ПРИКАЗ
от 5 июля 1994 года N 49
О введении в действие авиационных правил
____________________________________________________________________
Отменен на основании
приказа Минтранса России от 19 декабря 2013 года N 474
____________________________________________________________________
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 года N 367, учитывая необходимость сертификации большого количества образцов авиационной техники, в том числе Ил-96Т и М, Ил-114, Ил-103, Ту-334, Бе-200, Ми-26ТС, Ка-62, в целях упорядочения процесса сертификации отечественной авиационной техники в новых условиях и повышения ее конкурентоспособности ввести в действие в Российской Федерации в качестве временных Федеральных авиационных правил разработанные Межгосударственным авиационным комитетом и согласованные с Департаментом Воздушного транспорта Министерства транспорта России:
Авиационные правила. Часть 21.
Процедуры сертификации авиационной техники.
Разделы А, В, С, Д, Е.
Правила сертификации типа авиационной техники.
Юридическим и физическим лицам, связанным с созданием, производством, испытаниями, сертификацией и эксплуатацией воздушных судов и их оборудования, руководствоваться указанными Авиационными правилами.
Установить, что Авиационные правила приобретают статус постоянных правил после утверждения их Советом по авиации и использованию воздушного пространства и введения в действие приказом Министра транспорта Российской Федерации.
И.о. Министра
А.Н.Бевзенко
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ
АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
Часть 21
N п/п | Обозначение изменения | Дата вступления в силу | N п/п | Обозначение изменения | Дата вступления в силу | |
к Части 21 АП - Процедуры сертификации
авиационной техники
N п/п | Обозначение изменения | Дата вступления в силу | N п/п | Обозначение изменения | Дата вступления в силу | |
1 | Поправка N 21-1 | 20.03.95 |
Примечание. Номер изменения состоит из цифр, указывающих общий порядковый номер изменения, буквы "И", цифр, указывающих порядковый номер изменения к параграфу (пункту), и номера параграфа (пункта), в который вносится изменение. Например: 3И2-21.137 - это третье изменение к АП-21, являющееся вторым изменением к параграфу 21.137.
Настоящие Правила разработаны в соответствии с межгосударственным Соглашением о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства, утвержденным 30.12.91 (Минск), и направлены на повышение уровня безопасности полетов воздушных судов государств-участников Соглашения.
Правила устанавливают обязательный для выполнения предприятиями, организациями и другими юридическими и физическими лицами государств-участников Соглашения порядок сертификации и контроля за соответствием гражданских воздушных судов, компонентов, а также их производства действующим Авиационным правилам.
Настоящие Правила учитывают накопленный опыт сертификации авиационной техники, стандарты и рекомендации Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и международную практику в области летной годности воздушных судов.
1.1. Межгосударственный авиационный комитет (МАК) - постоянно действующий исполнительный орган, учрежденный независимыми государствами (государствами-учредителями), уполномоченный ими осуществлять в пределах своей компетенции реализацию Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства, а также обеспечивать работу Совета по авиации и использованию воздушного пространства, направленную на обеспечение безопасности полетов воздушных судов. Государствами-учредителями МАК являются: Республика Азербайджан, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Грузия, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, Российская Федерация, Туркменистан, Украина.
Межгосударственный авиационный комитет взаимодействует с авиационными администрациями государств-учредителей в области нормирования летной годности и процедур сертификации авиационной техники в соответствии с делегированными ему государствами-учредителями функциями и соглашениями между ними.
1.2. Авиационный регистр МАК (Авиарегистр) - компетентный орган Межгосударственного авиационного комитета, осуществляющий деятельность в области летной годности и процедур сертификации воздушных судов, их компонентов, производства авиационной техники, охраны окружающей среды от воздействия авиации с выдачей соответствующих сертификатов, свидетельств и эквивалентных им документов, а также осуществляющий сертификацию организаций, разрабатывающих авиационную технику, аккредитацию организаций (центров), выполняющих сертификационные работы, и уполномоченных Авиарегистром представителей и экспертов (экспертов-аудиторов).
1.3. Орган государственного регулирования гражданской авиации (авиационная администрация) - орган исполнительной власти государства-учредителя, уполномоченный осуществлять в пределах своей компетенции деятельность, направленную на обеспечение безопасности полетов воздушных судов.
1.4. Авиационные правила - принятый государствами-учредителями свод процедур, правил, норм и стандартов, выполнение которых признается государствами-учредителями в качестве обязательного условия обеспечения безопасности полетов и охраны окружающей среды от воздействия авиации. Авиационные правила имеют статус единых для государств-учредителей и вводятся в действие в этих государствах в установленном ими порядке.
1.5. Нормы летной годности (НЛГ) - часть Авиационных правил, которая содержит требования к конструкции, параметрам и летным качествам воздушных судов и их компонентов, направленные на обеспечение безопасности полетов.
1.6. Авиационная техника - применительно к настоящим Правилам под авиационной техникой понимается воздушное судно (ВС) и его компоненты.
1.7. Образец авиационной техники - применительно к настоящим Правилам образцом авиационной техники является тип воздушного судна, тип авиационного маршевого двигателя, тип воздушного винта и тип вспомогательного двигателя.
1.8. Разработчик - организация, предприятие или иное юридическое лицо, осуществляющее разработку авиационной техники.
1.9. Сертификат Разработчика - документ, выдаваемый Авиарегистром организации, признанной Авиарегистром в качестве Разработчика образцов авиационной техники.
1.10. Изготовитель - предприятие или иное юридическое лицо, осуществляющие производство авиационной техники.
1.11. Независимая инспекция - инспекция, осуществляющая контрольные функции у Разработчика и Изготовителя, уполномоченная соответствующими органами государственного регулирования и Авиарегистром и принимающая в пределах своей компетенции решения, независимые от решений и мнений организаций и предприятий, которые она контролирует.
1.12. Эксплуатант - предприятие или иное юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию воздушных судов и имеющее сертификат или свидетельство, которые выданы органом государственного регулирования гражданской авиации.
1.13. Сертификационный центр - организация, выполняющая сертификационные работы и имеющая на то соответствующие полномочия Авиарегистра.
1.14. Сертификация - установление соответствия авиационной техники и ее производства требованиям действующих авиационных правил.
1.15. Сертификат типа - документ, выдаваемый Авиарегистром и удостоверяющий соответствие образца авиационной техники требованиям сертификационного базиса.
1.16. Дополнение к Сертификату типа - документ, выдаваемый Авиарегистром и удостоверяющий соответствие сертифицированного образца авиационной техники с внесенным в его типовую конструкцию главным, акустическим или эмиссионным изменением распространенным на него требованиям к летной годности и охране окружающей среды.
1.17. Заявка на выдачу Сертификата типа - заявление любого юридического лица (Заявителя), поданное им в Авиарегистр для получения Сертификата типа на образец авиационной техники.
1.18. Заявитель - лицо, подавшее в Авиарегистр заявку на получение Сертификата типа, Сертификата/Одобрения производства или другого сертификационного документа.
1.19. Держатель Сертификата типа - Заявитель, получивший от Авиарегистра Сертификат типа на образец авиационной техники.
1.20. Сертификационный базис - комплекс требований к летной годности и охране окружающей среды, распространенных на данный образец авиационной техники.
1.21. Квалификационный базис - комплекс требований к летной годности, распространенных на данный тип комплектующего изделия.
1.22. Типовая конструкция - конструкция образца авиационной техники (включая его летные характеристики и эксплуатационные ограничения), соответствие которой требованиям сертификационного базиса устанавливается по результатам сертификации образца.
1.23. Доказательная документация (ДД) - документация, содержащая результаты проверок, испытаний и оценок летной годности образца авиационной техники и устанавливающая его соответствие требованиям сертификационного базиса.
1.24. Эксплуатационная документация (ЭД) - документация, регламентирующая летную и техническую эксплуатацию образца, включая его техническое обслуживание, и содержащая эксплуатационные ограничения, процедуры и рекомендации,
1.25. Технические условия на приемку и поставку образца (ТУ) - документ, содержащий информацию о типовой конструкции, параметры и характеристики серийно изготавливаемого экземпляра авиационной техники, которые подлежат контролю и оценке при приемке экземпляра в качестве готовой продукции и установлении его соответствия типовой конструкции, указанной в Сертификате типа образца.
1.26. Сертификат летной годности - документ, удостоверяющий соответствие экземпляра воздушного судна типовой конструкции, указанной в Сертификате типа образца, и являющийся необходимым условием допуска к летной эксплуатации этого экземпляра ВС с установленными для него ограничениями.
1.27. Свидетельство о годности изделия - документ, удостоверяющий соответствие типа комплектующего изделия требованиям квалификационного базиса.
1.28. Модификация - любое главное, второстепенное, акустическое или эмиссионное изменение типовой конструкции образца авиационной техники, касающееся его летной годности или затрагивающее его характеристики, влияющие на окружающую среду.
1.29. Главное изменение - такое изменение типовой конструкции образца, которое существенно влияет на его летную годность.
1.30. Второстепенное изменение - такое изменение типовой конструкции образца, которое несущественно влияет на его летную годность и не является главным изменением.
1.31. Акустическое или эмиссионное изменение - такое изменение типовой конструкции образца, которое влияет на уровень шума на местности или эмиссию и требует дополнительной сертификации на соответствие требованиям к охране окружающей среды.
2.1.1. В настоящих Правилах излагаются:
(а) процедуры, выполнение которых необходимо для выдачи документов, удостоверяющих летную годность авиационной техники;
(б) процедуры, устанавливающие взаимоотношения организаций, участвующих в сертификации авиационной техники.
2.2.1. Настоящие Правила обязательны для юридических и физических лиц, создающих и эксплуатирующих гражданские воздушные суда и их компоненты.
2.2.2. Настоящие Правила не отменяют действие документов, выданных в установленном порядке и удостоверяющих летную годность воздушных судов и их компонентов, которые были допущены к эксплуатации в гражданской авиации государств-учредителей до даты введения в действие настоящих Правил.
2.3.1. Единообразное применение и однозначное толкование требований к образцу авиационной техники, включенных в его сертификационный базис, являются необходимым условием обеспечения его сертификации.
2.3.2. Окончательное решение по разногласиям в толковании настоящих Правил, других Авиационных правил, принятых Советом по авиации и использованию воздушного пространства, и сертификационных базисов, утвержденных Авиарегистром, принимает Авиарегистр.
2.4.1. Отступления от требований к летной годности образца, включенных в его сертификационный базис, могут признаваться Авиарегистром приемлемыми, если эти отступления компенсируются мерами, обеспечивающими уровень летной годности, эквивалентный уровню, установленному действующими Авиационными правилами (нормами летной годности).
2.5.1. Соответствие образца авиационной техники и его компонентов требованиям сертификационного базиса устанавливается на основании результатов сертификационных работ: расчетов, моделирования, анализа опыта эксплуатации образца или его прототипов и сертификационных (лабораторных, стендовых, наземных и летных) испытаний образца.
2.5.2. Сертификационные работы проводятся в соответствии с действующими методами определения соответствия или методами, разработанными организациями и предприятиями, проводящими сертификационные работы. Указанные методы подлежат одобрению Авиарегистром и включаются в программы сертификационных работ.
2.5.3. Сертификационные работы проводятся под руководством и контролем Авиарегистра. Авиарегистр имеет право приостанавливать переход к следующему этапу сертификации, если не достигнуты цели предыдущего этапа.