской и Центральной Америки, направленного на обеспечение растущих потребностей этих стран в машинах, оборудовании и технологиях.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»