Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 5 июля 1994 года N 49

О введении в действие авиационных правил

____________________________________________________________________
Отменен на основании
приказа Минтранса России от 19 декабря 2013 года N 474
____________________________________________________________________

На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 года N 367, учитывая необходимость сертификации большого количества образцов авиационной техники, в том числе Ил-96Т и М, Ил-114, Ил-103, Ту-334, Бе-200, Ми-26ТС, Ка-62, в целях упорядочения процесса сертификации отечественной авиационной техники в новых условиях и повышения ее конкурентоспособности ввести в действие в Российской Федерации в качестве временных Федеральных авиационных правил разработанные Межгосударственным авиационным комитетом и согласованные с Департаментом Воздушного транспорта Министерства транспорта России:

Авиационные правила. Часть 21.

Процедуры сертификации авиационной техники.

Разделы А, В, С, Д, Е.

Правила сертификации типа авиационной техники.

Юридическим и физическим лицам, связанным с созданием, производством, испытаниями, сертификацией и эксплуатацией воздушных судов и их оборудования, руководствоваться указанными Авиационными правилами.

Установить, что Авиационные правила приобретают статус постоянных правил после утверждения их Советом по авиации и использованию воздушного пространства и введения в действие приказом Министра транспорта Российской Федерации.

     И.о. Министра
А.Н.Бевзенко

     Приложение
к приказу Минтранса
от 5 июля 1994 года N 49

     
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ

АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

Часть 21

Процедуры сертификации авиационной техники

N п/п

Обозначение изменения

Дата вступления в силу

N п/п

Обозначение изменения

Дата вступления в силу




     

     

Лист учета изменений

     к Части 21 АП - Процедуры сертификации
авиационной техники

N п/п

Обозначение изменения

Дата вступления в силу

N п/п

Обозначение изменения

Дата вступления в силу

1

Поправка N 21-1

1И1-21.125

1И1-21.125(а)(1)

1И1-21.125(а)(2)

1И1-21.125(b)(2)

1И1-21.125(b)(9)

1И1-21.125(b)(11)

1И1-21.128(a)(2)

1И1-21.130(c)

1И1-21.163(a)

1И1-21.163(b)

20.03.95

Примечание. Номер изменения состоит из цифр, указывающих общий порядковый номер изменения, буквы "И", цифр, указывающих порядковый номер изменения к параграфу (пункту), и номера параграфа (пункта), в который вносится изменение. Например: 3И2-21.137 - это третье изменение к АП-21, являющееся вторым изменением к параграфу 21.137.

Введение

Настоящие Правила разработаны в соответствии с межгосударственным Соглашением о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства, утвержденным 30.12.91 (Минск), и направлены на повышение уровня безопасности полетов воздушных судов государств-участников Соглашения.

Правила устанавливают обязательный для выполнения предприятиями, организациями и другими юридическими и физическими лицами государств-участников Соглашения порядок сертификации и контроля за соответствием гражданских воздушных судов, компонентов, а также их производства действующим Авиационным правилам.

Настоящие Правила учитывают накопленный опыт сертификации авиационной техники, стандарты и рекомендации Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и международную практику в области летной годности воздушных судов.

Раздел А - Определения и общие положения

     

     

Глава 1. Определения

1.1. Межгосударственный авиационный комитет (МАК) - постоянно действующий исполнительный орган, учрежденный независимыми государствами (государствами-учредителями), уполномоченный ими осуществлять в пределах своей компетенции реализацию Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства, а также обеспечивать работу Совета по авиации и использованию воздушного пространства, направленную на обеспечение безопасности полетов воздушных судов. Государствами-учредителями МАК являются: Республика Азербайджан, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Грузия, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, Российская Федерация, Туркменистан, Украина.

Межгосударственный авиационный комитет взаимодействует с авиационными администрациями государств-учредителей в области нормирования летной годности и процедур сертификации авиационной техники в соответствии с делегированными ему государствами-учредителями функциями и соглашениями между ними.

1.2. Авиационный регистр МАК (Авиарегистр) - компетентный орган Межгосударственного авиационного комитета, осуществляющий деятельность в области летной годности и процедур сертификации воздушных судов, их компонентов, производства авиационной техники, охраны окружающей среды от воздействия авиации с выдачей соответствующих сертификатов, свидетельств и эквивалентных им документов, а также осуществляющий сертификацию организаций, разрабатывающих авиационную технику, аккредитацию организаций (центров), выполняющих сертификационные работы, и уполномоченных Авиарегистром представителей и экспертов (экспертов-аудиторов).

1.3. Орган государственного регулирования гражданской авиации (авиационная администрация) - орган исполнительной власти государства-учредителя, уполномоченный осуществлять в пределах своей компетенции деятельность, направленную на обеспечение безопасности полетов воздушных судов.

1.4. Авиационные правила - принятый государствами-учредителями свод процедур, правил, норм и стандартов, выполнение которых признается государствами-учредителями в качестве обязательного условия обеспечения безопасности полетов и охраны окружающей среды от воздействия авиации. Авиационные правила имеют статус единых для государств-учредителей и вводятся в действие в этих государствах в установленном ими порядке.

1.5. Нормы летной годности (НЛГ) - часть Авиационных правил, которая содержит требования к конструкции, параметрам и летным качествам воздушных судов и их компонентов, направленные на обеспечение безопасности полетов.

1.6. Авиационная техника - применительно к настоящим Правилам под авиационной техникой понимается воздушное судно (ВС) и его компоненты.

1.7. Образец авиационной техники - применительно к настоящим Правилам образцом авиационной техники является тип воздушного судна, тип авиационного маршевого двигателя, тип воздушного винта и тип вспомогательного двигателя.

1.8. Разработчик - организация, предприятие или иное юридическое лицо, осуществляющее разработку авиационной техники.

1.9. Сертификат Разработчика - документ, выдаваемый Авиарегистром организации, признанной Авиарегистром в качестве Разработчика образцов авиационной техники.

1.10. Изготовитель - предприятие или иное юридическое лицо, осуществляющие производство авиационной техники.

1.11. Независимая инспекция - инспекция, осуществляющая контрольные функции у Разработчика и Изготовителя, уполномоченная соответствующими органами государственного регулирования и Авиарегистром и принимающая в пределах своей компетенции решения, независимые от решений и мнений организаций и предприятий, которые она контролирует.

1.12. Эксплуатант - предприятие или иное юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию воздушных судов и имеющее сертификат или свидетельство, которые выданы органом государственного регулирования гражданской авиации.

1.13. Сертификационный центр - организация, выполняющая сертификационные работы и имеющая на то соответствующие полномочия Авиарегистра.

1.14. Сертификация - установление соответствия авиационной техники и ее производства требованиям действующих авиационных правил.

1.15. Сертификат типа - документ, выдаваемый Авиарегистром и удостоверяющий соответствие образца авиационной техники требованиям сертификационного базиса.

1.16. Дополнение к Сертификату типа - документ, выдаваемый Авиарегистром и удостоверяющий соответствие сертифицированного образца авиационной техники с внесенным в его типовую конструкцию главным, акустическим или эмиссионным изменением распространенным на него требованиям к летной годности и охране окружающей среды.

1.17. Заявка на выдачу Сертификата типа - заявление любого юридического лица (Заявителя), поданное им в Авиарегистр для получения Сертификата типа на образец авиационной техники.

1.18. Заявитель - лицо, подавшее в Авиарегистр заявку на получение Сертификата типа, Сертификата/Одобрения производства или другого сертификационного документа.

1.19. Держатель Сертификата типа - Заявитель, получивший от Авиарегистра Сертификат типа на образец авиационной техники.

1.20. Сертификационный базис - комплекс требований к летной годности и охране окружающей среды, распространенных на данный образец авиационной техники.

1.21. Квалификационный базис - комплекс требований к летной годности, распространенных на данный тип комплектующего изделия.

1.22. Типовая конструкция - конструкция образца авиационной техники (включая его летные характеристики и эксплуатационные ограничения), соответствие которой требованиям сертификационного базиса устанавливается по результатам сертификации образца.

1.23. Доказательная документация (ДД) - документация, содержащая результаты проверок, испытаний и оценок летной годности образца авиационной техники и устанавливающая его соответствие требованиям сертификационного базиса.

1.24. Эксплуатационная документация (ЭД) - документация, регламентирующая летную и техническую эксплуатацию образца, включая его техническое обслуживание, и содержащая эксплуатационные ограничения, процедуры и рекомендации,

1.25. Технические условия на приемку и поставку образца (ТУ) - документ, содержащий информацию о типовой конструкции, параметры и характеристики серийно изготавливаемого экземпляра авиационной техники, которые подлежат контролю и оценке при приемке экземпляра в качестве готовой продукции и установлении его соответствия типовой конструкции, указанной в Сертификате типа образца.

1.26. Сертификат летной годности - документ, удостоверяющий соответствие экземпляра воздушного судна типовой конструкции, указанной в Сертификате типа образца, и являющийся необходимым условием допуска к летной эксплуатации этого экземпляра ВС с установленными для него ограничениями.

1.27. Свидетельство о годности изделия - документ, удостоверяющий соответствие типа комплектующего изделия требованиям квалификационного базиса.

1.28. Модификация - любое главное, второстепенное, акустическое или эмиссионное изменение типовой конструкции образца авиационной техники, касающееся его летной годности или затрагивающее его характеристики, влияющие на окружающую среду.

1.29. Главное изменение - такое изменение типовой конструкции образца, которое существенно влияет на его летную годность.

1.30. Второстепенное изменение - такое изменение типовой конструкции образца, которое несущественно влияет на его летную годность и не является главным изменением.

1.31. Акустическое или эмиссионное изменение - такое изменение типовой конструкции образца, которое влияет на уровень шума на местности или эмиссию и требует дополнительной сертификации на соответствие требованиям к охране окружающей среды.

Глава 2. Общие положения

     

     

2.1. Содержание Правил сертификации

2.1.1. В настоящих Правилах излагаются:

(а) процедуры, выполнение которых необходимо для выдачи документов, удостоверяющих летную годность авиационной техники;

(б) процедуры, устанавливающие взаимоотношения организаций, участвующих в сертификации авиационной техники.

2.2. Действие Правил сертификации

2.2.1. Настоящие Правила обязательны для юридических и физических лиц, создающих и эксплуатирующих гражданские воздушные суда и их компоненты.

2.2.2. Настоящие Правила не отменяют действие документов, выданных в установленном порядке и удостоверяющих летную годность воздушных судов и их компонентов, которые были допущены к эксплуатации в гражданской авиации государств-учредителей до даты введения в действие настоящих Правил.

2.3. Применение и толкование Авиационных правил

2.3.1. Единообразное применение и однозначное толкование требований к образцу авиационной техники, включенных в его сертификационный базис, являются необходимым условием обеспечения его сертификации.

2.3.2. Окончательное решение по разногласиям в толковании настоящих Правил, других Авиационных правил, принятых Советом по авиации и использованию воздушного пространства, и сертификационных базисов, утвержденных Авиарегистром, принимает Авиарегистр.

2.4. Отступления от требований к летной годности

2.4.1. Отступления от требований к летной годности образца, включенных в его сертификационный базис, могут признаваться Авиарегистром приемлемыми, если эти отступления компенсируются мерами, обеспечивающими уровень летной годности, эквивалентный уровню, установленному действующими Авиационными правилами (нормами летной годности).

2.5. Сертификационные работы

2.5.1. Соответствие образца авиационной техники и его компонентов требованиям сертификационного базиса устанавливается на основании результатов сертификационных работ: расчетов, моделирования, анализа опыта эксплуатации образца или его прототипов и сертификационных (лабораторных, стендовых, наземных и летных) испытаний образца.

2.5.2. Сертификационные работы проводятся в соответствии с действующими методами определения соответствия или методами, разработанными организациями и предприятиями, проводящими сертификационные работы. Указанные методы подлежат одобрению Авиарегистром и включаются в программы сертификационных работ.

2.5.3. Сертификационные работы проводятся под руководством и контролем Авиарегистра. Авиарегистр имеет право приостанавливать переход к следующему этапу сертификации, если не достигнуты цели предыдущего этапа.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»